Химический анализ в быту. Элективный курс
методическая разработка по химии (9 класс) на тему

Михеева Наталья Алексеевна

Элективный курс по химии "Химический анализ в быту". Составлен на 17 часов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа элективного курса

«Химический анализ в быту»

9 класс

Пояснительная записка

Почти каждый ученик хочет на практике почувствовать себя исследователем, сделать пусть маленькое, но открытие. Элективный курс “Химический анализ в быту” предоставляет возможность становления и развития у школьников исследовательских навыков благодаря большому количеству практических работ.

Обучение школьников химии предполагает выполнение практических работ. Широкое использование лабораторных работ в учебном процессе делает его более интересным, повышает качество обучения, усиливает практическую направленность преподавания. Кроме того, проведение лабораторных и практических работ при изучении курса химии способствует лучшему формированию у школьников общеучебных и специальных умений и навыков.

Курс рассчитан на 17 часов и призван помочь учащимся увидеть связи между изучаемыми предметами, научить применять имеющие знания, умело использовать их при решении новых задач.

Цель программы: формирование естественнонаучных умений и навыков, расширение интереса учащихся к химии (для последующего выбора естественно-научного профиля обучения).

Задачи программы: 

1. на примере методов аналитической химии сформировать у учащихся навыки работы с химическими реактивами и химическим оборудованием;

2.  познакомить учащихся с содержанием работы ученого аналитика, лаборанта химической лаборатории, развить интерес к профессиям, связанным с химическими процессами, тем самым содействовать дальнейшему профессиональному самоопределению.

Программа выстроена в логике химического практикума, согласуемого с содержанием программы раздела неорганическая химия (9 класс) и содержит практические работы, не означенные в школьной программе, но соответствующие уровню учебного материала по химии за 9 класс. Школьные опыты и наблюдения играют важную роль. Они позволяют лучше раскрыть методы научного исследования, показать, как может ставиться и решаться научная проблема.

В процессе обучения по программе учащиеся приобретают первоначальные сведения о методах химического анализа, самостоятельно выполняют исследования по определению качественного и количественного состава воды, воздуха, продуктов питания и лекарств. Приобретаемые учащимися знания, умения и навыки имеют большое практическое значение, способствуют развитию экологического и здоровье сберегающего мировоззрения.

В ходе реализации данной программы предполагается использование исследовательских технологий развивающего обучения.

Для работы по программе необходимо лабораторное оборудование и химические реактивы, имеющиеся в арсенале школьного химического кабинета. Об успешном освоении программы можно судить по выступлениям учащихся на семинарах, интересу учащихся и по результатам собеседования по выполненным самостоятельно практическим работам и защите Портфолио.

Режим занятий: 1 час в неделю в течение первого или второго полугодия.

Требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать: общие правила работы в химической лаборатории, технику безопасности, основы химического анализа. Методы химического анализа, предмет и значение аналитической химии. обнаружения катионов кислотно-щелочным методом на примере аналитических реакций серебра +1 и свинца +2; обнаружения анионов на примере аналитических реакций сульфатов и карбонатов. Знать способы: определения жесткости воды титриметрическим методом; определения содержания в воде ионов железа+3, кальция+2, хлоридов, сульфатов, карбонатов; определения содержания белка в воде; определения содержания хлоридов в воде, оценка солености. Иметь представление о биохимической роли витаминов в живом организме и содержании витаминов в различных продуктах питания.

Учащиеся должны уметь: оказывать первую помощь при ожогах химическими реактивами; уметь применять на практике методы качественного и количественного анализа; осуществлять анализ воздуха в помещении; качественный анализ микрофлоры воздуха; анализ качества питьевой воды; анализ пищевых продуктов.

Содержание программы

Введение 1 ч.

Общие правила работы в химической лаборатории. Техника безопасности. Оказание первой помощи.

         Основы химического анализа 3 ч. 

Предмет и значение аналитической химии. Методы химического анализа. Практическая работа: “Обнаружение катионов кислотно-щелочным методом на примере аналитических реакций серебра +1 и свинца +2” Методы качественного анализа. Практическая работа: “Обнаружение анионов на примере аналитических реакций сульфатов и карбонатов” Методы количественного анализа. Практическая работа: “Определение жесткости воды титриметрическим методом”.

Анализ воздуха 2 ч. Практическая работа: “Анализ воздуха в помещении” Практическая работа: “Качественный анализ микрофлоры воздуха”.

         Анализ воды 4 ч. Практическая работа: “Анализ качества питьевой воды” Практическая работа: “Определение содержания в воде ионов железа+3, кальция+2, хлоридов, сульфатов, карбонатов”

Практическая работа: “Определение содержания белка в воде” Практическая работа: “Определение содержания хлоридов в воде, оценка солености”.

         Анализ пищевых продуктов 4 ч. Биохимическая роль витаминов в живом организме. Содержание витаминов в различных продуктах питания.

Учебно-тематический план элективного курса
“Химический анализ в быту”

№ п/п

Содержание

Количество часов

В том числе

Форма контроля

Теорет.

Практич.

1

Введение. Общие правила работы в химической лаборатории. Техника безопасности. Оказание первой помощи

1

1

 

 

2

Основы химического анализа

3

 

3

Выполнение практ. работ, выступление на семинаре

3

Анализ воздуха в помещении

2

 

2

Выполнение практ. работ,собеседование

4

Анализ воды

4

 

4

Выполнение практ. работ,собеседование

5

Анализ пищевых продуктов

4

1

3

Выполнение практ. работ,собеседование

6

Анализ лекарственных препаратов

2

 

2

Выполнение практ. работ,собеседование

7

Обобщение

1

1

 

Оценка портфолио

Итого

17

3

14

Перечень практических работ элективного курса
“Химический анализ в быту”

№ п/п

Название работы

Литературный источник

1

Обнаружение катионов кислотно-щелочным методом на примере аналитических реакций серебра +1 и свинца +2

Астафуров В.И. “Основы химического анализа”

Стр. 56-60

2

Обнаружение анионов на примере аналитических реакций сульфатов и карбонатов

Астафуров В.И. “Основы химического анализа”

Стр. 87-90

3

Определение жесткости вода титриметрическим методом (количественного анализ)

Астафуров В.И. “Основы химического анализа”

Стр. 138

4

Анализ воздуха в помещении

Пасечник В.В. “Школьный практикум. Экология” Стр. 21

5

Качественный анализ микрофлоры воздуха

Пасечник В.В. “Школьный практикум. Экология” Стр. 23

6

Анализ качества питьевой воды

Пасечник В.В. “Школьный практикум. Экология”

Стр. 24

7

Определение содержания в воде ионов железа+3, кальция+2, хлоридив, сульфатов, карбонатов

Пасечник В.В. “Школьный практикум. Экология”

Стр. 27

8

Определение содержания белка в воде

Пасечник В.В. “Школьный практикум. Экология”

Стр. 31

9

Определение содержания хлоридов в воде, оценка солености

Пасечник В.В. “Школьный практикум. Экология”

Стр. 35

10

Обнаружение витаминов: А в подсолнечном масле, С в яблочном соке, D в курином желтке

Габриелян О.С. “Химия10 класс” Стр. 294

11

Определение нитратов в овощах и ягодах

Пасечник В.В. “Школьный практикум. Экология”

Стр. 47

12

Определения свинца, хрома и кобальта в овощах, грибах и ягодах

Пасечник В.В. “Школьный практикум. Экология”

Стр. 48

13

Анализ лекарственных препаратов, производных салициловой кислоты

Габриелян О.С. “Химия 10 класс” стр. 297

14

Анализ лекарственных препаратов, производных н-аминофенола

Габриелян О.С. “Химия 10 класс” Стр. 298

Календарно-тематический план элективного курса
“Химический анализ в быту”


п/п

Тема урока

Дата

проведения

1

Введение 1 ч.

Общие правила работы в химической лаборатории. Техника безопасности. Оказание первой помощи

 

Основы химического анализа 3 ч.

2

Предмет и значение аналитической химии. Методы химического анализа. Практическая работа №1: “Обнаружение катионов кислотно-щелочным методом на примере аналитических реакций серебра +1 и свинца +2”

 

3

Методы качественного анализа. Практическая работа №2: “Обнаружение анионов на примере аналитических реакций сульфатов и карбонатов”

 

4

Методы количественного анализа. Практическая работа №3: “Определение жесткости воды титриметрическим методом”

 

Анализ воздуха 2 ч.

5

Практическая работа №4: “Анализ воздуха в помещении”

 

6

Практическая работа №5: “Качественный анализ микрофлоры воздуха”

 

Анализ воды 4 ч.

7

Практическая работа №6: “Анализ качества питьевой воды”

 

8

Практическая работа №7: “Определение содержания в воде ионов железа+3, кальция+2, хлоридов, сульфатов, карбонатов”

 

9

Практическая работа №8: “Определение содержания белка в воде”

 

10

Практическая работа №9: “Определение содержания хлоридов в воде, оценка солености”

 

Анализ пищевых продуктов 4 ч.

11

Биохимическая роль витаминов в живом организме. Содержание витаминов в различных продуктах питания.

 

12

Практическая работа №10: “Обнаружение витаминов: А в подсолнечном масле, С в яблочном соке, D в курином желтке”

 

13

Загрязнители и их отрицательное действие на организм человека. Практическая работа №11: “Определение нитратов в овощах и ягодах”

 

14

Практическая работа №12: “Определения свинца, хрома и кобальта в овощах, грибах и ягодах”

 

Анализ лекарственных препаратов 2 ч.

15

Практическая работа №13: “Анализ лекарственных препаратов, производных салициловой кислоты”

 

16

Практическая работа №14: “Анализ лекарственных препаратов, производных н-аминофенола”

 

17

Обобщение 1 ч.

 

 


Список литературы

Учебники:

  1. Габриелян О.С. Химия. 9 класс, профильный уровень. – М.: Дрофа, 2006.
  2. Пасечник В.В. Школьный практикум. Экология. 9 класс. – М.: Дрофа, 2004.

Литература для учителя:

  1. Габриелян О.С. Химия. 10 класс. – М.: Дрофа, 2006.
  2. Астафуров В.И. Основы химического анализа. – М.: Просвещение, 1982.



Предварительный просмотр:

Программа элективного курса

«Химический анализ в быту»

9 класс

Пояснительная записка

Почти каждый ученик хочет на практике почувствовать себя исследователем, сделать пусть маленькое, но открытие. Элективный курс “Химический анализ в быту” предоставляет возможность становления и развития у школьников исследовательских навыков благодаря большому количеству практических работ.

Обучение школьников химии предполагает выполнение практических работ. Широкое использование лабораторных работ в учебном процессе делает его более интересным, повышает качество обучения, усиливает практическую направленность преподавания. Кроме того, проведение лабораторных и практических работ при изучении курса химии способствует лучшему формированию у школьников общеучебных и специальных умений и навыков.

Курс рассчитан на 17 часов и призван помочь учащимся увидеть связи между изучаемыми предметами, научить применять имеющие знания, умело использовать их при решении новых задач.

Цель программы: формирование естественнонаучных умений и навыков, расширение интереса учащихся к химии (для последующего выбора естественно-научного профиля обучения).

Задачи программы: 

1. на примере методов аналитической химии сформировать у учащихся навыки работы с химическими реактивами и химическим оборудованием;

2.  познакомить учащихся с содержанием работы ученого аналитика, лаборанта химической лаборатории, развить интерес к профессиям, связанным с химическими процессами, тем самым содействовать дальнейшему профессиональному самоопределению.

Программа выстроена в логике химического практикума, согласуемого с содержанием программы раздела неорганическая химия (9 класс) и содержит практические работы, не означенные в школьной программе, но соответствующие уровню учебного материала по химии за 9 класс. Школьные опыты и наблюдения играют важную роль. Они позволяют лучше раскрыть методы научного исследования, показать, как может ставиться и решаться научная проблема.

В процессе обучения по программе учащиеся приобретают первоначальные сведения о методах химического анализа, самостоятельно выполняют исследования по определению качественного и количественного состава воды, воздуха, продуктов питания и лекарств. Приобретаемые учащимися знания, умения и навыки имеют большое практическое значение, способствуют развитию экологического и здоровье сберегающего мировоззрения.

В ходе реализации данной программы предполагается использование исследовательских технологий развивающего обучения.

Для работы по программе необходимо лабораторное оборудование и химические реактивы, имеющиеся в арсенале школьного химического кабинета. Об успешном освоении программы можно судить по выступлениям учащихся на семинарах, интересу учащихся и по результатам собеседования по выполненным самостоятельно практическим работам и защите Портфолио.

Режим занятий: 1 час в неделю в течение первого или второго полугодия.

Требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать: общие правила работы в химической лаборатории, технику безопасности, основы химического анализа. Методы химического анализа, предмет и значение аналитической химии. обнаружения катионов кислотно-щелочным методом на примере аналитических реакций серебра +1 и свинца +2; обнаружения анионов на примере аналитических реакций сульфатов и карбонатов. Знать способы: определения жесткости воды титриметрическим методом; определения содержания в воде ионов железа+3, кальция+2, хлоридов, сульфатов, карбонатов; определения содержания белка в воде; определения содержания хлоридов в воде, оценка солености. Иметь представление о биохимической роли витаминов в живом организме и содержании витаминов в различных продуктах питания.

Учащиеся должны уметь: оказывать первую помощь при ожогах химическими реактивами; уметь применять на практике методы качественного и количественного анализа; осуществлять анализ воздуха в помещении; качественный анализ микрофлоры воздуха; анализ качества питьевой воды; анализ пищевых продуктов.

Содержание программы

Введение 1 ч.

Общие правила работы в химической лаборатории. Техника безопасности. Оказание первой помощи.

         Основы химического анализа 3 ч. 

Предмет и значение аналитической химии. Методы химического анализа. Практическая работа: “Обнаружение катионов кислотно-щелочным методом на примере аналитических реакций серебра +1 и свинца +2” Методы качественного анализа. Практическая работа: “Обнаружение анионов на примере аналитических реакций сульфатов и карбонатов” Методы количественного анализа. Практическая работа: “Определение жесткости воды титриметрическим методом”.

Анализ воздуха 2 ч. Практическая работа: “Анализ воздуха в помещении” Практическая работа: “Качественный анализ микрофлоры воздуха”.

         Анализ воды 4 ч. Практическая работа: “Анализ качества питьевой воды” Практическая работа: “Определение содержания в воде ионов железа+3, кальция+2, хлоридов, сульфатов, карбонатов”

Практическая работа: “Определение содержания белка в воде” Практическая работа: “Определение содержания хлоридов в воде, оценка солености”.

         Анализ пищевых продуктов 4 ч. Биохимическая роль витаминов в живом организме. Содержание витаминов в различных продуктах питания.

Учебно-тематический план элективного курса
“Химический анализ в быту”

№ п/п

Содержание

Количество часов

В том числе

Форма контроля

Теорет.

Практич.

1

Введение. Общие правила работы в химической лаборатории. Техника безопасности. Оказание первой помощи

1

1

 

 

2

Основы химического анализа

3

 

3

Выполнение практ. работ, выступление на семинаре

3

Анализ воздуха в помещении

2

 

2

Выполнение практ. работ,собеседование

4

Анализ воды

4

 

4

Выполнение практ. работ,собеседование

5

Анализ пищевых продуктов

4

1

3

Выполнение практ. работ,собеседование

6

Анализ лекарственных препаратов

2

 

2

Выполнение практ. работ,собеседование

7

Обобщение

1

1

 

Оценка портфолио

Итого

17

3

14

Перечень практических работ элективного курса
“Химический анализ в быту”

№ п/п

Название работы

Литературный источник

1

Обнаружение катионов кислотно-щелочным методом на примере аналитических реакций серебра +1 и свинца +2

Астафуров В.И. “Основы химического анализа”

Стр. 56-60

2

Обнаружение анионов на примере аналитических реакций сульфатов и карбонатов

Астафуров В.И. “Основы химического анализа”

Стр. 87-90

3

Определение жесткости вода титриметрическим методом (количественного анализ)

Астафуров В.И. “Основы химического анализа”

Стр. 138

4

Анализ воздуха в помещении

Пасечник В.В. “Школьный практикум. Экология” Стр. 21

5

Качественный анализ микрофлоры воздуха

Пасечник В.В. “Школьный практикум. Экология” Стр. 23

6

Анализ качества питьевой воды

Пасечник В.В. “Школьный практикум. Экология”

Стр. 24

7

Определение содержания в воде ионов железа+3, кальция+2, хлоридив, сульфатов, карбонатов

Пасечник В.В. “Школьный практикум. Экология”

Стр. 27

8

Определение содержания белка в воде

Пасечник В.В. “Школьный практикум. Экология”

Стр. 31

9

Определение содержания хлоридов в воде, оценка солености

Пасечник В.В. “Школьный практикум. Экология”

Стр. 35

10

Обнаружение витаминов: А в подсолнечном масле, С в яблочном соке, D в курином желтке

Габриелян О.С. “Химия10 класс” Стр. 294

11

Определение нитратов в овощах и ягодах

Пасечник В.В. “Школьный практикум. Экология”

Стр. 47

12

Определения свинца, хрома и кобальта в овощах, грибах и ягодах

Пасечник В.В. “Школьный практикум. Экология”

Стр. 48

13

Анализ лекарственных препаратов, производных салициловой кислоты

Габриелян О.С. “Химия 10 класс” стр. 297

14

Анализ лекарственных препаратов, производных н-аминофенола

Габриелян О.С. “Химия 10 класс” Стр. 298

Календарно-тематический план элективного курса
“Химический анализ в быту”


п/п

Тема урока

Дата

проведения

1

Введение 1 ч.

Общие правила работы в химической лаборатории. Техника безопасности. Оказание первой помощи

 

Основы химического анализа 3 ч.

2

Предмет и значение аналитической химии. Методы химического анализа. Практическая работа №1: “Обнаружение катионов кислотно-щелочным методом на примере аналитических реакций серебра +1 и свинца +2”

 

3

Методы качественного анализа. Практическая работа №2: “Обнаружение анионов на примере аналитических реакций сульфатов и карбонатов”

 

4

Методы количественного анализа. Практическая работа №3: “Определение жесткости воды титриметрическим методом”

 

Анализ воздуха 2 ч.

5

Практическая работа №4: “Анализ воздуха в помещении”

 

6

Практическая работа №5: “Качественный анализ микрофлоры воздуха”

 

Анализ воды 4 ч.

7

Практическая работа №6: “Анализ качества питьевой воды”

 

8

Практическая работа №7: “Определение содержания в воде ионов железа+3, кальция+2, хлоридов, сульфатов, карбонатов”

 

9

Практическая работа №8: “Определение содержания белка в воде”

 

10

Практическая работа №9: “Определение содержания хлоридов в воде, оценка солености”

 

Анализ пищевых продуктов 4 ч.

11

Биохимическая роль витаминов в живом организме. Содержание витаминов в различных продуктах питания.

 

12

Практическая работа №10: “Обнаружение витаминов: А в подсолнечном масле, С в яблочном соке, D в курином желтке”

 

13

Загрязнители и их отрицательное действие на организм человека. Практическая работа №11: “Определение нитратов в овощах и ягодах”

 

14

Практическая работа №12: “Определения свинца, хрома и кобальта в овощах, грибах и ягодах”

 

Анализ лекарственных препаратов 2 ч.

15

Практическая работа №13: “Анализ лекарственных препаратов, производных салициловой кислоты”

 

16

Практическая работа №14: “Анализ лекарственных препаратов, производных н-аминофенола”

 

17

Обобщение 1 ч.

 

 


Список литературы

Учебники:

  1. Габриелян О.С. Химия. 9 класс, профильный уровень. – М.: Дрофа, 2006.
  2. Пасечник В.В. Школьный практикум. Экология. 9 класс. – М.: Дрофа, 2004.

Литература для учителя:

  1. Габриелян О.С. Химия. 10 класс. – М.: Дрофа, 2006.
  2. Астафуров В.И. Основы химического анализа. – М.: Просвещение, 1982.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс «Педагогические основы организаторской деятельности» («Быть лидером – быть успешным»)

Элективный курс «Педагогические  основы организаторской деятельности» («Быть лидером – быть успешным») предполагает формирование и развитие образованной, творческой, компетентной и конкурентоспос...

Элективный курс "Подготовка к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе" готовит к экзамену девятиклассников. Материалы этого курса могут быть использованы и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.

№п/пДатаТема занятияВиды работ1 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оцениванияЛекция учителя2 Этапы работы над изложениемЛекция учителя4 Редак...

"химия в быту" элективный курс 9 класс

пояснительная записка, тематическое планирование...

Программа элективного курса предпрофильной подготовки «ХИМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ. НАУКА И ПРАКТИКА»

Программа курса «Химический анализ. Наука и практика» направлена на удовлетворение познавательных интересов и применения практических знаний по химии учащихся основной общеобразовательной школы....

Рабочая программа элективного курса «Искусство быть здоровым: химия в быту»

Наука химия требует комплексного, всестороннего изучения и использования полученных знаний в практической деятельности человека. Внедрение химических веществ в нашу жизнь происходит постоянно, а незна...

Рабочая программа элективного курса "Основы химического анализа".

Данная программа, по учебной дисциплине - химия, предназначена для изучения химии в учреждениях общего образования, реализующих образовательную программу основного общего образования, в условиях профи...

рабочая программа элективного курса «Основы химического анализа» для учащихся 9 класса

развитие и воспитание личности обучающегося, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления химического опыта своей страны и человечества в целом, актив...