Качество.Факультативный курс
классный час по химии (9 класс) на тему

Филлипова Элеонора Борисовна

Работа представляет собой системный подход к проведению внеклассных мероприятий во время ставшего традиционным на Кубани месячника «Качество».  Мероприятия подобраны с учетом возрастных особенностей учащихся и рассчитаны на непрерывную работу в этом направлении на протяжении 5 лет с 2013 по 2017 годы. С целью заинтересовать учащихся внеклассные мероприятия носят игровой, познавательный характер, при их проведении используются различные формы групповых, индивидуальных, творческих и исследовательских работ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Качество. Факультативный курс74.1 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ                                                                                                     СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2

г. ТУАПСЕ

Программа факультативного курса

«Формирование культуры здорового питания и потребительское  образование

учащихся 9 классов и их родителей»

        Автор:

        Учитель МБОУ СОШ №2

        Филиппова Э.Б.

        Туапсе, 2014

Пояснительная записка.

  Наше здоровье – результат не  только наследственности, образа жизни, но и выбора продукции, которую мы покупаем и потребляем, и условий, в которых мы живем. Время потрясений и революций давно прошло, но продолжительность жизни в стране продолжает сокращаться. Значит причина такого сокращения не только стрессы, а в других факторах, главным из которых является наводнение России недоброкачественной и вредной для здоровья продукции. Этой проблеме посвящено множество телепередач, журнальных и газетных статей,  тем не менее,  доля вредных для здоровья товаров в общем потреблении продукции продолжает расти. Поэтому, важнейшей задачей педагогов школ является формирование у учащихся основ правильного питания, иными словами, формирования потребительской грамотности и потребительской культуры. Представленная мною программа результат десятилетнего опыта работы в сфере потребительского образования учащихся и студентов. Эта работа ведется мною непрерывно как во время проведения ставших традиционными на Кубани, месячников «Качество», так и в повседневной работе в течении учебного года. Используемые мною формы работы разнообразны – это потребительское тестирование продуктов питания (учащиеся часто предлагают темы для тестирования сами), конкурсы, викторины, КВН, исследовательские работы, беседы, деловые игры и т.д. Кроме работы с учащимися мною ведется активная работа с их родителями с целью показать важность правильного и здорового питания их детей для укрепления здоровья, укрепления иммунитета, сокращения заболеваемости и повышения успеваемости.           Для реализации данной задачи мною был разработан системный подход к потребительскому воспитанию учащихся и их родителей. Он подразумевает непрерывную работу на протяжении не только одного учебного года, а на время всего обучения.

- В  конкурсной программе представлен факультативный курс для учащихся 9 класса и родительский лекторий, материал, который можно использовать при проведении родительских собраний.

- Программа рассчитана на 17 часов факультативных занятий (одно занятие в две недели в течение учебного года или одно занятие в неделю, срок обучения – одно полугодие)

- Форма занятия – факультатив после уроков. Форма подведения итогов реализации программы – исследовательская работа по теме, выбранной учащимся в рамках факультативного курса.

                   Актуальность курса

  1. Потребитель – главная действующая фигура на рынке. От того, насколько он будет грамотен, зависит качество товаров и услуг, которое ему представит производитель.
  2. Проведенный среди учащихся опрос показал повышенный интерес к качеству продуктов питания и их влияния на здоровье.
  3. Повышение престижа кубанских производителей товаров и услуг, акцентирование внимания на главном – качестве выпускаемой продукции.
  4. Главное направление деятельности педагога – воспитание человека Мира предполагает формирование культуры потребителя как составляющую общей культуры всесторонне развитой личности.

Цель программы – воспитание культуры питания и грамотного потребителя в целом.        

                               

Задачи:

- изучение школьниками рынка отечественных товаров и услуг местных производителей  рамках краевой целевой программы «Качество» и российскими производителями;

- изучение закона РФ «О защите прав потребителей»;

- воспитание у учащихся и их родителей гражданской активности и ответственности за отечественную, кубанскую продукцию;

- усиление противостоянию некачественным товарам;

- приобщение учащихся к исследовательской деятельности;

- разработка практических рекомендаций по методики проведения занятий в рамках воспитания культуры питания и потребительского образования в целом.

Цель потребительского воспитания и культуры здорового питания школьников.

   Образовательные

  Воспитательные

   Практические

Овладение определенным набором знаний, умений и навыков.

Формирование диалектико – материального мировоззрения.

Умение применять полученные знания в практической деятельности.

Понимание сущности законов правильного питания и их влияния на здоровье человека.

Социальная адаптация и самоопределение личности.

Умение производить необходимые потребительские тестирования, с целью определения качества продукта питания.

Овладение азами потребительской грамотности.

Развитие потребительского мышления.

Умение анализировать и прогнозировать результаты потребительского исследования.

Умение читать и анализировать информацию представленную СМИ и печатными изданиями.

Выработка навыков рациональной организации и планирования своего времени, труда, средств.

Умение пользоваться статьями Закона «О защите прав Потребителей»

Овладение общими и специальными методиками познания.

Воспитание потребительской культуры, уважение к труду.

Умение самостоятельно добывать знания.

Учебно – тематический план

Раздел, тема

Кол-во часов

Цель, формы проведения

I

Потребители и культура потребления.

4

1.

Введение

1

Цель – показать взаимосвязь здоровья человека и его культуры питания.

Формы  занятия – комбинированная. Включает: презентацию, беседу, приглашение специалиста.

2.

Мы – потребители.

1

Цель – знакомство с понятием «потребитель», «потребительская культура».

Форма занятия – комбинированная.

Включает: беседу, индивидуальную работу по карточкам, составление синквейнов (методика прилагается)

3-4

Изучаем историю потребительского движения.

2

Цель – показать историю развития потребительского движения в отстаивании своих интересов за качественную продукцию.

Форма занятия – комбинированная.

Включает: презентацию «История потребительского движения», выставку книг, просмотр фрагментов из фильма «Среда обитания», беседу.

II

Законы питания и вредные компоненты пищи.

5

5-6

Пищевые добавки

2

Цель – показать важность изучения информации о составе продукта.

Форма занятия:

  1. Теоретическая. Знакомство с разновидностью пищевых добавок и их влияние на организм.
  2. Практическая. Изучение состава продукта по информации данной производителем на упаковке товара.

7.

Нитраты, нитриты и нитрозосоединения.

1

Цель – показать влияние нитросоединений в продуктах питания на организм человека.

Форма проведения:

  1. Теоретическая. Изучения пагубного влияния на организм человека.
  2. Практическая. Определение при помощи компактных тестеров на нитраты их содержание в продуктах питания.

8.

Канцероген - акриламид

        

1

Цель – показать опасность для здоровья продуктов, содержащих акриламид.

Форма проведения:

  1. Теоретическая. Показ фрагмента из фильма «Среда обитания», беседа, обсуждение.
  2. Практическая. Выявление продуктов питания, содержащих акриламид (чипы, сухарики, картофель фри и т. д.) и условия его появления при приготовлении пищи.

9.

ГМО

1

Цель – определение роли и места продуктов питания, содержащих ГМО. Формы проведения:

  1. Теоретическая. Рассказать об истории появления, распространения, результатах ученых о влиянии на организм и их определении в составе продукта.
  2. Практическая. Работа с различными образцами продуктов питания с целью определения информации о содержании ГМО в составе образца.

III

Рекомендации по выбору безопасных для здоровья и полезных продуктов питания.

2

10.

Покупка продуктов питания

1

Цель – составить рекомендации при совершении покупок  продуктов питания.

Форма проведения – дискуссия, мозговой штурм.

11.

Хранение и переработка продуктов питания.

1

Цель – знакомства с некоторыми требованиями при хранении и переработке продуктов питания.

Форма проведения:

  1. Теоретическая. Знакомство с основными требованиями.
  2. Практическая. Составления учащимися алгоритма своих действий при совершении данных операций.

IV

Исследование качества продуктов питания.

3

12

Потребительское тестирование шоколада

1

Цель – научить учащихся определять качество шоколада по средствам потребительского тестирования.

Форма проведения:

Практическая. Апробирование методики потребительского тестирования шоколада в обычных условиях. (Методика прилагается)

13.

Потребительское тестирование газированных напитков.

1

Цель – научить учащихся определять качество газированных напитков по средствам потребительского тестирования, определять наличие вредных компонентов (красителей и ароматизаторов).

Форма проведения:

Практическая. Апробирование методики потребительского тестирования газированных в обычных условиях.

14.

Потребительское тестирование сгущенного молока.

1

Цель – научить учащихся определять качество сгущенного молока по средствам потребительского тестирования.

Форма проведения:

Практическая. Апробирование методики потребительского тестирования сгущенного молока в обычных условиях.

V

Кубанское – значит отличное.

3

15.

Продукция кубанских производителей.

1

Цель – знакомство с кубанской продукцией и деятельностью этих фирм. Формы проведения:

  1. Теоретическая – беседа, показ презентации о проведении месячника «Качество» на Кубани. Рассказ о губернаторской программе «Качество».
  2. Практическая. Участие в конкурсе исследовательских работ по теме «Кубанское – значит отличное»

16.

Закон РФ «О защите прав потребителей»

1

Цель – познакомить учащихся со статьями Закона, касающимися качество продукции и дающими возможность отстоять свои потребительские права в случае их нарушения.

Форма проведения –комбинированная. Работа с текстам Закона, решение ситуационных задач по карточкам.

17.

Итоговое. «КВН – грамотный потребитель»

1

Цель – в игровой соревновательной форме подвести итог занятиям по данному курсу.(Методика проведения прилагается).

ИТОГО

17

Комплексный подход данной программы подразумевает работу, как с учащимися, так и с их родителями. С этой целью разработан цикл родительских собраний на пять лет обучения.

План проведения лектория для родителей,  в рамках системного подхода к потребительскому образованию.

     Класс

Учебный год

              Мероприятия

        5 кл.

2014-2015

  1. Лекция «Краевая целевая программа «Качество».
  2. Лекция «Знакомство с кубанскими производителями продуктов питания».
  3. Лекция «Что едят Ваши дети?».

        6 кл.

2015-2016

  1. Лекция «История потребительского движения».
  2. Лекция «Что потребитель должен знать о товаре».
  3. Лекция «Изучаем Закон РФ «О защите прав потребителей».

       7кл.

2016-2017

  1. Лекция «Изучаем Закон РФ «О защите прав потребителей».
  2. Лекция «Жевательная резинка».
  3. Лекция «Пищевые добавки и их вред для здоровья человека».

       8 кл.

2017-2018

  1. Лекция «Изучаем Закон РФ «О защите прав потребителей».
  2. Лекция «Еда быстрого приготовления и ее последствия для здоровья человека».
  3. Лекция «Мытье посуды – медленное самоубийство».

      9 кл.

2018-2019

  1. Лекция  «Изучаем Закон РФ «О защите прав потребителя».
  2. Лекция «Разбор конкретных ситуаций из жизни» (Применение знания Закона на практике).
  3. Лекция «Вред и польза газированных напитков».

                Методическое обеспечение курса.

Методическое обеспечение курса содержит разработки презентации, примерный вариант занятия по потребительскому тестированию, итоговый КВН, разработки лекций для учащихся и их родителей.

Сценарий презентации                                                              

        «История потребительского движения»

                               (в стихах)

         Кроха сын к отцу пришел

        И спросила кроха:

      «Покупатель – хорошо?»

        « В принципе, неплохо (Отец)

         Вот, сынуля, погляди…

        Да не бойся, проходи

         Разговор у нас с тобой

        Будет долгий впереди.

       Я узнал из умных книг,

       Что когда-то был ледник,

       Сразу после динозавров

       «Homo sapiens» возник.

         Стало мало пить и есть

        Он в торговлю начал лезть.

        И отстаивал с дубинкой

                                                              Потребительскую честь.

                                                              Жизнь кипела, как могла,

                                                              У торговли шли дела

                     Отказались от дубинок

        Экономика росла.

    Человек нажил ума.

        Стал придумывать законы

        Интересные весьма.

        В древний город Вавилон

        Хаммурапи ввел закон

        Хтирож… хитрым всем торговцам

        Не давал пощады он.

        Если пиво подвело

        То торговцам не везло

        Их топили в бочке с пивом

        Наблюдало все село.

                                    Но… С появленьем, например,

        Разных деятельных сфер

        Населенье отказалось

        От таких жестоких мер.

        Вот, Кубань, к примеру, там

        Всем известно продавцам

        Если молоко прокисло

        Должен выпить его сам.

А в Париже продавца

Полу – свежего яйца…

В общем, все бросали яйца

Продавцу в район лица.

В общем, так, смотри сюда

(Показывает пальцем в книгу)

«Потребитель – знай свои права!»

И не верь тому, кто скажет

То, что это ерунда.

                А в России в наше время

        Потребительское племя

        Не читает книжек тома

        И с законом не знакомо.

        Все законы знать не просто

        В современных темпах роста.

        И уж если знать все сложно

        То азы запомнить можно.

Есть у нас, у нас в России,

Очень важный и красивый

«Потребительский закон»

Помогает людям он.

Вот, к примеру, мы, сын мой,

Потребители с тобой.

И гласит такой устав

«О защите наших прав»

Например, учтите люди,

Если вам в кафе на блюде

Муху в супе принесут

С этой мухой прямо в суд.

        На Кубани, точно знаю,

        Есть программа целевая.

        А ее инициатор,

        Это местный губернатор.

        Суть программы – защитить,

        Защитить права народа

        На товар любого рода,

        Чтоб не шла на рынок дрянь

        Знак есть «Качество Кубань».

        Если этот знак найдешь,

        Значит, сей товар хорош.

        Впрочем, в разных городах,

        Областях и округах

                                Есть программы и законы,

        Марки, знаки, эталоны.

        В общем, как гласит молва,

        Надо знать свои права.

        И тогда скажу вам я,

        Станем лучше жить друзья.

 « Потребительское тестирование шоколада»

Цель:

- познакомить учащихся с историей появления шоколада, с его целебными свойствами на организм человека;

- научить определять качественный шоколад от товара – подделки.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Теоретическая часть.
  3. Практическая часть – потребительское тестирование шоколада.

                                    Ход занятия.

  1. Организационный момент.
  2. Теоретическая часть.

        Целебные свойства шоколада известны со времен испанских мореплавателей. Ежедневно съедая по 30 грамм этого продукта можно забыть о болезнях сердца. Шоколад на много полезнее зеленого чая или красного вина. Он содержит полезные вещества, витамины В1, В2, РР., микроэлементы железа, калия Магния, натрия и фосфора, а также иммуностимулирующие компоненты.

        Существует легенда. Жил когда – то в Мексике искуснейший садовод по имени Квенцалькоатль. Среди великолепных фруктовых деревьев в его саду росло одно неприметное дерево. Садовод назвал его «какао». В плодах деревца содержались семена, из которых Квенцалькоатль готовил «Чоколатль» - напиток, придающий силу и веселящий душу. «Чоколатль» так нравился тем, кто пил его, что семена для его изготовления стали цениться дороже золота. Слава и богатство одурманили садовника, он возомнил себя всемогущим. В наказание за гордыню боги лишили его рассудка, и объятый безумием, Квенцалькоатль уничтожил свой сад. По чудесной случайности одно растение уцелело – это было дерево какао. Оно стало символом земли Ацтеков.

        В Европе о напитке из бобов какао узнали в 1520 году. Годом раньше, в ноябре, испанские конквистадоры во главе с Кортесом захватили древнюю столицу Мексики. Разграбив дворец императора ацтеков Монтесумы второго, они обнаружили в дворцовых кладовых несметные запасы сушеных бобов. Жареные бобы какао ацтеки растирали с зернами маиса молочной спелости, добавляли мед и сладкий сок агавы., полученное лакомство назвали «Чоколатль». Он считался у ацтеков священным и предназначался исключительно для царственных особ. Вернувшись из похода, Кортес преподнес своему королю несколько мешков экзотических бобов., а так же рецепт приготовления «чоколатля».  «Чоколатль», он же «шоколад» стал очень популярен при дворе. Первое время он был очень дорог и доступен немногим.

        Однако, благодаря колонизаторам, сколотившим состояние на коричневом золоте, и занявшимся выращиванием какао – бобов в промышленных масштабах, к середине XVII века шоколад превратился в самый модный напиток у европейцев. Следующий виток шоколадной истории начался в 1819 году, когда юный швейцарский изобретатель Франсуа Кайе разработал принципиально новый рецепт шоколада – густая масса, которую прессовали каменные ролики, превращали в аккуратные плтки. Через год в Швейцарии была построена первая фабрика по производству твердого шоколада. В России первым производителем плиточного шоколада стал А. И. Абрикосов – основатель Бабаевской фабрики и тем заслужил титул шоколадного короля России. В 1758 году лечебные свойства какао были описаны в медицинском справочнике.

        Что же такое натуральный шоколад?

Шоколадом называется кондитерское изделие, изготовленное на основе какао – бобов с сахаром с добавлением других видов сырья (орехов, изюма, цукатов, сухого молока и т. д.). В шоколаде не допускается использование жиров заменителей какао – масла, за исключением начинки. Для производство шоколада какао – масло поступает на кондитерские фабрики из двух источников: из-за рубежа или же на крупных Российских фабриках вырабатывается из какао – бобов, которые тоже доставляются из-за границы. Их привозят из Южной Америки и Африки, где среднегодовая температура не опускается ниже 20 градусов, и есть все условия для выращивания этих растений. Высококачественное какао-масло стоит недешево и поэтому в продаже можно купить не шоколад, а товар – подделку. В него вместо какао – масла добавляют разнообразные твердые жиры, эквиваленты какао-маслу. На вкус такие изделия очень отличаются от натурального шоколада. По мнению экспертов такой «шоколад» составляет только 60% от вкуса настоящего шоколада. Согласно государственному стандарту можно с уверенностью сказать, что изделия, произведенное с применением эквивалента какао – масла не могут называться шоколадом, а относиться к сладким плиткам и кондитерским плиткам.

        Известно, что сладкая плитка появилась в Советском Союзе от бедности. Не хватало какао – масла, и тогда решили разработать продукт на дешевом кондитерском жире. Его качество было не высоко, поэтому плитка лишь внешне напоминала шоколад, а по вкусу  и консистенции были абсолютно разные. В дальнейшем к нам начали завозить много разнообразных высококачественных жиров, по своим свойствам очень близким к какао – маслу, но полученных с помощью синтеза. И их стали использовать при изготовлении кондитерской плитки. Принципиально, она не отличается от сладкой, разница только в качестве используемых жиров.

                                            Советы потребителям.

( На что следует обращать внимание при покупке шоколада)

  1. Обращайте внимание на состав продукта на упаковке! В состав настоящего шоколада масло-какао входит обязательно.
  2. Покупая шоколад, найдите это слово на упаковке товара. Очень часто, покупатель, обращая внимание на внешний вид товара, который сразу ассоциируется с шоколадной плиткой, не смотрит  на название самого продукта. Изготовитель настоящее название продукта (если это не- натуральный шоколад) пишет очень мелкими буквами в составе продукта.
  3. Высококачественный шоколад не должен содержать легко осязаемых крупинок.
  4. Натуральный шоколад плавится в руках и во рту, что исключено для кондитерской плитки.
  5. Поверхность натурального шоколада блестящая, а у кондитерской плитки – матовая.
  6. При разломе шоколад издает характерный треск, а кондитерская плитка – нет.

  1. Практическая часть.                                                               Потребительское тестирование шоколада.

Данный вид работы предлагается учащимся выполнять по группам. В каждой

5-6 человек. Работа проводится в два этапа.

Первый этап – изучение информации на этикетке товара. Ребятам для этой работы предлагается этикетки от натурального шоколада и кондитерской плитки с целью сравнения информации. Полученные данные они оформляют в тетради в виде сравнительной таблицы.

Второй этап – потребительское тестирование шоколада и кондитерской плитки. Каждой группе учащихся выдается по два обезличенных образца. По отличительным признакам они должны определить, под каким номером находится шоколад, а под каким, кондитерская плитка. (Заранее необходимо подготовить химические стаканчики на 200 мл и кипяток, чтобы провести опыт с растворением шоколада в кипятке.) Результаты тестирования записывают в таблицу.

                       Шоколад

           Кондитерская плитка

Однороден.

Содержит легко осязаемые крупинки.

Ломается с определенным треском.

Ломается без звука.

Имеет гладкую блестящую поверхность.

Поверхность матовая без блеска.

Плавится во рту.

Во рту не плавится.

Полностью растворяется в кипятке.

В кипятке не растворяется.

После проведения тестирования, проверяются результаты работы, правильность определения образцов.

 «КВН - грамотный потребитель»

Звучит мелодия «Мы начинаем КВН»

Ведущий читает слова:

Сегодня меж командами сраженье,

И пусть обид не будет среди Вас.

Ведь Вы ребята просто загляденье.

И та, и та команда – высший класс!

        Мы будем рады, если Вы в сраженьях

        Покажете находчивость свою.

        Уменье, знанья и веселье позволят

        Вам сыграть в ничью.

А где жюри, и где судья?

Их Вам сейчас представлю я.

(Ведущий представляет жюри)

        Не в театре телевизионном,

        А среди наших школьных стен

        Мы сейчас начинаем

        Традиционный КВН.

А для всех на удивленье

От команд нам – представленье.

Пусть расскажут о себе

Для участия в борьбе.

(В КВН участвуют команды по 6 человек)

Первый конкурс: «Представление команд»

Команды представляют свое название, девиз, кратко рассказывают о себе. Конкурс оценивается по 5 бальной системе. Главная задача – соответствие выбранной тематики КВН.

Второй конкурс: «Разминка»

Задание:

Каждый участник команды должен подписать, что обозначают представленные на карточке символы. Задание у обеих команд одинаковое, выполняется участниками по очереди. Количество знаков соответствует количеству человек в команде. Выигрывает та команда, которая быстрее и точнее выполнит задание. Каждый правильный ответ – 0,5 балла.

Третий конкурс: «Реклама на радио».

Задание:

Из каждой команды выбирается по одному человеку. Им необходимо придумать рекламное объявление на радио любимого шоколада. Жюри оценивает не только оригинальность представления, но и наличие необходимой информации: название шоколада, фирма производитель, адрес реализации. Время работы – 5 минут. (Остальные участники команды принимают участие в другом конкурсе). Конкурс оценивается по пятибалльной системе.

Четвертый конкурс: «Товар и информация»

Ребятам раздается по одной обезличенной, то есть проклеенной белой непрозрачной бумагой , тетра упаковке от 2-х литрового сока. За 5 минут необходимо нанести информацию, которую должен получить потребитель о соке как о товаре при его покупке. Жюри выдается перечень основной информации.

  1. Название продукта;
  2. Производитель – символически;
  3. Объем;
  4. Срок годности;
  5. Дата выпуска;
  6. Состав – символически;
  7. Наличие знака сертификации;
  8. Штрих-код – символически;
  9. Условия хранения.

Дополнительная информация: наличие ГОСТа или ТУ, экологические знаки т. д. За каждую дополнительную информацию прибавляют 0.5 балла. Основное задание оценивается по пятибалльной системе.

Конкурс для зрителей.

Пока участники готовятся, болельщики отвечают на вопросы. За правильные ответы получают символические подарки.

Вопросы:

  1. Кто из президентов США,  впервые в мировой истории, выступил в защиту прав потребителей?   (Кеннеди)
  2. Когда международная общественность отмечает День защиты прав потребителей?    (15 марта)
  3. Закон РФ «О защите прав потребителей» регулирует отношения, возникающие между кем?   (Между потребителем и продавцом, изготовителем, исполнителем).
  4. Срок годности устанавливается для каких товаров?

( Для продовольственных товаров, лекарств).

  1. Срок службы, на что он указывает?

( Период времени, в течение которого изготовитель обязуется обеспечить потребителю возможность использовать товар по назначению)

  1. Что такое дисконтная система?   (Скидка с использованием специальной карты, льгота при покупке вещи в одном и том же магазине)

Пятый конкурс: «Потребитель и закон»

Задание:

Каждая команда отвечает на один ситуационный вопрос. При ответе желательна ссылка на статью Закона «О защите прав потребителей»

Максимальная оценка 5 баллов.

Карточка 1.

Вы купили компьютер и сразу решили проверить его возможности. Открываете инструкцию, а она на английском языке. Ваши действия?

Ответ: ст. 8 Закона РФ «О защите прав потребителей». Согласно ей, продавец  обязан предоставить информацию на русском языке потребителю.

Карточка 2.

Покупая у продавца – лоточника мороженое вы поинтересовались от какой фирмы он торгует, и кто является производителем мороженого, на что вам ответили что это коммерческая тайна. Правильный ли это ответ?

Ответ: ст. 9 Закон РФ «О защите прав потребителей» Продавец информацию об изготовителе, исполнителе, продавце обязан предоставить потребителю.

Подведение итогов конкурса и награждение победителей.

Тема лекции: «Что потребитель должен знать о товаре»

Цель: показать возможность получения полной информации о составе продукта, исходя из данных на его упаковке.

Сегодня мы поговорим о пищевых добавках. Наличие их продукте обозначается буквой «Е» (от слова Европа), далее следует трехзначное число. Например: Е-100, Е-220 и т.д. До середины прошлого века пищевые добавки использовались только в домашних условиях. Исключение составляла выпечка хлеба, изготовление консервов, колбас и прохладительных напитков. , куда добавлялись химические консерванты, разрыхлители и красители. На смену натуральным добавкам пришли синтетические – консерванты, красители, антиоксиданты, сгустители, стабилизаторы и т.д.  

      Человек в среднем съедает приблизительно 2,5 кг различных чужеродных веществ, которые придают пище свежий и более привлекательный вид, запах и используются для сохранения продукта. В  довоенной ЕВРОПЕ лидером по изготовлению пищевых добавок была  Германия, позже лидерство перешло к Америке. Последние 20 лет зарубежные производители стремятся использовать только натуральные пищевые добавки, поскольку потребители воспринимают их как более безопасные.

        Пищевые добавки подразделяются на следующие функциональные классы:

Обозначение

Название класса

Е100-Е182

Красители

Е200-Е299

Консерванты

Е300-Е399

Антиокислители

Е400-Е499

Стабилизаторы

Е500-Е599

Эмульгаторы

Е600-Е699

Усилители вкуса и аромата

Е700-Е899

Запасной диапазон

Е900-Е999

Противопенные вещества

Е1000 и далее

Глазирующие вещества, подсластители.

Большинство промышленно развитых стран выпускают продукцию, соответствующую трем стандартам:

-в первый входит высококачественная продукция, предназначенная на экспорт в развитые страны;

- во второй стандарт – товары для внутреннего потребления;

- в третий стандарт – товары наиболее низкого качества, предназначенные для вывоза в развивающиеся страны. Поэтому многие ввозимые к нап продукты, игрушки, парфюмерия и т. Д. могут содержать в себе вредные примеси.

        В бывшем СССР по медико–биологическим нормам разрешалось использовать 20 видов пищевых добавок. В настоящее время разрешено использовать более 400. Экспертиза на проверку одной пищевой добавки, используемой  в продуктах, стоит 10000 долларов. Поэтому контроль, о котором нам говорят, чисто условный. Если упаковки импортных товаров исписаны литерами использованных добавок, то наши производители о примесях стараются умалчать.

        По многим пищевым добавкам имеется негативная информация  о их влиянии на здоровье человека. Например, один из самых распространенных пищевых красителей – кармин – получают из засушенных жуков, обитающих в Перу и на Канарских островах. Поедание насекомых запрещено большинством религий и вызывает у многих людей аллергию. Тем не менее, кармин добавляют во многие продукты для придания им розового, красного или бордового цвета. Например, клубничный йогурт фирмы «Данон» , в леденцы, фруктовое мороженое, напитки.

        Глутамат натрия – одна из самых распространенных добавок, скрывающаяся под индексом Е621 или за некоторым абстрактным «усилителем вкуса». Он содержится с большой вероятностью во всех мясных, рыбных, соевых полуфабрикатах или готовых продуктах из них. В чипсах, снеках, сухариках, соусах, очень много его в приправах, в бульонных кубиках и супах. Глутамат «оживляет» продукты, вкус которых «умирает» при хранении. Его негативное влияние выявили японские ученые из Университета Хиросаки. Ученые в течении 6 месяцев кормили крыс тремя различными диетами. У крыс, получивших очень большие дозы глутамата натрия, столь серьезно поражались нервы сетчатки глаза, что животные теряли зрение. Крысы, седевшие на диете с умеренным потреблением глутамата, также имели повреждение сетчатки, но вменьшей степени. У животтных, питавшихся без глутамата, все было нормально. На основе проведенных опытов, ученые сделали заключение, что глутамат связывается клетками сетчатки и уничтожает ее.

     В конце 1990-х во многих публикациях проходит информация о вредном воздействии незапрещенных в России добавок. По данным печати,  

Е103, Е105, Е121, Е123, Е125, Е130, Е131, Е142, Е152, Е210, Е211, Е213-217, Е240 могут вызывать опухали, Е330, Е447, Е221-226, Е320-322, Е338-341,Е407, Е450, Е461-466 – заболевание желудочно-кишечного тракта; Е171-173, Е320-322 – болезни печени и почек, Е230-232, Е239, Е311-313 – аллергию.

В России запрещены 5 добавок, которые употребляются в Европе:

- красители Е121 (цитрусовый красный),  Е123 (амарант);                                                                                                   - консервант Е240 (формальдегид);                                                                                - улучшители муки и хлеба Е924а (бромат калия), Е924в (бромат кальция).

Наибольшую опасность для здоровья человека представляют пищевые добавки с индексами 200-283, отнесенные к группе консервантов.

Конечно, ежедневно подсчитывать каждому потребителю, сколько он съел пищевых добавок и каких – нереальная задача. А с учетом отсутствия каких – либо полезных свойств у пищевых добавок следует придерживаться простого правила потребления: покупайте натуральную продукцию или с наименьшим количеством пищевых добавок.

        

Памятка учащимся

            Функциональные классы пищевых добавок

Обозначение

Название класса

Е100-Е182

Красители

Е200-Е299

Консерванты

Е300-Е399

Антиокислители

Е400-Е499

Стабилизаторы

Е500-Е599

Эмульгаторы

Е600-Е699

Усилители вкуса и аромата

Е700-Е899

Запасной диапазон

Е900-Е999

Противопенные вещества

Е1000 и далее

Глазирующие вещества, подсластители.


Добавки разрешенные в России и их вредное воздействие:

Е103, Е105, Е121, Е123, Е125, Е130, Е131, Е142, Е152, Е210, Е211, Е213-217, Е240 могут вызывать опухали, Е330, Е447, Е221-226, Е320-322, Е338-341,Е407, Е450, Е461-466 – заболевание желудочно-кишечного тракта; Е171-173, Е320-322 – болезни печени и почек, Е230-232, Е239, Е311-313 – аллергию.

В России запрещены 5 добавок, которые употребляются в Европе:

- красители Е121 (цитрусовый красный),  Е123 (амарант);                                                                                                   - консервант Е240 (формальдегид);                                                                                - улучшители муки и хлеба Е924а (бромат калия), Е924в (бромат кальция).

Тема лекции для родителей: «Жевательная резинка»

Цель: показать родителям вред жевательной резинки для здоровья детей и их умственного развития.

Уважаемые родители! Тема лекции выбрана не случайно. Сегодня мы поговорим о том, какой вред наносит ребенку постоянное употребление жевательной резинки. Не для кого ни секрет, что наши дети настолько привыкли жевать, что у многих это уже перешло в привычку. Жуют дома, на уроках, в кино, на прогулках. А какие это влечет последствия. Постараемся сегодня разобраться.

        Еще в начале своего появления на потребительском рынке врачи предупреждали, что регулярное ее употребление может привести к негативным последствиям. В частности, постоянно жуя, можно нажить себе язву, поскольку все время происходит выработка желудочного сока, который разъедает слизистую желудка. Жевание на голодный желудок провоцирует и развитие гастрита. Также считается, что регулярное употребление жевательной резинки может привести к заболеванию суставов. Постоянное жевание на одной стороне рта может привести к возникновению асимметрии лица, так как увеличиваются жевательные мышцы только с одной стороны. Регулярное проглатывание жвачки может привести к образованию «пробки», избавиться от которой можно только хирургическим путем. Кроме того, жвачка формирует неправильный прикус и аллергические реакции на химические составляющие компоненты. К числу прочих побочных эффектов относятся:

- разрушение пломб, мостов, коронок и прочих стоматологических конструкций;

- чрезмерное развитие жевательных мышц;

-  увеличение уровня ртути в организме у лиц с пломбами из амальгамы.

      Некоторые психологи отмечают, что у детей, постоянно жующих жвачку, по сравнению со сверстниками ниже уровень интеллекта. Объясняется это тем, что резинка не позволяет сосредоточиться, снижает память и замедляет процесс мышления.

Пропаганда лечебно – профилактических свойств жевательной резинки основана на том факте, что отсутствие в ней сахара не способствует росту бактерий, вызывающих кариес, положительно сказывается так же на кислотно-щелочном балансе. Иными словами, жевательная резинка является мерой профилактики, но не лечением. Однако, наилучшим очищающим средством после еды служит обычное яблоко, не обремененное ни какими побочными эффектами, связанными с ведением организм токсичных веществ.

     Рост потребления жевательной резинки в России обычно тесно связан с проведением рекламной кампании: приблизительно через три месяца после запуска рекламы отмечается заметный рост продаж. Наиболее популярный вкус жевательной резинки у российских потребителей – ментоловый и мятный. Российский потребительский журнал «Спрос» провел собственное расследование качества жевательной резинки, продаваемой в российских магазинах. Когда-то в основу жвачки, сообщают эксперты журнала, шло натуральное сырье – латекс смол различных тропических растений. Сегодня на потребительском рынке жвачек с растительной основой практически нет. С развитием химии проще и дешевле использовать синтетические вещества. И сейчас большинство жевательных резинок имеют в своей основе один из двух полимеров – бутиловый каучук или бутадиен – стирольный каучук, или оба сразу. Между тем, в отечественном списке полимеров, которым разрешено контактировать с пищевыми продуктами , бутадиен – стирольный каучук не значится. Бутадиен – стирольный каучук состоит из полимеров стирола и бутадиена. Наиболее опасен, по мнению специалистов, стирол – бесцветная жидкость, производная бензола. Если в процессе ферментации мономеры стирола не разрушаются – он относительно безвреден для человека.  Именно такие бутадиен – стирольные каучуки разрешены к использованию в качестве сырья для жевательной резинки. Когда же в полимере происходит разрушение мономеров стирола, он отрицательно воздействует на организм человека, особенно на слизистые оболочки и нервную систему. Результатом употребления такой жвачки может стать головная боль. Интерес представляет также и экспертиза 10 наиболее популярных «детских» жевательных резинок. Как указывается в результатах теста, лишь в одной жвачки основа оказалась из бутилового каучука. Основу 5 образцов составляет непригодный для пищевых целей каучук, из них 4 не имеют знака сертификации. Четыре жвачки российского производства тоже содержат примесь бутадиен – стирольного каучука.

Поэтому самый простой способ уберечься от вредного воздействия жевательной резинки – отказаться от ее покупки, не допускать больших перерывов между едой, а после еды либо чистить зубы, либо просто полоскать рот. Если же потребление жевательной резинки вошло у вас в привычку, как курение или употребление алкоголя, то старайтесь употреблять ее только после еды, не жуйте более 15 минут, а если жвачка горчит – это признак того, что в ней содержится бутадиен – стирольный каучук. Такую жвачку жевать нельзя.

Тема лекции для родителей  «Краевая целевая программа «Качество».

Цель:

       - знакомство с губернаторской программой «Качество»;

       - показать необходимость воспитания грамотного потребителя.

В ноябре месяце на Кубани проходит ставший уже традиционным месячник качества. А что такое качество. Качество – это характеристика объекта, определяющая его достоинства. Безусловно, проблема качества волнует сверх потребителей, а борьба с некачественным товаром началась давно. Например, в Австрии в XV веке продавец разбавленного или прокисшего молока в наказание должен был выпить все это молоко. Во Франции в XVI веке покупатели протухших яиц имели право и даже были обязаны закидать ими того, кто эти яйца продал. В наше время на стороне потребителя закон. РФ «О защите прав потребителей». Так, в статье 4 закона «О защите прав потребителей» написано: «Продавец (изготовитель, исполнитель) обязан продавать потребителю товар, соответствующий по качеству обязательным требованиям стандартов». К сожалению, каждому из нас не один раз в жизни приходилось сталкиваться с некачественной продукцией: то в упаковке сливочного масла окажется маргариновая масса, то  новая с виду стиральная машина объявит «забастовку» и т. д. Аналогичных примеров, к сожалению можно приводить много. Но подобное происходит не только на отечественном рынке. Внешние рынки тоже страдают от некачественных товаров и стараются создать для них всевозможные барьеры. Не случайно, во многих странах мира, стала традиционным отмечать каждый год во второй четверг ноября Всемирный день качества. Практика проведения недель и даже месячников качества именно в ноябре получила широкое распространение. И это неслучайно.

        Кубань – аграрный регион с развитой перерабатывающей промышленностью и пищепромом. Безопасность и соответствие самым высоким требованиям выпускаемой в этих отраслях продукции – обязательное условие защиты здоровья миллионов людей. В связи с этим по инициативе губернатора Краснодарского края А. Н. Ткачева была разработана краевая целевая программа «Качество». Основная ее задача – дальнейшее развитие потребительской сферы Краснодарского края, динамический рост качества и количества продукции, работ, услуг, поступающих на потребительский рынок Кубани, защита населения от недоброкачественной продукции, обеспечение добросовестной конкуренции. Программа утверждена Постановлением Законодательного Собрания края, она актуальна и приобретает все большую популярность среди населения Краснодарского края. Любой житель Кубани на вопрос как выглядит знак «Качество Кубань» не задумываясь, ответит: «Он выполнен в виде синей ленты, расположенной по окружности, и двух лент красного цвета, расположенных в нижней части знака. В центре надпись «Качество Кубань», а по внешней стороне проходит микротекст.

        Знак «Качество Кубань» имеют около 4000 организаций края. Среди них ООО «Азов» -производит натуральные соки, морсы, повидло, соусы; ЗАО «Мясокомбинат «Каневский» - производит более 200 наименований колбасных изделий и копченостей из охлажденного мяса, ЗАО Фирма «Калория» - ассортимент продуктов питания этой фирмы широк и насчитывает около 200 наименований молочной продукции, около 151 наименований кондитерских и хлебобулочных изделий, мясокомбинат «Тихорецкий» - выпускает около 300 видов продукции; ООО «Ручеек» - производитель минеральной воды «Горячий ключ».

        В краевой программе принимают участие не только местные производители, но и компании из других регионов. Например: ОАО «Нарзан» город Кисловодск, филиалы известных фирм «Очаково», «Пепси-кола», «меркурий». Кроме того, знак «Качество Кубань» присваивается и предприятиям , оказывающим те или иные услуги: парикмахерским, кафе, швейным ателье, гостиницам.

         Свою лекцию я хочу закончить словами кандидата экономических наук Г. С. Оленской «Кем бы Вы ни были – президентом или домохозяйкой, ученым или студентом, Вы – потребители, а потому умейте защищать свои потребительские права, овладевайте потребительскими знаниями и не позволяйте себя обманывать!»

Список используемой литературы:

  1. Ермолаева н. Мифы о здоровом питании//АиФ. Здоровье. 2011.№33.с.12
  2. Крашаков А. Страна на крючке у западных производителей еды// Аргументы и факты.2010.№24.с.8
  3. Медведева Э. Еда, которую мы выбираем//Будь здоров. 2011.№5.С.16-21.
  4. Мельников М. М. Основы рационального питания: Учеб.-метод. Пособие. Новосибирск, 2012. 103с.
  5. Тутельян К. Н. Гены в упаковке//Аргументы и факты.2013.№23.с 20.

Формирование культуры здорового питания и потребительское образование молодежи.

                                                                                    Филиппова Э. Б., учитель химии    

                                                                        МБОУ СОШ №2   г. Туапсе                                                        

        Наше здоровье – результат не  только наследственности, образа жизни, но и выбора продукции, которую мы покупаем и потребляем, и условий, в которых мы живем. Время потрясений и революций давно прошло, но продолжительность жизни в стране продолжает сокращаться. Значит причина такого сокращения не только стрессы, а в других факторах, главным из которых является наводнение России недоброкачественной и вредной для здоровья продукции. Этой проблеме посвящено множество телепередач, журнальных и газетных статей,  тем не менее,  доля вредных для здоровья товаров в общем потреблении продукции продолжает расти. Поэтому, важнейшей задачей педагогов является формирование у молодежи основ правильного питания, иными словами, формирования потребительской грамотности и потребительской культуры. Представленная мною программа результат десятилетнего опыта работы в сфере потребительского образования учащихся и студентов. Эта работа ведется мною непрерывно как во время проведения ставших традиционными на Кубани, месячников «Качество», так и в повседневной работе в течении учебного года. Используемые мною формы работы разнообразны – это потребительское тестирование продуктов питания (учащиеся часто предлагают темы для тестирования сами), конкурсы, викторины, КВН, исследовательские работы, беседы, деловые игры и т.д. Кроме работы с учащимися мною ведется активная работа с их родителями с целью показать важность правильного и здорового питания их детей для укрепления здоровья, укрепления иммунитета, сокращения заболеваемости и повышения успеваемости.           Для реализации данной задачи мною был разработан системный подход к потребительскому воспитанию учащихся и их родителей. Он подразумевает непрерывную работу на протяжении не только одного учебного года, а на время всего обучения.

                   Актуальность потребительского образования заключается в следующем:

  1. Потребитель – главная действующая фигура на рынке. От того, насколько он будет грамотен, зависит качество товаров и услуг, которое ему представит производитель.
  2. Проведенный среди учащихся опрос показал повышенный интерес к качеству продуктов питания и их влияния на здоровье.
  3. Повышение престижа кубанских производителей товаров и услуг, акцентирование внимания на главном – качестве выпускаемой продукции.
  4. Главное направление деятельности педагога – воспитание человека Мира предполагает формирование культуры потребителя как составляющую общей культуры всесторонне развитой личности.

Цель потребительского образования – воспитание культуры питания и грамотного потребителя в целом.        

                               

Задачи:

- изучение школьниками и студентами рынка отечественных товаров и услуг местных производителей  рамках краевой целевой программы «Качество» и российскими производителями;

- изучение закона РФ «О защите прав потребителей»;

- воспитание у учащихся и их родителей гражданской активности и ответственности за отечественную, кубанскую продукцию;

- усиление противостоянию некачественным товарам;

- приобщение учащихся к исследовательской деятельности;

- разработка практических рекомендаций по методики проведения занятий в рамках воспитания культуры питания и потребительского образования в целом.

Цели потребительского воспитания и культуры здорового питания школьников.

   Образовательные

  Воспитательные

   Практические

Овладение определенным набором знаний, умений и навыков.

Формирование диалектико – материального мировоззрения.

Умение применять полученные знания в практической деятельности.

Понимание сущности законов правильного питания и их влияния на здоровье человека.

Социальная адаптация и самоопределение личности.

Умение производить необходимые потребительские тестирования, с целью определения качества продукта питания.

Овладение азами потребительской грамотности.

Развитие потребительского мышления.

Умение анализировать и прогнозировать результаты потребительского исследования.

Умение читать и анализировать информацию представленную СМИ и печатными изданиями.

Выработка навыков рациональной организации и планирования своего времени, труда, средств.

Умение пользоваться статьями Закона «О защите прав Потребителей»

Овладение общими и специальными методиками познания.

Воспитание потребительской культуры, уважение к труду.

Умение самостоятельно добывать знания.

Список используемой литературы:

  1. Ермолаева н. Мифы о здоровом питании//АиФ. Здоровье. 2011.№33.с.12
  2. Крашаков А. Страна на крючке у западных производителей еды// Аргументы и факты.2010.№24.с.8
  3. Медведева Э. Еда, которую мы выбираем//Будь здоров. 2011.№5.С.16-21.
  4. Мельников М. М. Основы рационального питания: Учеб.-метод. Пособие. Новосибирск, 2012. 103с.
  5. Тутельян К. Н. Гены в упаковке//Аргументы и факты.2013.№23.с 20.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»

Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....

Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.

Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...

Дистанционные курсы по навыкам 21 века и функциональной грамотности (авторские курсы): Дистанционный курс "Прокачай креатив", Дистанционный курс "Время читать", Дистанционный курс "Дела житейские".

Функциональная грамотность уже давно перестала быть для образования просто критерием измерения результатов обучения. На сегодня, развитие таких составляющих функциональной грамотности, как финанс...

Комплект материалов для проведения зачета по ОГСЭ.04 Физическая культура Специальность 31.02.01 Лечебное дело 1 курс 1 семестр,2 курс 3 семестр,3 курс 5 семестр,4 курс 7 семестр. Москва 2018

Назначение  зачета   Зачет  по физической культуре проводится с целью:1.Формирования у обучающихся осознанных потребностей в систематических занятиях физической культурой, и ведени...

Контрольно-оценочные средства для проведения зачета/дифференцированного зачёта по ОГСЭ.04 Физическая культура Специальность 31.02.01 Лечебное дело 1 курс 2 семестр,2 курс 4 семестр,3 курс 6 семестр,4 курс 8 семестр.Москва,2019г

Назначение КОСЗачет по дисциплине «Физическая культура» проводится с целью:Оценить уровень физической подготовленности обучающихся.Формирования у обучающихся осознанных потребностей ...

Контрольно-оценочные средства для проведения зачета/дифференцированного зачёта по ОГСЭ.04 Физическая культура Для специальности 31.02.01 Лечебное дело 1 курс 1 семестр,2 курс 3 семестр,3 курс 5 семестр,4 курс 7,8 семестры. Москва 2019

Назначение КОСЗачет по дисциплине «Физическая культура» проводится с целью:Оценить уровень физической подготовленности обучающихся.Формирования у обучающихся осознанных потребностей в сист...

Комплект материалов для проведения зачета по ОГСЭ.04 Физическая культура, Специальность 34.02.01 Сестринское дело, 1 курс, 1 семестр; 2 курс, 3 семестр; 3 курс, 5 семестр; 4 курс, 7 семестр (очно-заочная форма обучения) 2018 - 2019 учебный год

Комплект материалов для проведения зачета по ОГСЭ.04 Физическая культура, Специальность 34.02.01 Сестринское дело, 1 курс, 1 семестр; 2 курс, 3 семестр; 3 курс, 5 семестр; 4 курс, 7 семестр (очно-заоч...