Обобщение по теме: «Металлы и их соединения».
учебно-методический материал по химии (9 класс) на тему

Урок обобщение по свойствам и применению соединений железа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_obobshcheniya.doc100 КБ

Предварительный просмотр:

 Обобщение по теме: «Металлы и их соединения».

Составила учитель химии Владимирова Таисия Андреевна, город Белореченск Краснодарского края

Скажи мне – и я забуду,

покажи мне – и я запомню,

дай мне действовать самому –

и я научусь.

Китайская мудрость

Тип урока: обобщение и систематизация.

Основные цели урока: расширить и закрепить знания о металлах, как химических элементах и простых веществах; способах получения, физических и химических свойствах

Задачи урока.

Образовательные:  обобщить  знания о химических элементах – металлах; о способах получения из природных руд; физических свойствах простых веществ  на основе знания зависимости свойств металлов от строения их атомов, характерных  химических свойствах; закрепить  понятия о составе и свойствах оксидов  и гидроксидов металлов; экспериментально доказывать наличие металлов в соединениях, умение их распознавать.

Воспитательные:  продолжить формирование мировоззрения учащихся; воспитывать чувство  гордости за свою Родину как самую богатую природными ресурсами страну; интернациональные чувства;  культуру учебного труда, аккуратность, экономию реактивов, работать  с малым количеством вещества, внимание при проведении эксперимента; совершенствовать технику безопасного труда.

Развивающие: развивать познавательный интерес школьников, используя проблемные ситуации; совершенствовать умения учащихся устанавливать причинно-следственную зависимость физических и химических свойств  металлов от строения атома   и типа кристаллической решетки; способствовать развитию  исследовательских  навыков;  развивать представление  о познаваемости и единстве окружающего  мира  путём предоставления информации  о разных формах существования металлов и их нахождения в природе;  продолжить формирование умения работать  в темпе, выполняя максимальный объем материала.

Оборудование: Электронные  таблицы:  « Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева» и  «Растворимость солей, кислот и оснований»; INTERWRITE – доска; мультимедийный проектор; DVD; телевизор; система Mimio Studio; карточки для оценивания учащихся (жёлтые, синие, красные).

На столах учащихся: пробирки в штативе, планшетки (для работы с  малым количеством  вещества), растворы  хлорида железа (III), сульфата железа (II), сульфата меди (II), гексацианоферрата(III) калия, гексацианоферрата(II) калия,  гидроксида  натрия, соляной кислоты; железные, цинковые, медные опилки; инструктивные карты; коллекция «Металлы и сплавы», пульты системы Mimio Studio.

                       План урока

1.Организационный момент.

2.Мотивация учебной деятельности учащихся, сообщение темы, цели, задач урока.

3.Обобщение и систематизация

а) «Игровой момент»,

б) фронтальный опрос,

в) физические свойства металлов,

г)  получение металлов,

д) значение металлов для организма человека.

4.Химический эксперимент.

5.Просмотр видео фрагмента.

6.Химическиий диктант; тестирование.

7. Цепочка химических превращений.

8. Химический эксперимент.

9. Маркировка текста.

10. Рефлексия. Домашнее задание.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность  учащихся

Методы, и

приемы  работы

организационный момент

 Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку

Сообщают отсутствующих, комментируют выполнение домашнего задания  

Создает эмоциональный настрой, предлагает прочитать девиз урока (Слайд № 1)

Выделяют главную мысль - самостоятельный поиск знаний

Организация восприятия и осмысления новой информации

Побуждает к поиску ответа, определить металл

(игровой момент)

Выносят «Темный ящик», в котором  металлический предмет, его необходимо отгадать по свойствам:

«Наполеон III – племянник великого дяди, любил

пофорсить. На одном из банкетов гости ели разными столовыми принадлежностями и обиделись те, кому достались золотые, а не из этого металла.

Металл, из которого сделана эта вещь, входит в состав сапфира и рубина. Его называют «крылатым металлом» (В коробочке –алюминиевая ложка)    

Проблемная ситуация

Постановка цели

Подводит учащихся к формулировки темы урока

 Высказывают свои предложения  о теме урока

Самооценка

 Уточняет понимание учащимися, озвучивает тему и цели урока. Обобщение по теме: «Металлы и их соединения» и цели.

 Составляют план, по которому можно обобщить изученный блок

Самооценка

Проверка знаний и уменийучащимися

Проводит фронтальный опрос, отмечает степень вовлеченности учащихся, оценивает карточками (желтая  –«3», синая –«4», красная «5»)

1.Какое положение занимают металлы в периодической системе?

2. Какова причина общих свойств металлов?

3.Какими особенностями

характеризуются строение атомов металла?

 4.Почему металлы восстановители?

5.Как изменяются металлические свойства в периодах и группах?

6.Запишите электронные формулы атомов натрия, кальция, алюминия

 1. Металлы расположены в ПСХЭ в левом нижнем по диагонали B –At, даже те у которых на внешнем уровне 4 электрона (Je, Sn, Pb) и 5 электронов (Sb, Bi) Каждый период начинается со щелочного металла (исключение 1-ый)

2. Причина общих   как физических,  так и химических  свойств лежит   о строении их атомов и природы кристаллических решёток  металлов.

3.Общей особенностью  атомов металлов является их большие в сравнении  с атомами неметаллов размеры.  Внешние электроны в атомах металлов  находятся  на значительном  удалении от ядра и связаны с  ним  сравнительно слабо.

4. Металлы легко отдают  валентные электроны, выступая в качестве восстановителей, и, как правило, не способны присоединять электроны – проявлять окислительные свойства

5. В периодах слева направо металлические свойства уменьшаются, т.к. увеличивается число валентных электронов на внешнем уровне.

В главных подгруппах металлические свойства  увеличиваются, т.к. увеличивается радиус атома, связь с валентными электронами ослабевает.

6. Электронные формулы:

Na 1s22s22p63s2;

Ca 1s22s22p63s23p64s2;

Al 1s22s22p63s23p1

Доказательство

Творческое применение знаний

Обеспечивает мотивацию выполнения работы с коллекцией «Металлы». Оценивает ответы карточками

Определяют:  

физические свойства металлов и применение металлов  на основе этих свойств:

1.Металлический блеск-отражение световых лучей (Hg,Ag,Ni,Al). Изготовление зеркал, прожекторов, фар.

2. Пластичность-способность подвергаться деформации под действием механической нагрузки (при смещении одного слоя ионов  в кристаллах  относительно другого электроны перемещаются  по всему кристаллу, разрыва связей не происходит) Пластичность: Au, Ag, Cu, Sn, Pb, Zn. Вытягивают в проволоку, куют, прокатывают листы.

3.Электропроводность – подвижные электроны под действием  электрического поля начинают направленное  движение (Au,Cu,Ag,Al-хорошая проводимость тока)

4. Теплопроводность –высокая подвижность электронов. Изготовление посуды, батарей радиаторного отопления.

5.Температура плавления: легкоплавкие-щелочные металлы; тугоплавкие – Fe,Cr, W,Mo,Co (применение в лампочках, электроприборах)

6. Магнитные свойства – Fe, Ni, Co

Делают выводы: физические свойства металлов обусловлены наличием металлической связи

Работа с коллекцией (сравнение)

Творческое освоение  деятельности учащихся  на основе ранее изученного материала

Дает задание: составить уравнения реакций получения меди, железа, хрома, натрия (по вариантам 1,2)

Рассчитать массовую долю хрома в оксиде хрома(III).

Приводят примеры получения металлов и делают запись на INTERWRITE – доске (В-3):

1.Пирометаллургия- восстановление металлов из руд:

1)Получение меди восстановлением водородом

CuO + H2 = Cu + H2O

2) Получение железа – оксидом углерода(II)

FeO + CO = Fe + CO2

3) Получение хрома – алюминием

Сr2O3 + 2Al = Al2O3 + 2Cr

2.  В-3 Электрометаллургия – восстановление металлов электрическим током:

2NaCl = электролиз 2Na + Cl2

Самостоятельная работа

Наводящими вопросами  помогает  выявить причинно-следственные связи значения металлов для организма человека (слайд № 2 Оценивает ответы карточками.

1.Сколько элементов  содержится в крови человека?

 2.Сколько металлов – в крови человека?

3.Назовите макроэлементы?

3.Назовите микроэлементы?

4. Как влияет недостаток железа на здоровье человека?

 5. Как влияет недостаток натрия?

1. 76 элементов

2. 62 металла

3.Макроэлементы: Ca, Mg, Na, K

3.Микроэлементы: Cr, Mn,Co,Mo,Cu,Zn

4. Снижается уровень гемоглобина

5.Нарушается передача нервных импульсов

Доказательство

Напоминает учащимся, как соблюдать технику безопасности при выполнении химического эксперимента (Слайд № 3)

По очереди комментируют правила ТБ

Работа с текстом

 Обеспечивает мотивацию выполнения химического эксперимента. Осуществляет контроль и оценивание карточками.

Распознать растворы солей: хлорида железа (III), сульфата железа (II), сульфата меди (II) одним реактивом.

Какими реактивами еще можно распознать соли железа? Используйте  Интернет.

Выполняют химический эксперимент c малым количеством вещества.

Составляют  краткие ионно-молекулятрые уравнения реакций:

Fe2+  + 2OH-  = Fe(OH)2

Fe3+  + 3OH-  = Fe(OH)3

Cu2+   + 2OH-   =  Cu(OH)2

Осуществляют взаимопроверку.

 Делают выводы наблюдения: для распознавания использовали раствор   гидроксида натрия, в результате выпали осадки разного цвета, гидроксид железа (II) белого, гидроксид железа (III) – бурого, гидроксид меди (II) синего. Заполняют карты.

Из Интернета узнают, что распознать растворы можно: Fe2+ - K3[Fe(CN)6],

Fe3+ - K4[Fe(CN)6] проводят эксперимент

Доказательство

Проверка понимания

Организует оценочные высказывания. Просмотр видеофрагмента: изменение цвета пламени раствором соли хлорида лития.

Характерное свойство соединений металлов – окрашивание пламени. Пламя окрашивается в желтый цвет ионами натрия, по желтому свечению паров натрия определяли

местонахождение одной из первых советских космических  ракет.

Стронций – металл фейерверков, потех и салютов. Соединения стронция применяются в пиротехнике для получения красных огней.

Сравнение

Проводит химический диктант

1. Напишите формулу чилийской селитры.

2.Какова формула поваренной  соли?

3.Напишите формулу пероксида натрия.

4. Какой  основной состав мела, мрамора, известняка?

5. Формула пищевой соды?

6. Формула боксита?

Организует коллективную проверку знания химических свойств металлов с простыми веществами (неметаллами), растворами кислот, солей.  Оценивание в % за работу с тестами.

1. NaNO3

2. NaCl

3. Na2O2

4. СаСО3

5. NaHCO3

6. Al2O3

Проводят взаимопроверку.

Работа с тестами. Используют пульты системы голосования Mimio Studio

1.Из перечисленных, выберите символ элемента, который наиболее распространен в природе:

а)Al,  б)Ti, в) Mo, г)W

2. Металлический характер свойств элементов в ряду Mg – Ca – Sr – Ba:

а) уменьшается;

б) возрастает;

в) не изменяется;

г) уменьшается, а затем возрастает

3. С разбавленной серной кислотой может взаимодействовать:

а) Ag;   б)Fe; в)Cu;  г)Pt.

4.Химическое взаимодействие:

 FeCl3 +    Zn →

Относится к реакциям:

а) соединения; б) разложения; в) замещения; г) обмена.

Расставляют коэффициенты  в этой реакции методом электронного баланса. Определяют восстановитель.

Контроль

Самостоятельная работа

Творчекое применение и приобретение знаний

 

Дает задание в интерактивном режиме: необходимо выбрать вещества,  с помощью которых можно осуществить генетическую цепочку превращений.

Mg→ MgCl2→Mg(OH)2 → MgO

Mg + 2HCl = MgCl2 + H2

MgCl2   + 2NaOH = Mg(OH)2 + 2NaCl

Mg(OH)2 = MgO + H2O

Самостоятельная работа

Предлагает провести химический эксперимент.

1.Исследуйте, как  взаимодействуют  металлы с растворами кислот.

2. Исследуйте реакцию, протекающую в соответствии со схемой:

Fe + CuSO4

Проблемно-поисковый этап:

1. Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2

Fe + 2HCl = FeCl2 + H2

Cu + HCl = (реакция не проходит)

Высказывают свое мнение.

 Цинк взаимодействует быстрее, затем железо, медь не взаимодействует.

2. Fe + CuSO4 = FeSO4 + Cu

Активность металлов зависит от положения металлов в ряду активности.

Самостоятельная работа

Дает задание маркировки текста условными знаками:

V-я прав, я так и думал;

~ - я не прав, мое мнение ошибочно;

+ - это интересно, для меня новая информация;

? – это не понятно, хочется узнать больше.

«Карстовые явления». Часто в горные породы включены вещества, которые легко растворяются и вымываются текущими водами. Явления, связанные с этими процессами, наз. Карстовыми. Впервые были изучены на известковом плато Карст в Словении. Вода, просачиваясь по порам и трещинам, растворяет известняки, способствует их превращению в каверны и  пещеры. В процессе испарения воды появляются натечные образования: сталактиты (свисают с потолка пещеры) и сталагмиты (колоны, растущие снизу вверх). Вы были в таких пещерах? Вы это видели? Одна из таких пещер находится  на плато Лаго- Наки. О каком соединении и какого металла идет речь?

Развитие критического мышления через чтение и письмо

Рефлексия

  Подводит итог урока, отмечает вовлечённость, оценивает  работу  на уроке (оценкой являются в сумме карточки, полученные учащимися и % выполнения тестов). Записывают домашнее задание.

 Формулируют  результаты своей работы на уроке (что получилось, что усвоили, что интересно, что полезно, что воодушевило)

Литература

1. Добровольский В.В. Химия земли – М.: Просвещение, 1980.

2. Глинка Н.Л. Общая химия: Учебное пособие для вузов/ под редакцией А.И. Ермакова. – 30-е изд., испр.- М.: Интеграл - Пресс, 2006.

3. Новошинский И.И.,  Новошинская Н.С. Химия 9 класс. Москва, «Русское слово» 2013 г  4.Новошинский И.И.,Новошинская Н.С. Сборник самостоятельных  работ по химии 9 класс. Москва. «Русское слово» 2012  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок в 9-м классе: Обобщение и систематизация знаний по теме "Металлы и их соединения".

Урок повторения и обобщения материала по теме "Металлы и их соединения". Разработан в форме игры "брей-ринг". Учащимся, разделенным на несколько команд, необходимо пройти 4 тура. 1 тур - вопрос-ответ ...

Открытый урок по химии в 9 классе "Обобщение и систематизация знаний по теме : Металлы и их соединения"

Открытый урок по химии в 9 классе  "Обобщение и систематизация знаний по теме: Металлы и их соединения"Содержание.1.Цель урока .2.Тип урока3.Методы .4.Оборудование. 5.Ход урока....

Открытый урок по химии в 9 классе "Обобщение и систематизация знаний по теме : Металлы и их соединения"

Открытый урок по химии в 9 классе  "Обобщение и систематизация знаний по теме: Металлы и их соединения"Содержание.1.Цель урока .2.Тип урока3.Методы .4.Оборудование. 5.Ход урока....

План-конспект урока химии в 11 классе "Обобщение по теме "Основные классы неорганических соединений. Генетическая связь между классами неорганических соединений."

Цель урока: обобщение, систематизация и углубление знаний по основным классам неорганических соединений, генетической связи между ними; подготовка учащихся к контрольной работе. Нетрадиционная форма у...

урок по теме "Металлы и их соединения"

Предлагаю вам конспект урока по химии  для обучающихся 8 класса, составленный по новым ФГОС. Данный материал будет полезен учителям химии, т.к. введение новых стандартов в скором будущем коснётся...

Открытый урок-практикум по химии в 9 классе по теме: Практическая работа №7. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения»

Вид урока: урок совершенствования  знаний, умений и навыков на практике.Форма: практическая работа.Цели урока: ...