Открытый урок-практикум по химии в 9 классе по теме: Практическая работа №7. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения»
план-конспект урока по химии (9 класс)
Вид урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков на практике.
Форма: практическая работа.
Цели урока:
- применить знания, полученные при изучении темы «Металлы», в экспериментальном решении задач;
- закрепить навыки проведения химического эксперимента.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открытый урок по химии практическое занятие | 22.12 КБ |
Предварительный просмотр:
2022-2023 уч.г
Тема урока: Практическая работа №7. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения»
Класс: 9
Вид урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков на практике.
Форма: практическая работа.
Цели урока:
- применить знания, полученные при изучении темы «Металлы», в экспериментальном решении задач;
- закрепить навыки проведения химического эксперимента.
Планируемые результаты:
- Предметные: знать свойства металлов главных подгрупп ПСХЭ Д.И. Менделеева; уметь применять полученные и теоретические знания о химии металлов в практических работах, проводить опыты по осуществлению реакций в соответствии с правилами пользования химической посудой и правилами безопасного обращения с химическими веществами, описывать наблюдения и характеризовать результаты выполненных опытов, составлять уравнения реакций, характеризующих свойства металлов и их соединений.
- Метапредметные:
А) регулятивные: умение ставить цели и анализировать условия достижения цели; прогнозирование результата и оценивание уровня достижения результата.
Б) познавательные: знать свойства металлов главных подгрупп ПСХЭ Д.И. Менделеева ; умение структурировать знания; умение выделять существенные характеристики объектов; умение устанавливать причинно-следственные связи.
В) коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с товарищем; умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.
- Личностные: умение управлять своей познавательной деятельностью; самоконтроль и самооценка.
Ход урока
- Организационный момент.
- Мотивация на входе
задание на определение ионов в растворе. На слайде
- прежде чем выполнить это задание необходимо сначала поставить ожидаемый результат, а затем сравните его с реальным.
1. Обнаружить присутствие сульфат – анионов в растворе можно с помощью раствора, содержащего ионы
1. Cu2+ 2. Na+ 3. Ba2+ 4. Al3+
2. В растворах, содержащих ОH -, фенолфталеин имеет окраску:
1. желтую 2. оранжевую 3. бесцветную 4. малиновую
3. Обнаружить присутствие хлорид – анионов в растворе можно с помощью раствора, содержащего ионы
1. Cu2+ 2. Na+ 3. Ba2+ 4. Ag+
4. Поваренная соль окрашивает пламя в:
1. в зеленый цвет
2. кирпично – красный цвет
3. светло – фиолетовый цвет
4. желтый цвет
Ответ 1 – 3
2 – 4
3 – 4
4 – 4
- зачем вам эти знания?
- Целеполагание
Вы изучили теоретический материал по теме «Металлы и их соединения». Скажите, какая тема урока у нас будет сегодня?
Какую цель урока сегодня перед собой поставите?
Определите задачи урока.
Какой хотите получить результат в конце урока?
- Информационно-аналитический блок
- Повторим основные правила по технике безопасности.
- Предлагаю вам выполнить первое учебное задание
НОВОЕ ПОСТУПЛЕНИЕ. В школьную лабораторию Дальнезакорской средней школы поступили новые химические реактивы, но вот не задача – на трех упаковках с реактивами не оказалось этикеток. Помогите лаборанту их распознать.
Перед вами на столах в трех пронумерованных пробирках даны вещества: хлорид калия, карбонат кальция и сульфат натрия. При помощи химических реакций определите, в какой пробирке находится каждое из веществ. Запишите уравнения химических реакций в тетрадь, укажите их признаки.
Сравните свой результат с ключом, представленным на слайде. Оцените себя по критериям:
- за каждое верно составленное уравнение химической реакции – 1б,
- за верно указанный признак химической реакции – 1б.
Если вы набрали 6-5 б – «5», 4-3 б – «4», 2б – «3», менее 2б – вы не справились с заданием.
Сделайте вывод, что получилось /не получилось/, почему?
Обсуждение результатов задания!!!
- А теперь я вам предлагаю выполнить следующее задание.
ЧТО ЖЕ ЭТО? У вас на столе в химическом стакане находится неизвестное вещество, каким способ узнать, что же это? Попробовать на вкус? Конечно, нет! А вдруг это яд! По внешним признакам – тоже не получается!
Проведите эксперимент, растворите выданное вами вещество в воде, затем разлейте полученный раствор в две пробирки. К раствору в пробирке №1 прилейте немного растворе хлорида бария, а в пробирку № 2 гидроксида натрия.
Результаты эксперимента внесите в таблицу:
Реактив | Признаки реакции | Предполагаемый ион, который содержит неизвестное вещество | Полученное вещество |
Хлорид бария | |||
Гидроксид натрия |
Запишите уравнения химических реакций, которые были проведены.
На основе результатов эксперимента, сделайте вывод.
Применение сульфата алюминия
Сульфат алюминия используется в пищевой промышленности в качество добавки Е520 (коагулянт, отвердитель). Кроме этого его применяют для очистки сточных и питьевых вод (опять же выступает в качестве коагулянта), а также в бумажной и текстильной промышленности, кожевенном деле.
- Учебное задание №3.
- Обратите внимание на заголовок, какому веществу эти прилагательные относятся?
ЖЕСТКАЯ И МЯГКАЯ. Вам известно, что в дождевой воде мыло хорошо пенится, такую воду называют мягкой, а в ключевой – обычно плохо (жесткая вода).
Перед вами на столах в двух химических стаканах дана вода. В одной из них вода содержит сульфат магния, а в другой гидрокарбонат кальция. Проделайте опыт, при помощи которого можно устранить постоянную жесткость. Запишите уравнение протекающей химической реакции. Обсудите с одноклассниками, какими способами можно устранить временную жесткость воды.
Почему жесткую воду не рекомендуется употреблять в пищу, нельзя, например, использовать для охлаждения двигателей машин? Ответ поясните. Приведите примеры из жизни.
Учитель дополняет информацию о влиянии жесткой воды на организм человека.
Влияние жёсткой воды на организм
Существует постоянная и временная жёсткость воды. При постоянной жёсткости в воде находится допустимое количество химических веществ, которое не приносит человеку вреда, а даже напротив насыщает организм необходимыми микроэлементами.
Сложнее обстоит дело с временной жесткостью, при которой в воде появляются гидрокарбонат кальция и магния. Эта крайне вредная смесь для организма, которая затрудняет работу желудка и кишечника, провоцирует образование камней в почках. Во время приготовления пищи в воде, перенасыщенной гидрокарбонатами магния и кальция, в продуктах разрушаются многие полезные вещества, а сами продукты развариваются. В такой воде хуже отстирываются вещи, а при мытье посуды моющие средства слабо пенятся. Обычно, когда говорят о «жёсткой воде» подразумевают именно временную жёсткость.
Результат повышенного содержания кальция и магния в водопроводной воде можно увидеть собственными глазами в виде накипи на стенках чайника или посудомоечной машины. При превышении нормы железа вместо накипи на стенках чайника образуется рыжеватый налёт. И то и другое вредно для организма. Только представьте, если накипь покрывает посуду за несколько недель, то, что происходит с нашим организмом, если мы употребляем эту воду годами? Кроме угнетающего воздействия на организм в виде образования камней, отложения солей, жёсткая вода не лучшим образом влияет на внешний вид. При постоянных гигиенических процедурах в жёсткой воде, волосы становятся ломкими и тусклыми, медленно растут, кожа при умывании стягивается, делается сухой, появляются мелкие морщинки.
- Учащиеся оценивают свою работу на уроке.
- Давайте вернемся на начало урока.
- Ваша цель достигнута?
- Каков ожидаемый результат урока?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
8 класс, химия, урок №40 :Практическая работа № 5 Решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие классы неорганических соединений»
Практическая работа по химии...
Технологическая карта урока Химия 9 класс Тип урока: Практическая работа №2 «Экспериментальное решение задач по теме «Теория электролитической диссоциации»
Работа проводится в 9 классах по УМК. Химия Учебник 9 класса под редакцией Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдман (базовый уровень) после прохождения темы " Классификация химических реакции...
11 класс Практическая работа №2. Решение экспериментальных задач по теме "Металлы"
Материал разработан для учащихся обучающихся по УМК Н.Е. Кузнецовой...
Практическая работа № 5. Решение экспериментальных задач по теме: "Металлы"
Практическая работа № 5. Решение экспериментальных задач по теме: "Металлы"...
Открытый урок на тему: Практическая работа №3 Решение экспериментальных задач по теме "Металлы", 11 класс
Открытый урок на тему: Практическая работа №3 Решение экспериментальных задач по теме "Металлы", 11 класс...
Дистанционный урок. Практическая работа №1 "Решение экспериментальных задач по теме Теория электролитической диссоциации" 9 класс по программе Габриеляна О.С.
Важной составной частью химического образования является практикум – реальная работа с веществами. Поэтому дистанционное обучение химии как единственная форма химического образования не может бы...
Открытый урок. Решение экспериментальных задач по теме Металлы и их соединения 9 класс
Решение экспериментальных задачпо теме «Металлы и их соединения»...