Технологическая карта урока Химия 9 класс Тип урока: Практическая работа №2 «Экспериментальное решение задач по теме «Теория электролитической диссоциации»
учебно-методический материал по химии (9 класс)

Тучковская Ольга Николаевна

Работа проводится в 9 классах по  УМК. Химия Учебник 9 класса  под редакцией Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдман (базовый уровень) после прохождения темы " Классификация химических реакции".В практическую работу включены опыты на катионы и анионы которые могут быть использованы при сдаче экзамена ОГЭ в практической части 9 классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Представляю одну из методических разработок практической работы в 9 кл.

Учитель химии Тучковская О.Н.

ГБОУ №42 Приморского района

Технологическая карта урока

Химия 9 класс

Тип урока: Практическая работа №2

«Экспериментальное решение задач по теме «Теория электролитической диссоциации»

Цель: Экспериментально осуществить реакции  ионного обмена, исследовать условия и признаки химических реакций.

Задачи:

Образовательные: 1.Закрепление , конкретизация знаний по ТЭД

Развивающие: 2. Продолжить формирование практических умений и совершенствование уже имеющихся знаний учащихся путем проведения опытов, пользуясь инструкцией ходом работы, соблюдая технику безопасности.

Воспитательные: Умение работать парами, согласовывать проведение химического эксперимента с соседом по парте, умение оценивать действия партнера и выражать свои мысли.

Задачи для учащихся:

  1. По предложенному плану , провести опыты между химическими веществами.
  2. Исследовать условия и признаки химических реакций
  3. Сделать вывод по результатам проведенных опытов.
  4. Закрепить правила по технике безопасности  при работе с веществами. Применять свои знания на практике.

Оборудование: Растворы веществ: сульфата меди(II), соляной кислоты, сульфата железа(II),хлорного железа, гидроксида натрия, гранулированный цинк;5 пробирок на каждый стол, метилоранжевая или лакмусовая бумага, раствор карбоната натрия.

Инструктаж  по технике безопасности при работе с химическими веществами.

 План работы:

1.До-ть в

                            2+           2-

 CuSO4(Cu; SO4)

                                                   +     -

2. До-ть в HCl (H;Cl)

                                                          2+

3. До-ть  в  FeSO4→Fe

                                   3+

4. До-ть  в  FeCl3→Fe

        2-

5. До-ть в  Na2CO3→CO3

Оформить работу и ответить на вопросы теории:

а) дать определение ТЭД

б) по сокращенному ионному уравнению написать молекулярное уравнение и полное ионное

       +        -        2+        -

а)  H+OHH2O                           б)Zn+2OHZn(OH)2

в) Приведите по 3 примера формул электролитов и укажите их химическое название и применение

Ход работы.  (соблюдай технику безопасности)

Опыт 1. а) В чистую пробирку налить 1 мл. раствора сульфата меди  II и прилейте ½ мл. р-ра  гидроксида натрия.

Что наблюдаете?

Кратко опишите в III графе таблицы наблюдения проведенного опыта.

Укажите признак данной реакции, формулу, название образовавшегося осадка, цвет и консистенцию осадка.

В  IV графе таблицы укажите:

                                                                                               2+

  • что является реактивом на Cu ?
  • напишите уравнение данной реакции в молекулярном и в ионном виде?
  • к какому типу химических реакций  относится данная реакция?

б) В чистую пробирку налить 1 мл. раствора сульфата меди II и прилить 1/2 мл. раствора хлорида бария.

Что наблюдаете?

Кратко опишите в III гр. таблицы наблюдения проведенного эксперимента.

Укажите признаки данной реакции, формулу, названия, класс, консистенцию и цвет образовавшегося осадка.

В IV графе таблицы (в выводе) укажите:

           2-

  • что является реактивом на SO4
  • к какому типу химических реакций относится данная реакция
  • напишите эту реакцию в молекулярном и в ионном виде

Опыт 2 а) В пробирку налить 1 мл. раствора соляной кислоты и поместить :- индикаторную метилоранжевую или лакмусовую бумагу.

Что наблюдаете?

а)Опишите проведенный опыт в III гр. таблицы( Что наблюдали?)

б)В эту же пробирку поместите 1 гр. Zn

Что наблюдаете?

Опишите проведенный опыт в III гр. таблицы(Что наблюдали?)

Укажите признаки данной реакции, формулу и название, класс образовавшегося газа.

В IV гр. в (выводе) укажите какими двумя способами можно доказать наличие

                                   +

катиона водорода (H) в растворе кислоты.

Напишите уравнение реакции Zn+HCl. К какому типу относится данная реакция? Укажите степень окисления в каждом атоме, процессы окисления и восстановления. Выпишите формулы окислителя и восстановителя и укажите изменившуюся степень окисления в атоме.

в)В чистую пробирку налейте 1 мл. раствора (HCl) и прилейте по каплям раствор (AgNO3) (Соблюдайте технику безопасности при работе с веществами)

Чтонаблюдаете:

Опишите в III гр. (Что наблюдали?) проведенный опыт, укажите признаки данной реакции, формулу, название, класс образовавшегося осадка, цвет и консистенцию осадка.

В IV гр. в (Выводе) укажите ;

         -

Что является реактивом на Cl

  • напишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде
  • по какому признаку  данная реакция относится к реакции ионного обмена?

Опыт 3

В чистую пробирку налить 1 мл. раствора сульфата железа (II)  и прилить 1/2 мл. раствора гидроксида натрия.

Что наблюдаете?

Опишите в III графе проведенный опыт.

Укажите : признаки реакции; формулу, названия, класс, цвет и консистенцию образовавшегося осадка.

В IV графе ( в выводе) Укажите:

        2+

  • что является реактивом на Fe?
  • напишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде
  • укажите тип реакции , условия протекания этой реакции

Опыт 4

В чистую пробирку налить 1 мл. раствора хлорного железа (FeCl3) и прибавить 1/2 мл раствора гидроксида натрия (NaOH)

Что наблюдаете?

Опишите проведенный  опыт, в III гр. (Что наблюдали?). Укажите признаки данной реакции, формулу, названия, класс консистенцию образовавшегося осадка.

В выводе ( в  IV графе) Укажите:

        3+

  • что является реактивом на Fe
  • к какому типу относится проведенная реакция
  • напишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде

Опыт 5

В чистую пробирку налить 3 мл. раствора  карбоната натрия (Na2 CO3) и прилить 1 мл. раствора соляной кислоты.

Что наблюдаете?

Опишите в графе «Что наблюдали?» проведенный опыт.

Укажите: признаки данной реакции, формулу, название и класс образовавшегося газа

В IV графе (в выводе) укажите:

          2-

  • что является реактивом на CO3?
  • напишите данную реакцию в молекулярном и ионном виде
  • почему эта реакция относится к реакции  ионного обмена?

6.Оформить работу в таблице

Название работы

Что делали?

Что наблюдали?

Вывод

П/р №2 «Экспериментальное решение задач по ТЭД»

1.До-ть в

                   2+       2-

 CuSO4(Cu; SO4)

                                       +     -

2.До-ть в HCl (H;Cl)

                                                   2+

3. До-ть  в  FeSO4Fe

                                            3+

4.До-ть  в  FeCl3Fe

5.До-ть в  

        2-

Na2CO3CO3

6.Оформить работу и ответить на вопросы теории:

а) дать определение ТЭД

б) по сокращенному ионному уравнению написать молекулярное уравнение и полное ионное

       +      -                -

а)  H+OH→H2O

       2+        -           б)Zn+2OH→Zn(OH)2

в) Приведите по 3 примера формул электролитов и укажите их химическое название и применение

Опыт 1.а. Брали 1 мл.

CuSO4+ 1/2 мл NAOH

б)Брали 1 мл. CuSO4+1/2мл. BaCl2

Опыт 2 а) Брали: 1 мл HCl+лакмус

б) +1 г. Zn

в)+1/2 мл. AgNO3

Опыт 3 Брали 1 мл FeSO4+1/2 мл. NaOH

Опыт 4  Брали 1 мл. FeCl3+1/2мл. NaOH

Опыт 5 Брали: 3 мл Na2CO3+1мл. HCl

   

После проведенных опытов учащиеся на уроке оформляют III и IV гр. таблицы.

Таблицу к практической работе учащиеся готовят  заранее дома и заполняют дома план работы, который обсуждался в классе на предыдущем уроке.

Ответы на вопросы теории учащиеся выполняют так же дома, на обратной стороне таблицы.

На практическую работу учащиеся приносят приготовленную ими  таблицу, с заполненной первой графой и ответами на вопросы теории.

Вторую, третью, четвертую графу учащиеся заполняют на уроке самостоятельно после проведенных опытов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая работа по теме "Решение экспериментальных задач по теме "Электролитическая диссоциация""

В данном материале представлена технологическая карта для проведения практической работы по выше названной теме....

Технологическая карта урока химии в 9 классе по теме: "Обобщение и систематизация знаний по теме «Азот и фосфор» (учебник Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г.)

Размещена технологическая карта обобщающего урока химии по теме "Азот и фосфор", отражающая элементы содержания образования, межпредметные связи, основные средства обучения, планируемые (предметные и ...

Технологическая карта урока. Персональный компьютер как система. Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора»

Технологическая карта урока. 6 класс. ФГОС. УМК Босова Л. Персональный компьютер как система. Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора»...

Технологическая карта урока. Способы познания окружающего мира. Практическая работа №6 «Создаем компьютерные документы»

Технологическая карта урока. 6 класс. ФГОС. УМК Босова Л.Л. Способы познания окружающего мира. Практическая работа №6 «Создаем компьютерные документы»...

Конспект урока "Практическая работа №2. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода».

Конспект урока "Практическая работа №2. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода». 9 класс....

Технологическая карта урока геометрии 7 класс " Применение свойств прямоугольных треугольников при решении задач."

Технологическая карта урока геометрии 7 класс по теме " Применение свойств прямоугольных треугольников при решении задач"...