Рабочая программа по химии 8 класс О.С.Габриелян
рабочая программа по химии (8 класс) на тему

Калинина Ольга  Анатольевна

Рабочая программа по курсу химия 8 класс обеспеченная УМК О.С.Габриеляна составлена из расчета 3 часа в неделю

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл himiya_8_kl.docx74.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное    общеобразовательное учреждение

 «Салганская  средняя общеобразовательная школа »

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

МБОУ « Салганская  СОШ »

_____        ___________/ Федосеева .Е.Ф./

                                ФИО

«___» _________        20____г.

                                                                                                                                 «Утверждено»

Директор МБОУ « Салганская  СОШ»

_____        _________/ Ерыкалова  Г.И./

                   ФИО

Приказ №        ______

от «___» _________        20____г.

Рабочая программа

по предмету «Химия»

на 2014-2015 учебный год

для 8 класса

Рабочая программа составлена на основе программы курса химии для 8 – 11 классов

общеобразовательных учреждений к комплекту учебников «Химия. 8 – 11 классы» О.С. Габриеляна

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

МБОУ « Салганская  СОШ »

Протокол №____        

от «___» _________        20____г.

Составитель:

Калинина Ольга Анатольевна

учитель химии и биологии

МБОУ « Салганская  СОШ»


I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе нормативных документов:

  • Учебного плана МБОУ « Салганская СОШ» на 2014 – 2015 учебный год
  • Авторской программы курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений О.С.Габриеляна.
  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования от 5 марта 2004 г.
  • Примерной программы по химии основного общего образования.

Календарно-тематический план ориентирован  на использование учебно-методичекого комплекта:

  1. Габриелян О.С. Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2009.
  2. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2011.
  3. Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В. Настольная книга учителя. Химия. 8 кл: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2007.
  4. Габриелян О.С., Яшукова А.В. Химия. 8 – 9 кл.: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2011.
  5. Химия. 8 кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8» / О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А. Ушакова и др. – М.: Дрофа, 2011.
  6. Габриелян О.С., Яшукова А.В. Рабочая тетрадь. 8 кл. К учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8». – М.: Дрофа, 2011.
  7. Габриелян О.С., Яшукова А.В. Тетрадь для лабораторных опытов и практических работ. 8 кл. К учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8». – М.: Дрофа, 2010.

Количество часов по плану:

в неделю – 3 ч (2 ч федеральный компонент и 1 ч школьный компонент);

всего – 105 ч;

контрольные работы – 6 ч.

Главной целью образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цель обучения химии:

- освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

- овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчёты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

- воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Задачи обучения:

- формирование знаний основ науки, важнейших фактов, понятий, законов и теорий, языка науки, доступных обобщений мировоззренческого характера;

- развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, соблюдать правила техники безопасности при работе с веществами в химической лаборатории и в повседневной жизни;

- развитие интереса к химии как возможной области будущей практической деятельности;

- развитие интеллектуальных способностей и гуманистических качеств личности;

- формирование экологического мышления, убежденности в необходимости охраны окружающей среды.

Контроль знаний осуществляется посредством фронтального опроса, тестирования, письменных опросов. Промежуточная аттестация проводится в форме письменных и проверочных работ, взаимоконтроля.


II. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Лабораторные опыты

Демонстрации

Контрольные работы

Экскурсии

Практические работы

Примечание

Введение

8

3

2

Атомы химических элементов

13

2

1

Простые вещества

9

6

1

Соединения химических элементов

18

2

8

1

2

Изменения, происходящие с веществами

14

5

16

1

1

Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов

30

6

11

1

4

Портретная галерея великих химиков

10

1

4

Резерв

3

Итого

105

13

46

6

4

9


III. ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока

Тема урока

Эксперимент

(Д – демонстрационный,

Л – лабораторный)

Дата

Введение (8 уроков)

Предмет химии. Вещества. (§1)

Д. Коллекции изделий – тел из алюминия и стекла.

Предмет химии. Превращение веществ. Роль химии в жизни человека. (§2)

Д. 1. Взаимодействие соляной кислоты с мрамором.

2. Помутнение «известковой воды» при пропускании через неё углекислого газа.

Краткие сведения по истории развития химии. Основоположники отечественной химии. (§3)

Практическая работа №1. «Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами»

Практическая работа №2. «Наблюдение за горящей свечой»

Знаки (символы) химических элементов. (§4)

Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. (§4)

Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы. Массовая доля элемента в соединении. (§5)

Тема 1. Атомы химических элементов (13 уроков)

Основные сведения о строении атомов. Состав атомных ядер: протоны, нейтроны. (§6)

Изменение числа протонов в ядре – образование новых химических элементов. Изменение числа нейтронов в ядре – образование изотопов. (§7)

Д. Модели атомов химических элементов.

Электроны. Строение электронных оболочек атомов. (§8)

Д. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.

Строение электронных оболочек атомов элементов № 1 – 20. (§8)

Металлические и неметаллические свойства элементов.  Изменение свойств химических элементов по периодам и группам. (§9)

Ионная химическая связь. (§9)

Ковалентная неполярная химическая связь. (§10)

Электроотрицательность. Ковалентная полярная химическая связь. (§11)

Металлическая химическая связь атомов элементов-металлов между собой – образование металлических кристаллов. (§12)

Обобщение и систематизация знаний об элементах: металлах и неметаллах.

Обобщение и систематизация знаний о видах химической связи.

Решение расчетных задач.

Контрольная работа по теме «Атомы химических элементов»

Тема 2. Простые вещества (9 уроков)

Работа над ошибками. Простые вещества – металлы. Общие физические свойства металлов. (§13)

Д. Коллекция металлов: Fe, Al, Ca, Mg, Na, K.

Простые вещества – неметаллы. Физические свойства неметаллов – простых веществ. (§14)

Д. Коллекция неметаллов: S, P, Br (в ампуле), угля активированного.

Аллотропия. (§14)

Д. 1. Образцы белого и красного фосфора, белого и серого олова.

2. Получение озона.

Количество вещества. (§15)

Д. Некоторые металлы и неметаллы количеством 1 моль, 1 ммоль, 1 кмоль.

Молярная масса вещества. (§15)

Молярный объём газообразных веществ. (§16)

Д. Модель молярного объема газов.

Решение расчетных задач.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Простые вещества».

Контрольная работа по теме «Простые вещества»

Тема 3. Соединения химических элементов (18 уроков)

Работа над ошибками. Степень окисления. Бинарные соединения металлов и неметаллов. (§17)

Л. Знакомство с образцами неорганических веществ различных классов.

Составление формул бинарных соединений по степеням окисления элементов. (§17)

Важнейшие классы бинарных соединений – оксиды, летучие водородные соединения. (§18)

Д. Образцы оксидов:  (газы и растворы)

Основания, их состав и названия, классификация. (§19)

Д. 1. Образцы щелочей и нерастворимых оснований.

2. Изменение окраски индикаторов.

Основания. Расчеты по формулам оснований. (§19)

Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. (§20)

Д. 1. Образцы кислот: , некоторых других минеральных и органических кислот.

2. Изменение окраски индикаторов.

Кислоты. Расчеты по формулам оснований. (§20)

Соли как производные кислот и оснований. (§21)

Д. Образцы солей.

Соли. Расчеты по формулам солей. (§21)

Аморфные и кристаллические вещества. Кристаллические решетки. (§22)

Д. Модели кристаллических решеток NaCl, алмаза, графита, металлов, .

Чистые вещества и смеси. (§23)

Д. 1. Взрыв смеси водорода с воздухом.

2. Способы разделения смесей.

3. Дистилляция воды.

Л. Разделение смесей.

Практическая работа №3. «Анализ почвы и воды»

Массовая и объемная доля компонентов смеси в том числе и доля примесей. (§24)

Расчеты, связанные с понятием «доля» (ω, φ)

Практическая работа №5. «Приготовление раствора сахара и расчет его массовой доли в растворе»

Обобщение и систематизация знаний по теме «Соединения химических элементов»

Решение расчетных задач.

Контрольная работа по теме «Соединения химических элементов»

Тема 4. Изменения, происходящие с веществами

(14 уроков)

Работа над ошибками. Физические явления. Разделение смесей. (§25)

Д. 1. Плавление парафина Возгонка бензойной кислоты.

2. Способы разделения смесей.

Л. Сравнение скорости испарения капель воды  и спирта с фильтровальной бумаги.

Химические реакции. (§26)

Д. 1. Горение магния.

2. Взаимодействие HCl с мрамором, получение  и последующее его растворение в кислоте.

3. Взаимодействие  с Fe.

Л. Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа.

Закон сохранения массы вещества. Химические уравнения. (§27)

Д. 1. Подтверждение закона сохранения массы веществ в результате химических реакций.

2. Электролиз воды.

Реакции разложения. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты. (§29)

Д. 1. Разложение нитратов калия или натрия, перманганата калия, азотной кислоты, гидроксида меди (II).

2. Разложение  в присутствии .

Реакции соединения. Цепочки переходов. (§30)

Д. Осуществление цепочки переходов

Л. Окисление меди в пламени спиртовки.

Реакции замещения. Ряд активности металлов. (§31)

Д. 1. Взаимодействие натрия с водой.

2. Взаимодействие цинка и алюминия с соляной кислотой.

3. Взаимодействие металлов с растворами солей.

Л. Замещение меди в растворе сульфата меди (II) железом.

(6 реакций)

Реакции обмена. Правило Бертолле. (§32)

Д. 1. Взаимодействие растворов щелочей, окрашенных фенолфталеином, с растворами кислот.

2. Взаимодействие серной кислоты и хлорида бария, соляной кислоты и нитрата серебра, гидроксида натрия и сульфата железа (III).

Л. Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты.

Типы химических реакций на примере свойств воды. Понятие о гидролизе. (§33)

Д. 1. Взаимодействие с  и CaO.

2. Взаимодействие с Na, Li.

3. Гидролиз сульфида алюминия.

Расчёты по химическим уравнениям. (§28)

Расчёты по химическим уравнениям. (§28)

Практическая работа №4. «Признаки химических реакций».

Обобщение и систематизация знаний по теме «Изменения, происходящие с веществами»

Решение расчетных задач.

Контрольная работа по теме «Изменения, происходящие с веществами»

Тема 5. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов. Окислительно-восстановительные реакции

(30 уроков)

Растворение как физико-химический процесс. (§34)

Д. 1. Кристаллизация пересыщенного раствора глауберовой соли.

2. Растворение безводного  в воде.

Растворимость. Типы растворов. (§34)

Д. Растворимость веществ при разных температурах. Тепловые явления при растворении.

Электролитическая диссоциация (ЭД). (§35)

Д. Испытание веществ и их растворов на электропроводность.

Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. (§35)

Д. Зависимость ЭД уксусной кислоты от разбавления.

Основные положения теории электролитической диссоциации. (§36)

Д. Движение окрашенных ионов в электрическом поле.

Ионные уравнения реакций. (§37)

Д. Примеры реакций, идущих до конца.

Решение упражнений на составление молекулярных и ионных уравнений с использованием таблицы растворимости. (§37)

Практическая работа № 6 «Ионные реакции». 

Кислоты в свете ТЭД, их классификация и свойства. (§38)

Л. Реакции, характерные для растворов кислот (на примере соляной и серной кислоты).

Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот. (§38)

Решение упражнений на составление молекулярных и ионных уравнений реакций кислот. (§38)

Основания в свете ТЭД, их классификация и свойства. (§39)

Д. 1. Взаимодействие  и NaOH.

2. Разложение .

Л. Реакции, характерные для растворов щелочей (на примере гидроксида натрия или калия).

Молекулярные и ионные уравнения реакций оснований. (§39)

Л. Получение и свойства нерастворимого основания, например, гидроксида меди (II).

Решение упражнений на составление молекулярных и ионных уравнений реакций оснований. (§39)

Оксиды, их классификация и свойства. (§40)

Л. 1. Изучение свойств основных оксидов для CaO

2. Изучение свойств кислотных оксидов для  и .

Решение упражнений на составление молекулярных и ионных уравнений реакций оксидов. (§40)

Соли в свете ТЭД, их свойства. (§41)

Л. Химические свойства солей.

Взаимодействие солей с кислотами и щелочами (повторение).

Практическая работа № 7 «Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца».

Практическая работа №8 «Свойства кислот, оснований, оксидов и солей».

Генетическая связь между классами неорганических веществ. (§42)

Д. Осуществление цепочки переходов

Обобщение и систематизация знаний по теме «Теория электролитической диссоциации»

Контрольная работа по теме «Теория электролитической диссоциации»

Работа над ошибками. Классификация химических реакций.

Д. Примеры химических реакций разных типов.

Окислительно-восстановительные реакции (ОВР). (§43)

Д. 1. Взаимодействие Zn с HCl, S, .

2. Горение магния.

3. Взаимодействие хлорной и сероводородной воды.

Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса. (§43)

Свойства изученных классов веществ в свете окислительно-восстановительных реакций.

Практическая работа №9. «Решение экспериментальных задач».

Обобщение и систематизация знаний по теме «Окислительно-восстановительные реакции»

Решение расчетных задач. Проверочная работа по теме «Окислительно-восстановительные реакции»

Тема 6. Портретная галерея великих химиков (10 уроков)

Знакомство с жизнью и деятельностью Парацельса, Роберта Бойля, М.В. Ломоносова. Строение атомов. Закон сохранения массы вещества. Химические уравнения (повторение).

Экскурсия в аптеку.

Знакомство с жизнью и деятельностью Лавуазье и Бертолле. Условия протекания химических реакций (повторение).

Знакомство с жизнью и деятельностью Дальтона и Авогадро. Закон Авогадро.

Экскурсия на предприятия местного производства.

Знакомство с жизнью и деятельностью Д.И. Менделеева. Периодический закон и периодическая система химических элементов.

Экскурсия в агрохимлабораторию.

Экскурсия на предприятия местного производства.

Знакомство с жизнью и деятельностью Аррениуса и И.А. Каблукова. Окислительно-восстановительные реакции (повторение).

Итоговая контрольная работа.

Резерв

Резерв

Резерв


IV. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

восьмиклассников.

знать/понимать

  • химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
  • важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объём, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь

  • называть: химические элементы, соединения изученных классов;
  • объяснять: физический смысл атомного номера химического элемента, номеров группы и периода; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
  • характеризовать: химические элементы(от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
  • определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определённому классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
  • составлять: формулы неорганических соединений; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы; уравнения химических реакций;
  • обращаться: с химической посудой и лабораторным оборудованием;
  • распознавать опытным путём: кислород, водород, растворы кислот и щелочей,
  • вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объём или массу по количеству вещества, объёму или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • безопасного обращения с веществами и материалами;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
  • критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
  • приготовления растворов заданной концентрации.

V. ЛИТЕРАТУРА

а) литература для учащихся:

  1. Е.А. Еремин, Н.Е. Кузьменко «Справочник школьника по химии 8-11 класс, М, «Дрофа», 2000 г.
  2. Л.Ю. Аликберова «Занимательная химия», М, «АСТ – Пресс», 2002г.
  3. А.Е. Савельев. Основные понятия и законы химии. Химические реакции. – М.: Дрофа, 2008.

б) литература для учителя:

  1. М.Ю. Горковенко. Поурочные разработки по химии: 8 класс, – М.: ВАКО, 2007.
  2. М.А. Рябов, Е.Ю. Невская. Тесты по химии: 8 класс: к учебнику О.С. Габриеляна. – М.: Издательство «Экзамен», 2009.
  3. Н.С. Павлова. Дидактические карточки-задания по химии: 8 класс: к учебнику О.С. Габриеляна. – М.: Издательство «Экзамен», 2004.
  4. Н.С. Павлова. Контрольные и самостоятельные работы по химии: 8 класс: к учебнику О.С. Габриеляна. – М.: Издательство «Экзамен», 2009.
  5. О.С. Габриелян. Задачи по химии и способы их решения. 8 – 9 кл. – М.: Дрофа, 2010.
  6. А.М. Радецкий. Химический тренажер: задания для организации самостоятельной работы учащихся 8 – 9 и 10 – 11 кл. – М.: Просвещение, 2008.
  7. О.С. Габриелян. Тетрадь для оценки качества знаний по химии к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс». – М.: Дрофа, 2012.
  8. Контрольно-измерительные материалы. Химия: 8 класс / Сост. Н.П. Троегубова. – М.: ВАКО, 2011.

в) электронные пособия:

СD диски:

«Общая и неорганическая химия»,

«Химия (8 – 11 классы). Виртуальная лаборатория»

«Неорганическая химия», мультимедийное сопровождение уроков.

«Химия. Демонстарционные таблицы»

«Химия. 8 – 9 классы. Интерактивные проверочные работы»

 

Интернет-ресурсы:

http://www.chem-astu.ru/chair/study/genchem/index.html

http://bril2002.narod.ru/chemistry.html

http://www.chemel.ru/ 

http://www.prosv.ru/ebooks/Gara_Uroki-himii_8kl/index.html

http://chem-inf.narod.ru/inorg/element.html


VI. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ

№ изменений

Номера листов

Дата

Подпись лица, внёсшего изменения

что изменилось

страницы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)

Рабочая программа по химии составлена на основе федераль­ного компонента государственного стандарта среднего (полного) об­щего образования.Рабочая  программа конкретизирует содержание предметных ...

рабочая программа по химии 8-9кл ос габриелян

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета « Химия» 8-9 класс за курс основной общей школы на период 2013 – 2014 учебный год  ...

рабочая программа по химии 8-9 класс по программе О.С. Габриелян 3 часа в неделю

Рабочая программа по химии для 8-9 классов соответствует требованиям федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования.    Рабочая программа со...

рабочии программы по химии 7-11 класс О.С. Габриелян,элективный курс 8,9,11 классы

Рабочии программы по химии 7-11 класс разработана на основе Примерной программы основного общего образования по химии и Программы курса химии для 7-11 классов общеобразовательных учреждений авторов О....

Рабочая программа по химии УМК О.С. Габриелян 8 класс ФГОС

Рабочая программа по химии по химии О.С. Габриелян 8 класс ФГОС...

Рабочая программа курса "Химия" 10-11 классы базовый уровень.(О.С. Габриелян, 2 часа в неделю - 11 класс и 1 час в неделю - 10 класс)

Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших хим...