Программа дополнительного образования "Вещи. Смеси, Вещества"
рабочая программа по химии (5 класс) на тему

Афанасьева Маргарита Николаевна

Программа по химии разработана для обучающихся 12 - 13 лет и предполагает ее реализацию в рамках работы пришкольного или загороднего лагеря

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_itog.docx135.78 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 53 –

Учебный центр»

Дополнительная  образовательная  программа

по развитию  научно-исследовательской деятельности

обучающихся

«Вещи. Смеси. Вещества»

Возраст обучающихся – 12-13 лет

2abb4e7526fc

Афанасьева Маргарита Николаевна

заместитель директора по учебно –

воспитательной работе,

учитель химии и биологии МБОУ

«Средняя общеобразовательная школа

№ 53 – Учебный центр»

Курск 2015

Пояснительная записка

Популярность естественных наук среди современных школьников невысока. Один из путей повышения интереса к химии, физике, биологии – знакомство с этими науками в средней и даже начальной школе, системе дополнительного образования.

Химия – удивительная наука. С одной стороны, она очень конкретна и имеет дело с бесчисленными полезными и вредными веществами вокруг нас и внутри нас. Поэтому химия нужна всем: повару, шоферу, садоводу, строителю. С другой стороны, эта наука весьма абстрактная: она изучает мельчайшие частицы, которые не увидишь в самый сильный микроскоп, рассматривает громоздкие формулы и сложные законы.

Изучать химию в школе трудно. Если с самого начала это дело не ладится, то вскоре все становится непонятно, а значит, скучно.  Другое дело, когда возникает интерес – тогда дело идет на лад, у человека развивается особая, химическая смекалка, растет кругозор. Тогда и захочется узнать  больше, разобраться в проблемах химии глубже. Это понятно: ведь нас повсюду окружают химические вещества, которые могут подвергаться необыкновенным превращениям и задавать нам удивительные загадки.

Данная программа  предназначена для детей 5-6 классов. Курс рассчитан на 16 занятий по 45 минут.

Программа  знакомит школьников с основными понятиями химии, отталкиваясь от знакомых из повседневной жизни веществ и процессов. Выбор практических работ также привязан к известным и значимым для детей веществам. Например, помимо традиционного разделения смеси фильтрованием и выпариванием, мы предлагаем провести хроматографию красителей фломастеров. Заинтересовать детей должны и работы по изготовлению красок из пигментов и «духов» из ароматических масел.

Кроме того, приходится учитывать возрастные особенности школьников, поэтому работа с учениками 5 - 6 классов отличается от работы с более старшими детьми. Это сказывается и на стиле работы (старшие готовы обсуждать с учителем интересные темы, а младшие с удовольствием рисуют или выполняют письменные задания), и на сложности практических работ.

Каждое занятие связано с овладением какого-либо практического навыка безопасной работы с веществом и приобретением новых полезных в жизни сведений о веществах. Чем раньше ребята войдут  в огромный увлекательный мир химии, тем быстрее они смогут стать самостоятельными, инициативными, творческими работниками. В современных условиях объём знаний резко и быстро возрастает, поэтому необходимо прививать обучающимся умение самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в потоке информации, побуждать интерес и привычку к постоянному расширению кругозора.

Образовательная программа имеет естественнонаучную направленность.

Программа «Вещи. Смеси. Вещества» не имеет аналогов в дополнительном образовании. Работа по такой программе  позволяет создать детский коллектив  как мотивационную среду для раннего и непрерывного естественнонаучного развития школьников, дает возможность детям осознанно выстраивать свою образовательную траекторию.

Цель программы: формирование основ научного мышления обучающихся. Задачи программы не подразделяются на обучающие, развивающие и воспитательные, они триедины.

Задачи в развитии, обучении, воспитании:

  • ориентация воспитанника в мире окружающих природных явлений;
  • первоначальное знакомство с методами естественных наук;
  • развитие естественнонаучных представлений и интересов;
  • развитие общеучебных умений: анализировать, выделять существенное, схематически фиксировать новый опыт, творчески подходить к проблемной ситуации;
  • развитие специальных умений: устанавливать связи между объектами, фиксировать результаты наблюдений и экспериментов;
  • формирование элементарной эрудиции, общей культуры;
  • воспитание культуры взаимоотношений с окружающими людьми;
  • формирование навыков работы в группе.

Отличительные особенности данной программы от уже существующих программ.

В силу того, что программа будет реализовываться в профильной смене летнего  лагеря, формирование умений и навыков не является основной задачей. Также особенность программы «Вещи. Смеси. Вещества» заключается в том, что каждое занятие – это кейс, требующий теоретического и практического решения. Так как на занятиях не требуется выставления отметок каждому обучающемуся, данная технология является оптимальной для реализации такого рода программы.

Методы и приемы работы:

  • сенсорное восприятие (лекции, просмотр презентаций);
  • практические (практические работы, эксперименты);
  • коммуникативные (решение кейсов, дискуссии, беседы).

Возраст детей, участвующих в реализации данной  программы - 12-13  лет.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

Учитывая специфику поставленных задач, а также отсутствие входных требований к уровню развития и индивидуальным особенностям каждого обучающегося, представляется возможным рассматривать следующие результаты реализации программы:

По итогам освоения программы  «Вещи. Смеси. Вещества» обучающиеся  будут знать:

  • назначение веществ, о которых шла речь и области их применения;
  • в общих чертах современный процесс изготовления  предметов из веществ.

Знакомство обучающихся с методами  будет заключаться:

  • в осознании способов получения информации об интересующих нас веществах;
  • в умении решать практические задачи;
  • в умении работать, используя письменную инструкцию;

в развитии специальных умений, например:

  • умения фиксировать результаты наблюдений и экспериментов в виде рисунков;
  • умения сделать схематическую запись своих действий;
  • умения планировать и проводить собственные несложные опыты;
  • первоначальные навыки работы руками.

У обучающихся  появятся первоначальные навыки работы в группе:

  • внимательное отношение к чужому мнению;
  • умение договориться, распределить роли;
  • умение удерживать задачу, вынесенную на групповое обсуждение;
  • умение быть вежливыми и доброжелательными по отношению друг к другу.

Будут заложены основы для развития следующих общеучебных умений:

  • способность анализировать, выделять существенное;
  • умение произвести проверку простых гипотез;
  • способность объяснять полученные результаты с точки зрения подтверждения или опровержения гипотезы;
  • умение работать с разнообразными модельными средствами (знаковыми, графическими, словесными);

Возможно, что у обучающихся начнут формироваться:

  • способность к рефлексии собственных действий;
  • самостоятельность суждений;
  • критичность по отношению к своим и чужим действиям;
  • инициативность;
  • склонность к преобразованию сложившихся способов действия, если они входят в противоречие с новыми условиями.

Формы подведения итогов реализации программы (учебно-исследовательская деятельность и т.д.)

Существует множество форм осуществления обратной связи, которые могут быть использованы в процессе занятий и помогают осуществлять  текущий контроль  их эффективности для каждого обучающегося.

Одна из важных задач программы  –  это  формирование критичного отношения к своим действиям.  Поэтому все задания для осуществления обратной связи рассчитаны на  самопроверку,  когда обучающийся сам оценивает свою результативность.

Кроме того, очень важным является  соотнесение самооценки с внешней оценкой педагога или других детей.

 Итоговое занятие актуализирует весь материал программы.

Критерии оценки ожидаемых результатов

1.  Высокий уровень:  ярко выраженный интерес к занятиям, активная позиция на каждом занятии, успешное выполнение всей практической части;

2.  Средний уровень:  устойчивый интерес к занятиям, адекватное участие в занятиях, приемлемое выполнение всей практической части;

3.  Низкий уровень:  отсутствие  устойчивого интереса к занятиям, пассивное участие в занятиях, наличие невыполненных практических работ.

С учетом того, что программа рассчитана на мотивированных  детей, следует ожидать высокого уровня результатов реализации данной программы.

Для фиксации результатов работы обучающимся перед началом занятий будет выдана рабочая тетрадь, которая является приложением к данной программе.

Учебно-тематический план

п\п

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Введение. Химия – наука о веществах.

2

0,5

1,5

  1. Что такое химия

1

0,5

0,5

  1. Вещества и их свойства

1

-

1

2

Вещества и смеси.

3

1

2

2.1. Вещества и смеси

1

0,5

0,5

2.2. Разделение смесей веществ

1

0,5

0,5

2.3. Составление смесей веществ

1

-

1

3

Состав веществ. Простые и сложные вещества.

9

1

8

3.1. Из чего состоят вещества

1

0,5

0,5

3.2. Молекулы. Модели молекул

1

0,5

0,5

3.3. Вещества простые. Сера

1

-

1

3.4. Вещества простые. Водород

1

-

1

3.5. Вещества сложные. Индикаторы

1

-

1

3.6. Природные индикаторы

1

-

1

3.7. Полимеры

1

-

1

3.8. Химия и парфюмерия

2

-

2

4

Мир химических реакций.

2

0,5

1,5

4.1. Признаки химических реакций

1

0,5

0,5

4.2. Мир реакций вокруг нас (итоговое занятие)

1

-

1

итого

16

3

13

Содержание курса  

Введение. Химия – наука о веществах (2 часа)

Что такое химия. Что изучает химия. Вещество. Предмет. Физическое тело. Вещества и их свойства.

Демонстрационный опыт № 1.  «Вулкан Беттгера».

Практическая работа № 1. Наблюдение различных физических тел.

Практическая работа № 2. Изучение свойств веществ.

Вещества и смеси (3 часа)

Вещества и смеси. Чистые вещества. Разделение смесей веществ. Фильтрование. Хроматография.  Составление смесей веществ. Краски.

Практическая работа № 3. Разделение смеси веществ фильтрованием.

Практическая работа № 4. Хроматография красителей из фломастеров.

Практическая работа № 5. Приготовление акварельных красок.

Состав веществ. Простые и сложные вещества (9 часов)

Из чего состоят вещества. Атомы. Молекулы. Модели молекул. Вещества простые. Сера. Водород. Топливный элемент.

Вещества сложные. Индикаторы. Природные индикаторы.

Полимеры. Каучук. Эбонит.

Химия и парфюмерия.

Практическая работа № 6. Наблюдение делимости вещества.

Практическая работа № 7. Моделирование химических формул.

Демонстрационный опыт № 2. Сера и ее соединения.

Практическая работы № 8. Получение водорода и опыты с ним.

Демонстрационный опыт № 3. Изменение окраски индикаторов в различных растворах веществ.

Практическая работа № 9. Определение кислот и оснований в продуктах.

Практическая работа № 10. Природные индикаторы.

Практическая работа № 11. Получение нитей медно –аммиачного шелка.

Практическая работа № 12. Получение духов.  

Мир химических реакций (2 часа)

Превращения веществ. Химическая реакция. Признаки химических реакций.

Мир реакций вокруг нас.

Практическая работа № 13. Химические реакции и их признаки.

Практическая работа № 14. Калейдоскоп химических реакций.

Календарно – тематический план занятий

п\п

Тема занятия

Количество часов

1

Что такое химия

1

2

Вещества и их свойства

1

3

Вещества и смеси

1

4

Разделение смесей веществ

1

5

Составление смесей веществ

1

6

Из чего состоят вещества

1

7

Молекулы. Модели молекул

1

8

Вещества простые. Сера

1

9

Вещества простые. Водород

1

10

 Вещества сложные. Индикаторы

1

11

Природные индикаторы

1

12

Полимеры

1

13

Химия и парфюмерия

2

14

Признаки химических реакций

1

15

Мир реакций вокруг нас (итоговое занятие)

1

Перечень учебно-методического и материального обеспечения

  1. Рабочая тетрадь на печатной основе (каждому обучающемуся);
  2. Диск с электронной версией программы;
  3. Ноутбук;
  4. Проектор.

Материалы для реализации практической части программы:

Демонстрационный опыт № 1.  «Вулкан Беттгера».

Дихромат аммония  - 5 г; асбестовая сетка; стеклянная палочка, спички.

Практическая работа № 1. Наблюдение различных физических тел.

Физические предметы, окружающие людей.

Практическая работа № 2. Изучение свойств веществ.

Парафиновые свечи – 1 штука, спички, чашка Петри – 1 штука, сахар – 5г, питьевая сода – 5 г, вода – 50 мл, химический стакан – 2 штуки – на каждого обучающегося.

Практическая работа № 3. Разделение смеси веществ фильтрованием.

Химический стакан – 2 штуки, воронка – 1 штука, фильтровальная бумага – 1 штука, песок – 10 г, поваренная соль – 10 г, вода – 10 г, фарфоровая чашка – 1 штука – на каждого обучающегося.

Практическая работа № 4. Хроматография красителей из фломастеров.

Фильтровальная бумага – 1 штука, химический стакан – 1 штука, простой карандаш – 1 штука, фломастеры разных цветов  – 3 штуки, растворитель – 20 мл – на каждого обучающегося.

Практическая работа № 5. Приготовление акварельных красок.

Гуммиарабик – 15 г, глицерин – 7 г, сахар – 1 г, вода – 15 мл, пигменты 3-4 цветов – по 3 г, химический стакан – 1 штука, стеклянная палочка – 1 штука – на каждого обучающегося.

Практическая работа № 6. Наблюдение делимости вещества.

Пластилин – 1 кусок, химический стакан – 1 штука, кристаллики перманганата калия – 1 г, вода – 50 мл – на каждого обучающегося.

Практическая работа № 7. Моделирование химических формул.

Пластилин – 1 кусок, спички – 1 коробка – на каждого обучающегося.

Демонстрационный опыт № 2. Сера и ее соединения.

Сера – 2 г, раствор серной кислоты – 50 мл, соединения серы – на стол учителю.

Практическая работы № 8. Получение водорода и опыты с ним.

Гранулы цинка – 3 г, разбавленный раствор соляной кислоты – 25 мл, пробирка – 1 штука, штатив для пробирок – 1 штука, оксид меди – 2 г, химический стакан – 1 штука – на каждого обучающегося.

Демонстрационный опыт № 3. Изменение окраски индикаторов в различных растворах веществ.

Штатив – 1 штука, растворы индикаторов – по 5 мл каждого, растворы кислот, оснований, воды – по 10 мл, пробирки – 3 штуки – на стол учителю.

Практическая работа № 9. Определение кислот и оснований в продуктах.

Исследуемые продукты: лимон, яблоко, уксус, мыло, стиральный порошок, питьевая сода, газированная вода, чай, поваренная соль, штатив для пробирок – 1 штука, пробирки – 8 штук, растворы индикаторов – на каждого обучающегося.

Практическая работа № 10 Природные индикаторы.

Исследуемые вещества: на выбор  - черный и красный чай, свекла, красный виноград (сок и экстракт кожицы), краснокочанная капуста, красная фасоль, кожица баклажана, черника, черная смородина,  малина, клубника, вишня, ежевика, цветы мальвы, кожица слив, плоды граната, куркума, красный перец; химический стакан, раствор этилового  спирта – 10 мл,  2 пробирки, раствор разбавленной  кислоты,  сода – 5 г, вода  - на каждого обучающегося.

Практическая работа № 11. Получение нитей медно – аммиачного шелка.

Медно-аммиачный раствор, бумага, вата, любая хлопчатобумажная ткань, стеклянный стакан, фольга, одноразовые перчатки, стеклянная палочка, широкая плоская емкость с раствором уксуса, одноразовый шприц – на каждого обучающегося.

Практическая работа № 12. Получение духов.  

Бумажные полоски – 5 штук, резиновые перчатки – 1 штука, стакан с водой – 1 штука, пробирки – 5 штук, эфирные масла – на каждого обучающегося.

Практическая работа № 13. Химические реакции и их признаки.

Пробирки – 4 штуки, растворы соды, разбавленной соляной кислоты, фенолфталеина, хлорида кальция – по 5 мл – на каждого обучающегося.

Практическая работа № 14. Калейдоскоп химических реакций.

Вода – 50 мл, медный купорос – 5 мл, железный гвоздь – 1 штука, стакан – 1 штука, карандаш – 1 штука, нить, наждачная бумага – на каждого обучающегося.

Список литературы для учителя

  1. Гуревич А. Е., Исаев Д. А., Понтак Л. С.  Физика. Химия.  5 – 6 классы, учебник для общеобразовательных учебных заведений, 2 – е изд., Москва, Дрофа, 2009  г.
  2. Шуточные вопросы - загадки  -  «Дидактические игры при обучении химии» Г. И. Штемплер, Г.А. Пичугина. – М.: Дрофа, 2003 г.
  3. Энциклопедический словарь юного химика (сост. Крицман В. В., Станцо Д. В.), Москва, Педагогика, 1990 г.
  4. Энциклопедия для детей, том 17, Химия, Москва, Аванта+, 2003 г.
  5. Я познаю мир. Детская энциклопедия: Химия (авт. – сост. Л. А. Савина), Москва, АСТ – ЛТД, 1998 г.

Список литературы для обучающихся 

  1. Аликберова Л. Ю. Занимательная химия. Москва: Аст – Пресс, 1999 г. (Занимательные уроки).
  2. Ефимовский Е. С. След колесницы (истории в стихах), Ленинград, Детская литература, 1988 г.
  3. Конарев Б. Н. Любознательным о химии: Неорганическая химия, Москва, Химия, 1984 г.
  4. Ольгин О. Чудеса на выбор: Забавная химия для детей. Москва: Детская литература, 1997 г. (Знай и умей).
  5. Стрельникова Л. Н. Из чего все сделано? Рассказы о веществе/ под редакцией Генриха Эрлиха. Москва, Яуза – пресс, 2011 г.
  6. Уоддел Т., Райболт Т. Химические приключения Шерлока Холмса. Москва, Просвещение, 2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока в 5 классе "Вещесва и смеси веществ "

Цели: 1.Сформировать  представление  о  веществах  и  смесях  веществ,  о  свойствах  веществ  сохранять  свои  индивидуальные  с...

программа дополнительного образования "В мире веществ"

   Стремительное развитие высоких технологий, создание множества новых материалов с уникальными свойствами, успехи современной медицины и генетики -  вот далеко не полный перечен...

Рабочая тетрадь к дополнительной образовательной программе "Вещи. Смеси. Вещества"

Рабочая тетраль для каждого обучающегося к дополнительной образовательной программе "Вещи. Смеси. Вещества"...

Программа "Вещи. Смеси. Вещества" (полный вариант программы)

Разработки занятий программы "Вещи. Смеси. Вещества"...

Презентация по теме "Методы разделения смесей веществ"

В презентации рассмотрено отличие чистых веществ от смесей, предтавлены некоторые основные способы разделения смесей веществ....

Инвариативные задачи по химии «Смеси веществ»

Данная презентация предназначена для изучения материала по теме "Смеси веществ", а именно решению задач.  Может  использоваться на любом этапе урока, а также при подготовке к экзам...