Урок по теме: «Расчеты по химическим уравнениям, если одно из реагирующих веществ дано в избытке»
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему

Вертинская Екатерина Анатольевна

Цели урока: Обеспечить условия для овладения умениями решать задачи данного типа

Задачи:

  • Обучающие: Совершенствование умений в составлении химических формул и уравнений, закрепление полученных теоретических знаний, химических понятий, актуализация использования в повседневной жизни знаний о физиологическом действии тех или иных веществ на живые организмы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по теме: «Расчеты по химическим уравнениям, если одно из реагирующих веществ дано в избытке»

9 класс

Цели урока: Обеспечить условия для овладения умениями решать задачи данного типа

Задачи:

  • Обучающие: Совершенствование умений в составлении химических формул и уравнений, закрепление полученных теоретических знаний, химических понятий, актуализация использования в повседневной жизни знаний о физиологическом действии тех или иных веществ на живые организмы.
  • Развивающие:     создать условия для развития  самостоятельной деятельности обучающихся в процессе решения задач, монологической речи, формирование опыта творческой деятельности: развитие рационального и логического мышления, памяти, внимания, умение выделять главное, сравнивать.
  • Воспитывающие: формирование потребности заботы о своем здоровье.

1. Индукция. 

        Урок начинается с повторения основных понятий, необходимых для усвоения нового материала: химическое уравнение, относительная атомная масса, относительная молекулярная масса, количество вещества, моль, молярная масса. Повторения проходит в форме игры : «Лото».

        Далее обучающиеся вспоминают основные типы расчетных задач, известных им. Обучающиеся решают задачи, заполняя индивидуальный лист решения задач.

2.Изучение нового материала.

Класс делится на группы. Каждая получает задачу, которую нужно решить. При обсуждении выясняется, что учащиеся получили два разных ответа. Перед ребятами поставлена проблема,  по массе какого вещества следует вычислить массу продукта?

Учащиеся совместно с учителем формулируют тему урока. Решение учитель записывает на доске, учащиеся только алгоритм. Далее учащиеся по памяти записывают решение этой задачи в тетрадь.

Для усвоения решения задач данного типа учащимся предлагается работа по вариантам. Ребята работают в парах, обмениваясь своими решениями.

3.Рефлексия. 

Ребята отвечают на вопрос: «Чему вы научились на уроке?»

Ф.И. учащегося__________________________________________________________

          Условия задач                                              Р Е Ш Е Н И Е

1. Гидрокарбонат натрия (питьевая сода)

NaHCO3 – белое кристаллическое вещество.

Его применяют при кислотных ожогах, изжоге, для полосканий и ингаляций при насморке и ларингитах. Вычислите относительную молекулярную массу этого вещества.

2. Суточная потребность организма кальция в виде CaCO3 составляет 1,2 г. Вычислите количество карбоната кальция.

3. Известковую воду – насыщенный водный раствор Ca(OH)2 – применяют в качестве противовоспалительного, вяжущего и дезинфицирующего средства. Вычислите массу  гидроксида кальция, которая может быть получена из 5,6 г. оксида кальция в реакции с водой.

Ф.И. учащегося__________________________________________________________

          Условия задач                                              Р Е Ш Е Н И Е

1. Для борной кислоты  H3BO3 характерна невысокая химическая активность. Ее применяют при воспалительных поражениях слизистой рта и зева, для промывания глаз и некоторых заболеваниях кожи. Вычислите относительную молекулярную массу этого вещества.

2. Какую массу воды получит ваш организм, если вы выпили ее суточную норму – 138,9 моль?

3. Железо – важнейшая составная часть организма человека и животных. Для лечения анемии, вызванной дефицитом железа в организме, и для стимуляции работы кроветворных органов используют восстановленное железо. Вычислите массу железа, которая может быть восстановлена алюминием из 240 г. оксида железа (III).

Задача № 4.

При недостатке в организме человека цинка происходит замедление роста, нарушение кожного и волосяного покрова. Вычислите массу сульфата цинка, составляющую годовую физиологическую потребность организма человека, которая образуется при взаимодействии 1,3 г. цинка с серной кислотой массой 0,98 г.

Вариант 1

Антацидные средства – вещества, которые проявляют основные свойства и применяют для нейтрализации соляной кислоты желудочного сока. В качестве такого вещества используют оксид магния. Хватит ли 50 г. оксида для нейтрализации 73 г. соляной кислоты?

Вариант 2

Антацидные средства – вещества, которые проявляют основные свойства и применяют для нейтрализации соляной кислоты желудочного сока. В качестве такого вещества используют гидроксид магния. Хватит ли 8,7 г. гидроксида для нейтрализации 7,3 г. соляной кислоты?

Вариант 1

Антацидные средства – вещества, которые проявляют основные свойства и применяют для нейтрализации соляной кислоты желудочного сока. В качестве такого вещества используют оксид магния. Хватит ли 50 г. оксида для нейтрализации 73 г. соляной кислоты?

Вариант 2

Антацидные средства – вещества, которые проявляют основные свойства и применяют для нейтрализации соляной кислоты желудочного сока. В качестве такого вещества используют гидроксид магния. Хватит ли 8,7 г. гидроксида для нейтрализации 7,3 г. соляной кислоты?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по химии "Расчеты по химическим уравнениям реакций"

Конспект урока по химии в 8 классе по учебнику И. И. Новошинский, Н.С. Новошинская...

Дидактические материалы по теме «Расчеты по химическим уравнениям»

Цель работы: закрепление умений делать расчеты по химическим уравнениям....

Расчеты по химическим уравнениям, если одно из исходных веществ дано в избытке.

Данный тип задач можно использовать на уроке, спецкурсе, для подготовки к итоговой аттестации....

Карта-инструкция к уроку химии в 8 классе по теме "Типы химических реакций. Расчеты по химическим уравнениям"

Данный материал может быть использован учителем для обобщающего урока в 8 классе по теме "Типы химических реакций"....

Презентация к уроку химии "Решение задач по уравнению, если одно из веществ взято в избытке"

Презентация к уроку химии "Решение задач по уравнению, если одно из веществ взято в избытке"...

"Химические уравнения". "Расчет по химическим уравнениям". 8 класс. О.С. Габриелян.

Материал разработан к учебнику  химия, 8 класс, О.С. Габриелян ....