Технологическая карта урока по теме «Расчеты по уравнениям химических реакций с учетом избытка одного из реагентов».
методическая разработка по химии (9 класс)

Субоч Татьяна Сергеевна

Урок Химии в 9 классе по теме «Расчеты по уравнениям химических реакций с учетом избытка одного из реагентов».

Комбинированный урок

Методы изучения - аналитический, практический

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_izbytok-nedostatok_1.docx41.23 КБ

Предварительный просмотр:

Дата 12.11.2025

           Класс____9_____

Технологическая карта урока по теме «Расчеты по уравнениям химических реакций с учетом избытка одного из реагентов».

Цель: Формирование умения обучающихся в решении задач по уравнениям химических реакций с учетом избытка одного из реагентов, развитие математических навыков и химической грамотности.

Задачи:

Обучающие:

— Формирование умения определять реагент, находящийся в избытке, и вычислять количество продукта реакции исходя из ограничивающего вещества.

— Развитие навыков самостоятельного анализа условия химической задачи и выбора рационального способа её решения.

— Закрепление теоретического материала о стехиометрии реакций и понятиях молярной массы, количества вещества и коэффициентов уравнения реакции.

Развивающие:

— Совершенствование способности мыслить логически и критически оценивать полученный результат расчёта.

— Расширение кругозора учащихся путём демонстрации связи химического содержания с реальной жизнью и практической деятельностью.

— Стимулирование интереса к предмету через решение нестандартных заданий и самостоятельную работу.

Воспитательные:

— Воспитание аккуратности и точности при выполнении расчетов.

— Привитие понимания важности строгого соблюдения норм техники безопасности при работе с химическими веществами.

— Подготовка учеников к ответственному отношению к своему здоровью и окружающей среде.

Тип урока: Комбинированный урок: открытие нового знания и его первичное закрепление

Методы изучения: Аналитический, практический

УМК: Химия 9 класс (углубленный уровень) О.С.Габриелян, И.Г. Остроумов, С.А.Сладков, Москва «Просвещение» 2025

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный этап

Приветствие обучающихся. Проверка готовности к уроку. Контроль присутствия на уроке.

Подготовка к уроку. Самоорганизация.

Стадия вызова

 

Сообщение темы урока.

Исходя из обозначенной темы, предположите, какова цель нашего сегодняшнего урока?

Давайте вспомним, как решать задачи по уравнениям реакций. Для этого повторим основные формулы (Количество вещества, молярная масса, молярный объем газов).

Решим задачу.

Рассчитайте массу сульфата меди (II), которое провзаимодействует с гидроксидом калия массой 112 г.  

Как именно мы решаем подобные задачи? Давайте составим схему решения.

Вернемся к нашей задаче.

Согласно коэффициентам в уравнении реакции на 2 моль КОН требуется 1 моль CuSO4

А если мы возьмем 4 моль КОН, какое количество сульфата кальция нам потребуется?

А на 6 моль КОН?

А если мы возьмем 2 моль КОН и 2 моль CuSO4, какое количество CuSO4 вступит в реакцию?

А что будет с остальным количеством?

То есть вещество дано в избыточном количестве или в избытке. И этот избыток не будет вступать в реакцию.

А если мы возьмем 2 моль CuSO4 и 5 моль КОН?

Решим еще одну задачу:

Вычислите массу осадка, образовавшегося при взаимодействии раствора, содержащего 21,2 г карбоната натрия, с раствором, содержащим 11,1 г хлорида кальция.

А что делать дальше? По какому из веществ делать расчет количества вещества карбоната кальция?

Обучающиеся записывают тему урока в тетради.

Обучающиеся формулируют цель урока, учитель уточняет основные моменты.

Обучающиеся вспоминают и записывают основные формулы:

n = m/M            m = n*M          М численно равна относительной молекулярной массе

n = V/Vm          V = N*Vm       Vm = 22.4 л/моль

Обучающийся у доски решает задачу.

Дано:                                           Решение:

m (KOH) = 42 г         2KOH + CuSO4 → K2SO4 + Cu(OH)2

Найти:                        n (KOH) = 112/56 = 2 (моль)

m ( CuSO4) - ?        n (CuSO4) = ½ n (KOH) = 1 (моль)

                                   m (Cu SO4) = 1 * 160 = 160 (г)

Ответ: m (Cu SO4) = 160 (г)

Оформляется на доске и в тетрадях:

Масса (объем) вещества                          Масса (объем) вещества,   по условию                                                которые нужно найти

                                  По уравнению реакции

     Количество вещества                         Количество вещества  

       

Понадобится 2 моль CuSO4

3 моль CuSO4

1 моль

Останется лишним

CuSO4 израсходуется полностью, а КОН останется в избытке.

Дано:                                           Решение:

m (Na2CO3) = 10.6 г         Na2CO3 + CaCl2 → 2NaCl + CaCO3

m (CaCl2) = 5.55 г       n(Na2CO3) = 21,2/106 = 0.2 моль

Найти:                          n (CaCl2) = 11,1/111= 0,1 моль

m (CaCO3) - ?        

Стадия осмысления

Как звучит тема нашего урока? Что значит «избыток реагента»?

Для того чтобы разобраться в этом вопросе выполним одно простое задание. Перед вам лежат наборы для моделирования молекул – модели атомов водорода и кислорода. Сколько штук каждого атома у вас есть? Соберите из них максимально возможное количество молекул воды. Сколько молекул получилось?

Вы собрали по 2 молекулы воды. Какие атомы остались неиспользованы?

Таким образом, кислород оказался у нас в избытке, а водород израсходовался полностью.

Зная, что на 1 молекулу воды нужно 2 атома водорода и 1 атом кислорода, по каким атомам мы смогли сделать расчет максимального числа молекул воды?

Таким образом, мы проводим расчеты по тому компоненту, который расходуется полностью. А о том компоненте, что остается, говорят, что оно было взято в избытке.

Вернемся к решению нашей задачи.

Нам нужно определить, количество какого вещества превышает то, что необходимо по стехиометрическому соотношению количеств веществ. Это избыточное количество вещества останется после реакции непрореагировавшим. И по этому исходному данному нельзя вести вычисление количества продукта реакции.

Обучающиеся собирают модели молекул воды.

По 4 атома кислорода и водорода

2 молекулы

2 атома кислорода

По водороду.

0,2/1 > 0,1/1

n(Na2CO3) > n(CaCl2)

Na2CO3 - дано в избытке

Расчет проводим по CaCl2

n(CaCl2) = n(CaCO3) = 0,1 моль

m (CaCO3) = 0.1*100 = 10 г

Ответ: m (CaCO3) = 10 (г)

Стадия рефлексии

Давайте подведем итоги решения данной задачи, преобразовав нашу исходную схему решения задач

Для закрепления материала решим еще одну задачу.

Вычислите массу соли, образовавшейся при взаимодействии оксида цинка массой 32,4 г и 20% раствора соляной кислоты массой 292 г.

Подведем итоги.

Что означает термин «вещество в избытке»?

Что происходит со вторым веществом?

По какому из веществ проводится расчет в задачах, в которых указаны масса 2 исходных веществ?

Домашнее задание

Даны массы (объем) 2 исходных      Масса (объем) вещества, веществ по условию                                которые нужно найти

                                  По уравнению реакции

Определить, какое из веществ взято

в избытке.

Расчет ведем по другому веществу

     Количества веществ,                         Количество вещества,  

     Которые даны в условии               которое необходимо найти

Обучающийся у доски решает задачу. Учитель при необходимости задает уточняющие вопросы.

Дано:                                           Решение:

m (ZnO) = 32.4 г                ZnO + 2HCl → ZnCl2 + H2O

m р-ра (НCl) = 292г        

ω (HCl) = 20%            m (HCl) = m р-ра *  /100 = 292*0,2= 58,4г

Найти:                          n (НCl) = 58,4/36,5= 1,6 моль

                                      n (ZnO) = 32.4/81 = 0,4 моль

m (ZnCl2) - ?               0,4/1 < 1,6/2

n(ZnO) < n(HCl)

HCl - дано в избытке

Расчет проводи по ZnO

    n(ZnO) = n(ZnCl2) = 0,4 моль

m (ZnCl2) = 0.4*136 = 54,4 г

Ответ: m (ZnCl2) = 54,4 (г)

Вещество остается после реакции, расходуется не полностью.

Вещество расходуется в результате реакции полностью.

По веществу, которое расходуется полностью

Задачи 2-63, 2,73 по сборнику задач Кузнецовой 9 класс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме"Решение квадратных уравнений с параметром"

Уравнения с параметрами- один из  наиболее трудных разделов математики.Это объясняется тем, что при решении таких задач приходится рассматривать различные случаи , в зависимости от значений парам...

Технологическая карта урока по теме : "Решение систем уравнений."

Технологическая  карта урокареализующего системно-деятельностный подход и формирование УУД...

Технологическая карта урока для учащихся 8 класса "Типы химических реакций"

Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Он входит в первую тему «Первоначальные химические понятия» и логически следует за уроком «Химические уравнения». В о...

Технологическая карта урока по теме: «Решение логарифмических уравнений»

закрепить знания о логарифме и его свойствах; обобщить и систематизировать знания о решении логарифмических уравнений; углубить знания при решении уравнений, опираясь на свойства; продемонстрировать с...

Технологическая карта урока по теме "Решение квадратных уравнений"

Технологическая карта урока алгебры в 8 классе...