Проверочная работа по теме: "Железо" (9 класс).
материал для подготовки к егэ (гиа) по химии (9 класс) на тему

Скворцова Любовь Петровна

Работа предназначена для учащихся 9 класса. Курс предметно-ориентированный (3 часа в неделю). Работа составлена по экзаменационным материалам РХТУ им. Д.И.Менделеева.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proverochnaya_s_resheniem.zhelezo.docx45.53 КБ

Предварительный просмотр:

                       Проверочная работа по теме: ” Железо”.

                 Работа предназначена для учащихся  9 класса.

            Курс  предметно-ориентированный  (3 часа в неделю).

            Составлено: учителем химии ГБОУ СОШ №868 Скворцовой Л.П. по  экзаменационным  материалам РХТУ им. Д.И.Менделеева.

Задание №1. Составить уравнения реакций по цепочке превращений:

                          Fе→ FеCL2→FеCL3→Fе(OH)3→NaFeO2

Решение:

  1. Хлорид железа (II) получается при растворении металлического железа в хлороводородной кислоте:

Fe + 2HCL = FeCL2 + H2

  1. Окисление хлором переводит хлорид железа (II) в хлорид железа (III):

2FeCL2 + CL2 = 2FeCL3

  1. При действии растворов щелочей на растворы солей железа (III) выпадает осадок гидрооксида железа (III):

FeCL3 + 3NaOH = 3NaCL + Fe(OH)3

  1. Гидрооксид железа (III), обладающий амфотерными свойствами, при сплавлении со щелочами образует ферриты:

Fe(OH)3 + NaOH = NaFeO2 + 2H2O

Задание №2. Составить уравнения реакций по цепочке превращений:

                         Fe(NO3)3 →Fe2O3→Fe→FeSO4→Fe2(SO4)3

Решение:

  1. При прокаливании нитрата железа (III) получается оксид железа (III):

4Fe(NO3)3 = 2Fe2O3 +12NO2 +3O2

Этот же переход можно осуществить в две стадии:

4Fe(NO3)3 + 3KOH = Fe(OH)3 + 3KNO3

2Fe(OH)3 = Fe2O3 + 3H2O

  1. В промышленности оксиды железа восстанавливают коксом при температуре 1500 градусов:

Fe2O3 + 3C = 2Fe +3CO

  1. Железо легко растворяется в серной кислоте:

Fe +H2SO4 = FeSO4 + H2

  1. Действием окислителей переводят соединения железа (II) в соединения железа (III):

2FeSO4 + H2O2 + H2SO4 = Fe2(SO4)3 + 2H2O

10FeSO4 + 2KMnO4 + 8H2SO4 = 5Fe2(SO4)3 + 2MnSO4+ K2SO4 + 8H2O

Задание №3. Составить уравнения реакций по цепочке превращений:

     

               FeSO4Fe(OH)2Fe(OH)3NaFeO2FeCL3

Решение:

  1. При действии растворов щелочей на растворы солей железа (II) выделяется осадок гидрооксида железа (II):

FeSO4 + 2NaOH = Fe(OH)2 + Na2SO4

  1. Это соединение на воздухе быстро окисляется до гидрооксида железа (III):

4Fe(OH)2 + O2 + 2H2O = 4Fe(OH)3

Указанный процесс можно ускорить, вводя в реакционную систему более энергичный окислитель, чем кислород воздуха:

2Fe(OH)2 + H2O2 = 2Fe(OH)3

  1. Сплавление гидрооксида железа (III) со щелочами позволяет получить ферриты:

Fe(OH)3 + NaOH = NaFeO2 + 2H2O

  1. Ферриты растворяются в кислотах: 

NaFeO2 + 4 HCL = NaCL + FeCL3 + 2H2O

Надо помнить, что оксид  Fe3O4 содержит атомы железа различных степеней окисления и поэтому при растворении в кислотах образует соли железа (II) и железа (III):

Fe3O4 + 8HCL = FeCL2 + 2FeCL3 + 4H2O

Задание № 4. Железную пластинку массой 2,6 г. продолжительное время выдерживали в растворе, содержащем 2,3 г. сульфата меди. По окончании реакции пластинку вынули из раствора и высушили. Чему стала равна её масса?

Дополнительные данные: M(CuSO4)=160г/моль;M(Fe)=56г/моль;M(Сu)= 64г/моль.

  1. В соответствии с электрохимическим рядом напряжения металлов, железо вытесняет медь из раствора её соли:

      Fe + CuSO4 = Cu + FeSO4 

      Выделившаяся медь оседает на железной пластинке.

  1. По условию задачи найдём количество вещества сульфата меди  и количество вещества железо.

n (CuSO4)= 2,3 / 160 = 0,01 моль.

n (Fe) = 2,6/ 56 = 0,05 моль.

  1. Делаем вывод – сульфат меди  находится в недостатке. В реакцию вступило 0,01 моль Fe, и образовалось 0,01 моль Cu.
  2. Масса пластинки после реакции равна:

m = 2,6 + m(Cu) – m(Fe) = 2,3 + 0,01х64 – 0,01х56 = 2,68 г.

Ответ: m(Fe) = 2,68 г.

Задания  для самостоятельного  решения:

  1. Приведите уравнения реакций получения сульфата железа (III) из железа.
  2. Приведите по два уравнения реакций для качественного определения катиона Fe (II) и катиона Fe (III) в растворах хлоридов.
  3. Составьте уравнения реакций в соответствии со схемой:

FeO->A->Б->B->C->Fe2O3

Все вещества содержат железо, в схеме две окислительно-восстановительные  реакции.

  1. Привести уравнений реакции, доказывающий качественный состав растворов хлорида железа (III) и сульфата железа (III),

не используя  уравнения из задания 2.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок химии по теме "Железо". 9 класс.

В данном материале представлена разработка урока химии по теме "Железо: строение атома, свойства" для 9 класса с использованием приемов ТРИЗ и РКМ технологий....

Открытый урок по теме: "Железо" 9 класс

Разработка открытого урока с использованием ЭОР (информационный, практический модули, тренажёр). Конспект урока прошёл экспертизу в издательстве "Дрофа" и опубликован на информационно-образовательном ...

Окрытый урок по теме "Железо" 9 класс

Данная разработка использовалась для проведения открытого урока на учитель года. В ней представлен весь необходимый материал для проведения урока....

проверочная работа по теме "Железы внутренней секреции", 8 класс

Работа для повторения темы "Железы внутренней секреции" по биологии в 8 классе. Работа представлена ввиде презентации....

Презентация по химии на тему "Железо" (9 класс)

Тип урока: Урок открытия новых знаний.Цели урока:Образователная: Создать условия для формирования понятий о генетическом ряде железа(II) и железа (III), качественных реакциях на ионы  Fe2+и...

Тестовая работа по теме "Железо и его соединения" 11 класс

Тестовая работа по теме «Железо и его соединения» составлена для обучающихся 11 класса, изучающих химию на углубленном уровне. Критерии оценивания Тестовая работа по теме «...

Проверочная работа по теме "Железы внутренней секреции"

Проверочная работа по теме "Железы внутренней секреции"...