Методическая разработка Конспект урока по химии в 11 классе на тему: «Белки»
план-конспект урока по химии (11 класс) на тему

Шахова Екатерина Андреевна
Методическая разработка Конспект урока по химии в 11 классе на тему:
«Белки»
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki1.docx14.57 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по химии в 11 классе на тему:

«Белки»

Цель урока: Продолжить обучение, воспитание и развитие учащихся с использованием учебного материала о белках.

Задачи:

Обучающие:

  • актуализировать знания о белках, полученные на уроках биологии
  • познакомить учащихся с составом и строением белков
  • сформировать представления о типах химических связей при образовании различных структур белка
  • выявить биологическую роль белков

Развивающие:

  • развивать произвольное внимание, самостоятельность,
  • развивать познавательный интерес учащихся с помощью показа презентации
  • продолжить формирование межпредметных связей (с биологией)

Воспитательные:

  • продолжать формирование: научного мировоззрения, интереса к предмету.

Тип урока: совершенствование знаний, умений и навыков; сообщение новых знаний

Методы: рассказ, беседа, показ презентации, фронтальный опрос.

Средства: презентация «Белки», ПК, мультимедиапроектор.

 

Ход урока

Этапы урока и его содержание

Методы, приемы, средства обучения, время

Этап урока

2 – 3 мин.

Организационный момент

  • Приветствие учеников.
  • Проверка отсутствующих на уроке.
  • Оглашение темы урока, его задач.

5 -7 мин.

Устный опрос

формула аминокислоты записана заранее учителем на доске

Актуализация опорных знаний

Устный опрос

Какие органические соединения с двойственной химической функцией вам известны? (аминокислоты)

Какие две функциональные группы входят в состав аминокислот? (аминогруппа – NH2 и карбоксильная группа – COOH)

Названия аминокислотам можно давать с помощью международной номенклатуры ИЮПАК и рациональной номенклатуры.

Назовите CH3 – CH – COOH, используя эти номенклатуры.

                           |

                           NH2

(2-аминопропановая кислота или α-аминопропионовая кислота)

α-аминопропионовая кислота относится α-аминокислотам, для которых применяют тривиальные названия. Дайте название данной аминокислоте с помощью тривиальной номенклатуры. (аланин)

Поскольку в состав молекул аминокислот входят известные вам по химическому поведению функциональные группы, то поэтому аминокислоты проявляют свойства…? (кислот и оснований)

Аминокислоты – это органические амфотерные соединения. Так как кислотные и основные свойства в аминокислотах представлены разными группами атомов, то их молекулы могут реагировать друг с другом. Какое название носит такая реакция? (реакция межмолекулярной дегидратации)

Какие же соединения образуются в результате реакции межмолекулярной дегидратации α-аминокислот? (белки)

25 мин.

Фронтальная беседа,

Рассказ учителя

Запись таблицы в тетрадь учащихся

Рассказ учителя

Запись уравнения школьниками в тетрадь, учителем на доске

Рассказ

Заполнение школьниками таблицы

Рассказ учителя

Организация изучения школьниками нового материала.

При изучении углеводородов и кислородсодержащих органических веществ вы знакомились не только с низкомолекулярными, но и с высокомолекулярными соединениями (полимерами) природного происхождения. Приведите примеры? (крахмал, целлюлоза)

Теперь ознакомимся с азотсодержащими природными высокомолекулярными веществами – белками.

(1 слайд), (2 слайд)

Белки представляют наиболее важную составную часть организмов. Там, где нет белковых веществ, нет жизни. По определению Ф. Энгельса, «жизнь есть способ существования белковых тел».(3 слайд)

Белки составляют 18 % от общей массы клетки. В каждой клетке находится более 3 тыс. молекул белков. В организме человека насчитывается свыше 10 млн. белков.

Как вы думаете, почему в организм входит так много белков? (большая биологическая роль белков)

Функции белков в организме многообразны. (4 слайд)

От чего же зависит такое многообразие функций белков и их особая роль в жизненных процессах?

Белковую природу веществ стали изучать еще с 18 в. И с помощью различных опытов установили, что (5 слайд)

Запись таблицы «Элементарный состав белков» в тетрадь школьников.

Каково же строение белков? Вспомним реакцию межмолекулярной дегидратации. (6 слайд)

Проведение реакции гидролиза показало, что белки состоят из остатков α-аминокислот, причем наиболее часто встречаются в составе белков 20 аминокислот.

Строение некоторых α-аминокислот, образующих белки, представлено в таблице 7 на стр. 204 учебника.

Как же аминокислоты образуют белковую молекулу?

Еще в 80-х гг. прошлого столетия русский биохимик А.Я. Данилевский указал на наличие пептидных групп в белковой молекуле. (7 слайд)

Затем в начале ХХ в. Немецкий ученый Э. Фишер выдвинул полипептидную теорию строения белков, которая в настоящее время является общепризнанной. Согласно теории Фишера молекулы белка представляют собой длинные цепи остатков аминокислот, соединенных пептидными (амидными) связями. Э. Фишеру и другим ученым удалось синтезировать полипептиды, в молекулы которых входили различные аминокислотные остатки, соединенные пептидными связями. (8 слайд)

Упрощенно синтез полипептидов упрощенно представлен на стр. 205 учебника.

Учащиеся записывают уравнение реакции в тетради.

Так как природные белки являются высокомолекулярными соединениями, в их полипептидных цепочках аминокислотные остатки повторяются многократно. При этом каждый индивидуальный белок имеет свою строгую последовательность аминокислотных звеньев.

Существует несколько структур белковой молекулы.

(9, 10, 11, 12 слайды)

Школьники заносят полученные знания в таблицу «Структуры белковой молекулы»

Структура

Тип связи

Внешний вид

Пример

Из-за наличия разнообразных функциональных групп белок нельзя отнести к какому-либо одному из известных нам классов органических соединений. Белок – высшая форма развития органических веществ.

По составу белки можно классифицировать следующим образом. (13 слайд)

5 – 7 мин.

Устный опрос

Закрепление изученного материала

Устный опрос

  • Что является структурным компонентом белков?
  • Какие функции белков вы знаете?
  • Сколько структур белковой молекулы различают?
  • Какая структура белка обуславливает его биологическую активность?
  • Кто автор полипептидной теории строения белков?

2 – 3 мин.

Подведение итогов урока

  • Оценивание учащихся.
  • Выставление оценок в школьный журнал.

2 мин,

 Запись учителем на доске, школьниками в тетради

Домашнее задание

§44 до стр.207 №1 стр. 211, записи в тетради

 

Самоанализ урока на тему: «Белки»

Данный урок изучается в 11 классе при рассмотрении темы «Белки и нуклеиновые кислоты».

Целью урока являлось: продолжить обучение, воспитание и развитие учащихся с использованием учебного материала о белках.

На уроке использовались такие методы обучения, как: рассказ, беседа, показ презентации, фронтальный опрос.

Для этого необходимы были следующие средства обучения: презентация «Белки», ПК, мультимедиапроектор.

Урок был хорошо организован, так как: уделялось время для проверки опорных знаний у учащихся.

Во время урока использовался такой метод обучения, как беседа. Поэтому ребята задавали интересующие их вопросы.

На уроке использовался наглядный метод обучения, как показ презентации, который помог школьникам лучше понять и усвоить материал урока. Практически все учащиеся с интересом смотрели показ. Поэтому проблем с дисциплиной в классе на уроке не возникло.

Необходимые и важные моменты записаны мной на доске и учащимися в тетради в виде таблицы и схемы.

Урок прошел удачно, поставленные цель и задачи были достигнуты.

Конспект урока по химии в 11 классе на тему:

«Белки»

Ход урока

Этапы урока и его содержание

Методы, приемы, средства обучения, время

Этап урока

2 – 3 мин.

Организационный момент

  • Приветствие учеников.
  • Проверка отсутствующих на уроке.
  • Оглашение темы урока, его задач.

5 -7 мин.

Устный опрос

формула аминокислоты записана заранее учителем на доске

Актуализация опорных знаний

Устный опрос

Какие органические соединения с двойственной химической функцией вам известны? (аминокислоты)

Какие две функциональные группы входят в состав аминокислот? (аминогруппа – NH2 и карбоксильная группа – COOH)

Названия аминокислотам можно давать с помощью международной номенклатуры ИЮПАК и рациональной номенклатуры.

Назовите CH3 – CH – COOH, используя эти номенклатуры.

                           |

                           NH2

(2-аминопропановая кислота или α-аминопропионовая кислота)

α-аминопропионовая кислота относится α-аминокислотам, для которых применяют тривиальные названия. Дайте название данной аминокислоте с помощью тривиальной номенклатуры. (аланин)

Поскольку в состав молекул аминокислот входят известные вам по химическому поведению функциональные группы, то поэтому аминокислоты проявляют свойства…? (кислот и оснований)

Аминокислоты – это органические амфотерные соединения. Так как кислотные и основные свойства в аминокислотах представлены разными группами атомов, то их молекулы могут реагировать друг с другом. Какое название носит такая реакция? (реакция межмолекулярной дегидратации)

Какие же соединения образуются в результате реакции межмолекулярной дегидратации α-аминокислот? (белки)

25 мин.

Фронтальная беседа,

Рассказ учителя

Запись таблицы в тетрадь учащихся

Рассказ учителя

Запись уравнения школьниками в тетрадь, учителем на доске

Заполнение школьниками таблицы

Рассказ учителя

Организация изучения школьниками нового материала.

При изучении углеводородов и кислородсодержащих органических веществ вы знакомились не только с низкомолекулярными, но и с высокомолекулярными соединениями (полимерами) природного происхождения. Приведите примеры? (крахмал, целлюлоза)

Теперь ознакомимся с азотсодержащими природными высокомолекулярными веществами – белками.

(1 слайд), (2 слайд), (3 слайд)

Белки представляют наиболее важную составную часть организмов. Там, где нет белковых веществ, нет жизни. По определению Ф. Энгельса, «жизнь есть способ существования белковых тел».(4 слайд)

Белки составляют 18 % от общей массы клетки. В каждой клетке находится более 3 тыс. молекул белков. В организме человека насчитывается свыше 10 млн. белков.

Как вы думаете, почему в организм входит так много белков? (большая биологическая роль белков)

Функции белков в организме многообразны. (5 слайд)

От чего же зависит такое многообразие функций белков и их особая роль в жизненных процессах?

Белковую природу веществ стали изучать еще с 18 в. И с помощью различных опытов установили, что (6 слайд)

Запись таблицы «Элементарный состав белков» в тетрадь школьников.

Каково же строение белков? Вспомним реакцию межмолекулярной дегидратации. (7 слайд)

Проведение реакции гидролиза показало, что белки состоят из остатков α-аминокислот, причем наиболее часто встречаются в составе белков 20 аминокислот.

Строение некоторых α-аминокислот, образующих белки, представлено в таблице 7 на стр. 204 учебника.

Как же аминокислоты образуют белковую молекулу?

Еще в 80-х гг. прошлого столетия русский биохимик А.Я. Данилевский указал на наличие пептидных групп в белковой молекуле. (8 слайд)

Затем в начале ХХ в. Немецкий ученый Э. Фишер выдвинул полипептидную теорию строения белков, которая в настоящее время является общепризнанной. Согласно теории Фишера молекулы белка представляют собой длинные цепи остатков аминокислот, соединенных пептидными (амидными) связями. Э. Фишеру и другим ученым удалось синтезировать полипептиды, в молекулы которых входили различные аминокислотные остатки, соединенные пептидными связями. (9 слайд)

Упрощенно синтез полипептидов упрощенно представлен на стр. 205 учебника.

Учащиеся записывают уравнение реакции в тетради.

Так как природные белки являются высокомолекулярными соединениями, в их полипептидных цепочках аминокислотные остатки повторяются многократно. При этом каждый индивидуальный белок имеет свою строгую последовательность аминокислотных звеньев.

Существует несколько структур белковой молекулы.

(10, 11, 12 13 слайды)

Школьники заносят полученные знания в таблицу «Структуры белковой молекулы»

Структура

Тип связи

Внешний вид

Пример

Из-за наличия разнообразных функциональных групп белок нельзя отнести к какому-либо одному из известных нам классов органических соединений. Белок – высшая форма развития органических веществ.

По составу белки можно классифицировать следующим образом. (14 слайд)

5 – 7 мин.

Устный опрос

Закрепление изученного материала

Устный опрос (15 слайд)

2 – 3 мин.

Подведение итогов урока

  • Оценивание учащихся.
  • Выставление оценок в школьный журнал.

2 мин,

 Запись учителем на доске, школьниками в тетради

Домашнее задание

§44 до стр.207 №1 стр. 211, записи в тетради