Экологический проект: « Живые очистители воздуха».
проект по химии (8, 9 класс) по теме

Сердюкова Людмила

Здоровье нации и  знания  взаимосвязаны. Нельзя достигнуть чего – либо без соответствующего воспитания и образования, без становления экологической культуры личности и общества.

Ежегодно в осенний период наблюдается всплеск заболеваний воздушно – капельным путем, в том числе и среди учащихся нашей школы. Не смотря па проведение профилактического режима проветривания в школьных кабинетах, на проведение профилактической вакцинации, часть учащихся заболевает. Передо мною были поставлены вопросы: «Как помочь нашему организму справиться с различными возбудителями заболеваний, обитающих в воздушном пространстве нашей школы? Какие комнатные растения  помогут нам в решении этой задачи?»

Так возникла идея проекта. Тип проекта - практико-ориентированный, краткосрочный. Участники проекта – одноклассники, родители.

Неотъемлемой частью работы по этому направлению является экологизация  среды - озеленение  комнатными растениями. В кабинете правильно  подобранные растения создают психологически правильную среду, положительно влияют на настроения людей, придают помещению своеобразный колорит. Но самое главное  живыми очистителями воздуха можно снизить риск передачи возбудителей  респираторных заболеваний. Меньше заболевших – выше показатель качества знаний учащихся моей школы.

Проблема, решаемая в процессе реализации проекта, не нова, но для нашего школьного учреждения, в настоящий момент она актуальна и значима. Масштабы проекта хоть не велики, но позволяют решить поставленные задачи и от озеленения кабинетов перейти к озеленению  этажей по данной системе. Привлечь к этой работе большее количество учащихся и родителей.

Проведение собственных исследований, наблюдений позволят обобщать, анализировать и способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению. Данный проект помогает детям проявить свою творческую активность, самим построить межличностные отношения в малых рабочих группах, испытать ощущения эмоционального удовлетворения и самореализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_zhivye_ochistiteli_vozduha.doc113.5 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический проект: « Живые очистители воздуха».

Автор: Кравченко Кристина, 9 класс МОБУ СОШ №5 станица Платнировская Кореновский район Краснодарский край

Научный руководитель: учитель химии и биологии Сердюкова Л.В.

Участники проекта – одноклассники, родители.

Тип проекта - практико-ориентированный, краткосрочный.

Ежегодно в осенний период наблюдается всплеск заболеваний воздушно – капельным путем, в том числе и среди учащихся нашей школы. Не смотря па проведение профилактического режима проветривания в школьных кабинетах, на проведение профилактической вакцинации, часть учащихся заболевает. Передо мною были поставлены вопросы: «Как помочь нашему организму справиться с различными возбудителями заболеваний, обитающих в воздушном пространстве нашей школы? Какие комнатные растения  помогут нам в решении этой задачи?»

Так возникла идея проекта.

Актуальность и важность проекта.

 Здоровье нации и  знания  взаимосвязаны. Нельзя достигнуть чего – либо без соответствующего воспитания и образования, без становления экологической культуры личности и общества.

Одно из  направлений  деятельности моей школы - экологическое. Неотъемлемой частью работы по этому направлению является экологизация  среды - озеленение  комнатными растениями. В кабинете правильно  подобранные растения создают психологически правильную среду, положительно влияют на настроения людей, придают помещению своеобразный колорит. Но самое главное  живыми очистителями воздуха можно снизить риск передачи возбудителей  респираторных заболеваний. Меньше заболевших – выше показатель качества знаний учащихся моей школы.

Проблема, решаемая в процессе реализации проекта, не нова, но для нашего школьного учреждения, в настоящий момент она актуальна и значима. Масштабы проекта хоть не велики, но позволяют решить поставленные задачи и от озеленения кабинетов перейти к озеленению  этажей по данной системе. Привлечь к этой работе большее количество учащихся и родителей.

Проведение собственных исследований, наблюдений позволят обобщать, анализировать и способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению. Данный проект помогает детям проявить свою творческую активность, самим построить межличностные отношения в малых рабочих группах, испытать ощущения эмоционального удовлетворения и самореализации.

Цель проекта: снижение процента заболевших воздушно – капельным  путем озеленения определенным видовым составом комнатных растений кабинетов школы. 

Задачи проекта: образовательные.

1.Изучить видовое разнообразие комнатных растений.2.Изучить классификацию комнатных растений по признакам: а) антивирусная активность б) поглощающие вредные газы в) повышающие иммунитет, обладающие успокаивающим действием. 3. Изучить формы и приёмы размещения комнатных растений в едином стиле с учетом поставленной цели. 4. Определить этапы реализации проекта. 5.Провести сравнительный анализ количества заболевших до и после реализации проекта. 6. Развивать  практические навыки   работы с комнатными растениями данного направления. Привлечь родителей к участию в фотовыставке  "Помощники интерьера". 7.Способствовать сформированию представлений о значимости комнатных цветов для снижения заболеваемости воздушно – капельным путем 8. Разработка  методических рекомендаций о значимости комнатных цветов для снижения заболеваемости воздушно – капельным путем в виде буклетов.

 Воспитательные.

 1. Воспитание наблюдательности и бережного отношения к растениям – живым объектам природы. 2.Способствовать развитию воспитания экологической культуры.

Этапы реализации проекта  « Живые очистители воздуха».

№ п/п

Название этапа

Цель

Срок выполнения

1.

Подготовительный

Мотивация, целеполагание проекта.

Сентябрь 2014г

2.

Проектировочный

Построение ориентировочной схемы деятельности, конкурс эскизов на лучшее оформление уголка

Сентябрь-октябрь

3.

Практический

Овладение практическими навыками работы с комнатными растениями, знакомство с приёмами и формами цветочного оформления. Подготовка почвы и посадочного материала  (заготовка почвы, кашпо, изготовление настенных перголдля вертикального озеленения, подбор  комнатных растений по признакам: а) антивирусная активность                            б) поглощающие вредные газы                                           в) повышающие иммунитет, обладающие успокаивающим действием                                     Подготовка основы для размещения комнатных растений данного направления.  Высадка растений, уход за  цветочными культурами. Использование   правил озеленения, не используя те растения, которые могут нанести вред здоровью учащихся

Октябрь-ноябрь

4.

Аналитико-коррекционный

Анализ промежуточных результатов работы и внесение изменений

Ноябрь-май

5.

Заключительный

Сопоставление, обобщение  результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов. Разработка  методических рекомендаций о значимости комнатных цветов для снижения заболеваемости воздушно – капельным путем в виде буклетов.

Май 2015 год

Предполагаемые результаты, их социальная значимость.

1.Создание  уголка « Живые очистители воздуха» в кабинетах  школы.

2.Овладение учащимися практическими навыками ухода за комнатными растениями.

3.Защита социального проекта  Разработка  методических рекомендаций о значимости комнатных цветов для снижения заболеваемости воздушно – капельным путем в виде буклетов.

Дальнейшее развитие проекта

Созданный  уголок «Живые очистители воздуха» будет периодически обновляться. Систематически будет организован уход за комнатными растениями данного направления, а также подобные уголки будут созданы и в кабинетах  следующего этажа.

Выпуск сборника растений-очистителей воздуха.

Литература

1. С. Н. Николаева «Юный эколог» программа. М., 2014 г.                                                                  2. В. И. Серпухова «Комнатные растения», М., 2013 г.                                                                                3. Интернет - сайты

Приложение.1 Видовое разнообразие растений .  Живые очистители воздуха

Растения, обладающие антибактериальной, антивирусной активностью

Растения, повышающие иммунитет, обладающие успокаивающим действием

Растения, поглощающие вредные газы

Плющ обыкновенный

Мирт обыкновенный

Хлорофитум

Пеперомия туполистая

Лимон

Фикус Бенджамина

Аукуба японская

Герань душистая

Бильбергия

Сансевьера

Лавр благородный

Бегония

Монстера

Герань

Колеус

В помещении, где растёт мирт обыкновенный, болезнетворных микроорганизмов в 2 раза меньше.

Герань имеет свойства как бы всасывать сырость, очищает и освежает помещение с застоявшимся запахом.

Теневыносливые растения

Семейство

Название растений

Выносливость

Амариллисовые

Кливия

Не капризное

Аралиевые

Плющ обыкновенный

Не капризное

Шеффлера

Не капризное

Ароидные

Монстера

Не капризное

Антуриум

Капризное

Спатифиллум

Не капризное

Асфоделовые

Хлорофитум

Не капризное

Бромелиевые

Бильбергия

Не капризное

Губоцветные

Колеус

Не капризное

Драценовые

Драцена

Не капризное

Коммелиновые

Традесканция

Не капризное

Зебрина

Не капризное

Рео

Не капризное

Ластовневые

Хойя

Не капризное

Миртовые

Мирт обыкновенный

Капризное

Папоротники

Адиантум

Капризное

Нефролепис

Не капризное

Паслёновые

Перец стручковый

Не капризное

Тутовые

Инжир

Не капризное

Фикус каучуковый

Не капризное

Светолюбивые растения

Семейство

Название растения

Выносливость

Аспарагусовые

Аспарагус

Не капризное

Асфоделовые

Алоэ

Не капризное

Гастерия

Не капризное

Хаворция

Не капризное

Бромелиевые

Ананас

Не капризное

Кактусовые

Зигокактус

Капризное

Ластовневые

Стапелия

Не капризное

Пальмовые

Финик

Не капризное

Веерные пальмы

Не капризное

Геснериевые

Узумбарская фиалка

Капризное

Толстянковые

Каланхоэ

Не капризное

Крассула

Не капризное

Амариллисовые

Гиппеаструм

Не капризное

Гемантус

Не капризное

Зефирантес (выскочка)

Не капризное

Растения, не рекомендованные для использования

Растения, раздражающие кожу

Растения, имеющие ядовитые органы

Растения, вызывающие аллергию

Пуансеттия

Брунфельсия

Примула

Молочай Миля

Перец стручковый

Цикламен

Кодиеум пёстрый

Олеандр

Пеларгония сильно пахнущая

Диффенбахия

Пахиподиум

Нефролепис

Аглаонема

Барвинок розовый

Филодендрон

Паслён перечный

Кала

Кодиеум

Гиппеаструм

Плющ (семена)

Гемантус

Кливия

Амариллис

Монстера

             Приложение.  Аукуба - растение, обладающее антибактериальной, антивирусной активностью. 

Родина - Центральная и Восточная Азия. Из трех видов, обитающих там, в наших квартирах прижилась аукуба японская. Это - вечнозеленый кустарник с красивыми кожистыми листьями. Культивируют несколько сортов, различающихся между собой формой, размерами и окраской листьев. Помимо высокой устойчивости аукубы к высоким и низким температурам, она хорошо переносит слабое освещение. При этом пестролистные сорта сохраняют свою декоративность, чего не скажешь, например, о кротоне, выращивание которого приносит цветоводу немало огорчений и разочарований.

Аукуба - растение двудомное. На одном растении вырастают только мужские цветки, на другом - лишь женские. Если выращивать в комнатных условиях мужской и женский экземпляры, разместив их поблизости друг от друга, то можно дождаться красивых красных плодов, похожих на плоды обычного кизила. И не случайно аукубу, которую сейчас выделяют в семейство аукубовых (Aucubaceae), раньше объединяли с кизилом в одном семействе кизиловых (Cornaceae).

Сорта различаются между собой по высоте. Без обрезки кусты достигают 1,5-2,5 м, как в высоту, так и в ширину. Форму и величину куста формируют с помощью обрезки. Растение растет быстро, стебли удлиняются на 15-20 см ежегодно.

Цветение. Огненно- пурпурные женские цветки появляются весной. Если рядом находится цветущий мужской экземпляр, из них развиваются красные блестящие плоды. Можно осуществить искусственное опыление, перенеся кисточкой пыльцу с мужского цветка на женский.

Выбор места. Аукуба лучше всего развивается при ярком, но рассеянном свете. Переносит она и тень, но в таких условиях растет медленнее. Аукубу лучше содержать в просторных помещениях близ балконных дверей, но она хорошо себя чувствует и на широких подоконниках, обращенных к северу. Весной, когда минует угроза возвратных заморозков, растение выносят на балкон или в сад, где горшок можно углубить в землю. Если горшок не закапывают, то растение в жаркую погоду затеняют от солнца, для того чтобы не перегревались корни.

Уход. Рекомендуется держать аукубу в прохладном помещении. При температуре свыше 20С листья быстро стареют и опадают. Летом неплохо вынести растение на свежий воздух или на балкон. Зимой аукубу лучше убрать в холодное (4-5С) светлое помещение. Аукуба нетребовательна к почве, но лучше растет на легких субстратах, поэтому в почву рекомендуют добавлять песок, что способствует рыхлости почвы. На дно цветочного горшка насыпают слой дренажа. Правильный уход и обрезка способствуют долголетию растения. При слишком высокой температуре в период зимнего покоя на аукубу нередко нападают вредители, которые могут сократить жизнь растения.

Полив и подкормка. В период вегетации поверхность почвы в цветочном горшке перед поливом должна быть сухой. Старые экземпляры переносят сухость воздуха лучше, чем молодые. Зимой полив ограничивают, так как переувлажнение почвы в горшке может привести к загниванию корней. Сухость воздуха растению не противопоказана, но опрыскивание мягкой водой хорошо сказывается на растении. Как только весной появятся новые листья, растение начинают подкармливать. Подкармливают раз в 3-4 недели, поливая почву раствором комплексного минерального удобрения. Подкормка органическими удобрениями способствует образованию более здоровых, сильных и блестящих листьев. В августе подкормку прекращают.

Пересадка

Молодые экземпляры пересаживают, в зависимости от размеров 1-2 раза в год, старые - раз в 2-3 года и обычно весной, до того как начнется активный рост растения. При пересадке наиболее длинные корни обрезают.

Размножение

Размножают аукубу черенками с 1-3 листьями. Наиболее подходящее время для черенкования - конец зимы или ранняя весна. Черенки сажают в смесь торфа с песком или в чистый песок; оптимальная температура для укоренения - 20-22 С. Прижившиеся черенки рассаживают по одному в маленькие цветочные горшки. Верхушки побегов прищипывают, что способствует ветвлению растений. Аукубу можно размножать и семенами, но растения, полученные при этом, растут гораздо медленнее и не сохраняют признаки сорта.

Обрезка

Обрезку проводят в копне зимы, когда у растения кончается период покоя. Стебель обрезают над самым листом, срезанные части можно пустить на черенки.

Композиции

Сорта с пятнистыми листьями очень подходят для составления композиции с другими растениями, особенно с папоротниками. Небольшие экземпляры аукубы прекрасно смотрятся на балконе в композиции с цветущими однолетниками. Аукуба устойчива к задымленному воздуху. Хорошо растет, например, вблизи камина.

Сорта

Среди сортов с цельнозелеными листьями радует глаз 'Longifolia', напоминающая плакучую иву. У сорта 'Serratifolia' листья длинные, по краю пильчатые. Но самыми популярными до сих нор остаются сорта с пестрыми листьями. Чаще всего желтые пятна рассыпаны на зеленом фоне поодиночке или почти сплошь покрывают поверхность листа. У сорта 'Crotonifolia' кроме желтых пятен на листьях есть еще и белые. Сорт 'Sulphur' привлек к себе внимание листьями с широкой серовато-желтой каймой. У сорта 'Picturata' золотистая полоса посредине листа контрастирует с его темно-зелеными краями.

Возможные проблемы

Что делать если залили аукубу

1. Достаньте растение из земли, промойте корни в растворе фитоспорина (20 капель рабочего раствора на 200 мл. воды).

2. Обрежьте все подгнившие корни и оставьте растениев растворе фитоспорина на час.

3. Подберите горшок меньше того в котором росло растение до этого. Положите на дно хороший слой дренажа. Перед высадкой припудрите корни растения древесной золой или толченым углем.

4. Пересадите растение в чуть увлажненный свежий грунт. Впредь время полива определяйте следующим образом: засуньте указательный палец в землю по первую фалангу, если палец сухой, то полив нужно произвести, но спустя еще 2-3 дня после проверки влажности. Если грунт хоть немного влажный, полив проводить еще рано.

Пожелтение листьев

Листья желтеют, тускнеют, их верхушки засыхает - слишком сильный свет. Притеняйте растение от сильного света.

Мелкие листья

Листья мельчают - бедная почва. Подкормите растение минеральными удобрениями.

Опадание листьев

Нижние листья преждевременно желтеют и опадают - нерегулярный полив и резкие колебания температуры. Не допускайте летом пересыхания корневого кома. В период зимнего покоя переставьте растение, если возможно, в прохладное место.

Мучнистый червец

В пазухах листьев белый ватообразный пушок прекращается рост - мучнистый червец. Соберите вредителей ватным тампоном, смоченным в спирте. Обработанные места ополосните чистой водой. Сильно пораженные растения ликвидируйте.

Паутинный клещ

Листья желтеют, на их нижней стороне появляется нежная паутинка - паутинный клещ. Пораженные листья протрите губкой, смоченной в мыльной воле. Процедуру периодически повторяйте. Можно обработать растение акарицилом.

Щитовка. На нижней стороне листьев появляются мелкие коричневые бляшки - щитовка. Сосущих насекомых можно удалить палочкой или тампоном.  Места скопления вредителей промойте спиртом, а потом чистой водой. На черенки отбирают только здоровые побеги!

Белокрылка. На листьях появляется черный налет, вокруг растения летают мелкие белые мушки - белокрылка, на сладких выделениях которой поселяется плесень. Смойте вредителей сильной струей воды или обработайте инсектицидом. Плесень уберите губкой, смачивая ее в мыльной воде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект экологическая акция "Живи, родник"

Экологическая акция `Живи, родник` направлена на экологическое воспитание учащихся, на привлечение к экологическим проблемам родного края, на привлечение ребят к волонтерской деятельности....

Экологический проект "Живи, родник"

В каждом городе, посёлке, деревне есть свои родники с чистейшей водой. Ведь не зря слово родник однозначное со словами род, родина, родить, природа, народ.    Мной был разработан ...

Социально - экологический проект "Живи, Родник".

Авторы: Садриева Р.Н.,Гараева Л.М.,Тухбатшина Р.С.,Шамсутдинов С.Ф. призеры II Всероссийского конкурса   диплом III степени....

Социально - экологический проект "Живи, Родник".

адриева Р.Н.,Гараева Л.М.,Тухбатшина Р.С.,Шамсутдинов С.Ф.призеры II Всероссийского конкурса  диплом III степени....

Урок защиты проектов «Изучение состава воздуха. Экологические проблемы загрязнения воздуха и его охрана»

Урок защиты проектов по теме "Состав воздуха, его роль, значение и охрана". Для определения содержания проектов заранее были предложены несколько тем. Учащиеся могли выбрать одну из предложенных тем и...

Экологический проект "Мы кустарники сажаем - кислородом воздух обогащаем"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14357485","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"166","style":"width: 484px; height: 167px;","width":"480"}}]] Данный проект зна...

Экологический проект "Живи,Осетия моя!"

Чтобы спасти нашу Землю от гибели, каждый должен начать с себя.Природа нуждается в нашей постоянной охране и защите. Человечество не задумывается о том, что вырубка лесов, загрязнение воды, уничтожени...