Мастер – класс по химии «СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ХИМИИ В СИСТЕМЕ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ»
учебно-методический материал по химии на тему

 ознакомить (обзорно) коллег с основными принципами системы развивающего обучения  продемонстрировать эффективность технологии развивающего обучения на примере урока в 10 классе «Общая характеристика неметаллических элементов. Неметаллы как простые вещества. Свойства неметаллов»,  показать практическое применение методов и приемов, форм организации учебной деятельности, которые наиболее эффективно обеспечивают развитие учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass-konspekt.doc268.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс по химии

«СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ХИМИИ В СИСТЕМЕ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ»

Цель и задачи мастер – класса:

  • ознакомить (обзорно)  коллег с основными принципами системы развивающего обучения
  • продемонстрировать  эффективность технологии развивающего обучения на примере урока  в 10 классе «Общая характеристика неметаллических элементов. Неметаллы как простые вещества. Свойства неметаллов»,
  • показать практическое применение методов и приемов, форм организации учебной деятельности, которые наиболее эффективно обеспечивают развитие учащихся

ВВЕДЕНИЕ

Начать хочу с такого высказывания Б.ШОУ

«Единственный путь, который ведет к знаниям – это ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Как добиться, чтобы дети включились в деятельность, а не ждали, пока учитель сам все расскажет?Для меня ответ найден: использовать Технологию развивающего обучения, которая рассматривает учебную деятельность как основную форму активности учащихся. В своей работе я использую технологию развивающего обучения Л. В. Занкова, которая ставит

  • цели обучения - оптимальное общее развитие каждого ребенка;
  • задачи обучения - представить учащимся целостную широкую картину мира средствами науки, литературы,  искусства;
  • дидактические принципы:

1) обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности,

2) ведущая роль теоретических знаний,

3) осознание процесса учения,

4) быстрый темп прохождения учебного материала,

5) работа над развитием каждого ребенка, в том числе слабого

В своей практической деятельности  отдаю предпочтение интерактивным методам обучения (поисковый, частично-поисковый, исследовательский), активно использую приемы, активизирующие мыслительную деятельность (сравнение, обобщение, установление причинно –следственых связей, вывод закономерностей), формирую рациональные приемы учебной деятельности ( составление опорных схем, таблиц, технологических карт),  организую работу учащихся в парах, группах.

УРОК – основа технологии.

Я хочу продемонстрировать Вам пример конструирования урока в системе развивающего обучения. По ходу мастер – класса я буду комментировать выбор методов, приемов, форм организации учебной деятельности учащихся

Тема. Общая характеристика неметаллических элементов. Неме-

таллы как  простые вещества. Свойства неметаллов. Алло

тропия.         

Цель:         формировать знания о неметаллических элементах и зависимо-

сти их  свойств от положения в периодической системе и строе-

ния атомов; дать понятие об аллотропии и аллотропных моди -

фикациях элементов; дать характеристику простых веществ не-

                       металлов: распространенность  в природе, физические свойства,

                       применение;  формировать умение объяснять понятие аллотро-

пии на примере аллотропных модификаций Оксигена и Карбо -

                       на;

развивать логическое мышление на основе создания проблем –

ных ситуаций, умение анализировать и синтезировать учебный

материал, развивать познавательный интерес, творческиеспо –

собности,

                       воспитывать чувство ответственности за бережное отношение к

                       природным ресурсам Земли на  примере изучения роли озоно-

вого слоя для жизни живых организмов.

Тип урока: усвоение новых знаний

Формы работы: фронтальная беседа, составление опорных схем,                        самостоятельная  работа, работа в парах,  группах, использование мультимедийных средств

Методы и  приемы:      объяснительно – иллюстративные,частично - поисковые, исследовательские; приемы «наведи порядок», «верю-не верю», «са-

мопроверка», «мозговой штурм»

Оборудование: периодическая система химических элементов Д.И Менделе-

ева, мультимедийный проектор, компьютер.

ПЛАН УРОКА

I. Организация класса                                                                              1 мин.

II. Мотивация учебной деятельности                                                     3 мин.

III. Изучение нового материала                                                              20 мин.

IV. Первичное применение полученных знаний                                  8 мин.

V. Первичная проверка усвоения знаний                                              8 мин.

VI. Подведение итогов. Рефлексия                                                        3 мин.

VII. Домашнее задание                                                                            2 мин.

ХОД УРОКА

  I. Организация класса

Сообщение  темы и цели урока

Сегодня на уроке мы углубим знания о неметаллических элементах, особенностях строения их атомов, ознакомимся с физическими свойствами, распространенностью  в природе , узнаем об интересном явлении аллотропии.

II. Мотивация учебной деятельности

УЧИТЕЛЬ

    Сегодня на уроке мы начинаем изучать тему «Неметаллы».

В 7, 8, 9 классах вы только приоткрыли дверьв мир неметаллов. В 10 классе вам предстоитуверенно зайти в эту дверь. Вы найдете в мире неметаллов много знакомых, удивительно знакомых элементов, их соединения. Хотите убедиться в этом? Посмотрите на экран

Слайд:«Самый – самый …» (книга химических рекордов)

Слайд: « Знакомые незнакомцы» (простые вещества неметаллы)

    Наша жизнь невозможна без применения неметаллов и их соединений для различных потребностей. Но, чтобы уметь применять вещества, вам необходимо знать их свойства, а значит, состав и строение. Ваши задачи на урок (слайд)

Итак, тема «НЕМЕТАЛЛЫ»

Что подразумевается под этим термином:химические элементы или простые вещества?

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС

По каким признакам различают химические элементы и простые вещества?

Вы можете разобраться с этим вопросом, выполнив задание

ЗАДАНИЕ. Выберите признаки, характеризующие элемент и простое вещество (слайд)

Прием «НАВЕДИ ПОРЯДОК»

ЧТО ТАКОЕ НЕМЕТАЛЛ?

Неметаллы

Химические элементы    

Простые вещества

Положение в ПСХЭ

Строение атома

Валентные электроны

Степени окисления

Соединения

Состав

Строение

Аллотропия

Физические свойства

Химические свойства

Получение

Применение

Экологические проблемы

III. Изучение нового материала

1.Положение неметаллических элементов в ПСХЭ. Особенности электронного строения атомов неметаллических элементов  (на примере элементов 3-го периода),закономерности изменения их свойств

Организация работы в группах

1-я группа           ЗАДАНИЕ.  

Пользуясь таблицей № 1, ответить на вопросы:

1) укажите число неметаллических элементов;

2) укажите номера групп, где расположены неметаллические элементы;

3) в каких подгруппах размещены неметаллические элементы;

4) назовите диагональные неметаллические элементы;

5) в какой части таблицы размещены неметаллические элементы.

Таблица № 1

Группы

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

Периоды

H

Гидроген

He

Гелий

B

Бор

C

Карбон

N

Нитроген

O

Оксиген

F

Флуор

Ne

Неон

Si

Силиций

P

Фосфор

S

Сульфур

C

Хлорl

Ar

Аргон

As

Арсен

Se

Селен

Br

Бром

Kr

Криптон

Te

Теллур

I

Йод

Xe

Ксенон

At

Астат

Rn

Радон

ВЫВОДЫ:

1) известно _______ неметаллических элемента;

2) неметаллические элементы размещены в _________________ группах;

3) неметаллические элементы размещены в _________________ подгруппах;

4) диагональные неметаллические элементы ___________________________;

5) неметаллические элементы размещены в ____________________________; углу  таблицы над диагональю _______________________________________

2-я группаЗАДАНИЕ.  Пользуясь таблицей № 2, ответить на вопросы:

КАК ИЗМЕНЯЕТСЯ В ПЕРИОДАХ СЛЕВА НАПРАВО

1) число валентных электронов неметаллических элементов ;

2)валентность неметаллических элементов;

3) высшая степень окисления неметаллических элементов;

4) низшая степень окисления неметаллических элементов;

5) приведите примеры исключений по пунктам (3) и (4)

Таблица  № 2

Группы

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

Si

…3s23p2

P

…3s23p3

S

…3s23p4

Cl

…3s23p5

Ar

…3s23p6

Валентные

электроны

Высшая

степень

окисления

+4

Низшая

степень

окисления

–4

ВЫВОДЫ:

В ПЕРИОДАХ СЛЕВА НАПРАВО:

1) число валентных электронов неметаллических элементов  изменяется       от  значения _______ до значения _______;

2) высшая валентность  неметаллических элементов  изменяется  от значения _______ до значения ______;

3) высшая степень окисления неметаллических элементов изменяется  

 от значения _________ до значения ______________;

4) низшая степень окисления элемента определяется с помощью приема  

__________________________________________________________________

_________________________________________________________________,

и  изменяется   от значения _________ до значения ______________;

способность атомов неметаллических элементов присоединятьэлектроны ___________________________________________;

5) некоторые исключения:  

Оксиген, валентность _____ , степень окисления ___________

Флуор, валентность _______, степень окисления ___________,

Гидроген, валентность ______, степени  окисления ___________

3-я группаЗАДАНИЕ.  Пользуясь таблицей № 2, ответить на вопросы:

КАК ИЗМЕНЯЕТСЯ В ПЕРИОДАХ СЛЕВА НАПРАВО

1) радиус атомов элементов;

2)  значение электроотрицательностиэлементов;

3)  окислительная способность (способность присоединять электроны) неметаллических элементов;

4) активность  неметаллических элементов;

5) в каком направлении в главных подгруппах Ra уменьшается,значение ЭО увеличивается, активность  неметаллических элементов  усиливается

ВЫВОДЫ:

В ПЕРИОДАХ СЛЕВА НАПРАВО:

1) радиус атома (Ra) ________________________________________________

2)значение электроотрицательности(ЭО) _______________________________

3) окислительная способность (способность присоединять электроны)  

4) активность  неметаллических  элементов ____________________________

5) В ГЛАВНЫХ ПОДГРУППАХ :

Ra уменьшается,значение ЭО увеличивается, активность  неметаллических элементов  усиливается в направлении   ________________________________

Таблица  № 3

Группы

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

Периоды

H

…1s1

He

…1s2

B

…2s22p1

C

…2s22p2

N

…2s22p3

O

…2s22p4

F

…2s22p5

Ne

…2s22p6

Si

…3s23p2

P

…3s23p3

S

…3s23p4

Cl

…3s23p5

Ar

…3s23p6

As

…4s24p3

Se

…4s24p4

Br

…4s24p5

Kr

…4s24p6

Te

…5s25p4

I

…5s25p5

Xe

…5s25p6

At

…6s26p5

Rn

…6s26p6

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ (делают учащиеся  с помощью ОС)

ОПОРНАЯ СХЕМА

НЕМЕТАЛЛИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ

Положение в ПСХЭ

Особенности строения

атомов

Закономерности

изменения свойств

Н                                He

B                            F

 At

1) число валентных ē:

от4ē  до 8ē

2) валентность:

от IVдоVIII

3) высшая СО:

от (+4) до (+8)

4) низшая  СО:

от (-4) до (-1)

В периодах(→)

и

гл. подгруппах (↑)

а) уменьшается:     Ra

б) увеличивается:   ЭО

в) усиливается активность (неметаллическая, окислительная)

2. Простые вещества неметаллы

2.1. Общие физические свойства (слайд)

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

СОСТАВ

СТРОЕНИЕ

СВОЙСТВА

Состоят из атомов _________________ элементов с _________________

Значением Э,

между которыми образуется ковалентная _____________ связь

Молекулярное

Газы, жидкости, твердые (хрупкие), низкие tпл. и tкип. , летучие, ______ растворимы в воде, не проводят эл. ток

Немолекулярное

(____________)

Очень твердые кристаллические вещества, очень ______tпл. и tкип. ,________________ в воде, не проводят эл. ток

2.1. Аллотропия

Обратите внимание на то, что некоторые элементы образуют несколько простых веществ:

О                                        С

ОЗОН       КИСЛОРОД                             АЛМАЗ    ГРАФИТ    КАРБИН

Такое явление получило название аллотропия, а простые вещества - аллотропные видоизменения или модификации

АЛЛОТРОПИЯ – существование одного и того же элемента в виде нескольких простых веществ

АЛЛОТРОПНЫЕ МОДИФИКАЦИИ – это простые вещества, образованные одним и тем же элементом

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС

В чем  причина существования аллотропных модификаций элементов?

2.2.1. Аллотропные модификации Оксигена

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ПАРАХ

ЗАДАНИЕ. Сравните свойства озона и кислорода (учебник О.Г. Ярошенко, стр.27, таблица 3)

I вариант

1) общее в составе молекул _________________________________________

2) общее в свойствах_______________________________________________

II вариант

1) различие в составе молекул _______________________________________

2) различие  в свойствах____________________________________________

ВЫВОД:

Наличие у Оксигена аллотропных видоизменений  (кислорода и озона) обусловлено __________________________________________________________

2.2.2.Значение озонового слоя  для  жизни организмов.

(просмотр видеофильма)

ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (по желанию)

«Озоновые дыры»: сущность проблемы, причины возникновения, пути решения»

2.2.3. Аллотропные модификации Карбона

Работа по вариантам

ЗАДАНИЕ. Составьте таблицу «Состав и свойства алмаза и графита»(учебник О.Г. Ярошенко) , работая по вариантам

I вариант – АЛМАЗ

II вариант – ГРАФИТ

Признаки сравнения

Простые вещества

Алмаз

Графит

1

Особенность связей

между атомами  

Карбона

С*(sp3)

С*(sp2)

2

Агрегатное состояние

3

Цвет

4

Твердость

5

Электропроводимость

6

Особые свойства

Хорошо преломляет свет

Жирный на ощупь

ВЫВОД:

Наличие у Карбона  аллотропных видоизменений  (алмаза и графита)

обусловлено ______________________________________________________

IV. Первичное применение полученных знаний  

Прием «МОЗГОВОЙ ШТУРМ»

ВОПРОСЫ:

1) на каком свойстве основано применение графита в производстве карандашей?

2) на каком свойстве основано применение алмаза в ювелирной промышленности?

3) на каком свойстве основано применение алмазной крошки в шлифовальных кругах?

4) на каком свойстве основано применение озона для обеззараживания воды?

V. Первичная проверка усвоения полученных знаний

ХИМИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ

Прием «верю – не верю»

1. Кислород и озон образованы разными элементами

2. Сера при нормальных условиях – газообразное вещество

3. Алмаз и графит – это аллотропные модификации Карбона

4. Кислород сгорает в атмосфере фтора

5. Неметаллические элементы расположены в I-III группах ПСХЭ

6. Озоновый слой защищает живые организмы от губительных УФ-лучей

7. Алмаз – мягкий, слоистый, электропроводный кристалл

8. Неметаллические свойства элементов усиливаются в периодах слева направо

9. Большинство неметаллических элементов имеют от 4 до 8 валентных электронов

10. Единственный путь, который ведет к знаниям – это деятельность

VI. Подведение итогов. Рефлексия

VII. Домашнее задание

 Учебник  О.Г.Ярошенко

Учить § 3,4, выполнить № 1,2,6*  стр.35 (письменно), (№ 6* (по желанию))

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕНИКА

  Тема. Общая характеристика неметаллических элементов.

Неметаллы как  простые вещества. Свойства неметаллов. Аллотропия.

Единственный путь, который ведет к знаниям – это деятельность

Б. Шоу

ОПОРНАЯ СХЕМА № 1

НЕМЕТАЛЛИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ

Положение в ПСХЭ

Особенности строения

атомов

Закономерности

изменения свойств

Н                                He

В                           F

 At

1) число валентных ē:

от__ до __

2) валентность:

от ___до ____

3) высшая СО:

от (+__) до (+__)

4) низшая  СО:

от (-__ ) до (-___)

В периодах(→)

и

гл. подгруппах (↑)

а)____________:      Ra

б)____________:   ЭО

в) ____________ активность (неметаллическая, окислительная)

ОПОРНАЯ СХЕМА № 2

ПРОСТЫЕ ВЕЩЕСТВА НЕМЕТАЛЛЫ

СОСТАВ

СТРОЕНИЕ

СВОЙСТВА

Состоят из атомов ____________________

 элементов с _________________

значением ЭО,  между которыми образуется

ковалентная ____________________

связь

Молекулярное

Газы, жидкости, твердые (хрупкие), низкие tпл. и tкип. ,________ растворимы в воде, не проводят эл. ток

Немолекулярное

(______________)

Очень твердые кристаллические вещества, очень

_______________  tпл. и tкип. _________________ в воде, не проводят эл. ток

3. АЛЛОТРОПИЯ – существование одного и того же элемента в виде двух и более простых веществ(аллотропных видоизменений или модификаций)

О                                        С

ОЗОН       КИСЛОРОД                             АЛМАЗ    ГРАФИТ    КАРБИН

3.1. Аллотропные модификации Оксигена

I вариант

1) общее в составе молекул _________________________________________

2) общее в свойствах_______________________________________________

II вариант

1) различие в составе молекул _______________________________________

2) различие  в свойствах____________________________________________

ВЫВОД:

Наличие у Оксигена аллотропных видоизменений  (кислорода и озона) обусловлено __________________________________________________________

3.2.  Аллотропные модификации Карбона

ЗАДАНИЕ. Составьте таблицу «Состав и свойства алмаза и графита»(учебник О.Г. Ярошенко) , работая по вариантам

I вариант – АЛМАЗII вариант – ГРАФИТ

Признаки сравнения

Простые вещества

АЛМАЗ

ГРАФИТ

1

Особенность

кристаллической

решетки

С*(sp3)

Атомная

С*(sp2)

Атомная (слоистая)

2

Агрегатное состояние

3

Цвет

4

Твердость

5

Электропроводимость

6

Особые свойства

Хорошо преломляет свет

Жирный на ощупь

ВЫВОД:

Наличие у Карбона  аллотропных видоизменений  (алмаза и графита)

обусловлено ______________________________________________________

Домашнее задание: Учебник  О.Г.Ярошенко

Учить § 3,4, выполнить № 1,2,6*  стр.35 (письменно) Творческое задание:

«Озоновые дыры»: сущность, причины возникновения, пути решения»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕНИКА

  Тема. Общая характеристика неметаллических элементов.

Неметаллы как  простые вещества. Свойства неметаллов. Аллотропия.

Единственный путь, который ведет к знаниям – это деятельность

Б. Шоу

ОПОРНАЯ СХЕМА № 1

НЕМЕТАЛЛИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ

Положение в ПСХЭ

Особенности строения

атомов

Закономерности

изменения свойств

Н                                He

В                           F

 At

1) число валентных ē:

от4 до 8

2) валентность:

от IVдоVIII

3) высшая СО:

от (+4) до (+8)

4) низшая  СО:

от (-4) до (-1)

В периодах(→)

и

гл. подгруппах (↑)

а)уменьшается:      Ra

б)увеличивается:   ЭО

в) усиливается активность (неметаллическая, окислительная)

ОПОРНАЯ СХЕМА № 2

ПРОСТЫЕ ВЕЩЕСТВА НЕМЕТАЛЛЫ

СОСТАВ

СТРОЕНИЕ

СВОЙСТВА

Состоят из атомов

неметаллических

 элементов с одинаковым значением ЭО, между которыми образуется ковалентная

неполярная

связь

Молекулярное

Газы, жидкости, твердые (хрупкие), низкие tпл. и tкип. ,

мало растворимы в воде, не проводят эл. ток

Немолекулярное

(атомное)

Очень твердые кристаллические вещества, очень

высокие tпл. и tкип. , не растворимы в воде, не проводят эл. ток

3. АЛЛОТРОПИЯ – существование одного и того же элемента в виде двух и более простых веществ(аллотропных видоизменений или модификаций)

О                                        С

ОЗОН       КИСЛОРОД                             АЛМАЗ    ГРАФИТ    КАРБИН

3.1. Аллотропные модификации Оксигена

I вариант

1) общее в составе молекул _________________________________________

2) общее в свойствах_______________________________________________

II вариант

1) различие в составе молекул _______________________________________

2) различие  в свойствах____________________________________________

ВЫВОД:

Наличие у Оксигена аллотропных видоизменений  (кислорода и озона) обусловлено __________________________________________________________

3.2.  Аллотропные модификации Карбона

ЗАДАНИЕ. Составьте таблицу «Состав и свойства алмаза и графита»(учебник О.Г. Ярошенко) , работая по вариантам

I вариант – АЛМАЗII вариант – ГРАФИТ

Признаки сравнения

Простые вещества

АЛМАЗ

ГРАФИТ

1

Особенность

кристаллической

решетки

С*(sp3)

Атомная

С*(sp2)

Атомная (слоистая)

2

Агрегатное состояние

3

Цвет

4

Твердость

5

Электропроводимость

6

Особые свойства

Хорошо преломляет свет

Жирный на ощупь

ВЫВОД:

Наличие у Карбона  аллотропных видоизменений  (алмаза и графита)

обусловлено ______________________________________________________

Домашнее задание: Учебник  О.Г.Ярошенко

Учить § 3,4, выполнить № 1,2,  стр.35 (письменно). Творческое задание:

«Озоновые дыры»: сущность, причины возникновения, пути решения»

ИНСТРУКЦИЯ № 1

1-я группа           ЗАДАНИЕ.  

Пользуясь таблицей № 1, ответить на вопросы:

1) укажите число неметаллических элементов;

2) укажите номера групп, где расположены неметаллические элементы;

3) в каких подгруппах размещены неметаллические элементы;

4) назовите диагональные неметаллические элементы;

5) в какой части таблицы размещены неметаллические элементы.

Таблица № 1

Группы

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

Периоды

H

Гидроген

He

Гелий

B

Бор

C

Карбон

N

Нитроген

O

Оксиген

F

Флуор

Ne

Неон

Si

Силиций

P

Фосфор

S

Сульфур

C

Хлорl

Ar

Аргон

As

Арсен

Se

Селен

Br

Бром

Kr

Криптон

Te

Теллур

I

Йод

Xe

Ксенон

At

Астат

Rn

Радон

ВЫВОДЫ:

1) известно _______ неметаллических элемента;

2) неметаллические элементы размещены в _________________ группах;

3) неметаллические элементы размещены в _________________ подгруппах;

4) диагональные неметаллические элементы ___________________________;

5) неметаллические элементы размещены в ____________________________углу  таблицы над диагональю _______________________________________

ИНСТРУКЦИЯ № 2

2-я группа

ЗАДАНИЕ.  Пользуясь таблицей № 2, ответить на вопросы:

КАК ИЗМЕНЯЕТСЯ В ПЕРИОДАХ СЛЕВА НАПРАВО

1) число валентных электронов неметаллических элементов  ;

2) валентность неметаллических элементов ;

3) высшая степень окисления неметаллических элементов;

4) низшая степень окисления неметаллических элементов;

5) приведите примеры исключений по пунктам (2), (3) и (4)

Таблица  № 2

Группы

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

H

…1s1

He

…1s2

B

…2s22p1

C

…2s22p2

N

…2s22p3

O

…2s22p4

F

…2s22p5

Ne

…2s22p6

Валентные

электроны

Высшая

степень

окисления

+4

Низшая

степень

окисления

–4

ВЫВОДЫ:

В ПЕРИОДАХ СЛЕВА НАПРАВО:

1) число валентных электронов неметаллических элементов  изменяется       от  значения _______ до значения _______;

2) высшая валентность  неметаллических элементов  изменяется  от значения _______ до значения ______;

3) высшая степень окисления неметаллических элементов изменяется  

 от значения _________ до значения ______________;

4) низшая степень окисления элемента определяется с помощью приема  

__________________________________________________________________,

и  изменяется   от значения _________ до значения ______________;

способность атомов неметаллических элементов присоединятьэлектроны ___________________________________________;

5) некоторые исключения:  

Оксиген, валентность _____ , степень окисления ___________

Флуор, валентность _______, степень окисления ___________,

Гидроген, валентность ______, степени  окисления ___________

ИНСТРУКЦИЯ № 3

3-я группаЗАДАНИЕ.  Пользуясь таблицей № 2, ответить на вопросы:

КАК ИЗМЕНЯЕТСЯ В ПЕРИОДАХ СЛЕВА НАПРАВО

1) радиус атомов элементов ;

2)  значение электроотрицательности элементов;

3)  окислительная способность (способность присоединять электроны) неметаллических элементов;

4) активность  неметаллических элементов;

5) в каком направлении в главных подгруппах Ra уменьшается,значение ЭО увеличивается, активность  неметаллических элементов  усиливается

Таблица  № 3

Группы

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

Периоды

H

…1s1

He

…1s2

B

…2s22p1

C

…2s22p2

N

…2s22p3

O

…2s22p4

F

…2s22p5

Ne

…2s22p6

Si

…3s23p2

P

…3s23p3

S

…3s23p4

Cl

…3s23p5

Ar

…3s23p6

As

…4s24p3

Se

…4s24p4

Br

…4s24p5

Kr

…4s24p6

Te

…5s25p4

I

…5s25p5

Xe

…5s25p6

At

…6s26p5

Rn

…6s26p6

ВЫВОДЫ:

В ПЕРИОДАХ СЛЕВА НАПРАВО:

1) радиус атома (Ra) ________________________________________________

2)значение электроотрицательности(ЭО) ______________________________

3) окислительная способность (способность присоединять электроны)  

4) активность  неметаллических  элементов ____________________________

5) В ГЛАВНЫХ ПОДГРУППАХ :

Ra уменьшается,значение ЭО увеличивается, активность  неметаллических элементов  усиливается в направлении   ________________________________