Разработка урока по теме "Соединения химических элементов"
методическая разработка по химии (8 класс) на тему

Молодых Юлия Васильевна

Обобщающий урок-путешествие по теме

«Соединения химических элементов»

Цель: обобщить, систематизировать знания о классификации, номенклатуре, строении веществ основных классов неорганических соединений,  подготовиться к контрольной работе.

 

Задачи. Образовательные: систематизировать знания учащихся о классификации веществ, продолжить формирование умений наблюдать, проверить умения составлять формулы оксидов, оснований, кислот и солей, экспериментально распознавать кислоты, щелочи, анализировать и систематизировать вещества по их строению, отвечать на вопросы, делать выводы и обобщать.

Развивающие:  совершенствовать умения учащихся сравнивать и обобщать; продолжить развитие логического мышления, умения использовать теоретические знания в новых ситуациях; содействовать развитию воли ученика, создавая на уроке особое эмоциональное состояние: ситуации занимательности, удивления, радости; активизировать познавательную и творческую деятельность учащихся, способствовать развитию уверенности в своих знаниях; интерес к предмету.

Воспитательные. Воспитывать культуру химического эксперимента: соблюдение правил техники безопасности при работе, поведение в кабинете химии, наблюдательность за веществами в быту, умение безопасного обращения с ними.

 

Форма учебного процесса: классный урок.

 

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний учащихся.

 

Вид урока: урок игра-путешествие.

Урок рассчитан на 40 мин.

Методы, применяемые на уроке:

1.     словесный (фронтальный опрос,  химический диктант),

2.     наглядный (таблицы: ПСХЭ, цвет индикатора в среде; кроссворды, ребусы, презентация),

3.     практический (химический эксперимент).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_v_8_klasse.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок-путешествие по теме

«Соединения химических элементов»

Цель: обобщить, систематизировать знания о классификации, номенклатуре, строении веществ основных классов неорганических соединений,  подготовиться к контрольной работе.

Задачи. Образовательные: систематизировать знания учащихся о классификации веществ, продолжить формирование умений наблюдать, проверить умения составлять формулы оксидов, оснований, кислот и солей, экспериментально распознавать кислоты, щелочи, анализировать и систематизировать вещества по их строению, отвечать на вопросы, делать выводы и обобщать.

Развивающие:  совершенствовать умения учащихся сравнивать и обобщать; продолжить развитие логического мышления, умения использовать теоретические знания в новых ситуациях; содействовать развитию воли ученика, создавая на уроке особое эмоциональное состояние: ситуации занимательности, удивления, радости; активизировать познавательную и творческую деятельность учащихся, способствовать развитию уверенности в своих знаниях; интерес к предмету.

Воспитательные. Воспитывать культуру химического эксперимента: соблюдение правил техники безопасности при работе, поведение в кабинете химии, наблюдательность за веществами в быту, умение безопасного обращения с ними. 

Форма учебного процесса: классный урок.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний учащихся. 

Вид урока: урок игра-путешествие.

Урок рассчитан на 40 мин.

Методы, применяемые на уроке: 

  1. словесный (фронтальный опрос,  химический диктант),
  2. наглядный (таблицы: ПСХЭ, цвет индикатора в среде; кроссворды, ребусы, презентация),
  3. практический (химический эксперимент).

Используемое оборудование: 

 Мультимедийный проектор, компьютер, экран, презентация; специальное оформление маршрута путешествия, маршрутные листы, карточки с заданиями.

Реактивы: пронумерованные пробирки с растворами соляной кислоты, гидроксида натрия, вода, лакмус, фенолфталеин, 3 чистые пробирки.

Эпиграф: «Химик требуется не такой, который лишь из одного чтения книг понял бы сию науку, но который собственным искусством в ней прилежно упражнялся». М.В.Ломоносов.

МАРШРУТ

1. Бухта Основных Понятий

2. Море Химических Веществ

3. Рифы Химических Связей

4. Канал Формул

5. Река Химических Соединений

6. Поток  Экологически Чистой Воды

7. Залив Расчетных Задач

Ход урока.

Этапы урока, цель этапа

                            Деятельность учителя

    Деятельность    

        учащихся

1.Организационный момент.

Сообщение темы и цели урока.

Слайд 1.Дорогие ребята! У нас сегодня занимательно-обобщающий урок.

Слайд 2. Цель которого: закрепить знания об основных соединениях химических элементов.

Организуются.

2.Разминка.

Цель: подготовить учащихся к активной учебной деятельности на уроке.

Любой человек, невзирая на возраст, любит путешествовать! Слайд 3. Вот и я вас приглашаю совершить путешествие вокруг острова ХИМИИ на прекрасном атомоходе: вы - пассажиры, я - капитан.

Каждый из вас получит маршрутный лист, в котором вы будете делать необходимые пометки, записи. Слайд 4. Итак, наш путь мы начнем с Бухты Основных Понятий, затем пройдем Морем Химических Веществ, преодолеем Рифы Химических Связей, через Канал Формул попадем на Реку Химических Соединений, которая приведет нас в Поток Экологически Чистой Воды и прибудем в Залив Расчетных Задач, т.е. повторим , обобщим  знания о соединениях химических элементов.

Слайд 5. Но прежде чем отправиться в путь, необходимо проверить, все ли готовы к путешествию, и  проверить багаж знаний.

1.Инициалы Менделеева?

2.Чем дышит все живое на Земле?

3.О каком камне мечтает любая женщина?

4.Химическая формула воды?

5.В честь какой страны назван химический элемент Рутений?

6.Ковкость – свойство металлов или неметаллов?

7.Какой единственный жидкий при обычных условиях металл используют в градусниках?

8.Кариесу даст отпор вместе с пастой храбрый…

Слайд 6. Итак, все готовы к путешествию. Но вот беда, я забыла название атомохода.

Нам нужно решить кроссворд, ключевым словом которого и является название нашего корабля.

 (Кроссворд – см. в приложении)

Слайд 7.

Д.И.

О2

Алмаз

Н2О

Россия

Металлов

Ртуть

Фтор

Каждый получает кроссворд и отгадывает его.

Первый отгадавший делает пометку в журнале.

3.Отработка навыков с элементами нового.

А) Бухта основных понятий.

Цель: Закрепить теоретические знания учебного материала по изученным ранее темам.

Б) Море химических веществ.

Цель: Используя химические знания, развить умение сравнивать, систематизировать и обобщать.

В) Рифы химических связей.

Цель: Развивать умения сравнивать, систематизировать и обобщать.

Г) Канал формул.

Цель: Систематизировать знания учащихся по разделу «Основные классы неорганической химии».

Д) Река химических соединений.

Цель: Закрепить умение применять полученные знания при составлении формул химических соединений по степени окисления и заряду ионов.

Е) Поток экологически чистой воды.

Цель: Учить применять теоретические знания на практике.

Ж) Залив Расчетных Задач.

Цель: закрепить умение решать стандартные типовые задачи.

Итак, мы отправляемся в путь на атомоходе Ломоносов. В наших судовых журналах мы будем записывать весь маршрут следования. Слайд 8.

Свое путешествие мы начнем с Бухты основных понятий. Чтобы выйти из нее ответим на вопросы:

1.На какие группы делятся все неорганические вещества?

2.Что называется оксидом, и на какие группы они делятся?

3.Какие вещества называются кислотами, и какие группы вы знаете?

4.Какие вещества называются основаниями, и на какие группы делятся основания?

5.Какие вещества называются солями?

Слайд 9. Химический диктант:

  Я утверждаю, что:

1.Основания – Это сложные вещества, состоящие из атомов металла и гидроксильных групп.

2.Кислоты – это сложные вещества, состоящие из двух элементов одним из которых является кислород.

3.Металл с валентностью 1,2 образует соединения, проявляющие основные свойства.

4.Гидроксид натрия – щелочь.

5.Оксид серы(IV) – кислотный оксид.

6.Оксид железа(II) – основный оксид.

7.Фосфат меди – это кислота.

8.Соль – это сложное вещество, состоящее из атомов металла и кислотного остатка.

9.Оксид – это сложное вещество, состоящее из двух элементов, один из которых водород.

10.H2 CO3  - это кислота.

Слайд 10. Справившись с этим заданием, вы получили разрешение на выход в Море химических веществ. Перед вами перечень химических соединений. Подчеркните формулы веществ, которые не соответствуют логическим цепочкам.

BaO, CO , CaO

HNO3 , HCl, H2O

Na2SO4 , H2SO3, BaCl2

Ca(OH)2, Al(OH)3, Al(NO3)3

MgO, P2O5, SO3

Mg, Al, Cl, Na

P, Fe, S, Si   Слайд 11.

Внимание! Впереди Рифы химических связей. Чтобы их преодолеть, давайте вспомним, какие химические связи вы знаете? Слайд 12.

Игра «Крестики – нолики». (Приложение 2.)

1. Найдите выигрышный путь веществ с неполярной ковалентной связью?

2. Найдите выигрышный путь веществ с полярной ковалентной связью?

3. Найдите выигрышный путь веществ с ионной связью?

Далее нам нужно попасть на Реку Химических Соединений. Но сначала необходимо пройти канал Формул. Слайд 13. Ваша задача: распределить вещества по классам: O2, KOH, CaO, HCl, CaCO3, NaCl, H2S, Cu(OH)2, HNO3, NaOH, P2O5, N2, H2CO3, Al, Li2O, Al(OH)3, SO3, NaNO3, Mg.

Слайд 14.

Успешно справившись с заданием, мы продолжаем путь, и наш корабль держит курс по Реке химических соединений. Слайд 15.  Но, прежде чем продолжить путь по реке, давайте вспомним, как называется наименьшая химически неделимая частица?

Какое понятие необходимо использовать при составлении формул вещества?

Что такое степень окисления?

Слайд 16. Выполняют задание:

1. Составить формулы следующих веществ: оксид натрия, оксид серы(VI), гидроксид магния, карбонат алюминия, хлорид магния, фосфат натрия.

2. Написать формулы оснований и кислот, которые соответствуют данным оксидам:SO3, K2O, Al2O3, P2O5.

3.Какие оксиды соответствуют данным гидроксидам:HNO2, H2SO4, Fe(OH)3, Ba(OH)2.

Слайд 17.

(Для тех, кто все сделает – дополнительное задание.)

Слайд 18. Проплыв по реке, наш корабль попал в Поток экологически чистой воды. На ваших столах находятся пробирки, в которых  находятся жидкости. Где-то находится кислота, а где-то щелочь. Вам необходимо определить, в какой пробирке что находится. Но сначала вспомним ПТБ при работе с хим. веществами. (Ответ)

После определения среды вам необходимо получить нейтральную среду раствора. Эта реакция известна с давних времен, она использовалась священнослужителями для убеждения верующих в чудесах. Медленно, торжественно чистая вода наливается в сосуд, где она немедленно краснеет, приобретая цвет вина.

Это «вино» выливают в другой прозрачный сосуд, где происходит его обесцвечивание. Характерно, что это «вино» не дается для пробы на вкус, а любопытство присутствующих удовлетворяется только изменением жидкости. Подобное «чудо» должны осуществить и мы. Итак, у вас есть раствор с цветом вина. В эту жидкость добавляем раствор из другой пробирки. Что произошло с цветом раствора? Какой среде соответствует данный цвет?

Во время этой реакции одновременно исчезает и кислота, и основание. Полученный раствор называется нейтральным, а реакция оснований с кислотами – реакцией нейтрализации, о которой более подробно мы узнаем на следующих уроках.

Сольем щелочь с кислотой

И получим соль с водой.

В результате проведенной реакции кроме воды образуется еще и соль. Как это мы можем доказать? Это один из способов разделения однородной смеси. А сейчас вам необходимо разделить смеси, которые у вас на столе. Все записи делаете в маршрутных листах.

- речной песок и поваренная соль

- мел и сахар

- зубной порошок и поваренная соль

- медные, деревянные и железные опилки

- бензин и вода

- вода и спирт

Итак! Мы продвигаемся к последнему пункту нашего маршрута. Наступил самый ответственный момент в нашем плавании. Нам нужно попасть в Залив расчетных задач. Слайд 19.

Задача: Массовая доля белка в организме человека составляет17% от массы его тела. В свою очередь, массовая доля азота в белке составляет 16%. Найдите массу азота в организме человека с массой 80 кг. (Решаем у доски) Слайд 20.

Ответ: Масса азота в организме человека равна 2,176кг.

А сейчас каждый из вас получит задачу, решив ее вы получите право войти в порт.

Отвечают на вопросы, делают пометки в маршрутных листах.

Да

Нет

Да

Да

Да

Да

Нет

Да

Нет

Да

Лишнее заносят в маршрутные листы.

Выходят к доске, находят выигрышный путь, делают пометки в маршрутных листах.

Выписывают вещества в маршрутный лист согласно заданию, оценивают себя за правильные ответы.

Записи в маршрутных листах.

Ион

Степень окисления

Условный заряд

Определяют среду в жидкостях, нейтрализуют растворы, разделяют смесь и делают записи в маршрутных листах.

Выпариванием

Решают полученные задачи в маршрутных листах.

IV.Итоги урока.

Слайд 21. Уважаемые пассажиры атомохода «Ломоносов», наше путешествие подошло к концу. Во время путешествия вы выполняли много заданий разного характера, что-то повторили, закрепили, чему-то научились. И, наверное, вы согласитесь с М.В.Ломоносовым, который когда-то сказал: «Химик требуется не такой, который лишь из одного чтения книг понял бы сию науку, но который собственным искусством в ней прилежно упражнялся.»

А теперь давайте подведем итоги: подсчитайте свои баллы и поставьте себе оценку за работу на уроке.

Спасибо вам за то, что вы помогли осуществить это плавание. И если оно вам понравилось, то подумайте о том, куда бы вы хотели отправиться в следующий раз.

Подсчитывают баллы и оценивают сами себя.

V.Домашнее задание.

Слайд 22. Домашним заданием будет следующее. Вы совершите сухопутный путь по острову, т.е. подготовитесь к контрольной работе. 

Во время путешествия за вами наблюдали:

а) 3 атома алюминия;

б) 5 атомов азота;

в) 10 атомов кислорода;  

г) 4 атома водорода.

Необходимо составить из символов этих атомов формулы сложных веществ.

ПРИЛОЖЕНИЕ

1.Кроссворд

Заполните пустые клетки русскими названиями следующих химических элементов:C, O, Al, N, Zn, I, P, H, Pb.

2.

3.

8.

1.

4.

5.

7.

6.

9.

2.Крестики-нолики

a)                                                              б)                                                               в)

NH3

NaCl

I2

CH4

H2S

HCl

H2S

CH4

KBr

CH4

F2

KF

NH3

N2

H2O

HCl

KCl

H2O

Cl2

Br2

NaI

Br2

HF

NaCl

CaCl2

SO2

MgF2

3.Маршрутный лист

Этапы маршрута

Прохождение маршрута

Количество правильных ответов

  1.    Бухта Основных Понятий

  1. Море Химических Веществ

III. Рифы Химических Связей

IV. Канал Формул

Простые:

Металлы

Неметаллы

Оксиды:

Кислотные

Основные

Основания:

Щелочи

Нерастворимые

Кислоты:

Кислородсодерж.

Бескислородные

Соли:

V.Река Химических Соединений

1) Оксид натрия –

Оксид серы (VI) -  

Гидроксид магния –

Гидроксид железа (III)-

Карбонат алюминия –

Фосфат натрия -

2) SO3

K2O

Al2O3

P2O5

3) HNO2 

Fe(OH) 2

Ba(OH) 2

HSO3

VI.Поток Экологически Чистой Воды

(эксперимент)

Способ разделения смеси:

VII.Залив Расчетных Задач

Ф.И. пассажира:___________________________________

ИТОГО:

ОЦЕНКА:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Суд над химическим элементом "Углерод""

Презентация способствует актуализации знаний учащихся о строении атомов химических элементов, о свойствах аллотропных видоизменений углерода и его оксидов, угольной кислоте и карбонатах; быстрому повт...

конспект к уроку-плакату "Кремний- химический элемент или природный дар.

конспект  к уроку-плакату "химия 9класс" раздел "Неметаллы"...

Тема урока: Массовая доля химического элемента в соединении

Адаптация  понятия доля к предмету  химия при решении задач с экологическим содержанием на нахождение массовой доли элемента в химическом соединении....

Интегрированный урок "Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева"

К интегрированному  уроку составлена технологическая карта с учетом требований ФГОС второго поколения.Урок знакомства с периодической системой проводится в интеграции с историей открытия Периодич...

Презентация к уроку-соревнованию "Соединения химических элементов"

Уровни образования: основное общее образование среднее (полное) общее образование дополнительное образование детей школы-интернаты, детские дома начальное профессиональное образование среднее про...

Урок "Массовая доля химического элемента"

В материалах представлена презентация к уроку химии в 8 классе по теме" Массовая доля химического элемента" (сокращенный вариант).К данному уроку прилагается  индивидуальная карточка с ...

Конспект урока Периодическая система химических элементов Дмитрия Ивановича Менделеева

Тема урока: «Периодическая система химических элементов Дмитрия Ивановича Менделеева» Цели урока: сформировать интерес к изучению нового курса: создать условия для формирования ...