Кислотно-основные свойства гидроксидов
план-конспект урока по химии (11 класс) на тему

Шайхутдинова Венера Ахнафовна

Презентация к уроку "Кислотно-основные свойства гидроксидов"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1

Слайд 2

Задание 1 . Соотнесите: [H⁺] [ О Hˉ] pH Среда I) 10ˉ¹² А)10ˉ¹¹ 1) 3 а) кислотная II) 10ˉ³ Б)10ˉ⁹ 2) 7 б) нейтральная III) 10ˉ⁵ В)10ˉ⁷ 3) 12 в) щелочная IV) 10ˉ⁷ Г) 10ˉ² 4) 5 I II III IV Г А Б В 3 1 4 2 в а а б 2

Слайд 3

Задание 2 Составьте уравнения диссоциации гидроксидов, формулы которых: NaOH, H ₂ SO ₄. NaOH = Na ⁺ + OH ˉ I) H₂SO₄ = H⁺ + HSO₄ ˉ II ) HSO₄ ˉ = H⁺ + SO₄ ² ˉ Na – O – H 3

Слайд 4

По каким направлениям протекает диссоциация гидроксидов? Э – О – Н по основному типу (разрыв связи Э – О) Э – О – Н по кислотному типу (разрыв связи О – Н) 4

Слайд 5

Что определяет характер электролитической диссоциации соединений? 5

Слайд 6

Цель: определить зависимость кислотно-основных свойств гидроксидов от положения элементов, образующих данные вещества, в Периодической системе химических элементов и типа химической связи. 6

Слайд 7

Тема урока Кислотно-основные свойства гидроксидов 7

Слайд 8

Гидроксиды элементов третьего периода +1 +2 +3 +4 +5 +6 +7 NaOH Mg(OH)₂ Al(OH)₃ H₂SiO₃ H₃PO₄ H₂SO₄ HClO ₄ Как изменяется полярность связи Э – О в периоде слева направо? 8

Слайд 9

Na – O – H 2.5 1.4 1.4 1.4 1.4 0.9 0.67 2,27 Полярность связи Э – О уменьшается Относительная полярность связи О – Н по сравнению со связью Э – О возрастает Возрастает способность гидроксидов к диссоциации по кислотному типу 9

Слайд 10

Гидроксиды элементов третьего периода +1 +2 +3 +4 +5 +6 +7 NaOH Mg(OH)₂ Al(OH)₃ H₂SiO₃ H₃PO₄ H₂SO₄ HClO ₄ ? ? 10

Слайд 11

Задание 3 Приведенные формулы гидроксидов расположите в порядке увеличения кислотных свойств веществ: H₂CO₃ , H₃BO₃ , HNO₃ , LiOH , Be(OH)₂ Ответ: LiOH Be(OH)₂ H₃BO₃ H₂CO₃ HNO₃ 11

Слайд 12

Физминутка 12

Слайд 13

13

Слайд 14

Задание 4 Расположите формулы в порядке увеличения силы кислот: HClO ₃ , HClO ₂ , HClO ₄ , HClO . Ответ: HClO , HClO ₂ , HClO ₃ , HClO ₄ +1 +3 +5 +7 14

Слайд 15

Mn (OH)₂ Mn (OH)₃ Mn (OH)₄ H₂MnO ₄ HMnO ₄ Вывод: с увеличением степени окисления элемента в ряду его гидроксидов основные свойства ослабевают, а кислотные усиливаются + 2 +3 +4 +6 +7 Основание средней силы Слабое основание Амфотерный гидроксид Сильная кислота Очень сильная кислота 15 Задание 5 Как изменятся в ряду гидроксидов кислотно-основные свойства?

Слайд 16

Вывод : возрастает способность гидроксидов к диссоциации по основному типу. +2 +2 +2 +2 2,03 2,27 2,46 2,53 Задание 6 Как изменятся кислотно-основные свойства соединений в ряду 16

Слайд 17

1. Кислотно-основные свойства гидроксидов зависят от взаимного влияния атомов в соединениях. 2. Характер диссоциации определяется полярностью связей между атомами. 17 Выводы урока:

Слайд 18

Домашнее задание: стр. 71-72 (учебник), опорный конспект. 18


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Урок химии в 10 классе

Тема урока «Обобщение сведений об углеводородах»

Цель: повторение и обобщение изученного материала по теме «Углеводороды».

Развивать умения обобщения, компактно и логически излагать свои мысли.

Содействовать формированию мировоззренческих идей: истинности научных знаний, раскрывать причинно-следственных связи.

 Оборудование: таблицы, используемые по теме «Углеводороды», презентация, мультимедийный проектор.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

- Какой очень важный раздел химической науки мы начали изучать? (Органическую химию)

- Что она изучает?

- Какие соединения мы с вами изучали?

- Какие соединения называются углеводородами?

Ш. Сегодня мы обобщим и закрепим знания об углеводородах. (Запись темы урока)

Вам было задано на дом заполнить таблицу по сравнительной характеристике углеводородов (Приложение 1).

В ходе беседы заполняется схема классификации углеводородов (Приложение 2)

- На какие группы можно разделить углеводороды в зависимости от строения углеродного скелета? (циклические и ациклические)

- Какие УВ относятся к ациклическим? (предельные и непредельные) К циклическим?

(циклоалканы и ароматические)

- А существуют ли циклоалкены?

- Какие УВ называются ароматическими?

- Почему их называют одноядерными?

Среди аренов есть большое количество веществ, в молекулах есть несколько бензольных ядер. Их называют многоядерными. Прежде всего, хочу отметить, что данная схема не дает исчерпывающей информации, мир углеводородов куда богаче.

Классификацию мы рассмотрели, а теперь повторим особенности строения и отличия классов УВ.

Для этого заполним таблицу.

Таблица пустышка "Сравнительная характеристика углеводородов" на интерактивной доске.

 Нажатием перенесите нужные данные в таблицу.(Приложение 1)

- Обратите внимание на общие формулы. Есть ли УВ с одинаковой общей формулой? Какие? Почему? (межклассовые изомеры)

- Что такое изомерия?

- Какие вещества называются гомологами?

- Какие виды изомерии вы знаете?

Для каких классов они характерны?

- Изомерия углеродного скелета?

- Изомерия положения кратных связей?

- Пространственная изомерия?

- межклассовая изомерия?

- - А для ароматических УВ какой вид изомерии характерен?

Задание на интердоске

C:\Users\1\Desktop\p0062.png  C:\Users\1\Desktop\p0062.png  C:\Users\1\Desktop\p0062.png

Обратите внимание на доску. Что это за вещества? (изомеры)

Назовите соединение.

Лет 20 назад было известно ≈ 2 млн органических веществ. По последним данным из Интернета,  их насчитывает 15 млн, что в 30 раз превышает неорганические.

В чем же причина многообразия органических соединений?

Оказывается, все дело в углероде.

Выводы учащихся:

- способность атомов углерода соединяться друг с другом в устойчивые цепи или циклы различной длины;

- способность атомов образовывать не только одинарные, но и кратные связи;

- явление изомерии.

Задание 1. В центре – формула вещества, назовите его. Вокруг – структурные формулы изомеров и гомологов. В 1 колонку выпишите формулы гомологов, во 2 – формулы и названия изомеров

- Перейдем к рассмотрению свойств УВ.

- Какие физические свойства являются общими для всех УВ?(1. горючесть)

- Используют ли это свойство где-нибудь?

(2. нерастворимость в воде)

-Как ведут себя температуры плавления и кипения в гомологических рядах?

- какие химические реакции характерны для УВ?

а\ для алканов (замещение, дегидрирование, окисление, изомеризация)

б\ для циклоалканов (малые циклы- присоединение, большие – замещение, окисление, гидрирование)

в\ для непредельных? (присоединение, окисление, полимеризация)

г\ ароматические (замещение, окисление, присоединение)

- Мы проговорила свойства, характерные для каждого класса УВ, а теперь напишем уравнения для следующих превращений:

Задание 2.

этан→хлорэтан→этилен→1,2-дибромэтан→ацетилен→бензол

(Определите тип реакции)

- В этой цепочке есть алкан и алкен, и арил, и арен. Какой вывод можно сделать?

(1. Из одного класса вещества можно получить вещество другого класса.

2. Существует связь между УВ

3. Существует связь между классами УВ)

- Скажите, можно ли с помощью химических реакций определить, к какому классу относится конкретное вещество? (да)

- Как называем мы эти реакции?

Задание 3.

Студенту дали для исследования 2 сосуда с газами. В одном из них этан, в другом – этилен. Ему нужно выяснить, в каком сосуде каждое из веществ. Давай те ему поможем.

- Давайте напишем уравнение реакции с бромной водой.

- Решим задачу.

Задание 4. Какую массу бромбензола можно получить при бромировании 117 г бензола бромом массой 316 г. Какое из исходных веществ прореагирует полностью и какова масса избытка?

IV. Итоги урока

V. Домашнее задание

Приложение 1

Таблица 1 - Сравнительная характеристика углеводородов

Название класса, признаки

Алканы

Циклоалканы

Алкены

Алкадиены

Алкины

Арены

1. Общая формула

 

 

 

 

 

 

2. Формула первого гомолога

 

 

 

 

 

 

3. Вид связи

 

 

 

 

 

 

4. Гибридизация

 

 

 

 

 

 

5. Особенности номенклатуры

 

 

 

 

 

 

6. Виды изомерии

 

 

 

 

 

 

Важнейшие химические свойства

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

C:\Users\1\Desktop\p0014.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок химии в 10кл. ГИДРОКСИДЫ: ОСНОВАНИЯ (КЛАССИФИКАЦИЯ,СПОСОБЫ ПОЛУЧЕНИЯ,СВОЙСТВА).

Урок направлен на изучение класса оснований и химических свойств, областей применения и классификации....

Гидроксиды

Урок изучения нового материала по теме "Гидроксиды", 8 класс....

урок«ХАРАКТЕРИСТИКА ХИМИЧЕСКОГО ЭЛЕМЕНТА ПО КИСЛОТНО-ОСНОВНЫМ СВОЙСТВАМ ЕГО СОЕДИНЕНИЙ. АМФОТЕРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ» с презентацией.

Урок   «ХАРАКТЕРИСТИКА ХИМИЧЕСКОГО ЭЛЕМЕНТА ПО КИСЛОТНО-ОСНОВНЫМ СВОЙСТВАМ ЕГО СОЕДИНЕНИЙ. АМФОТЕРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ» разработан для учащихся 9 класса. На этом уроке повторяются основные знания ...

Химические свойства гидроксида кальция 8 класс школа 2100

Цель: изучение свойств гидроксида кальция; развитие коммуникативных и экспериментальных навыков. Задачи: 1) повторить что такое оксид и гидроксид...

Характеристика химического элемента по кислотно-основным свойствам образуемых им соединений. Амфотерные оксиды и гидроксиды

Характеристика химического элемента по кислотно-основным свойствам образуемых им соединений. Амфотерные оксиды и гидроксиды....

Методическая разработка урока химии для 11 класса по теме "Кислотно-основное титрование"

Роль урока определяется тем, что он обеспечивает возможность убедиться в значимости полученных знаний, в необходимости их использования в реальной жизни. Учащимся предстоит определить кислотность моло...