Рабочая программа Химический кружок: «Занимательная химия»
рабочая программа по химии (8 класс) на тему

Панферцева Наталья Александровна

Программа кружка рассчитанная на  учащихся 8 – 9 классов общеобразовательной школы (68 занятий по 2 часа в неделю).

Основная цель кружка: развитие познавательного интереса учащихся к химии, расширение и углубление знаний о веществе, химических явлениях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рассмотрено на                                                                 «Утверждаю»

на заседании МО                                                 Директор МКОУ «СОШ № 2

пр. № ____                                                               п. Тёплое» Морозова В. К.

от «____» августа 2014 г.                                              ________________

                    Рабочая программа

                   Химический кружок:

                «Занимательная химия»                                                                                                                                            

Класс:  8

Годовое количество часов:  68

Количество часов в неделю:  2

Учебный год:  2014 – 2015

Учитель:  Панфёрцева Н. А.

МКОУ «СОШ № 2 п. Тёплое» 

                                   Пояснительная записка.

Программа кружка рассчитана на  учащихся 8 – 9 классов общеобразовательной школы (68 занятий по 2 часа в неделю).

Основная цель кружка: развитие познавательного интереса учащихся к химии, расширение и углубление знаний о веществе, химических явлениях.

Задачи:

1)  развитие у учащихся интереса и творческого подхода при освоении программы кружка;

2) развитие навыков экспериментирования (работа с лабораторным оборудованием, нагревательными приборами);

3) развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, в лаборатории, на производстве и в повседневной жизни;

4) формирование умений работать с веществами, выполнять несложные химические опыты, соблюдать правила техники безопасности, грамотно применять химические знания в общении с природой и в повседневной жизни;

5) раскрытие роли химии в решении глобальных проблем человечества: рационального природопользования, защите окружающей среды от загрязнения промышленными и бытовыми отходами;

6) развитие личности обучающихся, формирования у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности.

В тематике работы кружка большое место занимает демонстрация опытов с эффектными результатами – образование ярких вспышек, выпадение окрашенных осадков, изменение цвета. При проведении опытов необходимо соблюдать технику безопасности: опыт проделывать в соответствии с методическими указаниями, предварительно проверять приборы, чистоту посуды и реактивов и др. Спокойные и уверенные манипуляции – залог успеха во время опыта. Главное в работе – это осторожность, уверенность, продуманность всех действий. При проведении опыта не следует загромождать демонстрационный стол ненужными материалами и реактивами. Если опыт сопровождается вспышкой, воспламенением, то его должен проводить учитель, заранее предупредив учащихся об ожидаемом шумовом или зрительном эффекте. На занятиях кружка можно заранее подготовить опыты для школьного химического вечера, а также викторины и увлекательные химические игры (шарады, кроссворды, чайнворды и головоломки).  Викторина, сопровождаемая занимательными опытами, вызывают большой интерес у учащихся.

Чтобы подготовить и выполнить химический опыт, ученик должен знать его содержание, особенности прохождения реакции, а также владеть необходимыми знаниями  и умениями по технике эксперимента. Занимательные опыты по химии при демонстрации их перед зрителями должны быть весьма наглядными и достаточно технично выполнены. Перед проведением опытов учащиеся записывают в тетради теоретические данные о свойствах веществ, с которыми будут работать. На кружковых занятиях учащиеся готовят и проводят химические вечера. Эта работа способствует сплочению коллектива кружковцев, развитию их активности.

Литература, используемая при подготовке и проведении занятий  химического кружка:

1.  Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для  любознательных. – Л.: Химия, 1987

2. Злотников Э. Г. и  др. Урок окончен – занятия продолжаются. – М.: Просвещение, 1992

3. Степин Б. Д., Аликберова Л. Ю. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. – М.: Дрофа, 2002

              Тематика занятий  кружка «Занимательная химия».

1. Ознакомление с кабинетом химии, изучение правил техники безопасности. (1 ч)

2. Хранение материалов, реактивов в химической лаборатории. Химическая посуда. Техника безопасности во время работы с пробирками, колбами, химическими стаканами и др. (2 ч)

3. Нагревательные приборы (спиртовка, водяная баня, сушильный шкаф) и пользование ими. Нагревание и прокаливание. (2 ч)

4. Стеклянные трубки и их применение. Изготовление набора стеклянных трубок для изготовления простых приборов. Изготовление простых приборов и проверка их на герметичность. (2 ч)

5. Фильтрование и перегонка. Выпаривание и кристаллизация. Знакомство с устройством и работой дистиллятора. Получение дистиллированной воды.

(3 ч)

6. Основные приёмы работы с твёрдыми, жидкими и газообразными веществами. (2 ч)

7. Растворы. Концентрация растворов. Расчёты, связанные с приготовлением растворов. Приготовление растворов солей с определённой массовой долей  (в %) растворённого вещества. Выращивание кристаллов. Изготовление ёлочных украшений. (6 ч)

8. Лабораторные способы получения веществ (О2 , Н2, CuSO4, NH3, СО2). (10 ч)

9. Химия воды. Жёсткость воды и способы её устранения. Исследование природной воды (обнаружение органических соединений в воде, реакции среды, ионов хлора, сульфат – ионов, солей железа, нитрат – ионов). Проведение опытов: 1. Кипячение чая с помощью холодной воды. 2. Почему картофель плавает в воде? 3. Зажигание водой. 4. Без воды нет реакции. 5. Окрашивание одной краской в разные цвета. 6. Примерзание стакана. 7. «Несгораемый» платок. Вода – катализатор. (8 ч)

10. Занимательные опыты по теме «Химические реакции вокруг нас». «Вулкан» на столе. «Звёздный дождь». Фейерверк в середине жидкости. Зелёный огонь. Вода зажигает бумагу. Разноцветное пламя. Волшебная палочка. Самовоспламеняющаяся жидкость. Вода – катализатор. Самовоспламенение парафина. (4 ч)

11. Занимательные опыты по теме «Химия в нашем доме».

Определение среды растворов моющих средств. Дым без огня. Золотой нож. Примерзание стакана. Цветные растворы. Кровь без раны. Моментальная цветная фотография. Превращение жидкости в студень. Сахар горит огнём. Уголь из сахара. Самовозгорание свечей. Серебрение круглодонной колбы.  «Золото» из воды. Цветные огни. (8 ч)

12. Занимательные опыты по теме «Химия в природе».

Минеральный хамелеон. Фараоновые змеи. Тёмно-серая змея. Химические водоросли. Горящий снег. Буран в стакане. Действие солей тяжёлых металлов на белок. Определение крахмала в хлебе, картофеле. Декальцинирование. (4 ч)

13. Занимательные опыты по теме «Химия в сельском хозяйстве».

Разные способы получения «молока». Превращение «молока» в воду. Оригинальное яйцо. Обнаружение нитратов в плодах. Определение кислотности почв. Анализ минеральных удобрений. (8 ч)

14. Подготовка и проведение химического вечера для семиклассников «Знакомьтесь: химия – добрая волшебница». (6 ч)

15. Обнаружение витаминов.

Определение витаминов:  А в подсолнечном масле, С в яблочном соке, Д в рыбьем жире или курином желтке. (2 ч)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа элективного курса по химии 8 класс "Занимательная химия"

Представленный материал содержит рабочую программу элективного курса по химии 8 класс "Занимательная химия"...

Календарно-тематическое планирование занятий химического кружка «Занимательная химия»

Программа кружка рассчитана на  учащихся 8 – 9 классов общеобразовательной школы (68 занятий по 2 часа в неделю).Основная цель кружка: развитие познавательного интереса учащихся к химии, расширен...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Занимательная химия» Возраст обучающихся: 11-15 лет Срок реализации: 3 года

      Одной из ведущих тенденций современного образования является его профилизация. Химико-биологический (медицинский) профиль предполагает существенное углубление знаний по эти...

Кружок "Занимательная химия"

Программа данного кружка рассчитана на 1 год. Для успешного освоения программы занятия численность детей в группе кружка должна составлять не более 15 человек. Химический кружок - экспериментальный, п...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная химия"

Внеурочная деятельность  курса «Занимательная химия» предназначена для учащихся 9 класса. Курс рассчитан на 34 часа 1 час в неделю. Изучение программы общеинтеллектуального направлени...