Главные вкладки

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Занимательная химия» Возраст обучающихся: 11-15 лет Срок реализации: 3 года
    рабочая программа по естествознанию (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

    Данилко Ирина Олеговна

            Одной из ведущих тенденций современного образования является его профилизация. Химико-биологический (медицинский) профиль предполагает существенное углубление знаний по этим предметам, что должно обеспечить подготовку к ЕГЭ и поступление на соответствующие специальности.

            Программа кружка предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 5-9  классов с ориентацией на химико-биологический (медицинский) профиль. Содержание учебного материала программы соответствует целям и задачам предпрофильного обучения и обладает новизной для учащихся.  Данный курс способствует  развитию интереса к этой удивительной науке, формировать научное мировоззрение, расширять кругозор учащихся, а так же способствовать сознательному выбору химико-биологического (медицинского) профиля. Кроме того, данный курс направлен на удовлетворение познавательных интересов учащихся в области экологии, валеологии; поэтому он будет полезен широкому кругу учащихся.

         Привлечение дополнительной информации межпредметного характера о значимости химии в различных областях народного хозяйства, в быту, а так же в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья позволяет заинтересовать школьников практической химией; повысить их познавательную активность, расширить знания о глобальных проблемах, развивать аналитические способности.

         Содержание данной программы направлено на развитие экологической культуры учащихся, ответственного отношения к природе, обосновывает необходимость ведения здорового образа жизни для сохранения здоровья не только каждого человека, но и всего общества.

         Актуальность предлагаемой программы вызвана значимостью рассматриваемых экологических и валеологических представлений и проблем, которые ставит перед нами сама жизнь.

         Эта программа дает возможность учащимся заниматься самостоятельной познавательной и практической деятельностью по вопросам здоровья и охраны окружающей среды.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rabochaya_programma_zanimatelnaya_himiya_5-9_klass.doc202.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА                                                                                          ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    «Занимательная химия»

    Направленность: естественнонаучная

    Уровень: базовый

    Составитель:

    Педагог дополнительного образования

    Данилко Ирина Олеговна

    Возраст обучающихся: 11-15 лет

    Срок реализации: 3 года

    г. Москва

    2017 г.

    Пояснительная записка

            Одной из ведущих тенденций современного образования является его профилизация. Химико-биологический (медицинский) профиль предполагает существенное углубление знаний по этим предметам, что должно обеспечить подготовку к ЕГЭ и поступление на соответствующие специальности.

            Программа кружка предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 5-9  классов с ориентацией на химико-биологический (медицинский) профиль. Содержание учебного материала программы соответствует целям и задачам предпрофильного обучения и обладает новизной для учащихся.  Данный курс способствует  развитию интереса к этой удивительной науке, формировать научное мировоззрение, расширять кругозор учащихся, а так же способствовать сознательному выбору химико-биологического (медицинского) профиля. Кроме того, данный курс направлен на удовлетворение познавательных интересов учащихся в области экологии, валеологии; поэтому он будет полезен широкому кругу учащихся.

         Привлечение дополнительной информации межпредметного характера о значимости химии в различных областях народного хозяйства, в быту, а так же в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья позволяет заинтересовать школьников практической химией; повысить их познавательную активность, расширить знания о глобальных проблемах, развивать аналитические способности.

         Содержание данной программы направлено на развитие экологической культуры учащихся, ответственного отношения к природе, обосновывает необходимость ведения здорового образа жизни для сохранения здоровья не только каждого человека, но и всего общества.

         Актуальность предлагаемой программы вызвана значимостью рассматриваемых экологических и валеологических представлений и проблем, которые ставит перед нами сама жизнь.

         Эта программа дает возможность учащимся заниматься самостоятельной познавательной и практической деятельностью по вопросам здоровья и охраны окружающей среды.

        Общими принципами отбора содержания материала программы являются :

    • системность;
    • целостность;
    • объективность;
    • научность;
    • доступность для учащихся основной школы;
    • реалистичность;
    • практическая направленность.

        Программа способствует формированию следующих ключевых компетентностей:

        - познавательной компетентностей ( использование наблюдений, измерений, моделирований);

        - информационной компетентности ( способность работы с различными источниками информации, способность к критическому суждению в отношении получаемой информации, компьютерная грамотность;

        -коммуникативной компетентности ( способы формирования и формулирования мысли, владения способами презентации себя и своей деятельности).

    Цель кружка: формирование у учащихся глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических превращений, приобретение необходимых практических умений и навыков по лабораторной технике.

        Задачи курса:

    • Сформировать у учащихся сознание необходимости: заботиться о своём здоровье, изучать вещества, окружающие нас в повседневной жизни, для того, чтобы их правильно применять;
    • Обучить учащихся правильно оценивать экологическую обстановку, формировать активную жизненную позицию по вопросам защиты окружающей среды;
    • Создать условия для становления информационной компетентности;
    • Использовать и развивать межпредметные связи.                                                            

    Программа рассчитана на учащихся 5-6, 7-8, 9 классов, наполняемость групп 15-20 человек. Срок реализации программы 3 года.

          Усвоение материала по программе можно проследить через отчеты по практическим работам, самостоятельным работам, творческим работам, рефераты, анкетирование, тесты; итоги работы помогут  проследить конференции, выступления учащихся и др.

           Курс «Занимательная химия» предусматривает оптимальное использование современных технологий, в частности, личностно-ориентированных и развивающих; различные организационные формы обучения: лекции, семинары, практические и лабораторные работы, познавательные игры.

    Содержание программы

    ( 1 год обучения)

    Раздел 1. Введение. Знакомство с лабораторным оборудованием. 

    (4 часов)

        Вводное занятие. Знакомство с учащимися, анкетирование: (что привело тебя в кружок “Занимательной химии”). Выборы совета, девиза, эмблемы кружка, знакомства кружковцев с их обязанностями и оборудованием рабочего места, обсуждение и корректировка плана работы кружка, предложенного учителем.

         Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности.                                                            

          Правила безопасной работы в кабинете химии, изучение правил техники безопасности и оказания первой помощи, использование противопожарных средств защиты. Игра по технике безопасности.

          Знакомство с лабораторным оборудованием. Ознакомление учащихся с классификацией и требованиями, предъявляемыми к хранению лабораторного оборудования, изучение технических средств обучения, предметов лабораторного оборудования.

          Нагревательные приборы и пользование ими. Знакомство с правилами пользования нагревательных приборов: плитки, спиртовки, газовой горелки. Нагревание и прокаливание.

    Демонстрация фильма.

    Раздел 2. Химия в быту. ( 14 часов)

    2.1.  Кухня.(5 ч.)

         Поваренная соль и её свойства. Применение хлорида натрия в хозяйственной деятельности человека. Когда соль – яд.

         Сахар и его свойства. Полезные и вредные черты сахара. Необычное применение сахара.

         Растительные и другие масла. Почему растительное масло полезнее животных жиров. Что такое «антиоксиданты».

         Сода пищевая или двууглекислый натрий и его свойства. Опасный брат пищевой соды – сода кальцинированная. Чем полезна пищевая сода и может ли она быть опасной.

         Столовый уксус и уксусная эссенция. Свойства уксусной кислоты и её физиологическое воздействие.

         Душистые вещества и приправы. Горчица. Перец и лавровый лист. Ванилин. Фруктовые эссенции. Какую опасность могут представлять ароматизаторы пищи и вкусовые добавки.

    2.2.  Аптечка. ( 2 ч.)

        Аптечный йод и его свойства. Почему йод надо держать в плотно закупоренной склянке.

        «Зелёнка» или раствор бриллиантового зелёного. Необычные свойства обычной зелёнки.

          Аспирин или ацетилсалициловая кислота и его свойства. Что полезнее: аспирин или упсарин.

          Перекись водорода и гидроперит.  Свойства перекиси водорода.

          Перманганат калия, марганцовокислый калий, он же – «марганцовка».     Необычные свойства марганцовки. Какую опасность может представлять марганцовка.

          Нужна ли в домашней аптечке борная кислота.

          Старые лекарства, как с ними поступить.

          Чего не хватает в вашей аптечке.

    2.3. Ванная комната или умывальник. ( 2 ч.)

         Мыло или мыла? Отличие хозяйственного мыла от туалетного.

    Щелочной характер хозяйственного мыла. Горит ли мыло. Что такое «жидкое мыло».

         Стиральные порошки и другие моющие средства. Какие порошки самые опасные. Надо ли опасаться жидких моющих средств.

         Кальцинированная сода и тринатрий фосфат – для чего они здесь.

    Соль для ванны и опыты с ней.

    2.4. Туалетный столик. (1 ч.)

         Лосьоны, духи, кремы и прочая парфюмерия. Могут ли представлять опасность косметические препараты. Можно ли самому изготовить питательный крем. Чего должна опасаться мама.

    2.5. Папин «бардачок». ( 3 ч.)

         Каких только химикатов здесь нет – и все опасные!

    Паяльная кислота это на самом деле кислота? Суперклей и другие строительные материалы. Кто такие «токсикоманы» и на что они себя обрекают. Электролит – это что-то знакомое.

         Бензин, керосин.

         Обыкновенный цемент и его опасные свойства.

    2.6.  Садовый участок. (1 ч.)

         Медный и другие купоросы.  Можно ли хранить медный купорос  в алюминиевой посуде.

        Ядохимикаты. Забытые ядохимикаты: что с ними делать.

        Минеральные удобрения. Значение различных минеральных удобрений.    Чем опасны нитраты. Как распознать минеральные удобрения. Как долго хранят минеральные удобрения.

    Раздел 3. Химия за пределами дома. (15 часов)

    3.1 Магазин. ( 5 ч.)

         Домашняя лаборатория из хозяйственного и продуктового магазина.

    Экскурсия Магазин «Дом. Сад. Огород». Серный цвет и сера молотая. Отбеливатель «Персоль».

        Калиевая селитра. Каустическая сода. Кислота для пайки металла.    Растворители. Керосин и другое бытовое топливо.

        Минеральные удобрения и ядохимикаты.

        Раствор аммиака. Стеклоочистители.

    Экскурсия в хозяйственный магазин каждому необходим.

    Экскурсия в магазин «Продукты». Сахар, соль, крахмал, сода, уксус, спички.

    Знакомые незнакомцы.

    Могут ли представлять опасность вещества из хозяйственного и продуктового магазинов.

    3.2. Аптека. ( 3 ч.)

    Экскурсия Аптека – рай для химика.

    Аптечный иод, чем он отличается от истинного йода.

    Марганцовка и глицерин – опасное сочетание.

    Формалин. Как посеребрить монету и стекло.

    Салициловая кислота и салицилаты. А ещё какие кислоты есть в аптеке. Желудочный сок.

    Необычный препарат «Ликоподий».

    Эта вкусная и полезная глюкоза. Химические свойства и применение глюкозы.

    Спирт и спиртовые настойки. Сорбит: тоже спирт.

    Эфиры из аптеки. Мазь «Вьетнамский бальзам».

    Перекись водорода, активированный уголь и другие старые знакомые.

    Кто готовит и  продаёт нам лекарства.

    3.3.  Берег реки. ( 7 ч.)

    Крупные открытия иногда делают случайно. Что можно найти на берегах наших рек.

    Карбонаты вместе с силикатами составляют основу земной коры. Как обнаружить в природе карбонатные минералы и горные породы.

    Есть ли у нас железная руда. Чем полезен неглазурованный фарфор.

    Медная руда не такая уж редкая. Как отличить медный колчедан от золота.

    Подведение итогов. ( 1 часа)

    По окончанию обучения учащиеся должны:

    Знать:

    • Применение хлорида натрия в хозяйственной деятельности человека.    
    • Когда соль – яд.
    • Полезные и вредные черты сахара.
    • Что такое «антиоксиданты».
    • Чем полезна пищевая сода и может ли она быть опасной.
    • Свойства уксусной кислоты и её физиологическое воздействие.
    • Какую опасность могут представлять ароматизаторы пищи и  
    • вкусовые добавки.
    • Почему йод надо держать в плотно закупоренной склянке.
    • Свойства обычной зелёнки, перекиси водорода, свойства
    • марганцовки.
    • Что полезнее: аспирин или упсарин.
    • Какую опасность может представлять марганцовка.
    • Как поступить со старые лекарствами.
    • Отличие хозяйственного мыла от туалетного.
    • Какие порошки самые опасные
    • Кто такие «токсикоманы»
    • Чем опасны нитраты.
    • Значение различных минеральных удобрений.
    • Керосин и другое бытовое топливо.

    Уметь:

    • Обращаться с лабораторным оборудование и веществами, соблюдая  правила техники безопасности
    • Проводить простейшие опыты, исследования
    • Применять полученные знания на практике и в быту;
    • Производить простейшие расчеты.

    Учебно-тематическое планирование

            1-й год обучения.

     (5-6 классов)

    Тема, изучаемые вопросы

    Количество часов

    Теория

    Практика

    Раздел 1.  Введение. Знакомство с лабораторным оборудованием.( 4 часов)

    Техника безопасности при работе в химической лаборатории.

    Оборудование кабинета химии. Ведение лабораторного хозяйства.

    1

    Химическая посуда. Нагревание, взвешивание. Вытяжной шкаф.

    1

    Занимательные опыты по теме «Химические реакции вокруг нас»: вулкан, звездный дождь, фейерверк в середине жидкости, зеленый огонь и др.

    2

    Раздел 2. Химия в быту.( 14 часов)

    2.1 Кухня. ( 5ч.)

    Занимательные опыты по теме «Химия в нашем доме»: дым без огня, золотой нож, примерзание стакана, кровь без раны, несгораемый платочек и др.

    1

    Поваренная соль и её свойства. Сахар и его свойства. Полезные и вредные черты сахара. Необычное применение сахара.

    1

    Растительные и другие масла. Сода пищевая или двууглекислый натрий и его свойства. Чем полезна пищевая сода и может ли она быть опасной.

    1

    Столовый уксус и уксусная эссенция. Свойства уксусной кислоты и её физиологическое воздействие.

    1

    Душистые вещества и приправы. Горчица. Перец и лавровый лист. Ванилин. Фруктовые эссенции. Какую опасность могут представлять ароматизаторы пищи и вкусовые добавки.

    1

    2.2. Аптечка. (2 ч.)

    Аптечный йод и его свойства. Домашняя аптечка. Аспирин или ацетилсалициловая кислота и его свойства.

    1

    Перекись водорода и гидроперит.  Перманганат калия, марганцовокислый калий, он же – «марганцовка». Нужна ли в домашней аптечке борная кислота. Старые лекарства, как с ними поступить. Чего не хватает в вашей аптечке.

    1

    2.3. Ванная комната.( 2 ч.)

    Мыло или мыла? Отличие хозяйственного мыла от туалетного. Щелочной характер хозяйственного мыла.

    1

    Стиральные порошки и другие моющие средства. Какие порошки самые опасные. Кальцинированная сода и тринатрийфосфат – для чего они здесь.

    1

    2.4. Туалетный столик.(1 ч.)

     Лосьоны, духи, кремы и прочая парфюмерия.

            

    1

    2.5. Папин «бардачок». ( 3 ч.)

    Паяльная кислота это на самом деле кислота? Суперклеи и другие строительные материалы. Электролит – это что-то знакомое.

    1

    Хозблок или гараж. Бензин, керосин. Обыкновенный цемент и его опасные свойства.

    1

    1

    2.6. Садовый участок. (1 ч.)

    Медный и другие купоросы. Сад и огород. Ядохимикаты. Забытые ядохимикаты: что с ними делать.

    1

    Раздел 3. Химия за пределами дома. (15 часов)

    3.1. Магазин. ( 5ч.)

    Занимательные опыты по теме «Химические реакции вокруг нас»: вулкан, звездный дождь, фейерверк в середине жидкости, зеленый огонь и др.

    1

    Сера молотая – для чего она и что с ней можно сделать. Калийная селитра  (калиевая селитра) и аммиачная селитра. А при чём тут порох?

    1

    Хозяйственный магазин. Раствор аммиака. Стеклоочистители.

    1

    Продуктовый магазин. Опыты с крахмалом. Его обнаружение в продуктах питания и листьях растений. Зачем в продуктовом магазине сорбит. Сорбит тоже спирт, только многоатомный.

    1

    Продуктовый магазин. Сахар, соль, крахмал, сода, уксус, спички. Знакомые незнакомцы.

    1

    3.2. Аптека. ( 3 ч.)

    Аптека – рай для химика.

    1

    Ядовитый формалин и бесценная глюкоза – что же между ними общего? Серебрим медные изделия и делаем ёлочные  шары. А как получить медное зеркало?

    1

    Опыты с фенолфталеином, сушёной черникой, исландским мхом и другими лекарствами

    1

    3.3. Берег реки. ( 7 ч.)

    Обнаружение железной руды среди «булыжников»

    1

    Можно ли спутать золото и медный колчедан? А свинец и галенит?

    1

    Как отличить мрамор от кварцита. Распознаём карбонатные породы.

    1

    Проведение дидактических игр: кто внимательнее, кто быстрее и лучше, узнай вещество, узнай явление

    1

    Работа над проектом.

    3

    Итого:

    33 часов+3 часа резерв

    Содержание программы

    2-й год обучения

    Раздел 1. Введение. ( 14 часов.)

    Школьная химическая лаборатория: реактивы, посуда, оборудование.

    Оборудование для практических и лабораторных работ по химии. Приборы. Нагреватели и меры предосторожности при работе с ними. Электрические приборы. Выпрямитель тока и электролизёр, приёмы безопасной работы с ними. Механические и стеклянные приборы. Посуда, её виды и назначение. Реактивы и их классы. Знакомство с различными видами классификаций химических реактивов и правилами хранения их в лаборатории

    Обращение с кислотами, щелочами, ядовитыми веществами. Составление таблиц, отражающих классификацию веществ , изготовление этикеток неорганических веществ, составление списка реактивов, несовместимых для хранения. 

    Меры первой помощи при химических ожогах и отравлениях.

    Ознакомление учащихся с приемами взвешивания и фильтрования, изучение процессов перегонки. Очистка веществ от примесей. Изготовление простейших фильтров из подручных средств. Разделение неоднородных смесей.

    Общие правила техники безопасности в кабинете химии.

    Демонстрация фильма.

    Раздел №2. Мы в мире химии (54 часа).

    2.1. Биосфера – среда жизни человека (4 ч).

    Биосфера. Глобальные экологические проблемы, связанные с хозяйственной деятельностью человека: парниковый эффект, уменьшение озонового слоя, загрязнения тяжёлыми металлами, нефтепродуктами; кислотные дожди.

    2.2. Атмосфера. Воздух, которым мы дышим (10 ч).

    Атмосфера. Состав воздуха. Кислород. Растения как поставщики и потребители кислорода. Основные виды загрязнений воздуха и их источники. Кислотные дожди.

    Увеличение концентрации углекислого газа и метана в атмосфере. Парниковый эффект и его возможные последствия. Озоновый слой. Трансформация кислорода в озон, защитная роль озонового слоя Земли. Его значение для жизни на Земле и нарушение целостности.

    Пути решения проблемы защиты атмосферы. Сокращение выброса углекислого газа за счёт повышения эффективности топлив, замена бензина и других нефтепродуктов экологически менее вредными топливами. Водородное топливо. Перспективы использования альтернативных источников энергии: ветра, солнца. Международное законодательство по проблеме охраны атмосферы. Приёмы поддержания чистоты воздуха в помещениях.

    Практическая работа №1 . Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Состав воздуха в кабинете химии. Химическое загрязнение атмосферы. Анализ состава атмосферных осадков на кислотность.

    2.3. Гидросфера. Вода, которую мы пьём (8 ч).

    Гидросфера. Распределение вод гидросферы. Круговорот воды в природе, его значение в сохранении природного равновесия. Вода - универсальный растворитель. Влияние растворителя на химическую активность веществ (проявление токсичности веществ при их растворении в воде). Химический состав природных вод. Жёсткость воды. Санитария питьевой воды. Понятие о ПДК веществ в водных стоках. Водоочистительные станции. Методы, применяемые для очистки воды, их эффективность. Охрана природных вод: законодательство, международное сотрудничество.

    Практическая работа №2 . Анализ водопроводной и технической воды. Сравнение чистой и загрязнённой воды по параметрам: запах, цвет, прозрачность, рН, наличие осадка после отстаивания, пригодность для использования.

    Практическая работа №3. Определение жёсткости воды.

     

    2.4. Пища, которую мы едим (8 ч).

    Что нужно знать, когда покупаешь продукты и готовишь пищу. Пищевая ценность белков, углеводов, жиров. Минеральные вещества: микро - и макроэлементы. Пищевые добавки. Синтетическая пища. Процессы, происходящие при варке овощей. Содержание нитратов в растительной пище и советы по уменьшению их содержания в процессе приготовлении пищи. Качество пищи и проблема сроков хранения пищевых продуктов.

    Практическая работа №4. Определение нитратов в плодах и овощах.

    Практическая работа №5 . Анализ состава продуктов питания (по этикеткам), расшифровка пищевых добавок, их значение и действие на организм человека.

    25. Дом, в котором мы живём. Экология жилища и здоровье

    человека (26 ч).

    Пылевые загрязнения помещений. Влияние шума на здоровье человека. Материалы, из которых построены дома, мебель, покрытия. Радиационные загрязнения. Растения в доме. Животные и насекомые в квартире. Приёмы разумного ведения домашнего хозяйства. Вопросы экологии в современных квартирах.

    Практическая работа №6. Определение относительной запылённости воздуха в помещениях.

    Решение задач с экологическим содержанием (2 ч).

    Резервное время (2 ч).

    Подведение итогов (2 ч).

    Тема, изучаемые вопросы

            

    Кол-во

    часов

    Теория

    Практика

    Раздел 1. Введение. Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности. (14 часов)

    Лаборатория кабинета химии. Лабораторное оборудование.

    2

    Правила и приёмы безопасной работы с оборудованием и веществами. Демонстрационное оборудование.

    2

    Нагревательные приборы и нагревание. Перегонка жидкости при помощи круглодонной колбы.

    1

    1

    Электрические приборы и работа с ними.

    1

    1

    Вытяжной шкаф.

    1

    1

    Занимательные опыты по теме: «Химические реакции вокруг нас».

    2

    Резервное время

    2

    Итого:

    7

    7

    Раздел 2. Мы в мире химии (54 часа)

    2.1. Биосфера (4 часа)

    Понятие о биосфере, как среды жизни человека. Глобальные проблемы экологии, связанные с хозяйственной деятельностью человека: кислородные дожди, уменьшение озонового слоя планеты, загрязнения природы тяжёлыми металлами, нефтепродуктами.

    2

    2

    2.2. Атмосфера. ( 10 часов)

    Воздух, которым мы дышим. Состав воздуха. Основные виды загрязнений воздуха и их источники. Кислотные дожди.

    2

    2

    Увеличение концентрации углекислого газа и метана в атмосфере. Парниковый эффект и его последствия. Озоновый слой. Трансформация кислорода в озон, защитная роль озонового слоя земли. Его значение для жизни и возможные последствия.

    1

    1

    Пути решения защиты атмосферы. Сокращение выбросов углекислого газа за счёт повышения эффективности топлив. Международное законодательство в области охраны атмосферы. Приёмы поддержания чистоты воздуха в помещениях.

    1

    1

    Практическая работа №1. Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Состав воздуха в кабинете химии. Определение состава атмосферных осадков на кислотность.

    2

     2.3.Гидросфера.  Вода, которую мы пьём.( 8 часов)

    Гидросфера. Распределение вод гидросферы. Круговорот воды в природе, его значение в сохранении природного равновесия. Вода – универсальный растворитель. Химический состав природных вод. Жёсткость воды.

    1

    1

    Санитария питьевой воды, понятие о ПДК веществ в водных стоках. Охрана природных вод: законодательство, международное сотрудничество. Практическая работа № 2. Анализ водопроводной и технической воды. Сравнение чистой и загрязнённой воды по параметрам: запах, цвет, прозрачность, рН, наличие осадка после отстаивания, пригодность для использования.

    1

    1

    Водоочистительные станции. Методы, применяемые для очистки воды, их эффективность.

    2

    Практическая работа № 3. Определение жёсткости воды.

    2

    2.4. Пища, которую мы едим. ( 6 часов)

    Что нужно знать, когда покупаешь продукты и готовишь пищу

    2

    Практическая работа № 4. Определение нитратов в плодах и овощах.

    2

    Практическая работ № 5. Пищевые добавки. Изучение состава продуктов (по этикеткам), расшифровка пищевых добавок, их значение и влияние на организм.

    2

    2. 5. Дом, в котором мы живём. Экология жилища и здоровье человека.

    (26 часов)

    Занимательные опыты по теме «Химия в нашем доме»: дым без огня, золотой нож, примерзание стакана, кровь без раны, несгораемый платочек и др.

    2

    Пылевые загрязнения помещений. Практическая работа № 6. Определение относительной запылённости помещений.

    1

    1

    Материалы, из которых построены дома, мебель, покрытия. Радиационные загрязнения. Растения в доме. Животные и насекомые в квартире. Влияние шума на здоровье человека. Приёмы разумного ведения домашнего хозяйства. Вопросы экологии в современных квартирах.

    1

    1

    Химия и человек. Чтение докладов и рефератов.

    2

    Химия и человек. Чтение докладов и рефератов.

    2

    Проведение игр и конкурсов среди учащихся 7-8 классов членами кружка.

    2

    Решение задач с экологическим содержанием.

    2

    Викторина «Химия и охрана природы».

    2

    Анкетирование или сочинение на тему: «Природа и мы».

    2

    Профориентационная лекция.

    2

    Проведение дидактических игр:

    2

    Разгадывание шарад, головоломок, кроссвордов по химии.

    2

    Заключительное занятие.

    2

    Итого: ( 68 часа)

    33

    35

    По окончанию II года обучения учащиеся должны:

    Знать:

    • качественный и количественный состав воздуха;
    •  последствия загрязнения окружающей среды веществами, содержащимися в выхлопных газах автомобилей, промышленных отходах, средствах бытовой химии;
    •  проблему загрязнения воздушного бассейна (причины, источники, пути сохранения чистоты);
    •  роль озонового слоя в биосфере; причинах и последствиях его истощения (понятие «озоновые дыры»);
    • примерный качественный состав природных вод;
    •  роль воды как активной внутренней среды организма и как непосредственного участника биохимических процессов;
    • методы очистки пресной воды от загрязнений;
    •  нормирование качества питьевой воды;
    •  проблему загрязнения водного бассейна (причины, источники, пути сохранения чистоты);
    • проблему пресной воды (запасы, получение, экономия, рациональное использование);
    • проблему содержания понятия «парниковый эффект»,
    • проблему «кислотных дождей», пути решения проблемы;
    • состав пищи, пищевых добавках, их действии на организм;
    • проблему, связанною с избытком минеральных удобрений в почве;
    • состав строительных материалов, возможных негативных последствиях; о фенольных строениях, вызывающих аллергические заболевания;
    • основные источники и причины загрязнения окружающей среды металлами;
    • законодательство в области охраны атмосферного воздуха и водных ресурсов планеты;
    • экологические проблемы местного значения;
    • роль химии в решении экологических проблем.

    Уметь:

    • составлять схему круговорота воды в природе, обосновывать его роль в сохранении природного равновесия, анализировать причины и последствия его нарушения;
    • оценивать состояние воздушной и водной сред, сопоставляя фактические данные и нормы качества;
    • раскрывать сущность проблем загрязнения воздушной и водной сред планеты и находить их решения;
    • бережно относиться к воде, экономно её расходовать;
    • применять простейшие методы очистки питьевой воды;
    • анализировать состав пищевых продуктов по этикеткам, уметь выбирать безвредные;
    • использовать дополнительный информационный материал по изучению местных экологических проблем.
    • вести себя в природной среде в соответствии с экологическими требованиями;
    • оценивать состояние природной среды своей местности и находить пути его улучшения.

    Содержание программы

    3-й год обучения

    (9 класс)

           Не секрет, что небольшое количество часов  в обычной школе  по учебному плану на сложный предмет «химия» не дает возможности научить учеников решать задачи без страха  и мучений. Моя программа поможет ученикам преодолеть сложности в решении задач по химии, увидеть в них цель, логику и красоту.

    Цели программы: Научиться решать различные типы задач по химии

    Задачи программы: Изучить теорию, необходимую для решения  химических задач, усвоить алгоритм решения задач, развить у учащихся творчество и логическое мышление, преодолеть неуверенность в решении задач.

    Предполагаемый результат: Авторская программа рассчитана для старшеклассников и предназначена для подготовки к единому государственному экзамену(ЕГЭ) по химии. В ней подробно разобраны    решения всех типов задач базового, повышенного и высокого уровней сложности в соответствии с перечнем элементов содержания, проверяемых на ЕГЭ по химии. К каждому типу задач дается краткий теоретический материал, на основании которого проводятся соответствующие расчеты.

    Календарно-тематическое планирование

    Название темы

    Кол-во часов

    1

    Основные типы расчётных задач по химии. Химические, физические величины: обозначение, название, единицы. Формулы.

    4

    2

    Расчёты по химическим формулам

     

    6

    3

    Растворы

     

    8

    4

    Вычисления по химическим уравнениям

     

    10

    5

    Задачи на вычисление массы (объёма) компонентов смеси

     

    8

    6

    Вывод формул веществ.

     

    8

    7

    Закономерности протекания химических реакций

     

    8

    8

    Задачи на погружение металлической пластинки в раствор соли.

    6

    9

    Электролиз. Закон Фарадея.

     

    4

    10

    Задачи, связанные с жесткостью воды.

     

    2

    11

    Комбинированные задачи

     

    4

    Итого

     

    68

    Механизм отслеживания получаемых результатов.

            1) на развитие самостоятельной когнитивной деятельности учащихся (зачет и семинар с игровыми элементами, реферат);

            2) на развитие внимания (ребус),  памяти (проверочные карточки, кроссворд, тест, викторина);

            3) на развитие воображения (аукцион);

            4) на развитие аналитических способностей (кроссворд, тест, ребус);

            5) на развитие речи учащихся (культурологическая игра, зачет и семинар с игровыми элементами);

            6) на проверку знаний фактического материала (зачет, олимпиада, тест, викторина, проверочные карточки);

            7) на проверку умений оперировать фактическим материалом (викторина, тест, кроссворд, реферат).

            Практически все задания имеют творческий характер и варьируемый уровень сложности. Их можно использовать на разных этапах занятия: в начале занятия, в ходе изложения нового материала, для закрепления. Начать занятия  можно с отгадывания кроссворда, при изложении нового материала включить "кусочек" игры, а для закрепления подойдут тест, викторина, ребус. Это удобно и для учителя, и для учащихся - разряжается напряженный ритм работы, выпадает несколько минут интеллектуального отдыха, повышается активность учащихся.

            Все задания пробуждают интерес к учебному труду и развивают интеллект учащихся.

    Ожидаемые результаты.

    1. Повысить свой общекультурный уровень.  
    2.  Научится находить необходимый материал в различных источниках                (книги, Интернет и др.)
    3.   Создавать и представлять доклады в форме презентаций.                                                                                                    
    4.  Пользоваться химической посудой, реактивами и  проводить простейшие химические опыты.
    5. Соблюдать правила техники безопасности при проведении химического эксперимента.   

    Материально – техническое  обеспечение.

    Наименование

    Количество

    I.  

    Печатные пособия

    • Комплект портретов ученых-химиков.
    • Серия справочных таблиц по химии («Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева», «Растворимость солей, кислот и оснований в воде», «Электрохимический ряд напряжений металлов», «Окраска индикаторов в различных средах»).
    • Серия инструктивных таблиц по химии        
    • Серия таблиц по неорганической химии        
    • Серия таблиц по органической химии
    • Серия таблиц по химическим производствам

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    II.  

    Информационно-коммуникативные средства

    • Мультимедийные программы (обучающие, тренинговые, контролирующие) по всем разделам курса химии
    • Электронные библиотеки по курсу химии        
    • Электронные базы данных по всем разделам курса химии

    1

    1

    1

    III.

    Технические средства обучения

    • Компьютер мультимедийный (с пакетом прикладных программ (текстовых таблиц, графических и презентационных); с возможностью подключения к Интернет; аудио и видео выходы, приводами для чтения и записи компакт-дисков. Оснащен акустической колонкой, и наушниками)
    • Экран проекционный

    1

    1

    IV.

    Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

    • Приборы, наборы посуды и лабораторных принадлежностей для химического эксперимента общего назначения
    • Демонстрационные набор посуды и принадлежностей для демонстрационных опытов по химии
    • Специализированные приборы и аппараты
    • Комплекты для лабораторных опытов и практических занятий по химии
    • Набор посуды и принадлежностей для ученического эксперимента
    • Модели.
    •  Набор кристаллических решеток: алмаза, графита, диоксида углерода, железа, магния, меди, поваренной соли, йода, льда.
    • Набор для моделирования строения неорганических веществ
    • Набор для моделирования строения органических веществ        
    • Набор для моделирования типов химических реакций (модели-аппликации)                                
    • Набор для моделирования строения атомов и молекул
    • Справочно-информационный стенд «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева». Модели - электронные стенды.

    10

    4

    -

    6

    6

    1

    1

    1

    1

    1

    3

    V.

    Натуральные объекты,  коллекции.

    • Алюминий         
    • Волокна         
    • Каменный уголь и продукты его переработки        
    • Каучук                         
    • Металлы и сплавы        
    • Минералы и горные породы        
    • Набор химических элементов        
    • Нефть и важнейшие продукты ее переработки        
    • Пластмассы         
    • Стекло и изделия из стекла        
    • Топливо         
    • Чугун и сталь

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    VI.

    Реактивы

    Набор № 1, №2 ОС «Кислоты»

    Набор № 3 ОС «Гидроксиды»

    Набор № 4 ОС «Оксиды металлов»

    Набор № 5 ОС «Металлы»

    Набор № 6 ОС «Щелочные и щелочноземельные металлы»

    Набор № 7 ОС «Огнеопасные вещества»

    Набор № 8 ОС «Галогены»

    Набор № 9 ОС «Галогениды»

    Набор № 10 ОС «Сульфаты. Сульфиты. Сульфиды»

    Набор № 11 ОС «Карбонаты»

    Набор № 12 ОС «Фосфаты. Силикаты»

    Набор № 13 ОС «Ацетаты. Роданиды. Соединения железа».

    Набор № 14 ОС «Соединения марганца»

    Набор № 15 ОС «Соединения хрома»

    Набор № 16 ОС «Нитраты»

    Набор № 17 ОС «Индикаторы»

    Набор № 18 ОС «Минеральные удобрения»

    Набор № 19 ОС «Углеводороды»

    Набор № 20 ОС «Кислородсодержащие органические вещества»

    Набор № 21 ОС «Кислоты органические»

    Набор № 22 ОС «Углеводы. Амины»

    Набор № 23 ОС «Образцы органических веществ»

    Набор № 24 ОС «Материалы»

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    Литература

    1. Аликберова Л.Ю., Хабарова Е.И. Задачи по химии с экологическим содержанием. – М.: Центрхимпресс, 2011.
    2. Алексинский В.Н.Занимательные опыты по химии (2-е издание, исправленное) - М.: Просвещение 2010.
    3. Галичкина О,В,. Занимательная химия на уроках в 8-11 классах: тематические кроссворды.- Волгоград: Учитель, 2005.-119с.
    4. Коробейникова Л.А. Методика изучения состава окружающего воздуха. // Химия в школе. -2,2010.
    5. Курганский С.М. Интеллектуальные игры по химии.-М.: 5 , 2007.- 208с.
    6. Кузьменюк Н.М., Стрельцов Е.А., Кумачёв А.И. Экология на уроках химии. – Мн.: Изд. ООО «Красикопринт», 2010. – 208с.
    7. Кузнецова Н.Е. К изучению эколого-химического материала. – Химия в школе, 5-2004.
    8. Леенсон И.А. Занимательная химия. – М.: РОСМЭН, 1999.
    9. Назаренко В.М. Экологическая безопасность в быту. Что нужно знать, когда покупаешь продукты и готовишь пищу. – Химия в школе. 5,2007.
    10. Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека. – М.:Дрофа, 2004.-120с.
    11. Попов С.В. Валеология в школе и дома (О физическом благополучии школьников), - СПб.: СОЮЗ, 1997. 256с.
    12. Речкалова Н.И., Сысоева Л.И. Какую воду мы пьём. //Химия в школе. – 3,2004.
    13. Скуднова Л.Г. Экология жилища и здоровье человека. Первое сентября. Химия.- 12-15, 2004.
    14. Северюхина Т.В. Исследование пищевых продуктов. //Химия в школе.-5, 2000.
    15. Степин Б.Д.,Аликберова Л.Ю. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. «ДРОФА», М., 2002
    16. Ширшина Н.В.Сборник элективных курсов., Волгоград. Учитель, 2008г.
    17. Шуляковский Г.М. Диоксины и окружающая среда. – Химия в школе.3-2001.

    Интернет ресурсы.

    1. http://hemi.wallst.ru/ - Экспериментальный учебник по общей химии для 8-11 классов, предназначенный как для изучения химии "с нуля", так и для подготовки к экзаменам.
    2. http://www.en.edu.ru/ – Естественно-научный образовательный портал.
    3. http://www.alhimik.ru/ - АЛХИМИК - ваш помощник, лоцман в море химических веществ и явлений.
    4. http://www.chemistry.narod.ru/ - Мир Химии. Качественные реакции и получение веществ, примеры. Справочные таблицы. Известные ученые - химики.
    5. http://chemistry.r2.ru/ – Химия для школьников.
    6. http://college.ru/chemistry/index.php - Открытый колледж: химия. На сайте в открытом доступе размещен учебник курса «Открытая Химия 2.5», интерактивные Java-апплеты (модели), on-line-справочник свойств всех известных химических элементов, обзор Интернет-ресурсов по химии постоянно обновляется. "Хрестоматия" – это рубрика, где собраны аннотированные ссылки на электронные версии различных материалов, имеющиеся в сети.
    7. http://grokhovs.chat.ru/chemhist.html - Всеобщая история химии. Возникновение и развитие химии с древнейших времен до XVII века.
    8. http://www.bolshe.ru/book/id=240 - Возникновение и развитие науки химии.
    9. http://www.sev-chem.narod.ru/opyt.files/krov.htm. Занимательные опыты по химии.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа объединения дополнительного образования детей «Калейдоскоп» (возраст обучающихся 15-18 лет Срок реализации 3 года)

    Программа общекультурная и рассчитана на 3 года обучения, сочетает работу в группах от 12 до 15 человек, массовые мероприятия и индивидуальную работу с молодёжью....

    ПРОГРАММА дополнительного образования "Народная кукла" для детей 6 - 15 лет Срок реализации 1 года.

    Программа художественно-эстетического направления объединения «Народная кукла» по своему содержанию   направлена на приобщение детей к миру искусства. Целью программы: создание...

    «Основы журналистики» Программа дополнительного образования для детей среднего и старшего школьного возраста. Срок реализации-3 года

    Средства массовой информации сегодня занимают всё большее коммуникационное поле, оказывая большое влияние на формирование общественного мнения. Футурологи говорят о наступлении «третьей волны» цивилиз...

    Авторская программа дополнительного образования "Занимательный английский" (возраст обучающихся 7-8 лет).

    Изучаемые разделы программы:1. Приветствие.2. Время суток.3. Цвета.4. Семья.5. Мой дом.6. Еда.7. Игрушки, счёт.8. Возраст. 9. Режим дня.10. Времена года, погода.11. Транспорт....

    Рабочая программа дополнительного образования «Занимательный английский язык» 5 класс

    Особенности содержания курса обусловлены возрастной спецификой развития личности школьника. Учёт возрастных особенностей учащихся 5 класса обеспечивается личностно ориентированным и деятельностным под...

    Программа дополнительного образования "Юный журналист" на 2018-2019 учебный год.Срок реализации: 2 года.

    Программа дополнительного образования "Юный журналист"  на 2018-2019 учебный год.Срок реализации: 2 года....