«Основы журналистики» Программа дополнительного образования для детей среднего и старшего школьного возраста. Срок реализации-3 года
рабочая программа по теме

Кудинова Ольга Владимировна

Средства массовой информации сегодня занимают всё большее коммуникационное поле, оказывая большое влияние на формирование общественного мнения. Футурологи говорят о наступлении «третьей волны» цивилизации -информационной, вслед за возникновением аграрного общества и промышленной революции. Мощь и производительная сила будут определяться степенью развития и распространения информации, способностью её обработать и использовать. Таким образом профессия журналиста приобретает социально значимый статус, который, возможно, повлияет на выбор профессии в будущем.

Условием создания полноценного журналистского произведения является творческая личность. Ни для кого не секрет, что дети школьного возраста в последнее время испытывают определенные трудности в общении, они замкнуты в себе, в большинстве случаев, неконтактны. Одна из задач этой программы нацелена помочь ребенку преодолеть этот самый дефицит общения. Коммуникативный аспект данной программы является одним из самых важных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovy_zhurnalistiki.doc154.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Бондарская средняя общеобразовательная школа

Утверждена на заседании

методического совета

МОУ Бондарской СОШ

протокол №      от

           

«Основы журналистики»

Программа дополнительного образования для детей

среднего и старшего школьного возраста)

Срок реализации-3 года

Составитель:

педагог дополнительного образования

Кудинова Ольга Владимировна

Бондари

2010

Пояснительная записка

Средства массовой информации сегодня занимают всё большее коммуникационное поле, оказывая большое влияние на формирование общественного мнения. Футурологи говорят о наступлении «третьей волны» цивилизации -информационной, вслед за возникновением аграрного общества и промышленной революции. Мощь и производительная сила будут определяться степенью развития и распространения информации, способностью её обработать и использовать. Таким образом профессия журналиста приобретает социально значимый статус, который, возможно, повлияет на выбор профессии в будущем.

Условием создания полноценного журналистского произведения является творческая личность. Ни для кого не секрет, что дети школьного возраста в последнее время испытывают определенные трудности в общении, они замкнуты в себе, в большинстве случаев, неконтактны. Одна из задач этой программы нацелена помочь ребенку преодолеть этот самый дефицит общения. Коммуникативный аспект данной программы является одним из самых важных.

В программу школьного курса по русскому языку не входят такие публицистические жанры как репортаж, газетный отчёт, интервью корреспонденция, статья. Но современным школьникам, безусловно, полезно познакомиться с ними. В этом состоит новизна данной программы. Программа «Основы журналистики» позволит повысить интерес учащихся к предметам школьной программы- литературе, русскому языку, информатике. Дети смогут совершенствовать и развивать навыки литературного творчества, повысить  грамотность, получить первый журналистский опыт. Периодическое издание школьной компьютерной газеты- мощное воспитательное средство, а также средство повышения интереса к учёбе. Эта работа способствует сплочённости детей, повышению их коммуникативных способностей, повышению их статуса в школьном коллективе. Во всем этом выражается актуальность программы.

Данная программа базируется на идеях советских, русских, зарубежных исследований психологии творчества, утверждающих, что любой человек есть творческая личность, и задача всякого обучения состоит в раскрытии  и развитии творческого потенциала ребёнка. Обучение мастерству журналиста строится на основе трёх составляющих: технологического, творческого и морально-этического аспектов.

Настоящая программа является долгосрочной и  рассчитана на 3 года обучения :

1-й год: 144 часа(4 часа в неделю);

2-й год: 144 часа  (4 часа в неделю);

3-й год: 144 часа  (4 часа в неделю).

 Вид программы- модифицированная.

Направление программы –социально-педагогическое.

Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом занятии ребенок узнавал что-то новое, обогащая свой словарный запас, постигая лексическое многообразие и образность родного языка, приобрел навыки самостоятельной работы в различных жанрах публицистического стиля; научился писать заметки, статьи, рецензии, очерки, репортажи. С этой целью предусматриваются индивидуальные занятия.

        Количество учащихся в учебной группе не должно превышать 15 человек:

Цель программы

Формирование разносторонне развитой личности и реализации творческих способностей ребёнка в сфере журналистики.

Задачи программы Первый год обучения:

  • повышать интерес к учёбе(литературе, русскому языку, информатике)
  • установить связи с местными СМИ.
  • содействовать в воспитании информационной культуры школьников;
  • предоставить возможность для общественного признания, оценки, самореализации ребят.

Второй год обучения:

  • развивать творческие способности детей.
  • создать банк детей, которые могут принимать участие в работе местных СМИ
  • содействовать в воспитании качеств, основанных на морально-этических нормах профессии журналиста, таких как сочувствие, сострадание, ответственность, доброжелательность, общительность;
  • развивать интеллект, творческие и коммуникабельные способ н[ости, повышать самооценку ребёнка, его роль среди коллектива, социальную значимость.

Третий год обучения

  • развивать умение устного и письменного выступления.
  • формировать умение работать в различных жанрах журналистики;
  • овладеть основными навыками журналистского мастерства.
  • уметь понимать язык средств массовой информации и избирательно относиться к сообщениям в СМИ;
  • помочь приобрести учащимся практические навыки пользования техническими средствами, используемых при создании печатных изданий;
  • создание условий для профориентации.

Ожидаемые результаты обучения

Дети должны знать:

  • морально-этические правила журналиста;
  • литературные нормы русского языка, его выразительно-художественные средства;
  • теоретические основы в области журналистики, её историю
  • виды практической работы данной профессии, предусмотренные программой
  • основы компьютерной грамотности

Дети должны уметь:

  • работать с компьютером, набирать, редактировать текст;
  • работать со словарями;
  • чётко ставить перед собой цели;
  • организовывать свою работу;
  • собирать полную, оперативную информацию;
  • быть любопытным;
  • довести дело до конца;
  • определить нужное, ценное знание среди других фактов;
  • устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;
  • вырабатывать идею, создать художественный образ;
  • рассуждать в устной и письменной форме;
  • уметь общаться с отдельным человеком и аудиторией;
  • - самостоятельно подготовить и опубликовать материалы в прессе.

Методы работы- развивающего и дифференцированного обучения(индивидуальный, проблемно-поисковый, творческий)

Формы работы-

  1. свободная творческая дискуссия;
  2. ролевые игры;
  3. выполнение творческих заданий;
  4. активные методы формирования системы общения;
  5. практическая работа (подготовка материалов для публикаций в прессе).

Методическое обеспечение

■        практические работы;

  • раздаточный материал, задания с выбором ответа, анкетирование, психологические тесты, игровые занятия, индивидуальные занятия,беседы, экскурсии, консультации, дискуссии;
  • программно-компьютерное обеспечение (MS WORD,MS PUBLISHER, MS FRONTPAGE).

Учебно-тематический план первого года

обучения

№ п\ п

Раздел

Количе- ство часов

Теория

Практ ика

1

Вводное занятие.

2

2

0

2

Журналистика как профессия. История журналистики.

6

2

4

3

Стили   и   типы   речи   русского   языка. Речевые ошибки.

16

4

12

3

Виды       газетных       и       журнальных публикаций

86

40

46

4

Выпуск школьной газеты «Голос детства»

18

0

18

5

Участие в КТД

16

0

16

Итого

144

48

96

Ожидаемые результаты обучения

Содержание программы

Вводное занятие.

Теория. Сбор группы. Знакомство с группой. Анкетирование. Тестирование. «Есть ли у тебя талант журналиста? »Инструктаж по технике безопасности в компьютерном классе. Планирование работы на год.

Журналистика как профессия.

Формирование представлений о  профессии журналиста.» Функции журналиста:

Журналист как представитель определенного слоя общества.  Факт как объект интереса журналиста и основной материал в его работе. Требования к журналисту. История российской журналистики. Показ мультимедийной презентации «Журналистика: вчера, сегодня, завтра

Задания. Напишите репортаж «Мое село». Подготовьте сообщения об особенностях стиля журналистов и писателей прошлого.

.

 Стили и типы речи русского языка. Речевые ошибки. Теория

Обобщение и систематизация знаний о стилях и типах речи. Художественный, научный, разговорный, официально- деловой стиль речи. Публицистический стиль. Сфера применения, жанры, стилевые особенности, языковые средства.

Основные жанры публицистического стиля в устной и письменнной формах речи.

Лексические,фразеологические,морфологические,синтаксические,изобразительно-выразительные особенности языковых средств публицистического стиля. Стилистика выразительной речи. Художественный образ. Синонимы, антонимы, сравнения, эпитеты.

Сходство и различие художественного и публицистического стиля.

Классификация речевых, грамматических, орфографических, пунктуационных ошибок. Тавтология. Паронимия. Речевая недостаточность. Речевая избыточность. Штампы и стереотипы.

Практика. Практические занятия, работа с раздаточным материалом, тесты, дискуссия «Моя любимая газета», анализ газетных статей, игра «Найди ошибку»

Виды газетных и журнальных публикаций

Теория

Достоинства и недостатки современных СМИ. Показ презентаций «Не загрязняйте наш язык!», «Экология слова», «Загадочная сила слов» Выбор приоритетов. Виды газетных и журнальных публикаций. Хроника. Информация. Заметка. Интервью.    Четыре    правила    написания    интервью.    Путевые    заметки. Зарисовки. Отчёт. Репортаж. Корреспонденция. Статья. Обзор.    Рецензия. Очерк. Фельетон.

Задания. Найдите в газетах и журналах примеры публикаций того или иного жанра, объясните, по каким признакам вы определили принадлежность к тому или другому жанру. Оцените уровень мастерства автора

Практика

Газетные иллюстрации. Виды иллюстраций ( репортажный снимок, репортажный рисунок, портрет, пейзаж, фотоэтюд, натюрморт, интерьер, карикатура, дружеский шарж, юмористический рисунок, фотообвинение, плакат, монтаж, диаграммы, карты, заставки, орнаменты, виньетки, репродукции.) Практические и лабораторные работы. Деловая игра. Конкурс творческих работ. Экскурсия в редакцию газеты. Опрос населения, сбор информации для статьи.

Выпуск школьной газеты «Голос детства»

Вёрстка номера школьной газеты. Сбор информации для статьи. Печать статей, оформление газеты. Обработка статей. Подготовка черновика, редактирование и печать, выпуск газеты.

Участие в КТД

Учебно-тематический план  второго  года обучения

№ П\П

Раздел

Колич. часов

Теория

Практика

1

Виды корреспонденции. Публицистический стиль – стиль журналов и газет. Информационные жанры.

60

22

38

2

Знакомство с правовой базой журналистской деятельности. Значение и роль средств массовой информации в обществе. Этика журналиста.

36

13

23

Технические средства журналиста. Дизайн газеты.

10

3

7

3

Подготовка и выпуск школьной газеты «Голос детства»

20

0

20

4

Участие в КТД

18

0

18

Итого

144

38

106

Содержание программы

Виды корреспонденции

Теория

Корреспонденция. Статья. Передовая статья. Статья, обобщающая опыт работы. Проблемная статья. Критическая статья. Обзор. Рецензия. Очерк. Фельетон. Газетные иллюстрации.

Редактирование. Правка. Правка- обработка. Правка-вычитка. Правка-переделка. Правка-сокращение. Этика журналистского творчества. Азбука журналиста. Газета и законодательство.

Практика Практические работы. Написание расши|реннной информации. Написание заметки с выводами и предложениями. Подготовка интервью. Написание отчёта. Написание репортажа. Написание корреспонденции. Написание статьи. Написание рецензии. Подготовка обзора. Создание очерка. Написание фельетона. Редактирование текста. Анализ работ.

Подведение итогов. Смотр достижений. Отчет о проделанной работе. Деловые игры: «Возьми интервью», «Лидер-абзац», «Выпуск газеты», «Дайте статье заголовок».

Публицистический стиль-стиль журналов и газет

. Теория 

Газета. Какой она должна быть, чтобы ее читали. Анализ рубрик молодежных изданий.

Основные характеристики журналистского материала. Этапы работы журналиста над материалом. Методы сбора информации.

Композиция материала. Виды лидов. Заголовок – залог успеха.

Практика 

Анализ выразительных средств языка публицистических произведений (выделение в тексте, определение их роли). Практические занятия

Наблюдение над ролью заглавия в произведении; знакомство с различными видами заголовков.

Задание. Лингвистический эксперимент (работа с заглавиями текстов, замена, обоснование)

Журналистские жанры в печатных средствах массовой информации. Их классификация

Теория

Информационные жанры: отчет, хроника, репортаж, интервью, заметка, информация-объявление (программа, афиша) Аналитические жанры (.статья, обозрение, отзыв, рецензия). Художественно-публицистические  жанры. (слово, очерк, эссе, фельетон, памфлет и др).

Практика

Задание. Практические занятия. Создание и презентация текста определенного жанра. Написание самостоятельных работ в рубрику «С юмором о школьной жизни». Публикация работ в школьной газете «Голос детства»

Знакомство с правовой базой журналистской деятельности. Значение и роль средств массовой информации в обществе.Этика журналиста

Теория

Закон РФ «О СМИ» Права и обязанности журналиста. Журналистская этика.

Практика  Практические занятия. Учимся брать блиц-интервью «Роль СМИ в обществе». Урок – игра «Я-ЖУРНАЛИСТ!»

Технические средства журналиста. Дизайн газеты

Теория

Основные принципы макетирования газетной полосы. Компьютерная верстка газеты.

Практика  

Практические  занятия. Знакомство с ТСО. Основы работы в программах MS WORD,MS PUBLISHER.

 Задание. Оформление фотовыставок, фоторепортажей, создание газеты.

Выпуск школьной газеты «Голос детства»

Вёрстка номера школьной газеты. Сбор информации для статьи. Печать статей, оформление газеты. Обработка статей. Подготовка черновика, редактирование и печать, выпуск газеты.

Участие в КТД

Учебно-тематический план третьего   года обучения

№ П\П

Раздел

Колич. часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

1

0

2

Новейшие средства массовой информации. Интернет как наиболее оперативное средство распространения информации.

 

31

10

21

3

Журналистские темы. Их классификация.

44

15

29

4

Особенности работы журналиста в печатных изданиях на радио и телевидении. Психологические аспекты профессии.

20

5

15

4

Поступаем на факультет журналистики

10

4

6

5

Подготовка и выпуск школьной газеты «Голос детства»

20

0

20

6

Участие в КТД

18

0

18

Итого

144

35

109

Содержание программы

Вводное занятие. Техника безопасности.

Новейшие средства массовой информации. Интернет как наиболее оперативное средство распространения информации.

Теория Структура Интернета. Интернет – помощник журналиста. Что такое сайт.Основы сайтостроения. MS FRONTPAGE.

Практика Практические занятия по работе в Интернет и сайтостроению.

Журналистские темы. Их классификация.

Теория Историческая тема в журналистике. Патриотическая тематика Сельскохозяйственная тема.Молодежная тематика. Пропаганда здорового образа жизни на страницах газет и журналов, в телепередачах.Тема семьи и детства. Спортивная журналистика Социально-экономическая журналистика

Практика

Практические занятия. Обзор СМИ. Экскурсия в Свято-Троицкую церковь.Беседы, встречи с ветеранами, интервью, заметки о Великой Отечественной войне. Экскурсия в районный краеведческий музей. Обзор молодёжных журналов. Проблемные статьи в школьной прессе. Интервью с ровесниками. Конкурс на лучшую публикацию по спортивной тематике.

Особенности работы журналиста в печатных изданиях на радио и телевидении. Психологические аспекты профессии.

Теория Роль психологических особенностей личности журналиста при подаче газетного материала или создания телепрограммы. Общность в функциях, целях, задачах, профессиональных требованиях, жанрах.Особенность учета фактора времени на радио и телевидении, сиюминутность преподнесения информации. Сочетание записи и прямого эфира. Главенство фактора изображения на телевидении, возможность воздействия на зрителя с помощью цвета, формы и звука

Практика  Беседа,  дискуссия 

Психологические тесты.

Задания. Прослушайте и просмотрите радио и телепередачи, определите их жанровую принадлежность. Методы и приемы, используемые авторами, оцените уровень их мастерства.

Поступаем на факультет журналистики

 Где можно получить профессию журналиста.

Практика  Обзор ВУЗов.(презентация)

Выпуск школьной газеты «Голос детства»

Вёрстка номера школьной газеты. Сбор информации для статьи. Печать статей, оформление газеты. Обработка статей. Подготовка черновика, редактирование и печать, выпуск газеты.

Участие в КТД

Содержание программы, обеспечивающее формирование компетенций

1. Коммуникативная компетенция:

  • создание текстов разных типов (повествование, рассуждение, описание);
  • написание заметки, корреспонденции, интервью, репортажа,  газетной статьи, очерка, эссе, фельетона на заданную тему;
  • понимание роли корреспондента и респондента, умение вести беседу в том и другом качестве;

умение выполнять верстку и дизайн школьного печатного издания с помощью компьютерных технологий.

2. Языковая и лингвистическая компетенция:

  • соблюдение основных норм русского литературного языка в устной и письменной форме;
  • обогащение словарного запаса и грамматического строя речи;
  • умение пользоваться различными видами лингвистических словарей;
  • умение редактировать текст, выполнять корректорскую правку.

3. Культуроведческая компетенция:

  • знакомство с зарождением и развитием журналистики зарубежных стран;
  • знакомство с зарождением и развитием журналистики в России;
  • понимание роли прессы в формировании общественного мнения;
  • знакомство с известными центральными молодежными изданиями, областными детскими и молодежными изданиями, с местной прессой;
  • соблюдение норм русского речевого этикета в повседневной жизни;
  • владение культурой межличностного общения.

Условия реализации программы

Наличие материально-технической базы:

  • компьютерный класс;
  • принтер;
  • сканер;
  • кодоскоп с экраном;

Также обязательно наличие консультантов:

  1. Учитель русского языка и литературы
  2. Журналист местных СМИ

Литература для учащихся

  1. Игры со словами  в школе и дома. Морозова В.И.-М, 2002.
  2. Словарь русского языка. Под.  ред. В.И. Ожегова-М, 1999 .
  3. .Словарь фразеологизмов русского языка- М, 2000
  4. Словарь антонимов русского языка -М.2001
  5. Словарь синонимов русского языка. –М,2000.
  6. «1500 основных понятий, терминов и практических советов для пользователя ПК» Шафран Ю.А. Москва,2001

Литература для преподавателя

  1. Детское объединение «Пресс-центр»\\ Классный руководитель №3, 2003;
  2. Земцова З.Г. Развитие самодеятельного творчества у детей объединения «Юный журналист»\\ Дополнительное образование, №10, 2000
  3. «Интеграция образовательных курсов «Риторика» и Юный журналист», Фоменко В.А. –Методист, №6,2005;
  4. Программы лауреатов V Всероссийского конкурса авторских программ дополнительного образования детей - Минобраз РФ, М, ГОУ ЦРСДОД, 2003;
  5. Пронина .Е. Школьная газета: пробуждение «Я»\\ Народное образование, №4,2004;
  6. Рухленко Н. С ручкой и блокнотом. Кружок юных журналистов: теория и практика \\ Учительская газета, №30, 2006;
  7. Цимбаленко С.Б. От детской газеты и видеофильма к преобразованию общества\\ Дополнительное образование и воспитание, №5, 2008;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа дополнительного образования для детей среднего школьного возраста

Авторская программа охватывает два направления: информатику ( в большей степени) и журналистику....

Организационно-методические особенности физического воспитания детей среднего и старшего школьного возраста.

1) Введение 2) Возрастные и организационно-методические основы физического воспитания детей средего школьного возраста. 3) Возрастные и организационно-методические основы физического воспитания дете...

Оказание психологической помощи детям среднего и старшего школьного возраста, участникам конкурсов различной направленности

Участие ребенка в конкурсе  - очень ответственный и волнительный момент. Волнение, переживание, эмоциональное напряжение всегда имеет определенное объяснение. В статье представлены методы и прием...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА обучения, воспитания, развития и оздоровления в процессе занятий волейболом детей среднего и старшего школьного возраста.

Рабочая программа по волейболу предназначена для спортивных секций общеобразовательных учреждений. Данная программа является программой дополнительного образования, предназначенной для внеурочной форм...

Дополнительная образовательная программа спортивной секции «Настольный теннис» для детей среднего и старшего школьного возраста.

Рабочая программа по настольному теннису предназначена для организации занятий в школьной спортивной секции. Занятия рассчитаны на четыре года обучения с последовательным углублением теоретически...

Дополнительная общеразвивающая программа по вокальному искусству для детей среднего и старшего школьного возраста « Эстрадный вокал »

Дополнительная общеразвивающая программа по  вокальному искусству для детей среднего и старшего школьного  возраста « Эстрадный вокал  »...

Программа дополнительного образования "Юный журналист" на 2018-2019 учебный год.Срок реализации: 2 года.

Программа дополнительного образования "Юный журналист"  на 2018-2019 учебный год.Срок реализации: 2 года....