Игра по химии для учащихся 9 класса
методическая разработка по химии (9 класс) по теме

Шабанова Оксана Валентиновна

Игра для учащихся, которая повторит и обобщит знания полученные за 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon himicheskaya_karusel.doc204.5 КБ

Предварительный просмотр:

Химическая карусель (9 класс)

Цель: Повторить и закрепить полученные химические знания.

Задачи:

Развивающая:

  • Развивать навыки коммуникативной и самостоятельной деятельности учащихся.

Образовательная:

  • Расширить кругозор учащихся и повысить познавательный интерес к изучению предмета химии.

Воспитывающая:

  • Воспитывать наблюдательность, аккуратность, формировать навыки самоконтроля.
  • Воспитывать умение работать в группах.

Ход игры

Задание 1. Из предложенных букв составьте название команды.

- карбонаты

- сульфаты

- нитраты

- хлориды

- фосфаты

Задание 2. Найдите формулы

 Перед вами буквенный текст, в котором «спрятаны» формулы оксидов металлов и неметаллов. Выпишите эти формулы отдельно и назовите оксиды.

K2 O S N3 H P2 O5 CI2 Mg Si2 O В F2 Si H4 N O AI2 O3 Na2 O C O2 CI Cu O

K2 O-оксид калия                               Na2 O – оксид натрия                             

P2 O5- оксид фосфора                         C O2 – оксид углерода

СuO- оксид меди

  N O – оксид азота                             AI2 O3- оксид алюминия

Задание 3.  Практическая работа

Прочитайте описание действия ученика и представьте эту информацию в виде молекулярных и ионных уравнений реакций:

“Выполняя практическую работу, ученик прилил к раствору карбоната калия раствор хлорида кальция, затем последовательно в ту же пробирку добавлял растворы соляной кислоты, нитрата серебра. После этого он попытался понять, что же у него в пробирке. Какие вещества в конечном итоге оказались в пробирке?”

1.

2.

3.

Задание 4. Отвечайка

Надо в течение 1 минуты ответить на 19 вопросов.

1 команда

  1. Каково агрегатное состояние водорода при н.у.? (газ)
  2. Кислый вкус кислот обусловливают катионы чего? (водорода)
  3. Можно ли сказать, что фтор самый электроотрицательный? (да)
  4. Какой цвет имеет газ хлор? (желтовато – зеленый)
  5. Что лучше использовать для обеззараживания сточных вод О3 или Cl2?  (озон)
  6. Что общего между мелом, мрамором, и яичной скорлупой? (карбонат кальция)
  7. Окислительно-восстановительный процесс, проходящий в растворах и расплавах электролитов во время прохождения электрического тока, называется ... . (электролиз)
  8. Как называется явление существования серы пластической и кристаллической? (аллотропия)
  9. Как нужно действовать: лить воду в концентрированную серную кислоту или концентрированную серную кислоту в воду? (кислоту в воду)
  10. Как называются соли НNО3? (нитраты)
  11. Растворяется ли аммиак в воде? (да)
  12. Какую соду нельзя употреблять в пищу NаНСО3 или Nа 2С О3? (Na2 CО3 )
  13. Самым тугоплавким металлом является? (вольфрам)
  14. Каков цвет раствора СuCl2? (голубой)
  15. Растворяется ли в воде кислотный оксид SiO2? (нет)
  16. Химическая связь между ионами. (ионная).
  17.  Цвет метилового оранжевого в щелочной среде? (желтый)
  18. Аммиак легче или тяжелее воздуха? (легче)

2 команда

  1. Какое агрегатное состояние серы при н.у.? (твердое)
  2. Вещества, которые в растворе полностью диссоциируют на ионы, называют электролитами сильными или слабыми? (сильные)
  3. В каких случаях реакции ионного обмена идут до конца? (образуется: газ, слабого злектролита или осадок)
  4. Реакции, при которой атомы простого в-ва замещают атомы одного из элементов сложного в-ва, называются? (замещения)
  5.  В реакции с кислородом окислителям или восстановителям является водород? (восстановитель)
  6. Что в природе является источником кислорода? (растения)
  7. На катоде обычно протекают процессы окисления или восстановления? (восстановления)
  8. Кремниевая кислота в воде растворяется? (нет)
  9. Какой запах имеет кислород? (нет)
  10. Жидкий металл при н.у.? (ртуть)
  11. Какой газ опасен для дыхания СО или С О2? (СО)
  12. Какая связь в металлах? (металлическая)
  13. Для чего некоторые радиодетали покрывают слоем золота? (защита от окисления)
  14. Что образуется при взаимодействии меди с водой? (реакция не идет)
  15. К какому семейству элементов относится литий? (щелочным)
  16. Щелочные металлы являются окислителями или восстановителями? (восстановители)
  17. Какой металл более сильный восстановитель литий или К ? (калий)
  18. Можно ли устранить постоянную жесткость добавлением соды? (Да)
  19. Элемент, укрепляющий зубную эмаль (фтор)

3 команда

  1. Агрегатное состояние ртути при н.у.? (жидкость)
  2. Нитриты – это соли какой кислоты? (азотной)
  3. Каков заряд электрона? (-)
  4. Способность атомов данного элемента притягивать к себе электроны называется ... .(электроотрицательность)
  5. В каком веке жил М.В. Ломоносов в XVII или XVIII? (17 век)
  6. Взаимодействует алюминий с соляной кислотой? (да)
  7. Хлор легче или тяжелее воздуха? (тяжелее)
  8. Как называются  нормальные соли серной кислоты? (сульфаты)
  9. Отрицательный ион? (анион)
  10. Жидкий галоген? (бром)
  11. Газ, применяемый для наполнения дирижаблей и воздушных шаров (гелий, водородом)
  12. Вещества, ускоряющие скорость реакции, но сами не участвующие в реакции? (катализатор)
  13. Растворимые в воде основания. (щелочи).
  14. Назовите аллотропные модификации углерода? (алмаз, графит)
  15. Численное значение числа  Авогадро. (6 * 1023 частиц/моль).
  16. Процесс с участием кислорода, сопровождающийся выделением тепла и света. (Горение).
  17. Наиболее активный неметалл. (Фтор).
  18. Что такое «царская водка»? (Смесь соляной и азотной кислот 1:4).
  19. Металл, соединения которого входят в состав костей. (Кальций).

4 команда

  1. Твердый галоген. (йод)
  2. Элемент 5 группы, в переводе означающий безжизненный. (азот)
  3. Соединение какого металла придает красную окраску крови млекопитающих? (железо)
  4. Почему золото, серебро, платина и инертные газы еще называют благородными металлами и благородными газами? (не реагируют)
  5. Бытовое название соли KMnO4? (марганцовка)
  6. Мельчайшая химически неделимая частица вещества? (атом)
  7. При аварии с выбросом хлора в атмосферу, где следует спасаться на чердаке или в подвале? (на чердаке)
  8. Кислота, которая легко разлагается на углекислый газ и воду? (угольная)
  9. Самый легкий газ? (водород)
  10. Сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород со степенью окисления –2 (оксиды)
  11. Заряженные частицы? (ионы).
  12. Вещество, дезинфицирующее воду, но не оставляющее запаха и привкуса. (озон).
  13. Процесс, сопровождающийся отдачей электронов. (окисление).
  14. Нормальные соли сернистой кислоты (сульфиты)
  15. Газ, создающий парниковый эффект (углекислый)
  16. Процесс разрушения металлов под действием окружающей среды (коррозия)
  17. Какой индикатор  в щелочах малиновый? (фенолфталеин)
  18. Топливо для самолетов (керосин)
  19. «Зеркальный» металл (серебро, медь)

5 команда

  1. Агрегатное состояние азота при н.у.? (газ)
  2. Свойство атомов одного и того же химического элемента образовывать несколько простых веществ. (аллотропия).
  3. Металл желтого цвета, который используют для изготовления ювелирных изделий. (золото).
  4. Частица, которая отдает свои электроны? (восстановитель)
  5. Соли соляной кислоты? (хлориды)
  6. Реакция, при которой сложное вещество разлагается на несколько простых веществ? (разложение)
  7. Из какого металла изготовлена нить накаливания в электрической лампочке? (вольфрам)
  8.  Газы, составляющие большую часть воздуха (азот, кислород)
  9. Из чего делают искусственные алмазы (из графита)
  10. Способность вещества реагировать и с кислотой и с основанием (амфотерность)
  11. Цвет лакмуса в щелочной среде? (красный)
  12. Сплав железа и углерода (сталь, чугун)
  13. То из чего состоят тела? (вещество)
  14. Что такое олеум? (смесь серной кислоты и оксида серы 6)
  15. Самое распространенное вещество на планете (вода)
  16. Самый легкий газ? (водород)
  17. Явления, при которых одни вещества превращаются в другие (химические)
  18.  Из каких частиц состоит ядро атома? (протонов и нейтронов)
  19. Реакции, протекающие с выделением теплоты? (экзотермические)

Задание 5. Экспериментальная

Даны реактивы: растворы CuSO4, NaOH, BaCl2, H2SO4, FeCl3, Na2CO3.

Получите, используя выданные вам вещества:

1. Три осадка – голубой, белый и бурый (коричневый).

2. Газ без запаха.

Запишите уравнения реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.

Задание 6. «Техника безопасности»

Найдите ошибки в правилах поведения при выполнение лабораторных опытов.

1.Проводите опыты лишь с теми веществами, которые указывает сосед по парте? (указаны учителем)

2.Некоторые вещества можно пробовать на вкус (никакие вещества нельзя пробовать на вкус)

3. Твердые вещества можно насыпать из баночке прямо в пробирку (насыпать можно сухой ложечкой или сухой пробиркой)

4. При выяснении запаха веществ нужно подносит очень близко к носу (для ознакомления с запахом нужно ладонью руки сделать движение от отверстия сосуда к носу)

5. Нагревая пробирку с жидкостью, держите её так, чтобы открытый конец её был направлен в сторону от соседа. (и от себя)

6. Если не знаете, что и как нужно делать, все равно попробуйте. ( не приступайте к выполнению опыта, не зная, что и как нужно делать.)

7. Производить опыты можно в любой посуде (в чистой посуде)

8.  Закончив работу,  вымойте посуду. (все верно)

9. Закончив работу,  допиши вывод в тетрадь и можешь уйти. (приведите рабочее место в порядок)

10. Зажигать спиртовку можно от другой спиртовки. (зажигать спиртовку можно горящей спичкой)

11. Если вам надо перемешать в пробирке вещества, можете её встряхнуть, закрывая отверстие пальцем. (нельзя закрывать отверстие пальцем)

12. При выпаривание можно использовать химический стакан (фарфоровую чашку)

13.  Если вы хотите погасить спиртовку подуйте на неё. (накрыть пламя колпачком)

14. Для переливания жидкостей из широкой посуды в сосуд с узким горлом применяют воронки. ( все верно)

15. Производить опыты можно стоя над полом. (только над столом)

Задание 7  «Узнай ученого»

Учащимся предлагается собрать портрет ученого из кусочков пазла

Собери портрет ученого и напишите его Фамилию, Имя, Отчество.

        Задание 8.  Решите химический  кроссворд

Cu СI2

+

=

+

2 Na СI

+

H2SO4

=

+

H2O

+

H2O

2Na

+

=

+

H2

+

=

H2O

+

+

2NaCI

=

+

Na2CO3

+

+

CaO

=

Итоги побеждает команда, которая набрала больше всего баллов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра по химии в 9 классе

 Данный урок был разработан с целью обобщения и систематизации знаний учащихся о составных частях воздуха, истории открытия, основных загрязнителях атмосферы и способах их устранения....

презентация к уроку-игре по химии в 9 классе по теме "Металлы"

Урок-игра был проведён в 9 классе в рамках предметной недали...

Дидактическая игра по химии для 8 класса по теме «Химическая связь» в виде домино

С помощью  игры "Домино" можно проверить теоретический материал по теме "Химическая связь"...

Познавательная игра по химии в 8 классе «Путешествие в мир химии»

Познавательная игра под таким названием проводится для учащихся 8 класса.Цель мероприятия: Развитие познавательного интереса учащихся к предмету химия....

Интеллектуальная игра по химии для 8 классов

Интеллектуальная игра по химии для 8 классов...

Итоговый урок-игра по химии в 8 классе «Строение атома. Периодическая система химических элементов»

Итоговый  урок-игра по химии в 8 классе  «Строение атома. Периодическая система химических элементов»Цели урока:- образовательная -  повторить, обобщить, систематизиров...

"Познавательная игра по химии для учащихся 11 класса"

quot;Познавательная игра по химии для учащихся 11 класса"...