Урок – практикум «Решение экспериментальных задач по органической и неорганической химии» 11 класс ,профильный уровень, УМК "Химия" О.С.Габриелян
план-конспект урока по химии (11 класс) на тему

Макурина Нина Викторовна

В результате изучения химии на профильном уровне ученик должен выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ; получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений. При наполнении раздела химического практикума рабочей программы по химии мы учитывали ,что  подготовка к ЕГЭ по химии  предусматривает повторение качественных  реакций  на  неорганические вещества и ионы, идентификацию органических соединений. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №103

 Советского района  г. Волгограда

                                                                                                                               

                                                                                                                                   Всероссийский педагогический конкурс

                                                                                                                     «Сценарий проблемно-эвристического урока»

 

Урок – практикум «Решение экспериментальных задач по органической и неорганической химии»

11 класс ,профильный уровень, УМК "Химия" О.С.Габриелян

                      Выполнила:

                                                                              Макурина Нина Викторовна

                                                          учитель химии

                                                               МОУ СОШ №103

                                                         г. Волгограда

                                                                             

г. Волгоград 2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Изучение химии в 11 классе ( профильный уровень) представляет собой заключительную часть авторского курса О.С.Габриеляна. Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся специальные предметные умения работать с химическими веществами, выполнять простые химические опыты, учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве.

        В результате изучения химии на профильном уровне ученик должен выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ; получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений. При наполнении раздела химического практикума рабочей программы по химии мы учитывали ,что  подготовка к ЕГЭ по химии  предусматривает повторение качественных  реакций  на  неорганические вещества и ионы, идентификацию органических соединений.

        На урок-практикум отводится 1 час ( при 3ч.в неделю).

Урок, построенный на основе самостоятельной исследовательской деятельности, стимулирует стремление учащихся самостоятельно мыслить, развивает их умения ориентироваться в новой ситуации, находить свои пути решения задач, осваивать различные способы добывания знаний, поощряет независимость суждений, обеспечивает высокое качество знаний на профильном уровне обучения химии.

Реализация индивидуального подхода в процессе изучения модуля осуществляется в нескольких направлениях:

  • дифференциация содержания по уровню сложности в  качественных задачах;
  • индивидуальный         темп работы над содержанием задач;
  • индивидуализация помощи и взаимопомощи;

Основными средствами для реализации  данного урока являются:  учебник Химия.11 класс. Профильный уровень под редакцией О.С.Габриеляна, Ф.М.Маскаева, С.Ю.Пономарева, В.И. Теренина – М.:Дрофа,2013;  рабочая тетрадь Химия 11 класс В 2 ч. – Саратов: Лицей,2007;мультимедийная презентация к уроку, учебное электронное издание Химия (8-11класс) Виртуальная лаборатория 2004. Органическая химия. 10 кл. Автор-составитель В.Г.Денисова Интерактивные дидактические материалы. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением. – М.: Планета,2012. -256с.

Тип урока: урок обобщающего повторения .

Вид урока: семинар – практикум.

Методы обучения: проблемно-поисковый и исследовательский .

Вид деятельности учащихся: исследовательская работа.

Цели урок:

Обучающая: обобщить знания обучающихся о качественных реакциях  на органические и неорганические вещества,  через организацию исследовательской деятельности на уроке,  выработать умения записывать  химические реакции, подтверждающие индивидуальные свойства веществ.         

Развивающая: развивать у школьников умение выделять главное, сравнивать, обобщать изученные факты, логически излагать свои мысли при выполнении заданий различного уровня сложности; развивать у школьников самостоятельность, умение преодолевать трудности в учении;  развивать положительное отношение к предмету, создавая условия для успешности в обучении.

Воспитывающая: создание педагогических ситуаций успешности для повышения собственной самооценки и статуса учащихся в глазах сверстников, педагогов и родителей; формирование познавательных способностей в соответствии с логикой химической науки.

Формы и приемы работы:

Индивидуальная работа со справочными материалами, выполнение тестовых заданий  различного уровня, парная и групповая работа исследовательского характера

Основные средства: Учебник Химия. 11класс.Профильный уровень, автор Габриелян О.С., Маскаев Ф.Н., Пономарев С.Ю., Теренин В.И., презентация, электронные образовательные ресурсы, представленные на СD – диске.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, спиртовка, пробирки, пипетки, спички,  химические реактивы: хлорид железа(II), хлорид железа(III), сульфат меди, иодид калия, фосфат калия, нитрат серебра,  карбонат калия, хлорид алюминия,глицерин, крахмал, формальдегид, фенол.

Формируемые результаты обучения:

Предметные умения:

Учащиеся должны знать: качественные  реакции  органических   соединений;  качественные реакции на катионы и анионы неорганических соединений.

Учащиеся должны уметь:  обращаться с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами техники безопасности; распознавать некоторые катионы и анионы; наблюдать свойства неорганических и органических веществ и происходящие с ними явления;  описывать химический эксперимент  с помощью естественного  (русского или родного) языка и языка химии; формулировать выводы по результатам проведенного эксперимента. 

Метапредметные  универсальные учебные действия:

познавательные: общеучебные – организовать свою учебную деятельность ; формулировать ответы на вопросы учителя; участвовать в групповой работе (работав паре); использовать приемы работы с информацией; осваивать приемы исследовательской деятельности; соблюдать правила поведения  и работы  с лабораторным оборудованием в кабинете химии; осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; создавать алгоритм деятельности при  решении проблемы творческого и поискового характера; логические  -   самостоятельно создавать способы решения  проблем   творческого и поискового  характера; строить логическую цепочку рассуждений.

коммуникативные:  планировать  учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; владеть монологической  и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка; выражать   свои мысли с достаточной полнотой и точностью; участвовать в дискуссии; взаимодействие – строить сообщения в соответствии с учебной задачей ; адекватно использовать речевые средства  для дискуссии и аргументации своей позиции;

регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование – составлять план работы, выполнять задания  в соответствии с поставленной целью; планировать свою деятельность под руководством учителя;   целеполагание – осуществлять постановку учебной задачи; осуществление учебных действий – выполнять практическую работу.

Личностные умения: самоопределение – проявляют интеллектуальные и творческие способности, демонстрируют познавательный интерес и мотивы, направленные  на изучение программы

Формируемые результаты обучения

Действия учителя

Действия учащегося

Используемый ресурс

Объем  времени

Целеполагание   урока (Этап I)

Метапредметные:

-умение определять цели обучения;

-выбор наиболее оптимального способа достижения поставленной цели;

-умение самостоятельно планировать пути достижения целей.

Подводит учащихся

к самостоятельной

формулировке целей урока через показ слайдов презентации

(звучи музыка и на её фоне идут яркие фрагменты)

Самостоятельно формулируют цель урока и определяют оптимальный способ изучения качественных реакций  – это  практическая работа.

Знать: качественные  реакции  органических   соединений;  качественные реакции на катионы и анионы неорганических соединений.

Уметь: распознавать некоторые катионы и анионы; наблюдать свойства неорганических и органических веществ и происходящие с ними явления; формулировать выводы по результатам проведенного эксперимента. 

Учитель: Было бы замечательно, если бы к концу урока каждому удалось переместить галочку хотя бы на одну клетку влево. Для этого нужно задуматься над вопросом: может ли человека заинтересовать трудный и не очень понятный для него учебный материал? Что для этого нужно сделать?

Слайд 1-7

Слайд 9

3мин

 Операционно – исполнительский этап (II)

Метапредметные:

-умение определять цели обучения;

-умение самостоятельно планировать пути достижения целей

Организует работу обучающихся

Учитель: используя , имеющие на столах реактивы и оборудование придумайте качественную задачу и проведите её экспериментально с использованием минисправочника школьника Дерябиной Н.Е.

Парная работа

Обучающиеся  выполняют эксперимент и оформляют свои результаты  в тетрадь.

Вариант №1 (ответы обучающихся)

На столе: глюкоза, Cu(OH)2, NaOH

Цель : проверить химические свойства глюкозы.

Гипотеза исследования: зная строение глюкозы, она  имеет альдегидную и карбоксильную группы,  можно предположить, что она проявляет  свойства, как альдегида так и многоатомного спирта.

Вывод : глюкоза – является альдегидоспиртом

 Вариант №2 (ответы обучающихся)

На столе:   осадок синий , осадок зеленый , осадок бурый.

Cu SO4;  FeCl2;  FeCl3; NaOH

Цель: определить при  взаимодействии,  каких  катионов  получаются   цветные осадки?

Гипотеза : Мы предполагаем , что синий осадок от солей меди,

зеленый от солей железа (2),бурый  от солей железа (3)

Вывод:  катионы Cu2+  ,  Fe2+  , Fe3+   образуют при взаимодействии с гидроксид ионом ОН-  цветные осадки.

1)Cu SO4 + 2NaOH = Cu(OH) 2 + Na2SO4

                                      Синий

2.) FeCl2 + 2NaOH = Fe (OH)2 +2NaCl

                                 Св. зеленый

3.) FeCl3 + 3NaOH = Fe (OH)3 +3NaCl

                                  Бурый

Вариант №3. (ответы обучающихся)

На столе : KCl ,    KBr,   К3РО4  , AgNO3

 Цель : Распознать выданные вещества.

Гипотеза исследования: возможно, их можно распознать одним реактивом

ДАНО:

AgNO3

KCl

          Ag+ + Сl-  = AgCl ( белый осадок)

KBr

          Ag+ + Br-  = AgBr ( светло-желтый)

К3РО4

         3Ag+ +   РО4 3- = Ag3 РО4 (желтый)

Вывод: Доказали, что нитратом серебра можно доказать хлорид- ион, иодид -ион, фосфат- ион.

Вариант №4. (ответы обучающихся)

На столе : фенол, глицерин , крахмал

 Цель : Распознать выданные вещества.

Иод

FeCl3

Сu (OH)2

фенол

-----------------

 фиолетовый

глицерин

--------------------

-------------------------

Синий раствор

крахмал

синий

-----------------------------

Вывод: используя качественные реакции на органические вещества ,  определили  под какими номерами находятся  неизвестные вещества.

Вариант №5. (ответы обучающихся)

На столе: К2СО3; КСl; NaCl;

Цель: различить при помощи качественной реакции  выданные вещества

Гипотеза исследования: возможно, приметить качественную реакцию на СО3 2-

Дано:

НСl

К2СО3

Газ  СО2

КСl

--------------------------

NaCl

-------------------------

Вариант № 6. (ответы обучающихся)

На столе: глицерин, белок, формальдегид, фенол

Задание  ЕГЭ

При помощи гидроксида меди можно распознать:

  • Глицерин;
  • Фенол;
  • Метан;
  • Белок;
  • Формальдегид

Гипотеза исследования: возможно, распознать  глицерин, белок, формальдегид

Вывод: гидроксид меди(II)  является качественным реактивом на  глицерин, белок, формальдегид.

Вариант № 7. (ответы обучающихся)

На столе : глицерин ,уксусная кислота , глюкоза; ( Сu (OH)2 ,)

Цель: определите реактив, при помощи которого можно отличить выданные вам вещества

Гипотеза: используя химические свойства данных веществ  и происходящие с ними явления,  возможно  отличить вещества.

Вывод : используя хим.  свойства  веществ получаем, что реактивом различающим эти вещества может быть Сu (OH)2

Вариант № 8. (ответы обучающихся)

На столе : фенолфталеин, лакмус, метиловый оранжевый, хлорид алюминия, карбонат натрия ;

Цель: при помощи индикаторов распознать выданные вещества.

Гипотеза: соли могут вступать   в реакцию гидролиза.

Вывод :

Распознать эти вещества возможно при помощи гидролиза солей. Карбонат натрия  имеет щелочную среду ( ф-ф стал малиновый), хлорид алюминия имеет кислую среду ( лакмус фиолетовый  покраснел)

Рефлексивно-оценочный этап III

Метапредметные:

- умение работать по заданному плану;

-формирование ИКТ компетентности;

- владение основами самоконтроля, самооценки и осуществления осознанного выбора в познавательной деятельности;

- умение работать в режиме ограниченного времени;

- умение выявить пробелы собственной деятельности, найти их причины и устранить

Метапредметные:

- умение адекватно участвовать в коллективной деятельности;

- умение оценивания своей деятельности;

-умение соотнести приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности;

-умение выявлять пробелы собственной деятельности, найти их причины и устранить проблемы.

Личностные:

- проявлять целеустремленность и настойчивость в достижении целей;

- умение вести корригирующую самооценку.

Организует   работу обучающихся по проверке результатов исследований.

Подведение итога урока, объяснение домашнего задания.

Домашнее задание:

1.  Выполнить

Тест №1-2- группа1.

Тест №3-4 - группа2.

Тест №5-6- группа 3.

по материалам

ЕГЭ -2014г

вопрос 22

2.Составить электронный  банк заданий по вопросу№22ЕГЭ

( для одаренных одучающихся)

1.Проверка выполненных заданий по слайдам презентации

Вариант №1

Вариант№2

Вариант №3

Вариант №4

       Вариант №5

Вариант №6

Вариант №7

Вариант №8

2.Тест  в формате  ЕГЭ  

Уровень А

В4. Установите соответствие между формулой соли и средой её водного раствора.

ФОРМУЛА СОЛИ

СРЕДА РАСТВОРА

А)  LiCl

1) кислая

Б)  СаCl2

2) щелочная

В)  KNO3

3) нейтральная

Г)  Na2SO4

В-6. Установите соответствие  между двумя веществами и реактивом, с помощью которого можно различить эти вещества

               Вещества                                                           Реактив

А) К2СО3 и  КJ                                                                1) ВаСО3

Б) NaCl и   NaNO3                                                           2) ВаСl2

В) К3РО4 и КСl                                                                3) AgNO3

Г) КВr и КNO3                                                                 4) Ag2O (NH3 р-р)

                                                                                          5) К

А

Б

В

Г

3

3

3

3

Уровень В

В4 Установите соответствие между названием соли и средой её водного раствора.

 НАЗВАНИЕ СОЛИ

СРЕДА РАСТВОРА

А) карбонат  калия

1) нейтральная

Б)  сульфид  кальция

2) кислая

В) нитрид  лития

3) щелочная

Г) ацетат натрия

А

Б

В

Г

3

3

3

3

В-6. Установите соответствие  между двумя веществами и реактивом, с помощью которого можно различить эти вещества

               Вещества                                                           Реактив

А) метан и  этилен                                                          1) ВаСО3

Б) пентин-2 и  глицерин                                                 2) НСl

В) гексен-2 и бензол                                                       3) Br2 (водный0

Г) этиловый спирт и фенол                                           4) Ag2O (NH3 р-р)

                                                                                           5) К

А

Б

В

Г

3

3

3

3

Учитель: Возвращаемся к вопросу

«Может ли человека заинтересовать трудный и не очень понятный для него учебный материал? Что для этого нужно сделать?»

Учитель: Очень рада, что ваше настроение в течение урока изменилось в позитивную    строну.

Всем спасибо за урок.

Обучающиеся получают тесты с заданиями.

Слайд 10.

с гиперссылками

на последующие.

Слайд 19

Слайд 20

10 мин

5 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа « Решение геометрических задач» элективный курс для 10-11 классов базовый уровень, Петрашова Валентина Николаевна - учитель математики высшей категории

Рабочая программа   « Решение геометрических задач»  элективный курс для 10-11 классов базовый уровень, Петрашова Валентина Николаевна - учитель математики высшей категории...

урок экономики "Расчет издержек и эффективности деятельности фирмы" в 11 классе (профильный уровень)

Интегрированный урок экономики и информатики "Расчет издержек и эффективности деятельности фирмы" в 11 классе (профильный уровень) направлен изучение способов расчета издержек и анализа эффективн...

Открытый урок-практикум Решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие классы неорганических соединений»

Открытый урок-практикумРешение экспериментальных задач по теме «Важнейшие классы неорганических соединений»...