Главные вкладки

    Урок по теме Электроотрицательность
    план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

    Георгиева Татьяна Григорьевна

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока химии 8 класс по теме «Электроотрицательность химических элементов».

    Тип урока: урок формирования умений и навыков.

    Цели урока:

    Предметная  - формирование понятия об электроотрицательности, как качественном свойстве атома на основе активной познавательной  деятельности учащихся.

    Воспитательная  – воспитание у учащихся организованности, умения вести познавательную деятельность в группе, умение сотрудничать в решении учебных задач.

    Развивающая – развитие учебно-познавательных, учебно-интелектуальных, метапредметных умений, формирование коммуникативной  компетенции.

    Задачи:

    • Повторить и закрепить знания о строении атома;
    • Совершенствовать знания и умения характеризовать химические элементы;
    • Сформировать умения анализировать изменение электроотрицательности (ЭО) химических элементов внутри периода, группы, сравнивать ЭО атомов различных химических элементов.
    • Развивать умение делать выводы на основе самостоятельного решения учебных задач.
    • Формировать навык коммуникативного общения, навыков научной организации труда.

    Формируемые УУД:

    Предметные – должны знать определение понятия «Электроотрицательность», уметь определять смещение электронов в соединениях используя периодическую систему химических элементов.

    Метапредметные:

    1. Познавательные – организовывать свою учебную деятельность; отвечать на вопросы учителя; участвовать в групповой работе; применять приемы работы с информацией; осуществлять поиск информации (из материалов учебника, по воспроизведению в памяти); систематизировать информацию; синтезировать информацию – составлять целое из частей; осуществлять выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.
    2. Коммуникативные – планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; владеть монологической и диалогической формами речи; выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; овладевать опытом межличностной коммуникации; уметь корректно вести диалог; строить сообщения в соответствии с учебной задачей; использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
    3. Регулятивные – принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; составлять план ответа; работать с текстами.
    4. Информационные – владение навыком аналитической деятельности, составления плана решения учебной задачи и его осуществление.
    5. Личностные – демонстрация интеллектуальных и творческих способностей; проявление ответственного отношения к обучению.

    Технологии обучения, используемые на уроке:

    ситуационного анализа, ИКТ, проблемного обучения, группового обучения.

    Методы обучения :

    Объяснительно-иллюстративные, фронтальная беседа, частично-поисковая деятельность в группах, методы первичного контроля.

    Оборудование и материалы: учебник химии 8  класса, рабочая тетрадь, тематическая наглядность (Периодическая система химических элементов), магнитная доска, компьютер, проектор, раздаточный материал, тексты к уроку. Презентация.

    Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

    Структура урока:

    1. Организационно-мотивационный этап.
    2. Проверка изученного материала.
    3. Актуализация опорных знаний.
    4. Изучение нового материала (ознакомление с новыми умениями и навыками).
    5. Закрепление и обобщение новых знаний, умений и навыков.
    6. Домашнее задание.
    7. Подведение итога урока.

    УРОК.

    Учитель – ДД, ребята! Меня зовут Татьяна Григорьевна! Кто из вас любит путешествовать?  Я тоже. А давайте сегодня тоже отправимся в путешествие – по океану знаний. Согласны?

    Сл.1.  Учитель – ребята, как вы понимаете высказывание Нильса Бора? (выдвигают свои варианты).

    Вы - мое дополнение, ведь без вас, учеников я не учитель. Кто согласен стать сегодня моим дополнением?

    Тогда помогите мне – вы изучили большую главу посвященную….(атому, его стоению, периодической системе).

    У вас была проверочная работа? (да).

    Вот и я у своих ребят провела проверочную работу, только не успела проверить. Давайте сейчас вы мне поможете – проверьте работы моих учеников, найдите ошибки. Мы их с вами обсудим, исправим и поставим оценки, согласны? (да)

    Но одно условие – время проверки не больше 3 минут. Если вы в чем-то сомневаетесь, можете проконсультироваться с соседями. Начнем!

    Работа учащихся – анализ ошибок.

    Учитель – теперь оценим – у кого есть работы с 3 ошибками – ставим 3, у кого 2 – 4, и 1 ошибка 5-. Если ошибок нет – ставим 5+.

    Спасибо, друзья, вы только мне очень помогли, но и продемонстрировали прекрасные знания. А роль экспертов вы еще примерите на уроке не раз.

    Сл.2.(анимация).

    Учитель – что вы видите на слайде? (атом)

    Что такое атом( химически неделимая мельчайшая частица вещества)

    А она действительно мельчайшая? (нет, она состоит из более мелких – нейтронов, протонов, электронов)

    Где расположены эти частицы в атоме? (протоны и нейтроны в ядре, электроны вращаются вокруг). А как вы думаете, высказывание Нильса Бора здесь уместно – противоположности дополняют друг друга? (да – электроны дополняют протоны, поэтому атом нейтральный).

    Покажите на слайде их расположение? (выходит 1 ученик и демонстрирует).

    Значит, у электронов есть определенное место в атоме? (да).

    А можно ли как-то изобразить строение атомов? (да, есть запись строения атома).

    Хорошо, тогда займемся творчеством – я вас попрошу создать плоскостную модель атомов следующих элементов – сл. 3. Чтобы создать модель , что вам необходимо сделать прежде всего? (записать строение атома на бумаге.)

    Для успешной работы вам предлагается шаблоны атомов, пластилин, маркеры для записи химических знаков. Давайте условимся, что ядро у всех одного цвета – какого? (выбирают цвет). Время для работы 5 минут. Распределите в группе функции – кто, что будет выполнять. Начали. (консультирую группы по ходу работы).

    Учитель –   Время закончилось, Попрошу представителей каждой группы представить свои модели и пояснить расположение электронов в атоме.

    Учитель –Вы отлично справились, спасибо. Ваши модели еще понадобятся нам в работе.

    А у меня еще вот какой вопрос возник – а эти элементы могут связаться друг с другом в единое целое? (да) Тогда составьте мне формулы этих веществ. Формулы прошу записать на доске. (составляют, записывают)

    Учитель –  и вновь вы эксперты – проверьте правильность записи формул по принципу синие-зеленые, желтые-красные. (анализируют правильность выполнения задания, исправляют ошибки, обосновывают свою точку зрения).

    Почему же они объединились? За счет чего существуют вместе? (осознание проблемы)

    Целеполагание- и что же теперь нам делать? Выяснить, почему элементы соединяются друг с другом.

    Откройте свои тетради, запишите сегодняшнее число, а ВТО тема урока пока будет для нас загадкой. Вместе мы её постараемся разгадать.(оставляют место для записи темы).

    Учитель –  проверяя работы сегодня, вы исправили одну ошибку – про атомный радиус. Напомните еще раз, что это такое? (расстояние от ядра атома до внешнего энергет.уровня).

    Атомный радиус у всех элементов одинаков? (нет) А от чего он зависит (от числа электронов на внешнем уровне и числа уровней)

    У вас на столах находятся зеленые конверты – откройте. Что там? (знаки хим.элементов).

    Вот ваше задание – обсудите в группе и расположите на доске эти знаки в порядке увеличения атомного радиуса. (Время 2 минуты)

    Экспертная оценка!    

    Учитель –  посмотрите внимательно на выстроенную вами последовательность, что общего вы видите? (все начинаются неме и заканчиваются ме).

    Какую закономерность мы может выявить в этом случае – чем меньше атомный радиус, тем ярче неметаллические свойства, и наоборот. (записывают в тетрадь). (сл.4)

    Учитель –  Любой химический элемент стремится достигнуть состояния идеального газа (сл.5), когда энергетический уровень полностью закрыт. Посмотрите свои модели атомов – у вас элементы с закрытым слоем? (нет) как в таком случае атомы химических элементов могут решить эту проблему? (отдать или принять электроны)

    Учитель –  вернемся к вашим моделям. Сравните свои элементы и определите, какой элемент притянет, а какой отдаст электроны. В моделях произведите соответствующие изменения. Новые электроны покажите другим цветом. (Время 3 минуты)

    Представьте свои варианты решения проблемы (показывают новые модели, объясняя ход решения проблемы, крепят на доске.)  

    Какую закономерность мы наблюдаем здесь (у кого меньше электронов, отдают и наоборот( связать с радиусом атома)).

    Записываем 2 закономерность (сл.6.)

    Учитель –  какже будет называться эта новая качественная характеристика атома? Обратимся к источниками информации. У вас на столах есть тексты. Прочитайте их, проанализируйте содержание и дайте название этой характеристике. (работа с текстом).

    (находят определение и озвучивают) – электроотрицательность.(сл.7)

    Вот мы и подошли к разгадке нашей темы – о чем же мы сегодня говорили и будем горить? (об ЭО) (записывают тему урока).

    Учитель –   Впервые понятие ЭО ввел американский ученый химик Лайнус Полинг (сл 8). Он изучил ЭО химических элементов и перевел их в численные значения. На основании этих данных была создана таблица ОЭО, Почему относительной – так как значения истинной не совсем удобные числа. Откройте учебник, стр122,  талб.19. Как вы видите, значения ОЭО элеметов колеблятся в диапазоне от 0,7 до ____?    Как вы думаете, есть ли элементы с ОЭО =0? ( рассказ о ЭО благородных газов).

    Учитель –   А теперь поиграем. Игра называется «Собери команду». У вас на столах розовые конверты, откройте их и распределите карточки между собой. По сигналу вы должны собраться в команду в соответствии с условием. Начали.

    (распределяются по группам)

    А теперь посмотрите на соперников, сравните их друг с другом и сделайте вывод о составе команды (делают вывод).

    Какую закономерность вы наблюдаете здесь? ( уМе ОЭО меньше 2, а у НЕМЕ больше. Садатся на места, записывают в тетрадь) (сл.9).

    Учитель –    И опять обратимся к нашим моделям и формулам – почему же эти элементы связываются друг с другом? (один отдает, другой притягивает электроны). Т.е. между ними возникает…….(связь).  Более подробно с химической связью и её типами вы познакомитесь на следующих уроках.

    Давайте вернемся к началу урока – что же мы хотели узнать сегодня?( почему элементы соединяются друг с другом) Мы узнали ответ на этот вопрос? (да). Как же он звучит? ( элементы соединяются друг с другом, так как один элемент с большей ЭО оттягивает на себя электроны другого элемента с меньшей ЭО и они связываются).

    Учитель –    А как узнать ОЭО элемента? ( из таблицы ЭО). Но ведь не всегда эта таблица будет у вас перед глазами. Какая еще таблица служит источником информации об атоме? (ПСХЭ).

    Посмотрите на те закономерности, которые мы с вами вывели в ходе совместной работы, проанализируйте их, и примените к ПСХЭ. Какую закономерность на основании ПСХЭ мы можем вывести? (сл.10)   Теперь, пользуясь только таблицей Менделеева определите при помощи стрелок, к какому элементу в вами составленных в начале урока формулах будут смещаться электроны. (выполняют задание, записывают результат на доске)

    Учитель –    Оцените правильность выполнения задания вашими опонетами с-з, к-ж.

    Еще раз вернемся к словам Нильса Бора – наши исследования на уроке опровергают или подтверждают это утверждение? ( да, подтверждают).

    Расставим все точки над И. (сл. 11)

    Запишите домашнее задание (сл.12).

    Отлично. Вы просто молодцы! Вы действительно сегодня стали моим дополнением!

    А какое впечатление у вас сложилось от нашей совместной работы – резюме 1 словом!

    Спасибо за внимание!!!! Все вам доброго!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок соревнование по английскому языку по теме "Музыка", урок -праздник на тему "Halloween", открытый урок по теме "Экология"

    Урок-соревнование по английскому яыку по теме "Музыка" расчитан на учеников 8-9 классов.Открытый урок английского языка по теме "Экология". "Are you a friend of planet?"Урок-праздник на тему "Hallowee...

    План урока по теме "Химическая связь. Электроотрицательность. Степень окисления. Пространственное строение молекул". 11 класс. УМК Рудзитиса

    План урока по теме "Химическая связь. Электроотрицательность. Степень окисления. Пространственное строение молекул" для учащихся 11 класса, изучающих химию по УМК Рудзитиса в объеме 1 час в неделю....

    Презентация к уроку. Подготовка к ЕГЭ на уроках физики. Тема урока: Решение задач по теме «Электромагнитные колебания»

    Презентация к уроку физики в 11 классе. Подготовка к ЕГЭ на уроках физики. Тема урока: Решение задач по теме «Электромагнитные колебания». Можно использовать как готовый материал к уроку повторения и...

    Презентация к уроку по теме Электроотрицательность

    Видео урока по теме Электроотрицательность в 8 классе, УМК Рудзитис, Фельдман....

    Технологическая карта урока по теме "Электроотрицательность" 8 класс.

    Вам представлена технологичская карта урока в 8 классе по теме "Электроотрицательность"...

    Презентация по химии на тему: "Электроотрицательность химических элементов" (8 класс)

    Презентация по химии на тему: "Электроотрицательность химических элементов" (8 класс)...