Технология критического мышления на уроках химии
материал по химии на тему

Бохан Вера Васильевна

В моей практике преподавания уроков химии сложилась определенная система работы. Цель ее вовлечение школьников в исследовательскую деятельность, которая привела меня к выводу, что она продуктивна лишь тогда когда школьники обладают критическим мышлением. Именно поэтому организация учебного процесса, связанная с развитием склонностей к критическому мышлению, представляется мне инструментом, который позволяет разрешить противоречия между консервативными установками традиционного образования и авангардными идеями, позволит в большей степени реализовать педагогические задачи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Бохан Вера Васильевна, учитель химии МБОУ «СОШ № 25»

Технология критического мышления на уроках химии

1-й шаг. Презентация педагогического опыта мастера.

1.1.   В моей практике преподавания уроков химии сложилась определенная система работы. Цель ее вовлечение школьников в исследовательскую деятельность, которая привела меня к выводу, что она продуктивна лишь тогда когда школьники обладают критическим мышлением. Именно поэтому организация учебного процесса, связанная с развитием склонностей к критическому мышлению, представляется мне инструментом, который позволяет разрешить противоречия между консервативными установками традиционного образования и авангардными идеями, позволит в большей степени реализовать педагогические задачи.

1.2   Технология критического мышления – одна из новых образовательных технологий. Она была предложена в середине 90-х годов XX века американскими психологами Д.Стилом, К. Мередитом и Ч. Темплом. Как особый метод обучения, отвечающий на вопрос как учить мыслить. Критическое мышление — это способность ставить осмысленные вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые, продуманные решения. Цель - обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения обучающихся в образовательный процесс. Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д.Клестер):  это мышление самостоятельное; обобщенное;проблемное и оценочное; аргументированное; это мышление социальное.

 В технологии критического мышления используются 3 последовательные стадии: вызов - осмысление новой информации – размышление (рефлексия).

Первый этап-Вызов

 С этого этапа начинается каждый урок. Его задачи:

- актуализировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания по данной теме или проблеме;

- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать учебную деятельность     школьников;

- побудить учащихся к активной работе на уроке и дома;

Второй этап - осмысление. На данном этапе учащиеся:

- получают новую информацию; осмысливают её;

- соотносят с уже имеющимися знаниями.

Третий этап - рефлексия. Он направлен на:

- целостное осмысление, обобщение полученной информации;

- присвоение нового знания, новой информации учащимися;

- формирование у каждого учащегося собственного отношения к изучаемому материалу.

1.3 Работая учителем химии в средней общеобразовательной школе № 25, я изучила и применяю на своих уроках технологию развития критического мышления через чтение и письмо. Для этого в 2010 году был выбран «пилотный» класс 8Б. Были разработаны и проведены уроки с использованием технологии «Развития критического мышления».

При проведении мониторинга знаний всех учащихся за период с 2010 по 2012 год четко видна тенденция, свидетельствующая об эффективности использовании педагогической технологии Доказательством результативности данной технологии является и то, что на период сдачи ГИА 2012 году учащиеся именно «пилотного» класса набрали максимальные баллы. Развитие критического мышления позволяет ученикам проявлять себя в исследовательской деятельности и ежегодно занимать призовые места и быть победителями на городских научно-практических конференциях.

2-й шаг. Представление системы уроков.

2.1. Технология критического мышления предлагает набор взаимосвязанных методов обучения и методических приёмов, которые ориентированы на создание условий для свободного развития каждой личности и благодаря которым учащиеся могут активно работать на уроках и приобретать знания.

На каждом из этапов используются свои методические приёмы. Их достаточно много.

            3-й шаг. Имитационная игра.

            3.1.   Рассмотрим применение некоторых приемов данной технологии на уроках химии в теме «Спирты». Итак, представьте, что вы ученики 10 класса.

На первом этапе определяем тему урока: вино губит телесное здоровье людей, губит умственные способности, губит благосостояние семей, губит души людей и их потомство.

            3.2.    Задаю школьникам вопрос: о каком веществе идет речь? Назовите тему урока? что вам известно о спиртах из учебного и жизненного опыта?= Учащиеся отвечают на вопросы и  

На этом этапе вызова целесообразно применение приёмов «Корзина идей, понятий, имён...» и «Составление кластера». 

1) «Корзина идей, понятий, имён...»

Это приём организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идёт актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока.

На доске можно нарисовать корзину, в которую будет собрано всё то, что учащиеся знают об изучаемой теме, а можно в место корзины использовать надпись темы урока или подписать корзина идей.

2) «Составление кластера»

Далее идет составление кластера. Смысл этого приёма заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Он связан с приёмом «Корзина идей, понятий, имён...», поскольку систематизации чаще всего подлежит содержимое данной корзины.

Задание направлено на выявление и оформление личных смыслов каждого ученика (до, во время и после общего обсуждения), даёт возможность учителю получить обратную связь от каждого учащегося.

На этапе осмысления можно использовать «Взаимоопрос».

Двое учащихся читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и по очереди задают друг другу вопросы по прочитанному материалу. Важно, чтобы эти вопросы были не поверхностными, а затрагивающими суть новой информации. Когда вся информация, имеющаяся в абзаце, обсуждена досконально, учащиеся переходят к следующему абзацу.

Этот приём позволяет достигать высокого уровня учебной мотивации, внимания, глубокого понимания материала и хороших результатов обучения.

На этапе рефлексии  решается одна, но очень важная задача корректировка и систематизация знаний. Целесообразно применение методических приёмов «Синквейн»

Учащиеся пересматривают то, что они когда-то знали, узнали новое и систематизируют все знания. Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе. Синквэйн - это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в коротких выражениях.

         4-й шаг. Моделирование.

          4.1. А теперь я попрошу Вас составить свои задания для урока по теме «Взаимосвязь химии с другими науками » для учащихся 8 класса, используя приемы ТРКМ. Работать можно в группах. 1 группа составляет задание на стадии вызова, 2 группа задание на стадии осмысления, 3 группа на стадии рефлексии.

         4.2. Самостоятельна работа слушателей по разработке собственной модели урока в режиме технологии. Обсуждение и составление совместной модели  урока.           

5-й шаг. Рефлексия.

Дискуссия о полезности, интересности, общей атмосфере на уроке через рефлексивную мишень. Результатом совместной деятельности является модель урока по теме «Взаимосвязь химии с другими науками».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии критического мышления на уроках химии

Методическая разработка посвящена теме «Соединения химических элементов» (8-й класс, базовый уровень).  Учащиеся впервые в курсе химии знакомятся с основными классами химических соединений, особе...

Использование элементов Технологии критического мышления на уроках химии.

Технология критического мышления – одна из новых образовательных технологий. Она была предложена в середине 90-х годов XX века американскими психологами Д.Стилом, К. Мередитом и Ч. Темплом. Цель данно...

Технология критического мышления на уроках химии

Описана технология критического мышления, даны примерыиспользования приемов данной технологии на уроках химмии...

Применение технологии критического мышления на уроках химии

Разработка урока на основе технологии развития критического мышления...

Использование технологии критического мышления на уроках химии.

Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различн...