Урок " Химические свойства азотной кислоты"
методическая разработка по химии (9 класс) на тему

Сорокина Ирина Александровна

Модульный урок по химии ( 9 класс). 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель  биологи и химии

ГБОУ школы №1286 г. Москвы

Сорокина Ирина Александровна.

Тема урока (9 класс):

«Химические свойства азотной кислоты».

Тип урока: объяснение нового материала.

Применение педагогической технологии: модульная.

Уважаемый ученик!

Сегодня я предлагаю Тебе поработать на уроке самостоятельно. Мы изучаем тему «Подгруппа азота», и уже познакомились со свойствами азота, фосфора, аммиака, со строением и физическими свойствами азотной кислоты. Сегодня Тебе предстоит рассмотреть химические свойства азотной кислоты.

Ты сам проверишь свои знания и выполнишь небольшую контрольную работу, чтобы учитель и ты смог узнать насколько хорошо ты поработал над этой темой.

При выполнении заданий, отмеченных фразой «Работа в парах», помоги товарищу, сидящему рядом или сам обратись к нему за помощью. Делай это тихо, не мешая классу: сегодня все работают самостоятельно.

Не спеши задавать вопросы учителю. Внимательно читай пояснения к заданию. Не торопись, думай. Я уверена, что все в этой работе тебе по силам.

        Успехов тебе!

Над модульным уроком работает ученик _________________________.

Шаг 1.                                                                     Постановка цели.

Прежде чем начать выполнять работу, необходимо поставить цель, которой нужно достичь к концу урока.

Твоя цель – получить знания о химических свойствах азотной кислоты.

Цель определена, вперёд!

Шаг 2.

Сейчас давай вспомним тот материал, который мы изучали на предыдущих уроках. Я думаю для тебя это будет совсем нетрудно.

Задание. Вспомни и запиши теоретические сведения:

  • Азотная кислота – сильная кислота, в водных растворах она полностью диссоциирует:

HNO3 → H+ + ____.

  • Как любая кислота, азотная кислота взаимодействует с основными оксидами, с основаниями, с солями слабых кислот (например, с карбонатами).

Напоминаю тебе схемы реакций:

Кислота + основной оксид → соль + вода;

Кислота + основание → соль + вода;

Кислота + соль слабой кислоты → новая соль + новая кислота.

  • Допиши уравнение реакций, пользуясь, если необходимо, схемой, записанной выше. Для каждой реакции запиши полное ионное уравнение (ПИУ) и сокращенное ионное уравнение (СИУ):

HNO3 + CaO → _______ + _______.

ПИУ: ________________________________________________________  СИУ: ________________________________________________________ HNO3 + NaOH → _______ + _______ .

ПИУ: ________________________________________________________  СИУ: ________________________________________________________

HNO3 + K2CO3 → CO2↑ + _______ + _______ .

ПИУ: ________________________________________________________  СИУ: ________________________________________________________

Шаг 3.                                                                           Работа в парах.

Сейчас мы разберем особые свойства азотной кислоты. Но прежде, определи степени окисления азота в азотной кислоте и нитрате калия.

HNO3                     KNO3

У тебя получилось, что степень окисления азота в этих соединениях равна ____.

Это наивысшая для азота степень окисления. Поэтому для азотной кислоты характерны исключительно окислительные свойства.

Запомни! При взаимодействии азотной кислоты с металлами водород не выделяется, а образуются иные продукты:

Pb + HNO3 NO2 + Pb(NO3)2 + H2O.

Обрати внимание, что азот и свинец изменяют в процессе этой реакции свои степени окисления:

  1. Pb0 – 2 → Pb+2 окисление, Pb0 – восстановитель;
  2. N+5 + 1 → N+4 восстановление, N+5 – окислитель.

Вспомни!

  • Реакции, протекающие с изменением степеней окисления атомов или ионов, называются ____________________________________________.
  • Окисление – процесс __________________________________________.
  • Восстановление – процесс _____________________________________.

Задание. Расставь способом электронного баланса коэффициенты в уравнении:

…Pb + …HNO3 → …NO2 + …Pb(NO3)2 + …H2O.

После выполнения задания сверься с товарищем. Попроси его оценить твою работу.                                                                             Оценка ______.

Шаг 4.                                                                           Работа в парах.

Сейчас ты узнаешь, как определить продукты реакции между азотной кислотой и металлом.

Продукты химического взаимодействия HNO3 и металла зависят от активности металла и концентрации азотной кислоты.

Посмотри на схему взаимодействия концентрированной HNO3 с металлами различной активности:

HNO3 (конц.) + активные металлы → N2O + нитрат + H2O.

HNO3 (конц.) + малоактивные металлы → NО2 + нитрат + H2O.

HNO3 (конц.) + Fe, Cr, Al, Au, Pt, Ir, Ta →.

Например: Cu + HNO3 (конц.) → NО2↑ + Cu(NO3)2 + H2O.

Обрати внимание! Концентрированная азотная кислота не реагирует на холоду с железом, алюминием, хромом. Это объясняется тем, что на поверхности металлов образуются оксидные пленки, тормозящие окисление металла. Такое явление называют пассивацией металла.

Запомни эти три металла!

Задание.  Сейчас тебе придется поработать с упражнением.

Допиши уравнение реакции, напиши схему электронного баланса и расставь коэффициенты:

     Ca +    HNO3 (конц.) →     N2О↑ + __________ +      H2O.

____________________________________________________________________________________________________________________________________.

После выполнения задания сверься с товарищем. Попроси его оценить твою работу.

                                                                                        Оценка: _________.

Шаг 5.                                                                           Работа в парах.

Сейчас рассмотри схему взаимодействия разбавленной HNO3 и металлов различной активности.

HNO3 (разб.) + активные металлы, Sn, Fe, Zn → NH4NO3 + нитрат + H2O.

HNO3 (разб.) + малоактивные и тяжелые металлы → NО + нитрат + H2O.

Например: Cu + HNO3 (разб.) → NО↑ + Cu(NO3)2 + H2O.

Задание. Допиши уравнение реакции расставь коэффициенты, пользуясь схемой электронного баланса:

HNO3 (разб.) +    Ag →     NО +  __________ +      H2O.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Сверься с товарищем, помоги ему. Попроси его оценить твою работу.

                                                                                        Оценка: _________.

Шаг 6.                                                                         Самостоятельно.

Ты справился! Молодец! А теперь задание потруднее.

Задание. Напиши уравнения реакций, пользуясь схемами и расставь способом электронного баланса коэффициенты в процессах:

  • Концентрированная азотная кислота взаимодействует с серебром:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Разбавленная азотная кислота реагирует с кальцием;

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сверься с контрольным листком. Оцени свою работу по пятибалльной системе.

                                                                   Поставь себе оценку: ________.

Шаг 7.

Вот ты и пришел к концу пути. Оглянись назад к первому шагу. Достиг ли ты цели твоей работы?

  1. ДА;
  2. НЕТ.

Шаг 8.                                                              Экспертный контроль.

Будь внимателен, юный коллега! Впереди решающее задание! Отложи и закрой учебник, схемы. Возьми листок с контрольным заданием. Внимательно прочитай и аккуратно выполни это задание.

После звонка сдай этот листок учителю.

И последнее. Как бы ты оценил(а) результат своей работы на уроке?

  1. Я понял(а), что могу этот материал объяснить другому.
  2. Я понял(а), но объяснить другому не берусь.
  3. Для полного понимания мне нужно повторить тему.
  4. Я ничего не понял(а).

Шаг 9.                                                          Дополнительное задание.

Итак, с работой ты справился(лась). Молодец! Но звонок ещё не прозвенел. Не мешай одноклассникам. Возможно, кому-то понадобилось больше времени, чем тебе!

Ты же можешь приступить к выполнению дополнительного задания.

Азотная кислота может реагировать и с неметаллами. Пользуясь следующим правилом, составь уравнения химических реакций, расставь в них коэффициенты.

Правило. Неметаллы окисляются до соответствующих кислот, а концентрированная азотная кислота восстанавливается до NO2, разбавленная азотная кислота – до NO.

S + HNO3(конц.) → H2SO4 + _________.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

S + HNO3(разб.) → NO + _________.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Сверься с контрольным листком, поставь себе оценку: _______.

Шаг 10.                                                                Домашнее задание.

Запиши в дневник задание на дом. Допиши уравнение реакций, расставь коэффициенты:

Zn + HNO3(разб.) → NH4NO3 + _________.

Ca + HNO3(разб.) → N2 + _________.

Большое спасибо за работу!

Проверочная работа.                        Ф. И. _____________________

Задание 1. Найди среди данных уравнений окислительно-восстановительное:

А) 2HNO3 + Ca(OH)2 → Ca(NO3)2 + 2H2O;

Б) 2HNO3 + CaO → Ca(NO3)2 + H2O;

В) 10HNO3 + 4Ca → 4Ca(NO3)2 + 5H2O + N2O;

Г) 2HNO3 + (NH4)2CO3 → 2NH4NO3 + H2O + CO2↑.

Задание 2. Найди процессы окисления:

А) Ca0 - 2 → Ca+2;

Б) N+5 + 1 → N+4;

В) S0 - 6 → S+6;

Г) N+5 + 4 → N+1.

Задание 3. В уравнении: Cu + HNO3(конц.) → NO2 + … продукты реакции следующие:

А) Cu(NO3)2 + NO;

Б) CuNO3 + H2O;

В) H2O + NO;

Г) Cu(NO3)2 + H2O.

Задание 4. Коэффициент в уравнении реакции перед оксидом азота (IV):

Hg + HNO3 → NO2 + Hg(NO3)2 + H2O :

А) 1;

Б) 2;

В) 3;

Г) 4.

Задание 5. Укажите, какое из уравнений является неверным:

А) Ag + HNO3 → NO + AgNO3 + H2O;

Б) Zn + HNO3 → Zn(NO3)2 + H2;

В) Sn + HNO3 → Sn(NO3)2 +NH4NO3 + H2O;

Г) Mg + HNO3 → N2O + Mg(NO3)2 + H2O.

Задание 6. Коэффициент в уравнении реакции перед окислителем:

HCl + HNO3 → Cl2 + NO2 + H2O:

А) 1;

Б) 2;

В) 3;

Г) 4.

Спасибо за работу! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Строение и свойства азотной кислоты"

Цель и задачи урока: 1. Изучение строения и свойств азотной кислоты на основе ранее полученных знаний о кислотах, окислительно-восстановительных процессах, теории электролитической диссоциации.2. Форм...

Презентация "Окислительные свойства азотной кислоты"

Урок химии в 9 классе. «Окислительные свойства азотной кислоты». Цель урока: Познакомиться  с особыми свойствами азотной кислоты как окислителя. Задачи: обучающие: рассмотреть окислительные свойс...

«Азотная кислота и её соли. Окислительные свойства азотной кислоты».

Технологическая карта урока по теме позволяет реализовать данный урок в более свободной форме....

Урок-исследование на тему: «Изучение свойств азотной кислоты»

УРОК – ИССЛЕДОВАНИЕ НА ТЕМУ: «Изучение свойств азотной кислоты» /для учащихся 9 классов/...

Презентация к уроку химии в 9 классе по теме "Специфические свойства азотной кислоты"

Данная презентация помогает провести урок по химии в 9 классе по теме "Специфические свойства азотной кислоты" в более наглядном виде. Представлена таблица по продуктам реакции азотной кислоты с метал...

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА «Специфические свойства азотной кислоты и концентрированной серной кислоты»

Специфические свойства азотной кислоты и концентрированной серной кислот: взаимодействие с металломи и неметаллами....