«Азотная кислота и её соли. Окислительные свойства азотной кислоты».
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему

Адамова Светлана Алексеевна

Технологическая карта урока по теме позволяет реализовать данный урок в более свободной форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon himiya_9_azotnaya_kislota_i_eyo_soli.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Данные об учителе: Адамова Светлана Алексеевна, учитель биологи и химии.

Предмет: химия

Класс:9        

Базовый учебник: Химия. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2013. – 286 с.

Тема урока: «Азотная кислота и её соли. Окислительные свойства  азотной кислоты».

Тип урока: изучение новой темы.

Условия обеспечения учебной деятельности:

Технология: технология развития критического мышления, системно-деятельностный подход.

Материально-техническое обеспечение:

Оборудование: компьютер, проектор, презентация Power Point,  лабораторное оборудование (спиртовка, спички, стаканы, лабораторный штатив, пробирки)

Реактивы: азотная кислота 1:5, медная стружка, уголь, лакмус, гидроксид натрия, гидроксид меди (II).

Планируемые результаты обучения:

Виды планируемых учебных действий

Учебные действия

Предметные

Формулируют и воспроизводят определение понятия «Чистые вещества»  «Смеси», «Физическое явление», «Химическое явление», «Агрегатные состояния вещества», «Массовая доля вещества в растворе».

Проводят опыты, наблюдают, описывают наблюдения.

Метапрелметные

Регулятивные УУД

Преобразуют практическую задачу в познавательную.

Планируют собственную деятельность.

Осуществляют контроль и оценку своих действий.

Познавательные УУД

Проводят наблюдение, анализ, выдвигают предположения (моделируют процессы) и осуществляют их экспериментальную проверку.

Коммуникативные УУД

Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных решений.

Личностные

Проявляют устойчивый интерес к поиску решения проблемы.

Этап урока, время этапа

Цели этапа

Методы и приемы обучения

Формы учебного взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД и предметные действия

Мотивационно-целевой этап

Обеспечить эмоциональное переживание и осознание неполноты имеющихся знаний.

Вызвать познавательный интерес к проблеме.

Организовать самостоятельное формулирование проблемы и постановку цели.

Создание проблемной ситуации:

Групповая (парная), фронтальная

Предлагает выполнить задание 1.

Из перечисленных соединений выберите 3, назовите их:  C2H5OH   CH3NH2   NH3    HNO3       PH3   H3PO4   CaCO3    CuO    NO    

Предлагает выполнить задание 2.

Выберите из 1 задания соединения азота и составьте из них генетический ряд  

Предлагает выполнить задание 3.

Осуществите превращения, согласно составленной схеме

Проблемная ситуация - выполнить задание 4.

С какими еще веществами будет взаимодействовать азотная кислота? Выберите на ваш взгляд  правильные варианты ответов: С, ZnO, Сu, Сu(OH)2?    

Предлагает поделиться впечатлениями

5.Помогает осознать затруднения в выполнении задачи.

6.Предлагает составить вопросы и перевести практическую задачу в познавательную.

1.Выполняют задание 1 на узнавание и запоминание

2. Выполняют задание на понимание - предположительный ответ  (NH3 --   NO--     HNO3   -- NaNO3)

3. Задание выполняют путем совместных усилий и при помощи учителя, формулируют вопросы, знакомятся с оксидами азота NO,   NO2   и их свойствами, повторяют свойства кислот – в последнем уравнении прописывают взаимодействие азотной кислоты с гидроксидом натрия или оксидом натрия

4. Выбирают не все вещества.

5.  Формулируют затруднение «Мы не знаем, будет ли азотная кислота взаимодействовать с углеродом и медью, так как медь не вытесняет водород, а углерод - неметалл

6.Составляют вопросы.  Ставят задачу: проверить опытным путем будет ли азотная кислота взаимодействовать с углеродом и медью

 

Познавательные УУД: видеть проблему (осознавать возникшие трудности в решении задач при отсутствии необходимых знаний)

Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое

Личностные УУД: осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

Регуляторные УУД: определять цели учебной деятельности

Ориентировочный этап

Организовать совместное с учителем планирование и выбор методов исследования.

беседа

фронтальная

Предлагает в соответствии с поставленными  вопросами определить порядок действий и выбрать метод

Предлагают ответить на вопросы.

Выдвигают гипотезу, что азотная кислота вступает в реакцию обмена с оксидом и гидроксидом металла, с остальными веществами взаимодействовать не должна

Опыт.

Познавательные УУД: выдвигать гипотезы, выделять материал, который будет использован в исследовании

Регулятивные УУД: анализировать условия задачи, планировать, предвосхищать результат поиска, принимать предложенный способ решения, проблемы

Предлагает вспомнить про технику безопасности при работе с азотной кислотой

Помогает осознать, что опыт с углеродом и медью следует проводить в вытяжном шкафу

Слушают информацию о технике безопасности

Соглашаются с тем, что опыт следует проводить в вытяжном шкафу, демонстрационно.

Поисково-исследовательский этап

Организовать поиск решения проблемы.

Исследование

Групповая (парная) и фронтальная

Выдаёт необходимое оборудование

Получают оборудование, организуют рабочее место

Предметные УУД: наблюдать  за ходом эксперимента, описывать происходящие явления, устанавливать причинно-следственные связи

Познавательные УУД: проводить эксперимент, обобщать полученные данные, делать выводы

Коммуникативные УУД: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать, с достаточной полнотой выражать свои мысли

Регулятивные УУД: проявлять способность к мобилизации сил и энергии в достижении цели

Предлагает провести самостоятельно опыт взаимодействия азотной кислоты с оксидом цинка и гидроксидом меди (II)

Слушают, уясняют поставленную задачу

Наблюдает, координирует, корректирует самостоятельные действия учащихся

Проводят экспериментальную проверку гипотезы

Демонстрирует взаимодействие азотной кислоты с медью и углеродом (уголь) при нагревании в вытяжном шкафу

Наблюдают за ходом эксперимента, делают заметки

Организует обмен мнениями, результатами

Сообщают свои наблюдения и полученные результаты

Помогает построить объяснение полученных результатов с помощью составления уравнений реакций

Помогает сделать выводы

Записывают уравнения реакций ионного обмена в молекулярном, полном ионном и кратком ионном виде. Записывают уравнения окислительно-восстановительных реакций между азотной кислотой и медью, между азотной кислотой и углеродом.

Делают выводы, что азотная кислота проявляет окислительные свойства в реакциях с медью и углеродом, при этом восстанавливается азот до степени окисления от +4.

Сообщает и другие случаи проявления окислительных свойств азотной кислоты

Слушают и смотрят презентацию

Практический этап

Обеспечить применение полученных знаний для объяснения новых фактов.

Упражнение в выполнении заданий

Групповая

Предлагает ответить на вопросы на слайде и выполнить задания в учебнике: ТПО 6; с. 112, № 11

Обсуждают ответы в группе, сообщают классу

Предметные УУД: решать конкретные задачи, на основе знаний по предмету

Рефлексивно-оценочный этап

Обеспечить осмысление процесса и результата деятельности.

беседа

Индивидуальная фронтальная

Предлагает закончить предложение. Если я изучаю азотную кислоту, то ….

Учащиеся приходят к мнению, что азотная кислота имеет к ним непосредственное отношение, какое? Можно прочитать учебник или обсудить личный опыт знакомства.

Личностные УУД: осознавать личностную значимость владения методами научного познания

Регулятивные УУД: оценивать степень достижения цели

Организует процедуру само- и взаимооценки учебной деятельности на уроке.

Осуществляют процедуру само- и взаимооценки собственной учебной деятельности и своих товарищей на уроке

Формулирует и комментирует домашнее задание

Записывают домашнее задание в дневник: §27, ТПО с. 111, №7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕСТ "Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей (средних)." для 9 класса

Тема: «Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей (средних)» 9 класс. Подготовка к ГИА.   Задание  А7 Тест составлен по шаб...

Серная кислота и ее соли.

Конспект урока с использованием презентации ( электронное приложение: уроки химии неметаллы 9 класс)....

"Соляная кислота, её свойства. Качественная реакция на соляную кислоту и её соли - хлориды".

Разработка урока по теме : "Соляная кислота, её свойства. Качественная реакция на соляную кислоту и её соли - хлориды".Цель урока по химии: Систематизировать имеющиеся знания по химическим свойствам к...

Конспект фрагмента урока по теме "Кислоты. Соли. Ознакомление с важнейшими кислотами и их солями"

Материал содержит подробный план-конспект фрагмента урока химии в 8 классе по теме "Кислоты. Соли. Ознакомление с важнейшими кислотами и их солями". Изучение состава кислот и солей проводится в форме ...

Методическая разработка модульного урока химии в 8 классе по теме: "Соли как производные кислот и оснований. Составление солей по степени окисления"

Разработка модульного урока химии в 8 классе по теме: "Соли как производные кислот и  оснований. Составление солей по степени окисления" содержит структуру, ход урока,  приложения к мод...

Технологическая карта урока "Азотная кислота и ее соли"

Технологическая карта урока "Азотная кислота и ее соли"...

Рабочий лист по теме "Азотная кислота и ее соли"

Рабочий лист можно использовать на уроках химии при изучении сойств азотной кислоты и ее солей...