Решение химических задач повышенного уровня сложности.
элективный курс по химии на тему

Программа элективного курса "Решение задач повшенного уровня сложности" (9 - 11 класс).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Решение химических задач повышенного уровня сложности

Цель курса:

  • развитие и укрепление интереса учащихся к химии;
  • создание условий для самооценки их подготовленности и желания углубленно изучать предмет;
  • обогащение познавательного и эмоционально-смыслового личного опыта восприятия химии путем расширения знаний, выходящих за рамки обязательной учебной программы;

Задачи курса:

  • формирование важных структурных элементов знаний, осмысления химической сущности явлений, умения применять усвоенные знания в конкретно заданной ситуации;
  • формирование научно-теоретического, логического, творческого мышления, развитие смекалки учащихся;
  • углубление знаний учащихся по органической химии
  • научить решать разнообразные задачи повышенного уровня сложности, соответствующие требованиям письменных вступительных экзаменов по химии в такие вузы, как РХТУ им. Д. И. Менделеева, Рязанский медицинский университет и др.

Продолжительность курса 34 часа и предполагает изучение его в течение всего года по 1 часу в неделю.

Учащиеся должны знать:

  • основные положения теории химического строения органических веществ А. М. Бутлерова;
  • важнейшие функциональные группы органических соединений и обусловленные ими свойства;
  • характеристику основных типов химических реакций в органической химии и механизмы их протекания;
  • особенности протекания реакций с участием органических соединений;
  • основные алгоритмы решения расчетных задач.

Критерии успешности усвоения программы:

По итогам изучения данного факультативного курса учащиеся выполняют зачетную работу, направленную на оценивания уровня усвоения материала. Разработана система проверки результативности изучения учащимися курса:

  1. тестовые задания;
  2. контрольная работа

Работа учащихся оценивается по системе: «зачет - незачет», предусматривает коррекцию результатов проверочных работ и дальнейшего изучения материала.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ

№ п/п

Наименование разделов

Всего часов

в том числе

Форма контроля

теоретических

практических

1.

Введение

1

1

Лекция

2.

Механизмы химических реакций в органической химии

2

1

1

Семинар

3.

Качественный анализ органических соединений. Обнаружение функциональных групп органических соединений

4

3.1.

Качественный анализ: идентификация и обнаружение. особенности качественного анализа органических соединений.

2

Лекция

Самостоятельная работа

3.2.

Качественный анализ органических соединений. Обнаружение функциональных групп

1

Экспериментальная работа

3.2.

Изучение взаимодействия органических соединений различных классов с соединениями серебра(I) и железа (III)

1

Экспериментальная работа

4

Теория строения органических соединений А. М. Бутлерова

2

1

1

Лекция

Самостоятельная работа

5

Решение задач

3

5.1.

Задачи с использованием понятий «мольная доля», «объемная доля», «молярная масса смеси веществ»

1

Решение задач

5.2.

Задачи на нахождение молекулярной формулы органических веществ по данным продуктов сгорания и относительной плотности органического вещества по другому соединению

1

1

Семинар

Решение задач

6.

Углеводороды

6

6.1.

Предельные углеводороды

2

Решение задач

6.2.

Непредельные углеводороды

2

Решение задач

6.3.

Ароматические углеводороды и их производные

1

Решение задач

6.4.

Взаимосвязь предельных, непредельных и ароматических углеводородов

1

Решение комбинированных задач

7.

Окислительно-восстановительные реакции в органической химии

2

1

1

Семинар

Самостоятельная работа

8.

Кислородосодержащие органические соединения

11

8.1.

 Предельные одноатомные спирты, многоатомные спирты, фенолы и ароматические спирты

1

1

Лекция

Самостоятельная работа

8.2.

Решение задач

2

Семинар

Самостоятельная работа

8.3.

Карбонильные соединения: альдегиды и кетоны. Предельные и непредельные карбоновые кислоты.

1

2

Семинар

Самостоятельная работа

8.4.

«Спирты, фенолы, альдегиды, карбоновые кислоты»

2

Решение экспериментальных и расчетных задач

8.5.

«Генетическая связь между органическими соединениями»

2

Решение экспериментальных и расчетных задач

9.

Качественные задачи

1

1

Самостоятельная работа

10.

Итоговая проверка знаний

2

10.1.

Актуализация знаний и умений

1

10.2.

Зачетное занятие

1

Контрольная работа

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1. Введение

 ( 1 час)

Беседа: Знакомство с целями и задачами курса, его структурой.

Учащиеся примут установку на продуктивную работу. Ознакомление с правилами оформления работ и итогового контроля знаний.

Тема 2. Механизмы химических реакций в органической химии

( 2 часа)

Лекция. Химические реакции в органической химии:

  • реакции присоединения – гидрирование, гидрогалогенирование, галогенирование, полимеризация;
  • реакции отщепления – дегидрирование, дегидратация, термическое отщепление;
  • реакции изомеризации

Семинар: составление уравнений реакций, протекающих в органической химии.

Тема 3. Качественный анализ органических соединений. Обнаружение функциональных групп органических соединений

( 4часа)

Лекция: Качественный анализ: идентификация и обнаружение. Особенности качественного анализа органических соединений.

Самостоятельная работа: Качественный элементный анализ органических соединений. Обнаружение углерода, водорода, хлора, серы, азота в органических соединениях.

Экспериментальные работы: Качественный анализ органических соединений. Обнаружение функциональных групп .Изучение взаимодействия органических соединений различных классов с соединениями серебра(I) и железа (III).

Тема 4. Теория строения органических соединений А. М. Бутлерова

( 2 часа)

Лекция: Теория строения органических соединений А. М. Бутлерова. Причина многообразия органических соединений.

 Самостоятельная работа:  Упражнения по составлению структурных формул изомеров углеводородов С7 – С10 разветвленного строения.

Тема 5. Решение задач

( 3 часа)

Семинар. Решение задач.: Задачи с использованием понятий «мольная доля», «объемная доля», «молярная масса смеси веществ. Задачи на нахождение молекулярной формулы органических веществ по данным продуктов сгорания и относительной плотности органического вещества по другому соединению

Тема 6. Углеводороды

( 6 часов)

Решение задач. Семинар. Предельные углеводороды – алканы, циклоалканы.

Решение задач. Семинар. Непредельные углеводороды – алкены, алкадиены, алкины.

Самостоятельная работа: Вывод алгоритма решения задач на определение молекулярных формул органических веществ известного гомологического ряда на основе реакций с их участием ( на примере гомологического ряда алкенов).

Решение задач. Ароматические углеводороды и их производные.

Решение комбинированных задач – зачетное занятие – взаимосвязь предельных, непредельных и ароматических углеводородов.

Тема 7. Окислительно-восстановительные реакции в органической химии.

( 2 часа)

Семинар. Составление окислительно-восстановительных реакций в участием органических соединений.

 

Тема 8. Кислородосодержащие органические соединения

( 11 часов)

Лекция. Предельные одноатомные спирты. Многоатомные спирты – глицерин и этиленгликоль. Фенолы и ароматические спирты.

Самостоятельная работа: составление уравнений химических реакций, подтверждающих химические свойства данных соединений. решение задач повышенной сложности.

Семинар. Карбонильные соединения – альдегиды и кетоны. Карбоновые кислоты. Непредельные, двухосновные и ароматические карбоновые кислоты.

Самостоятельная работа: Задачи на генетическую связь карбоновых кислот с органическими веществами других гомологических рядов.

Решение экспериментальных и расчетных задач по темам: «Спирты, фенолы, альдегиды, карбоновые кислоты», «Генетическая связь между основными классами органических соединений».

Тема 9. Качественные задачи

( 1 час)

Самостоятельная работа- : решение качественных и комбинированных задач повышенной сложности по разделам «Углеводороды» и «Кислородосодержащие органические соединения»

Тема 10. Итоговая проверка знаний

 ( 2 часа)

Обобщающий урок: Актуализация знаний и умений учащихся. Дифференцирование контрольных заданий по реальным учебным возможностям учащихся.

Зачетное занятие: Итоговая контрольная работа.

КОНТРОЛЬ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ

1. Формы контроля:

  • зачет
  • выполнение контрольных упражнений, решение расчетных задач
  • экспериментальные занятия
  • семинар

2. Образовательные продукты.

В ходе познавательной и исследовательской деятельности учащимися будут разработаны:

  • рефераты
  • презентации

3. Система оценивания: - контрольное занятие; разработка презентации ( по желанию учащегося).



Предварительный просмотр:

Программа элективного курса

«РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ХИМИИ

ПОВЫШЕННОГО УРОВНЯ СЛОЖНОСТИ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Элективный курс «Решение задач по химии повышенного  уровня сложности» предназначен для учащихся 9 классов и носит предметно-ориентированный характер.

    Содержание курса поможет ученикам подготовиться к поступлению на избранный профиль, получить реальный опыт решения сложных задач и ответить на вопросы «Могу ли я?», «Хочу ли я?».

    Цели данного элективного курса:

  • проверить готовность учащихся, ориентированных на химический профиль обучения, к усвоению материала повышенного уровня сложности по данному предмету;
  • устранить проблемы в знаниях;
  • познакомить учащихся с видами деятельности, необходимыми для успешного усвоения профильной программы.

     Формами отчетности по изучению данного элективного курса могут быть:

  • конкурс (количественный) числа решенных задач;
  • составление сборничков авторских задач учащихся по разделу, теме (с решениями);
  • составление творческих расчетных задач по различным темам (например, «Медицина», «Экология» и т.д.)
  • зачет по решению задач.

   Пройдя данный курс, учащиеся смогут решать задачи повышенного уровня сложности из сборников задач ( см. список литературы) на базе знаний выпускника основной школы.

Тематический план

Названия тем

Кол-во

часов

Виды деятельности

1

Основные типы расчетных задач по химии

Основные физические и химические величины

2

Лекция.

Входной контроль

2

Задачи с использованием газовых законов

Закон Авогадро, законы Гей-Люссака и Бойля-Мариотта. Закон кратных отношений

3-4

Решение задач

3

Вывод формул химических соединений различными способами

3-4

Решение задач

4

Способы выражения концентрации растворов

Процентная концентрация. Молярная и нормальная  концентрация. Задачи на смешивание растворов. Объемная доля растворенного вещества

3

Лекция. Опорный конспект.

Алгоритмы

5

Решение задач алгебраическим способом

4

Решение задач

6

Итоговое занятие

2

Зачет. Защита проектных работ

        

Итого: 19 часов (в том числе 2 часа резервных).

Литература и другие

 информационные источники

  1. Хомченко Г.П., Хомченко И.Г.  Задачи по химии. М.: Высшая школа, 1986, 1990, 1997
  2. Хомченко Г.П., Хомченко И.Г.  Сборник задач и упражнений по химии для средней школы. М.: Новая Волна, 2002.
  3. Хомченко Г.П., Хомченко И.Г.  Сборник задач по химии для поступающих в вузы. М.: Новая Волна, 2002.
  4. Свитанько И.В. Нестандартные задачи по химии. М.: МИРОС, 1994.
  5. Решение задач по химии алгебраическим способом. М.:1992
  6. Будруджак П. Задачи по химии. М.: Мир, 1989.
  7. Неорганическая химия. Решебник.
  8. Химия. 1С репетитор

Сайт в Интернете: www.newwave.msk.ru



Предварительный просмотр:

Решение задач по химии

повышенного уровня сложности

(35 ч)

Пояснительная записка

      Введение в российских школах предпрофильного и профильного обучения позволяет учащимся глубже и полнее изучать интересующие их предметы. Желающие расширить свои знания и умения в области химии имеют возможность научиться решать сложные химические задачи. Элективный курс «Решение задач повышенного уровня сложности» предназначен для учащихся 11 класса и имеет предметно-ориентированный характер.

      Решение задач играет в химическом образовании важную роль, так как это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение учебного материала и вырабатывается умение самостоятельно применять приобретенные знания.

       Данный элективный курс представляется актуальным, так как не только расширяет возможность совершенствования умений учащихся решать расчетные задачи, знакомит с различными способами их решения, но и углубляет знания учащихся.

       Сокращение часов в учебной программе приводит к тому, что у многих учащихся не вырабатывается понимание определенной системы задач, и они представляются им бесформенным скоплением различных типов задач, не связанных друг с другом.

        Только планомерная, вдумчивая и добросовестная учеба в школе позволит выпускнику хорошо подготовиться к участию в ЕГЭ и успешно решить проблему при переходе на более высокий уровень обучения в вуз. Материал элективного курса будет способствовать повышению качества обучения выпускников по предмету.

       Цели курса: 

  • расширение знаний учащихся о способах решения расчетных задач,
  • формирование умений рационально решать задачи,
  • составлять и применять алгоритмы при рении,
  • устранение пробелов в знаниях,
  • профессиональная ориентация школьников;
  • способствовать углублению действенных знаний по химии,
  • развивать умение самостоятельно их применять.

       Задачи курса:

  • воспитывать трудолюбие и целеустремленность,
  • показать связь обучения с жизнью, формировать научное мировоззрение,
  • развивать логическое и творческое мышление,
  • умение находить нестандартный подход к решению  задачи и выбирать рациональный способ решения,
  • умения правильно оформлять решение задачи,
  • применять физические величины, единицы интернациональной системы и справочную информацию.

Содержание программы

       Введение (1 ч).

       Роль количественных измерений в открытии и становлении основных законов химии. Задача -  частный случай применения теоретических знаний. Решение конкурсной задачи. Записи учащихся на занятиях элективного курса (их ведение – один из видов самостоятельной работы; записи делаются без черновиков, учащиеся ведут две тетради – в одной делают записи рассматриваемых на занятии и дома теоретических вопросов, а во второй – решают задачи).

     

      Тема 1. Структура химической задачи (4 ч).

      Две стороны химической задачи. Анализ задачи, выделение химической и математической частей, способы задания условий: неполные, лишние и неопределенные математические данные задачи.

     Понятие о взаимно обратных задачах. Обратная задача и ее составление. Составление простых и сложных задач по химическим формулам веществ.

     Структура задач по уравнениям химических реакций. Их составление. Сложные задачи, использование комбинированных знаний из разных разделов химии и других предметов. Оригинальность вопроса нестандартных задач, наличие неопределенности, исторических сведений, включение разнообразных названий веществ. Занимательные задачи. Тривиальная и современная номенклатура химических соединений.

       Конкурс составленных  задач. Турнир «Кто лучше?».

       Тема 2. Ход решения химической задачи (5 ч).

    Процесс решения расчетной задачи. Последовательность  действий при решении. Работа над содержанием задачи: выяснение химической сущности, анализ данных величин и их соотнесение с неизвестными, умение выдвигать рабочие гипотезы, догадки и поиск путей их подтверждения или опровержения. Пути анализа: синтетический, аналитический, графический.

    Решение задач-рассказов, задач-рисунков, занимательных задач-опытов.

     Тема 3. Способы логических рассуждений при расчетных (4 ч).

Способы вычислений на основе знания химии и физики. Соотношение величин, характеризующих вещество, в соединении и при химической реакции. Использование величины №количество вещества» и ее единицы «моль» расчет радиусов, объемов атомов и молекул с использованием понятия «моль». Решение задач этими способы. Турнир «Кто быстрее решит задачу».

     Способы, основанные на знаниях математики. Сравнение величин. Использование способов сравнения при устном счете. Составление пропорций. Ошибки при решении задач данным способом. Приведение к единице как способ рассуждений для гуманитариев. Причины нерациональности данного способа. Использование коэффициента пропорциональности при расчетах по формулам и уравнениям реакций.

    Способы вывода математических формул. Вывод алгебраических формул и расчет по ним массовых долей элемента в веществе, растворенного вещества в растворе и чистого вещества и смеси. Формула вычисления массы или объема вещества по уравнению реакции.

   Задачи на растворимость веществ, смеси компонентов и вывод формул соединений.

     

     Тема 4. вопросы, выходящие за рамки школьной программы (5 ч).

Понятие о химическом эквиваленте. История развития этого понятия в химии. Практическое определение малярной массы эквивалента простого вещества. Современное определение эквивалента. Эквиваленты оксидов, оснований, кислот и солей. Эквиваленты в ОВР. Закон эквивалентов. Решение задач по химическим формулам и уравнениям реакций с его использованием.

       Задачи на применение закона Гесса, энергии химических связей, постоянных термодинамических величин (теплота образования вещества, удельная теплоемкость вещества, тепловой эффект реакции). Энтальпия, энтропия и свободная энергия Гиббса. Решение задач с использованием этих величин.

 

      Тема 5. Решение качественных задач (5 ч).

     Разнообразие качественных задач, ход их решения. Аналитико-синтетический подход к анализу задачи. Разнообразны методические приемы решения задач аналитического характера. Составление плана решения в виде схемы или таблицы. Построение матричной таблицы и аналогичной таблицы для занесения в нее результатов экспериментального решения. Сравнение этих таблиц и вывод из него.

     Применение полумикрометода при проведении эксперимента. Отработка умения брать пробы для анализа.

     Методические подходы к решению задач на превращение веществ, их получение,  разделение веществ или очистку смеси от посторонней примеси. Задачи по наблюдению химических явлений. Конструирование приборов и их применение. Качественные реакции на катионы и анионы.

    Тема 6. Задачи на растворы (5 ч).

       Растворимость, кривые растворимости. Различные способы решения задач на растворимость. Растворимость кристаллогидратов и их осаждение из насыщенных растворов. Задачи с использованием сведений о растворимости кристаллогидратов или связанные с их получением. Задачи на вычисление массовой доли растворенного вещества при растворении кристаллогидратов и обратные задачи. Сравнение понятий «растворимость» и «массовая доля растворенного вещества в растворе». Правило смешения и алгебраический способ решения задач на смешивание растворов.

       Понятие концентрации раствора. Молярная концентрация и молярная концентрация эквивалента, сравнение этих понятий. Приготовление растворов указанных концентраций. Решение олимпиадных задач с применением разнообразных способов выражения содержания растворенного вещества в растворах. Переход от одной концентрации к другой.

    Тема 7. Задачи повышенной сложности (6 ч).

      Построение усложненной задачи, анализ наличия усложнения базовой задачи. Решение конкурсных задач. Решение задач на вычисление компонентов в смеси. Вывод уравнений с одним, двумя и тремя неизвестными, решение задачи в общем виде и вывод формулы для ЭВМ. Развитие логического мышления в ходе решения усложненных задач. Обсуждение составленных текстов комбинированных задач и способов их рационального решения.

                                                     Тематический план

                №

Тема занятия

Кол-во

Часов

1

Введение

1

Структура химической задачи   2-5

4

2

 Понятие о взаимно обратных задачах. Обратная задача и ее составление. Составление простых и сложных задач по химическим формулам веществ

1

3

Структура задач по уравнениям химических реакций. Их составление. Сложные задачи, использование комбинированных знаний их разных разделов химии и других предметов. Оригинальность вопроса  нестандартных задач, наличие неопределенности, исторических сведений, включение разнообразных названий веществ

1

4

Занимательные задачи

1

5

Тривиальная и современная номенклатура химических соединений. Конкурс составленных задач. Турнир «Кто лучше?».

1

Ход решения химической задач   6-10

5

6-7

Процесс решение расчетной задачи. Последовательность действий при решении. Работа над содержанием задачи: выяснение химической сущности, анализ данных величин и их соотнесение с неизвестными, умение выдвигать рабочие гипотезы, догадки и поиск путей их подтверждения или опровержения

2

8

Пути анализа: синтетический, аналитический, графический.

1

9-10

Решение задач-рассказов, задач-рисунков, занимательных задач-опытов.

2

Способы логических рассуждений при расчетах  11-14

4

11

Способы вычислений на основе знания химии и физики. Соотношение величин, характеризующих вещество, в соединении и при химической реакции. Использование величины «количество вещество» и ее единицы «моль». Расчет радиусов, объемов, атомов и молекул с использованием понятия «моль». Решение задач этими способами. Турнир «Кто быстрее решит задачу».

1

12

Способы, основанные на знаниях математики. Сравнение величин. Использование способов сравнения при устном счете. Составление пропорций. Ошибки при решении задач данным способом. Приведение к единице как способ рассуждений для гуманитариев. Причины нерациональности данного способа. Использование коэффициента пропорциональности при расчетах по формулам и уравнениям реакций.

1

13

Способы вывода математических формул. Вывод алгебраических формул и расчет по ним массовых долей элемента в веществе, растворенного вещества в растворе и чистого вещества в смеси. Формула вычисления массы или объема вещества по уравнению реакции.

1

14

Задачи на растворимость веществ, смеси компонентов и вывод формул соединений.

1

Вопросы, выходящие за рамки школьной программы  15-19

5

15

Понятие о химическом эквиваленте. История развития этого понятия в химии. Практическое определение молярной массы эквивалента простого вещества. Современное определение эквивалента.

1

16

Эквиваленты оксидов, оснований, кислот и солей. Эквиваленты в окислительно-восстановительных реакциях. Закон эквивалентов

1

17-18

Решение задач по химическим формулам и уравнениям реакций с его использованием

2

19

Задачи на применение закона Гесса, энергии химических связей, постоянных термодинамических величин (теплота образования вещества, удельная теплоемкость вещества, тепловой эффект реакции). Энтальпия, энтропия и свободная энергия Гиббса. Решение задач с использованием этих величин

1

Решение качественных задач  20-24 

5

20-21

Разнообразие качественных задач, ход их решения. Аналитико-синтетический подход к анализу задачи. Разнообразные методические приемы решения задач аналитического характера. Составление плана решения в виде схемы или таблицы. Построение матричной таблицы и аналогичной таблицы для занесения в нее результатов экспериментального решения. Сравнение этих таблиц и вывод из него

2

22

Применение полумикрометода при проведении эксперимента. Отработка умения брать пробы для анализа

1

23

Методические подходы к решению задач на превращение веществ, их получение, разделение веществ или очистку смеси от посторонней примеси. Задачи по наблюдению химических явлений. Конструирование приборов и их применение

1

24

Качественные реакции на катионы и анионы

1

Задачи на растворы 25-29

5

25

Растворимость, кривые растворимости. Различные способы решения задач на растворимость. Растворимость кристаллогидратов и их осаждение из насыщенных растворов. Задачи с использованием сведений о растворимости кристаллогидратов или связанные с их получением. Задачи на вычисление массовой доли растворенного вещества при растворении кристаллогидратов и обратные задачи. Сравнение понятий «растворимость» и «массовая доля растворенного вещества в растворе

1

26-27

Правило смещения и алгебраический способ решения задач на смешивание растворов

2

28-29

Понятие концентрации раствора. Молярная концентрация и молярная концентрация эквивалента, сравнение этих понятий. Приготовление растворов указанных концентраций. Решение олимпиадных  задач с применением разнообразных способов выражения содержания растворенного вщества в растворах. Переход от одной концентрации к другой

2

Задачи повышенной сложности   30-35

6

30

Построение усложненной задачи, анализ наличия базовой задачи.

1

31-32

Решение конкурсных задач. Решение задач на вычисление компонентов в смеси. Вывод уравнений с одним, двумя и тремя неизвестными, решение задачи в общем виде и вывод формулы для ЭВМ.

2

33

Развитие логического мышления в ходе решения усложненных задач

1

34-35

Обсуждение составленных текстов комбинированных задач и способов их рационального решения.

2

                                               

Литература для учащихся

          Адамович Т.П. Сборник упражнений и усложненных задач с решениями по химии. – Минск: вышэйшая шк., 1973.

          Вольеров Г.Б. Олимпиады юных химиков в Польской Народной Республике //  Химия и жижнь. – 1966. - №3

          Глинка Н.Л. Задачи и упражнения по общей химии: Учеб. Пособие для вузов. – Л.: Химия, 1985.

          Глинка Н.Л. Общая химия: Учеб. пособие для вузов. – Л.: химия, 1985.

          Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Химия: для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учеб. Пособие. – М.:Дрофа, 1995.

          Польские химические олимпиады: Сборник задач. – М.: Мир, 1980.

          Сорокин В.В., Загорский В.В., Свитанько И.В. Задачи химических олимпиад. – М.: Изд-во МГУ, 1989.

           Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Задачи по химии для поступающих в вузы: Учеб. Пособие. – М.: Высшая школа, 1993.

           Хомченко И.Г. Общая химия. – М.: Химия, 1987.

Литература для учителя

            Васильева С.И. Эквивалент и его применение для оптимизации химических расчетов // Химия в школе. – 2000. - №7.

            Гтманова А.Д. Учебник по логике. –М.:Владос, 1995.

            Ерыгин Д.П., Шишкин Е.А. Методика решения задач по химии. – М.: Просвещение, 1989.

            Количественные опыты по химии: Пособие для учащихся . – М.: Просвещение, 1972.

            Кузнецов В.И. Общая химия: тенденции развития. – М.: Высшая школа, 1989.

            Медвинский А.А.  О степени окисления и окислительно-восстановительных реакциях //  Химия в школе. – 1989. - №6

             Незаментимова Л.Е., Гомза Т.В., Гончаренко Г.М. К методике формирования понятия «эквивалент»  / / Химия в школе. – 1995. - №1

             Шишкин Е.А. Обобщение знаний по решению расчетных задач: Учеб. пособие для студ. хим. спец. педвузов и учителей химии. – Киров: изд-во ВГПУ, 1997. 

            Шишкин Е.А. Пути решения расчетной задачи / / Химия в школе. – 2005. - №4.

            Шишкин Е.А. Учись решать задачи на вычисление компонентов в смеси. – Киров, 2000

            Шишкин Е.А. Обобщение в процессе  решения задач // Химия в школе. – 2000. - №5.

              

           

             

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа спецкурса « Решение задач повышенного уровня сложности» для учащихся 9 класса. Подготовка к ЕГЭ» (68 часов)

Решение задач занимает в химическом образовании важнейшее место, т.к это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение м...

Вес и невесомость.Решение качественных задач повышенного уровня сложности.

Презентация содержит качественные задачи на углубление знаний учащихся 9 – 10 классов по теме:  Вес тела. Невесомость...

Программа курса по математике "Решение математических задач повышенного уровня сложности"

Программа и рабочая программа курса по маетматике для обучающихся 11 класса...

Методика решения задач повышенного уровня сложности по планиметрии (на примере №18 - С4 ЕГЭ)"

Материал предназначен для оказания практической помощи учителям математики в решении геометрических задач повышенного уровня сложности и для обмена педагогическим опытом....

Дополнительная образовательная программа «Решение задач повышенного уровня сложности» научного общества учащихся ( секция химии)

Дополнительная образовательная программа «Решение задач повышенного уровня сложности» научного общества учащихся для учащихся 10 -11 классов , рассчитана на 1 год обучения ...

Конспект открытого занятия курса внеурочной деятельности ««Решение задач повышенного уровня сложности»» по теме «Решение задач на работу»

Задачи повышенного уровня сложности традиционно представлены во второй части модуля «Алгебра» на государственной аттестации по математике. Задачи на совместную работу являются наиболее сложными для п...