Дополнительная образовательная программа «Решение задач повышенного уровня сложности» научного общества учащихся ( секция химии)
рабочая программа по химии (10 класс) на тему

Дополнительная образовательная программа «Решение задач повышенного уровня сложности» научного общества учащихся для учащихся 10 -11 классов , рассчитана на 1 год обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дополнительная образовательная программа

«Решение задач повышенного уровня сложности»

 научного общества учащихся

( секция химии)

 Стрижова И.А.,

учитель химии

 высшей категории

г. Новотроицк

2015

Пояснительная записка.

Программа курса разработана для учащихся старших классов ( 10-11 класс) и рассчитана на учащихся, имеющих хороший уровень химической подготовки, проявляющих интерес к химии и способствует развитию мышления, творческих способностей, продолжению химического образования, профессиональному самоопределению учащихся.

Современные психолого-педагогические требования к процессу усвоения химии отводят важную роль формированию практических навыков использования знаний.

Важное место в процессе  обучении химии занимает решение задач, так как это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более полное и глубокое усвоение учебного материала по химии и вырабатывается умение самостоятельного применения приобретенных знаний. В процессе решения задач совершенствуются и закрепляются знания учащихся о веществах и их свойствах, осуществляется связь теории с практикой, воспитывается трудолюбие, самостоятельность и целеустремленность, формируются рациональные приемы мышления. Умение решать задачи по химии является одним из  критериев творческого усвоения предмета.  Проанализировав программы и учебники по химии, можно сделать вывод, что ни в одной из них на обучение решению задач не выделено достаточное количество  времени. В школьных учебниках практически отсутствуют примеры решения задач или эти примеры даны в слишком малом количестве и  не очень доступны для понимания. В то же время на вступительных экзаменах в вузы и на государственном экзамене в форме ЕГЭ всегда предлагаются задачи, прежде всего расчетные. На формирование умений решать расчетные задачи необходимо больше времени. Поэтому  для учащихся, собирающихся продолжать обучение в вузах соответствующего профиля, научное общество по химии является источником дополнительных знаний. Одной из задач научного общества по химии является подготовка учащихся к участию в олимпиадах разного уровня. В процессе деятельности на занятиях включаются задания и упражнения на развитие мышления, индукции и дедукции, обобщения и конкретизации, анализа и синтеза.

На занятиях научного общества предусмотрено решение задач повышенной сложности, которые  включают различные сочетания теоретического материала, являющегося основой различных видов задач, предусмотренных программой. Решение таких задач  требует умения логически связывать воедино отдельные химические явления и факты, предусматривает знание не только химических, но и физических свойств веществ, вызывает необходимость использовать знания, как нескольких разделов химии, так и общих положений физики и математики; стимулирует более углубленное изучение теоретических вопросов и практических знаний химии.

Школьники, обучаясь в научном обществе, занимаются исследовательской деятельностью, участвуют в работе курсов по подготовке к поступлению в ВУЗы. Исследовательская деятельность может послужить отправной точкой к возникновению интереса  к химической науке.

Нестандартные ситуации исследования активизируют деятельность учащихся, делают восприятие научной информации более целостным, эмоциональным, творческим. Те знания, которые добыты исследовательским путем, становятся прочно усвоенными и осознанными, образующими научную картину мира в сознании. Исследовательская деятельность ставит учащегося в ситуацию, когда он вынужден самоопределяться, проектировать собственную исследовательскую деятельность, продумывать и организовывать условия ее осуществления, что способствует культурному самоопределению, самоидентификации учащегося. Впоследствии приобретенный опыт он переносит на свои поступки в обыденной жизни.  Предлагаемый курс имеет прикладное и общеобразовательное значение.

Цели:

  1. Обеспечение более полного и глубокого усвоения учебного материала по химии.
  2. Обучение учащихся методам, принципам, способам научного исследования, основам профессионального знания и научного познания.
  3. Развитие личности.

Задачи:

  1. Предоставление  учащимся возможности реализовать интерес к химии  и применить знания в процессе решения задач, проектно-исследовательской деятельности.
  2. Формирование умений и навыков решения задач разных  типов.
  3. Участие  в предметных олимпиадах, конкурсах, научных конференциях.
  4. Расширение кругозора учащихся.
  5. Развитие познавательного интереса, мыслительных процессов, склонностей и способностей учащихся, умения самостоятельно добывать знания.
  6. Развитие самостоятельности и творчества.
  7. Развитие навыков коммуникативного общения при групповых формах работы.
  8. Создание условий для творческой самореализации личности ребенка.
  9. Подготовка к сдаче экзамена по химии в форме ЕГЭ и в традиционной форме.
  10. Профессиональная ориентация учащихся.

Формы организации учебного процесса:

  1. Работа в группе, созданной для решения конкретной задачи и самостоятельная работа при решении задач.
  2. Индивидуальные консультации.
  3. Самостоятельная организация деятельности при выполнении    исследовательских работ.
  4. Использование компьютерных технологий при оформлении и презентации проекта.
  5. Участие в дискуссиях.
  6. Выполнение заданий подготовительных курсов МГУ, МХТИ им. Д. И.  Менделеева, МИТХТ им. М. В. Ломоносова, МИСИС и др.

На занятиях применяются коллективные и индивидуальные формы работы: постановка, решение и обсуждение  задач, подготовка к олимпиаде, подбор и составление задач на тему и т. д.   При проведении занятий по решению задач необходимо учитывать, что подготовленность к этому типу работы учащихся разных групп оказывается существенно различной.  Часто применяемый вариант учета индивидуальных особенностей учеников заключается в подборе различных задач для отдельных групп учащихся в соответствии с их подготовленностью. Недостатком этого варианта является то, что в некоторой мере он способствует сохранению начальных различий в умениях школьников решать  задачи.

  Предпочтительной во многих отношениях является такая форма проведения занятия, при которой все учащиеся одной группы решают одни и те же задачи.   При этом они ставятся в равные условия, и предварительная оценка учителем способностей учеников не влияет на их результаты. Чтобы занятие такого типа было полезным для всех участников курса, отбираемые для решения задачи должны быть новыми для всех, а по уровню сложности - рассчитанными на более сильных учащихся. После некоторого времени, предоставленного ребятам на обдумывание, к доске вызывается один из учеников, уже решивших задачу или представляющих путь ее решения.

  Коллективный анализ содержания задачи и возможных путей ее решения способствует более быстрому формированию навыков самостоятельного решения  задач у всех участников группы.

   Этот уровень познавательной активности школьников можно назвать репродуктивно-подражательным,   при   помощи   которого   опыт   деятельности   накапливается   через приближение   к   опыту   другого.

   Для   накопления   опыта   творческой   деятельности необходимо развитие творческой активности. Основные процессуальные характеристики этого опыта: самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию, способность использовать эти знания для поиска решения;

-  видение новой проблемы в знакомой ситуации;

-  видение новой функции объекта;

-  самостоятельное  комбинирование известных способов деятельности в новой ситуации;

-  оперативность мышления, видение различных способов решения данной проблемы;

-  нахождение принципиально нового способа решения, не являющегося комбинацией известных способов.

  Нахождение такого способа решения задачи на первых этапах часто протекает интуитивно, в форме «озарения», «вдохновения», на последующих этапах - в форме применения последовательной системы логических операций.

  Большой вклад в формирование творческой активности вносят экспериментальные задачи. Этим термином обычно обозначается задание, решение которого может быть найдено только после выполнения самостоятельного химического эксперимента или лабораторного исследования.

 Очень важно найти такой вариант экспериментального задания, в котором поставленная задача находила бы эмоциональный отклик в душе школьника.

Приблизиться к уровню современной химии невозможно, не имея прочных знаний ее законов, элементарных сведений о методах  исследований и умений применять их на практике.

Курс рассчитан на 297 часов. Из них:

- групповые занятия – 99 ч,

- индивидуальная работа с учащимися с целью руководства проектно-исследовательской деятельностью – 62 ч,

- индивидуальная работа с учащимися с целью подготовки к олимпиадам – 70 ч,

- самоподготовка учителя – 66 ч.

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА.

  1. Основные  понятия и законы химии  (18 ч)
  1. Задачи с использованием первоначальных химических понятий.
  2. Задачи на вывод формул неорганических и органических веществ.
  3. Задачи на определение неизвестного химического  элемента.
  4. Задачи с использованием относительной плотности смеси газов.
  1. Растворы. Кристаллогидраты.  (15 ч)
  1. Способы выражения концентрации растворов.
  2. Задачи с использованием кристаллогидратов.
  3. Задачи  на смешивание и разбавление растворов.
  1. Окислительно-восстановительные реакции. (24 ч)
  1. Электрохимический ряд напряжений металлов.
  2. Метод электронного баланса. Метод полуреакций.
  3. Особенности свойств кислот-окислителей.
  4. Задачи, если в раствор погружена пластинка.
  5. Электролиз растворов и расплавов электролитов.
  6. Задачи с применением законов электролиза.
  1. Распознавание и получение веществ. (15 ч)
  1. Качественные реакции на неорганические вещества.
  2. Качественные реакции на органические вещества.
  3. Тривиальные названия веществ.
  4. Способы получения неорганических веществ.
  5. Способы получения органических веществ.
  1. Термохимия. Термодинамика. (9 ч)
  1. Расчеты, связанные с использованием термохимических уравнений реакции

                  2. Химическая кинетика. Решение задач на скорость химической                         реакции

3. Направление протекания реакций.

VI.       D- металлы. ( 9 ч)

               1.  Особенности соединений переходных металлов.

               2. Комплексные соединения.

VII.      Генетическая связь между классами веществ. ( 9 ч)

  1. Генетическая связь между классами органических веществ.
  2. Генетическая связь между классами неорганических веществ.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН   (99 ч)

№ зан.

Тема

Кол-во

часов

(всего)

Из них: теория

Практика

Основные  понятия и законы химии  (18 ч)

1

1

Решение задач с использованием первоначальных химических понятий

3

1

2

2

2

Решение задач на вывод формул  органических и неорганических веществ

6

2

4

3

3

Решение задач на определение неизвестного химического элемента

6

1

5

4

4

Решение задач с использованием относительной плотности смеси газов

3

-

3

Растворы. Кристаллогидраты

  (15 ч)

5

1

Способы выражения концентрации растворов

3

1

2

6

2

Решение задач на смешивание и разбавление растворов

6

-

6

7

3

Решение задач с использованием кристаллогидратов

6

-

6

Окислительно-восстановительные реакции    (24 ч)

8

1

Электрохимический ряд напряжения металлов

3

1

2

9

2

Окислительно-восстановительные реакции. Метод электронного баланса. Метод полуреакций.

6

2

4

10

3

Особенности свойств кислот- окислителей

3

1

2

11

4

Электролиз растворов и расплавов электролитов

3

2

1

12

5

 Решение задач с применением законов электролиза

3

-

3

13

6

Решение задач, если в раствор погружена пластинка

6

-

6

Распознавание и получение веществ (15 ч)

14

1

Качественные реакции на неорганические вещества

3

1

2

15

2

Качественные реакции на органические вещества

3

1

2

16

3

Тривиальные названия веществ

3

3

-

17

4

Способы получения неорганических веществ

3

3

-

18

5

Способы получения органических веществ

3

3

-

Термохимия. Термодинамика   ( 9 ч)

19

1

Расчеты, связанные с использованием термохимических уравнений реакции

3

1

2

20

2

Химическая кинетика. Решение задач на скорость химической реакции

3

1

2

21

3

Направление протекания реакций

3

1

2

D- металлы ( 9 ч)

22

1

Особенности соединений переходных металлов

6

2

4

23

2

Комплексные соединения.

3

1

2

Генетическая связь между классами веществ   ( 9 ч)

24

1

Генетическая связь между классами органических веществ

3

1

2

25

2

Генетическая связь между классами неорганических веществ

6

2

4

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.

В результате изучения данного курса учащиеся должны знать:

- стандартный план решения химической задачи;

- основные и дополнительные методы решения нестандартных задач;

- физико-химические величины и  их единицы;

- формулы, применяемые при решении задач.

Учащиеся должны уметь:

- применять полученные знания при решении задач  различного типа и уровня      сложности;

- осуществлять выбор метода решения задачи и обосновывать его;

- оперировать основными химическими понятиями;

- осуществлять поиск нужной информации, используя разные источники (научно-   популярную, художественную, научную литературу, Интернет и т. п.)

- определять цели, задачи, гипотезу исследования.

В результате обучения в научном обществе химии предполагается участие ее членов в олимпиадах разного уровня, вовлечение ребят в научно-исследовательскую деятельность и выступление на научных конференциях разного уровня с выполненной работой.

Итогом окончания школы и курса обучения в научном обществе является поступление в ВУЗы страны и успешное обучение в них.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ:

1. Ерыгин Д.П., Шишкин Е.А. Методика решения задач по химии. М., Просвещение, 1989г.

2. Ерыгин Д.П., Грабовой Л.К. Задачи и примеры по химии с межпредметным содержание. М., Высшая школа, 1989г.

3. ЕГЭ. Химия: Справочные материалы, контр. Упр. И т.д. / О.Ю.Косова, Л.Л.Егорова. - Челябинск: Взгляд,2004.

4. Квапневский З., Шаршаневич Т. и др. Польские химические олимпиады. М., Мир, 1980г.

5. Кузьменко Н. Е., Еремин В.В., Попков В.А. Начала химии. Современный  курс для поступающих в вузы. - М.:Изд. «Экзамен», 2003

6. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Чуранов С.С., Сборник конкурсных задач по химии. - М.: Экзамен,2002.

7.  Магдесиева Н.Н., Кузьменко Н.Е. Учись решать задачи по химии. Книга для учащихся. М., Просвещение, 1986г.

8. Малякин А.М.Решение задач по химии. - СПб.: Изд. дом «Корвус»,1995.

9. Семенов И.Н. Задачи по химии повышенной сложности для абитуриентов. Ленинград. ЛГУ, 1991г.

10. Свитанько И.В. Нестандартные задачи по химии. Мирос, ТОО Вентана-Граф, 1993г

11. Сорокин В.В., Загорский В.В., Свитанько И.В. Задачи химических олимпиад. М., МГУ, 1989г.

12. Степин Б.Д., Цветков А.А. Неорганическая химия: учеб. Для хим. Вузов. - М.:Высш.шк.,1994.

13. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ. Химия/Рособрнадзор, ИСОП.-М.:Интеллект-Центр,2006.

14. Химия: руководство для подготовки к экзаменам/Р.А.Лидин, В.Б.Маргулис. - М.:ООО» Изд-во АСТ», 2004.

15. Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Задачи  по химии для поступающих в вузы.: М.: Высшая школа, 1994.

16. Общая химия: задачи и упражнения: пособие для учащихся 11 кл. с углубл. Изуч. Химии/О.С.Габриелян, В.Б.Воловик - М.: Просвещение, 2006

17. Учебное электронное издание. Химия. Виртуальная лаборатория.(2004 г.)

18 .Учебное электронное пособие. Самоучитель. Химия для всех-XXI.

19. Учебное электронное пособие Химия (репетитор) +варианты ЕГЭ 2005.

20.  Интернет-ресурсы:

  1. portfolio.1september.ru – сайт фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио».
  2. www.vernadsky.info – сайт конкурса юношеских исследовательских работ имени В.И. Вернадского
  3. www.researcher.ru – Портал развития исследовательской деятельности
  4. www.insh.redu.ru – сайт журнала «Исследовательская работа школьников»
  5. www.news.redu.ru – сайт управления подпиской на новости по развитию исследовательской деятельности учащихся
  6. www.issl.redu.ru – Общероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве»
  7. www.future.redu.ru – сайт Фестиваля наук и искусств «Творческий потенциал России»
  8. www.shop.redu.ru – Интернет-магазин учебной и методической литературы
  9. www.redu.ru – сайт Центра Развития исследовательской деятельности учащихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа спецкурса « Решение задач повышенного уровня сложности» для учащихся 9 класса. Подготовка к ЕГЭ» (68 часов)

Решение задач занимает в химическом образовании важнейшее место, т.к это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение м...

Учебно-методическое пособие. Дополнительная образовательная программа "Решение математических задач повышенной сложности".

Учебно-методическое пособие. Дополнительная образовательная программа "Решение математических задач повышенной сложности". (9 класс)....

Программа элективного курса по химии "Решение задач повышенного уровня "учитель химии МКОУ СОШ № 10 п. Лебединый Алданского района Республика Саха (Якутия) 2011г.

Элективный курс по химии " Решение задач повышенного уровня" разработан  . для 9 класса. Определены цели и задачи курса, подобран основной материал, тематическое планирование....

Дополнительная образовательная программа "Решение задач повышенной сложности по физике"

Программа рассчитана на учащихся, увлеченных физикой и готовящихся поступать в технические ВУЗы. Представлены цели, задачи программы, описаны формы работы с учениками и ожидаемые результаты. представл...

Элективный курс по химии "Решение задач повышенного уровня сложности"

Курс предназначен для 10 профильного класса, рассчитан на 34 часа. В программе курса рассматриваются расчетные и экспериментальные задачи, задания №30-34 из ЕГЭ....

Рабочая программа по дополнительному образованию "Решение задач повышенного уровня сложности"

Рабочая программа  составлена на  60 учебных часов ( 2 часа в неделю), для дополнительного образования по математике в профильном классе. Предназначена для учащихся интересующихся математико...

Рабочая программа спец. курса по физике «Решение задач повышенного уровня сложности» для учащихся 10-11 классов, 64 часа

Предлагаемый курс относится к числу спец. курсов, которые входят в состав естественнонаучного профиля, и реализуется за счет школьного компонента учебного плана. Он служит для внутри профильной специа...