олимпиада по химии (школьный тур)
олимпиадные задания по химии на тему

Для проведения школьного тура олимпиады по химии представлены задания на 45-60 минут и критерии оцентвания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Всероссийская олимпиада школьников по химии

Школьный этап

2015/2016 учебный год

9 класс

Задание 1

Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

      1           2                   3

Сa → СaO → Сa(OH)2 → СaCI2

К уравнению реакции 1 составьте схему электронного баланса. Укажите окислитель и восстановитель.

Уравнение реакции 3 напишите в молекулярном, полном и сокращённом ионном виде.

Задание 2

Решите задачу:

Какая масса осадка образуется при взаимодействии избытка раствора нитрата бария Ba(NO3)2 c 196 г раствора серной кислоты с массовой долей растворённого вещества 5%?

Задание 3

В лаборатории  имеются железо, соляная кислота, едкий натр, карбонат кальция,   оксид меди (II).  Используя эти вещества, а также продукты их взаимодействия, приведите не менее 10  уравнений  реакций получения новых неорганических веществ.

Задание 4

Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции:

        KNO+КI+ HSOI+ NO + КSO + HО

Определите окислитель и восстановитель.

Задание 5

Составьте уравнения реакций, соответствующие описаниям превращений:

  1. Основный оксид+ кислотный оксид = соль
  2. Кислотный оксид + соль = соль + кислотный оксид
  3. Простое вещество+ соль = соль + простое вещество
  4. Соль + основание = основание + соль
  5. Простое вещество + кислотный оксид = кислотный оксид
  6. Кислота + кислотный оксид = кислотный оксид + кислота

Задание 6

Мысленный эксперимент.

В четырех пронумерованных пробирках находятся растворы следующих веществ: хлорида натрия, азотной кислоты, нитрата серебра, фосфата калия. Определите содержимое каждой из пробирок, не пользуясь никакими другими реактивами. Составьте уравнения реакций, выразите сущность этих реакций.

Время выполнения заданий – 45-60 минут. Желаем удачи!



Предварительный просмотр:

Всероссийская олимпиада школьников по химии

Школьный этап

2015/2016 учебный год

10 класс

 

1. Учащимися в процессе исследования свойств раствора выданной соли было проведено два опыта. При проведении первого опыта к раствору соли добавили гидроксид калия и нагрели на спиртовке, в результате чего выделился газ с раздражающим запахом. А ко второй части раствора соли прилили раствор нитрата свинца, в результате чего образовался чёрный осадок.

     Запишите химическую формулу и название выданной соли. Составьте два молекулярных уравнения реакции, соответствующих опытам, проведённым учащимися в процессе исследования соли.

2. Расставьте коэффициенты методом электронного баланса

Cu + HNO → Cu(NO) +NO +HO

Укажите окислитель и восстановитель.

3. Составьте все возможные изомеры вещества СН. Назовите эти вещества.

4. Относительная плотность паров органического соединения по водороду равна 42. При сжигании 7 г этого вещества образуется 22 г углекислого газа и 9 г воды. Выведите молекулярную формулу органического соединения. Составьте структурную формулу вещества. Напишите уравнения реакции горения этого вещества.

5. В сосуде находится смесь метана и ацетилена. Объем кислорода, необходимый для полного сгорания этой смеси, в 2,25 раза больше объема исходной смеси. Рассчитайте состав смеси в объемных процентах.

Время выполнения заданий – 45-60 минут.

Желаем удачи!



Предварительный просмотр:

Всероссийская олимпиада школьников  по химии                                                                    (школьный  этап, 2015/2016 уч. год)  

11 класс

1. Используя метод электронного баланса, расставьте коэффициенты в уравнении реакции:
                             KMnO4 + … = KCl + … + Cl2 + H2O
Укажите окислитель и восстановитель. 

2. Сколько изомеров у C5H12.  Запишите их структурные формулы и дайте каждому веществу название. Какой из этих изомеров имеет наибольшую температуру кипения. Рассчитайте относительную плотность паров этого соединения по воздуху.

3.Определите молекулярную формулу алкена, если известно, что одно и то же количество его, взаимодействуя с различными галогеноводородами, образует, соответственно, или 5,23 г хлорпроизводного, или 8,2 г бромпроизводного. Составьте структурную формулу вещества. Напишите уравнения реакций этого вещества с данными галогеноводородами, используя структурную формулу вещества.

4.

напишите  уравнения  реакций

CH4                      С2Н2                        X1                        CH3  – С                             X2

5. Состав каменного угля одного из месторождений (в массовых долях): C – 82,2%;

         H – 4,6%; S – 1%; N – 1,2%; H2O – 1%; зола 10 %. Определите объём воздуха (н.у.),

 который потребуется для полного сгорания 1 кг такого угля.  

6. Смесь пропана и метиламина общим объемом 11,2 л (н.у.) сожгли в избытке кислорода. Продукты сгорания пропустили через избыток известковой воды. При этом образовалось 80 г осадка. Определите состав исходной смеси газов (в % по объему) и объем воздуха (н.у.), израсходованного на горение.

Время выполнения заданий – 45-60 минут.

Желаем удачи!



Предварительный просмотр:

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

9 класс

       

Задание 1.

Написаны уравнения реакций, соответствующие схеме превращений:

1) 2Сa + O2 → 2СaO                                                                                                 1 балл

2) СaO + H2O → Сa(OH)2                                                                                                                                    1 балл

3) Сa(OH)2 + 2HCI → СaCI2 + 2H2O                                                                      1 балл

К уравнению 1 составлена схема электронного баланса:                                   1 балл

   0                         2+

Сa – 2e → Сa       2  

    0                           2-

O2 + 4e → 2O      1  

     0

Вa – восстановитель

     0

O2 - окислитель

Уравнение 3 написано в молекулярном, полном и сокращённом ионном виде. 1 балл

    2+              -           +             -             2+            -        

Ba + 2OH + 2H + 2CI → Ba + 2CI + 2H2O

    +               -                  

H + OH → H2O

                                                                                                                                     Итого: 5 баллов

Задание 2.                  

1) Составлено уравнение реакции:                                                                                           1 балл

    Ba(NO3)2 + H2SO4 → BaSO4↓ + 2HNO3

2) Рассчитана масса и количество вещества серной кислоты, содержащейся в растворе.  1 балл

    m (H2SO4) = m р-ра •w/100 = 196 • 0, 05 = 9,8 (г)

    n (H2SO4) = m (H2SO4) / M (H2SO4) = 9,8 : 98 = 0,1 (моль)

3) Определена масса вещества, выпавшего в осадок: (1 балл)

     по уравнению реакции: n (H2SO4) = n (BaSO4) = 0,1 (моль)

     m (Ba2SO4) = n (Ba2SO4) • M (BaSO4) = 0,1 • 233 = 23,3 (г)                                                1 балл

                                                                                                                       Итого: 3 балла

Задание 3.

Возможные варианты ответа:

Fe + 2HCl = FeCl2 + H2

HCl + NaOH = NaCl + H2O

2HCl + CaCO3 = CaCl2 + H2O  + CO2

CuO + 2HCl = CuCl2 + H2O

2NaOH + CO2 =  Na2CO3 + H2O;     NaOH + CO2 =  NaНCO3  

CuO + H2 =  Cu + H2O

FeCl2 +  2NaOH = Fe(OH)2 +  2NaCl

3Fe + 4H2O  = Fe3O4 + 4H2

CaCO3 = CaO  +  CO2

CuO + CO2 = CuCO3

Fe3O4 + 8HCl = FeCl2 + 2FeCl3 + 4H2O   и т.д.

При оценивании задания рекомендуется принимать и другие возможные верно составленные  уравнения. За каждое верное написанное уравнение реакции по 1 баллу.

                                                                                                                         Итого: 9 баллов

Задание 4.

Составлен электронный баланс:                                                                                  1 балл

        N+ 1eN

        2I- 2eI

Расставлены коэффициенты в уравнении реакции.                                                   1 балл

2 KNO + 2 KI + 2 HSO= I+ 2NO + 2 KSO + 2 HO

Правильно определены окислитель и восстановитель.                                             1 балл

                                                                                                                                       Итого: 3 балла

Задание 5.

  1. CaO + CO= CaCO
  2. SiO+ CaCO= CaSiO+  CO
  3. CL+ 2NaBr = 2 NaCL + Br или Fe + CuSO = FeSO+ Cu
  4. CuCl+ 2 NaOH = Cu(OH)+ 2NaCl или Ca(OH)+ NaCO= CaCO+ 2NaOH
  5. O+ 2 SO= 2 SO
  6. 6 HNO+ PO=3 NO+ 2 HPO

                                                                                                                         Максимально 6 баллов

Задание 6.

Составим таблицу возможных взаимодействий веществ попарно:

NaCl

HNO

AgNO

KPO

NaCl

-

Без изменений

Осадок белого цвета

Без изменений

HNO

Без изменений

-

Без изменений

Без изменений

AgNO

Осадок белого цвета

Без изменений

-

Осадок желтого цвета

KPO

Без изменений

Без изменений

Осадок желтого цвета

-

Уравнения реакций:

NaCl + AgNO = AgCl + NaNO

KPO + 3 AgNO = AgPO + 3 KNO

По 1 баллу за каждое определенное вещество (4 балла); 2 балла за написание уравнений химических реакций; 2 балла за написание сущности двух реакций.

Итого: 8 баллов

Максимальное количество баллов за работу:  34 баллов, призеры с 17 баллов.

СПАСИБО ЗА РАБОТУ!



Предварительный просмотр:

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ (10 класс)

Задание 1. Записаны химическая формула и название выданной соли:

(NH)S - сульфид аммония                                                   1 балл

Составлены два уравнения реакции:

1)        (NH)S + 2КОН = КS + 2NН+ 2Н0                   1 балл

2)        (NH)S + Рb(N0) = 2NНN0 + РbS |                    1балл

                                                                                              Итого:3 балла

Задание 2.

За уравнение с коэффициентами                                              1 балл

За правильно составленный электронный баланс                  1 балл

За окислитель и восстановитель                                              1 балл

                                                                                               Итого:3 балла

Задание 3.

За каждый правильный изомер с названием по 1 баллу, без названия 0,5 балла.

                                                                                                Максимально 3 балла

Задание 4.

n(C) = 0.5 моль        п(Н) = 1 моль                          наличие кислорода m(0)=0      

простейшая формула 1:2                                      истинная формула СН                         

  1. Определена простейшая формула вещества                                1 балл
  2. Определена молекулярная формула вещества (истинная)         1 балл
  3. Составлена структурная формула вещества                                1 балл
  4. Составлено правильно уравнение реакции горения  вещества  1 балл

                                                                                                    Итого: 4 баллов

Задание 5. Задачу можно решать любым способом.

  1. Составлены уравнения реакций горения метана и ацетилена      1 балл
  2. Определены объемы кислорода для сжигания этих газов: V(О)= 2х л

V(О) = 2,5 (1-х) л                                                                  1 балл

  1. Найден объем кислорода, необходимый для сжигания 1 л смеси

V(О)=2х+2,5(1-х)                                                                     1 балл

  1. Выполнены все вычисления и найден правильный ответ: 50% (по объему) метана и 50% (по объему) ацетилена.                                                              2 балла

                                                                                                  Итого: 5 балла

Максимальное количество баллов  за работу: 18 баллов, призеры с 9 баллов

СПАСИБО ЗА РАБОТУ!



Предварительный просмотр:

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ (11 класс)

Задание 1.

  1. Составлено уравнение реакции с коэффициентами                     1 балл
  2. Составлен правильно электронный баланс                                   1 балл
  3. Определены окислитель и восстановитель                                   1 балл

                                                                                                 Итого: 3 балла

Задание 2.

  1. У пентана температура кипения выше т.к. длина молекулы больше и поэтому межмолекулярных сил так же больше                                     1балл
  2. За каждый изомер и название                                                   1балл (0,5 без названия)                            
  3. Dвоздух = 72/29 = 2,48                                                                  1 балл

                                                                                   Максимально  5 баллов

Задание 3.

1) Записаны уравнения реакций и указано, что количества веществ галогеналканов равны друг другу:

CnH2n + НCl → CnH2n+1Cl

CnH2n + НBr → CnH2n+1Br

n(CnH2n+1Cl) = n(CnH2n+1Br)                                                                 1 балл

2) Решением алгебраического уравнения найдено n

 5,23/(14n+36,5) = 8,2/(14n+81)

n = 3                                                                                                       1 балл

3)найдена молекулярная и структурная формула алкена: С3Н6      1 балл

4) составлены уравнения реакции со структурной формулой         1 балл

                                                                                                    Итого: 4 балла

Задание 4. За каждое верное уравнение реакции по 1 баллу.

                                                                                                    Итого: 4 балла

Задание 5.

  1. В 1 кг угля содержится: m (C) = 0,822 • 1000 = 822 (г); m (H) = 0,046 • 1000 = 46 (г); m (S) = 0,01 • 1000 = 10 (г). Остальные компоненты не горят.             1 балл
  2. Горение углерода С + О2 = СО2   

Горение  водорода   2 Н2 + О2 = 2 Н2О

Горение серы S + O2 = SO2                                                                        1 балл

  1. По уравнению реакции горения углерода находим ν затраченного кислорода

 ν (С) = 822 / 12 = 68,5 (моль);   ν1 (О2) = ν (С) = 68,5 (моль)                                Аналогично  находим ν кислорода, затраченного на горение водорода

 ν (Н2) = 46 ∕ 2 = 23 (моль);    ν2  (О2) = ½ ν (Н2) = 11,5 (моль)                              

ν кислорода, затраченного на горение серы

ν (S) = 10 / 32 = 0,3125 (моль); ν3 (О2) = ν (S) = 0,3125 моль                 1 балл

  1. Общее количество кислорода

ν (О2) = 68,5 + 11,5 + 0,3125 = 80,3125 (моль); V (O2) = 80,3125 • 22,4 = 1799 (л);

V (воздуха) = 1799 /  0,21 = 8566,7 (л)                                                    1 балл

                                                                                                                  Итого: 4 балла                      

                                                                                 

 Задание 6. Задачу решаем любым способом

  1. Составлены правильно 4 уравнения реакций                                    1 балл
  2. Составлено уравнение нахождения массы осадка m =300х+100у=80 г.

                                                                                                                1 балл

  1. Найден состав смеси: 30% пропана, 70% метиламина                     1 балл
  2. Найден объем воздуха: 172,2 л.                                                          1 балл

                                                                                                                 Итого: 4 балла      

Максимальное количество баллов за работу – 24; призеры с 12 баллов.

СПАСИБО ЗА РАБОТУ!

                                                                                                                                                                                             



Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии

2015/2016 учебный год

Форма и порядок проведения школьного этапа всероссийской олимпиады по химии.

  • Форма проведения школьного этапа

Школьный этап олимпиады проводится в муниципальных образовательных учреждениях города Кириши 21 сентября 2015 года по четырем возрастным параллелям (8-11 классы) по олимпиадным заданиям, разработанным предметно-методической комиссией.

В аудиторию категорически не разрешается брать бумагу, справочные материалы, средства сотовой связи.

Проведению теоретического тура должен предшествовать инструктаж участников о правилах участия в олимпиаде. Участник может взять с собой в аудиторию письменные принадлежности, непрограмированный калькулятор, прохладительные напитки в прозрачной упаковке.

  • Порядок регистрации участников

1. Все участники школьного этапа олимпиады проходят в обязательном порядке процедуру регистрации.

2. Регистрация обучающихся для участия в соответствующем этапе олимпиады осуществляется перед началом его проведения.

  • Порядок проведения тура школьного этапа олимпиады

1. В школьном туре олимпиады может участвовать любой желающий из числа обучающихся 8-11 кл.

2. По возможности участники должны сидеть по одному за столом (партой).

3. Вместе с заданиями каждый участник получает необходимую справочную

информацию для их выполнения (периодическую систему Д.И.Менделеева, таблицу растворимости).

4. Во время выполнения задания участник может выходить из аудитории. При этом работа в обязательном порядке остается в аудитории. На ее

обложке делается пометка о времени ухода и прихода учащегося. Учащийся

не может выйти из аудитории с заданием или работой.

5. В помещениях, где проводятся тур школьного этапа олимпиады, должны

быть дежурные (по 1 человеку на аудиторию). Эти дежурные из числа

вспомогательного персонала, например, лаборант по химии.

6. ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНОГО ТУРА ОЛИМПИАДЫ 45-60 МИНУТ.

  • Инструкция для дежурного в аудитории.

После рассадки участников (рассадка участников осуществляется таким

образом, чтобы в аудитории рядом не оказались участники из одной

возрастной параллели):

1) раздать листы – шифры, на которых учащиеся записывают фамилию, имя

и класс, в котором учатся, ФИО учителя химии,

2) раздать бланки ответов (тетрадные листы),

3) проследить за правильным заполнением титульной страницы:

• проставить номер шифра,

• проставить дату проведения олимпиады.

4) раздать задания,

5) записать на доске время начала и окончания школьного тура,

6) по окончании тура каждому участнику раздать решения.

Для нормальной работы участников в помещениях необходимо

обеспечивать комфортные условия: тишину, чистоту, свежий воздух,

достаточную освещенность рабочих мест, температуру 20-220 С, влажность

40-60%.

  • Процедура оценивания выполненных заданий

Оценка работ проводится рабочими группами из членов жюри в составе 2-3

человек. Для каждой возрастной параллели члены жюри заполняют

оценочные ведомости (листы):

Лист проверки обязательного теоретического тура ___________ класс

Шифр             1          2           3              4               5                  6

Итого

  • Процедура разбора заданий и показа работ

1. Основная цель разбора заданий – объяснить участникам олимпиады основные идеи решения каждого из предложенных заданий на туре, возможные способы выполнения заданий, а также продемонстрировать их применение на конкретном задании.

2. Разбор задач заложен в подробных решениях предлагаемых на олимпиаде задач. Основная цель показа работ – ознакомить участников с результатами выполнения их работ, снять возникающие вопросы.

3. Разбор олимпиадных заданий и показ работ проводится после проверки и анализа олимпиадных заданий в отведенное программой проведения соответствующего этапа время.

4. Разбор задач и показ работ может быть объединен.

5. Показ работ проводится в спокойной и доброжелательной обстановке.

6. В ходе разбора заданий представляются наиболее удачные варианты выполнения олимпиадных заданий, анализируются типичные ошибки, допущенные участниками олимпиады.

  • Порядок подведения итогов школьного этапа

1. Победители и призеры соответствующего этапа олимпиады определяются по результатам решения участниками задач тура. Итоговый результат каждого участника подсчитывается как сумма полученных этим участником баллов за решение каждой задачи (задания).

2. Окончательные итоги олимпиады подводятся на последнем заседании жюри.

Документом, фиксирующим итоговые результаты соответствующего этапа олимпиады, является протокол жюри соответствующего этапа, подписанный его председателем, а также всеми членами жюри.

3. Окончательные результаты проверки решений всех участников фиксируются в итоговой таблице (по каждой возрастной параллели), представляющей собой ранжированный список участников, расположенных по мере убывания набранных ими баллов. Участники с одинаковыми баллами располагаются в алфавитном порядке. На основании итоговой

таблицы и в соответствии с квотой, установленной оргкомитетом, жюри определяет победителей и призеров школьного этапа олимпиады.

4. Председатель жюри передает протокол по определению победителей

и призеров в оргкомитет для утверждения списка победителей и призеров школьного этапа олимпиады по химии.

5. Список всех участников соответствующего этапа олимпиады с указанием набранных ими баллов и типом полученного диплома (победителя или призера) заверяется председателем оргкомитета соответствующего этапа олимпиады.

Приложение

ПРОТОКОЛ №

заседания оргкомитета по подведению итогов школьного этапа

Всероссийской олимпиады школьников по химии

от 21 сентября 2015 г.

На заседании присутствовали ____ членов оргкомитета.

Повестка: подведение итогов школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии ; утверждение списка победителей и призеров.

Выступили:

1. Председатель жюри (заслушан доклад по итогам проведения тура школьного этапа олимпиады)

2. Члены оргкомитета

3. Председатель оргкомитета

Голосование членов Оргкомитета:

«за» _____

«против»_____

Решение: утвердить список победителей и призеров школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии (список прилагается).

Председатель оргкомитета                                                              Ф.И.О. Подпись

Секретарь оргкомитета                                                                     Ф.И.О. Подпись

Члены оргкомитета                                                                            Ф.И.О. Подпись

                                                                                                                 Ф.И.О. Подпись

                                                                                                                                                Ф.И.О. Подпись


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьная олимпиада по химии. 8 класс.

Задания и решения для 8 класса....

Олимпиада по химии. Школьный этап в 8-м классе.

Олимпиада по химиишкольный уровеньв 8-м классе@ ГБОУ СОШ №4 п.Алексеевка г.о.КинельПетина Оксана Викторовна...

Всероссийская олимпиада по химии.Школьный тур(с ответами)11 класс.2011 г.

Задания Всероссийской олимпиады школьного тура предназначены для повышения уровня и качества знаний учащихся при подготовке к ЕГЭ....

Задания Всероссийской олимпиады по химии.Школьный тур 10 класс.2011 г.(с ответами)

Задания Всероссийской олимпиады школьного тура предназначены для повышения уровня качества и знаний учащихся 10 класса по химии....

Всероссийская олимпиада по химии.Школьный тур 9 кл.2015 г.

Задания Всероссийской олимпиады по химии школьного тура предназначены для повышения интереса и мотивации обучения у учащихся 9-х классов....

олимпиада по химии (школьный тур)

Для проведения школьного тура олимпиады по химии представлены задания на 45-60 минут и критерии оцентвания...