Всероссийская олимпиада по химии.Школьный тур 9 кл.2015 г.
олимпиадные задания по химии (9 класс) на тему

Орлова Надежда Викторовна

Задания Всероссийской олимпиады по химии школьного тура предназначены для повышения интереса и мотивации обучения у учащихся 9-х классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vser.shkol_.tur_._khimiya_9_kl._2011_g_.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Всероссийская олимпиада школьников

I (школьный) этап

Химия 2011 г.

9 класс

Общее время выполнения работы – 2,5 часа.

Задание 1.

Причиной образования смога – опасного для здоровья тумана – считают большое количество выхлопных газов автомобилей при высокой влажности воздуха. В смоге присутствует ядовитый диоксид, в состав которого входит элемент Х. Диоксид получается по реакции монооксида элемента Х с атомарным кислородом, источником которого являются молекулы вещества Y.

  1. Определите элемент Х и формулы монооксида и диоксида элемента Х, вещество Y.
  2. Каким образом образуется атомарный кислород? Под действием чего в атмосфере образуются радикалы?
  3. Напишите два уравнения реакций образования диоксида Х из монооксида.
  4. Рассчитайте скорость реакции образования диоксида Х, если через 5 минут после ее начала концентрация диоксида Х стала равна 0,05 моль/л, а через 20 минут – 0,08 моль/л.

Количество баллов –10

Задание 2.

Сточные воды химического комбината вполне отвечают санитарным нормам по содержанию азотной кислоты (30 мг/л). Объем промышленных стоков, содержащих азотную кислоту, составляет ежесуточно 75 м3.

  1. Рассчитайте массовую долю и молярную концентрацию азотной кислоты в этих стоках (плотность раствора 1 г/мл).
  2. Чему равна кислотность раствора азотной кислоты?
  3. Сколько азотной кислоты уходит в канализацию с комбината ежесуточно?

Какой объем известковой воды, с массовой долей гидроксида кальция 5% (пл. = 1 г/мл), нужно добавить для полной нейтрализации азотной кислоты?

Количество баллов – 10

Задание 3.

Расставьте коэффициенты в схеме:

FeS2 + HNO3 (конц.) → Fe(NO3)3 + H2SO4 + NO + H2O

методом электронного баланса. Укажите процессы окисления и восстановления, назовите окислитель(и) и восстановитель(и).

        Запишите уравнение этого процесса в полной и сокращенной ионной формах.

Количество баллов – 10

Задание 4.

Серебристо-белое легкое простое вещество «А», обладающее хорошей тепло- и электропроводностью, бурно реагирует с темно-фиолетовым простым веществом «В».

После растворения продукта в избытке щелочи и пропускания через образовавшийся раствор газа «С» выпадает белый осадок, растворимый как в кислотах, так и щелочах.

1) Назовите вещества «А», «В» и «С».

            2) Напишите уравнения перечисленных реакций.

Количество баллов – 10

Задание 5.

В пяти пронумерованных пробирках находятся разбавленные растворы веществ: хлорида натрия, гидроксида бария, карбоната натрия, сульфата натрия, азотной кислоты.  

1) Как, не используя дополнительных реагентов, определить, в какой пробирке находится каждое из веществ?

2) Составьте таблицу мысленного эксперимента.

3) Запишите уравнения реакций в молекулярной и ионной формах.

4) Укажите признаки реакций, используя следующие обозначения:

↓ - осадок, ↑ - газ,  ≠ - нет взаимодействия, ± Q – тепловой эффект.

Количество баллов – 10


Всероссийская олимпиада школьников

I (школьный) этап

Химия

9 класс

Критерии проверки 2011 г.

Задание 1.

        Причиной образования смога – опасного для здоровья тумана – считают большое количество выхлопных газов автомобилей при высокой влажности воздуха. В смоге присутствует ядовитый диоксид, в состав которого входит элемент Х. Диоксид получается по реакции монооксида элемента Х с атомарным кислородом, источником которого являются молекулы вещества Y.

  1. Определите элемент Х и формулы монооксида и диоксида элемента Х, вещество Y.
  2. Каким образом образуется атомарный кислород? Под действием чего в атмосфере образуются радикалы?
  3. Напишите два уравнения реакций образования диоксида Х из монооксида.
  4. Рассчитайте скорость реакции образования диоксида Х, если через 5 минут после ее начала концентрация диоксида Х стала равна 0,05 моль/л, а через 20 минут – 0,08 моль/л.

Решение:

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

1) Элемент Х – азот, диоксид – NO2 , монооксид - NO, вещество Y – О3(озон).

      4

2) Уравнение реакции образования атомарного кислорода: О3 = О2 + О

Радикалы образуются под действием ультрафиолетового излучения.            

      0,5

      0,5

3) Уравнения реакций образования диоксида: NO + О = NO2   (1)

  NO + О3 = NO2  + О2   (2)

      2

4) Расчет скорости реакции образования диоксида Х: скорость ν = ∆C /∆τ;

скорость ν = (0,05 – 0,08) : (5 – 20) = 0,002 : 60 = 3,3 · 10-5(моль/л·сек).

      1

      2

Все элементы ответа записаны неверно

      0

Максимальный балл

      10

Задание 2.

        Сточные воды химического комбината вполне отвечают санитарным нормам по содержанию азотной кислоты (30 мг/л). Объем промышленных стоков, содержащих азотную кислоту, составляет ежесуточно 75 м3.

  1. Рассчитайте массовую долю и молярную концентрацию азотной кислоты в этих стоках (плотность раствора 1 г/мл).
  2. Чему равна кислотность раствора азотной кислоты?
  3. Сколько азотной кислоты уходит в канализацию с комбината ежесуточно?
  4. Какой объем известковой воды, с массовой долей гидроксида кальция 5% (плотность = 1 г/мл), нужно добавить для полной нейтрализации азотной кислоты?

Решение:

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

  1. ω(НNO3) = 0,03 г : 1000 г = 3·10-5 или 3·10-3%

С = m / М · V; С = 0,03 г : (63 г/моль · 1 л) = 4,8·10-4 моль/л

       1

       1

2) Кислотность раствора азотной кислоты равна: рН = - lg4,8·10-4 моль/л;

рН = 3,32.

3) Вычислим массу раствора кислоты, которая уходит с комбината ежесуточно: m(р-ра) = 75000 дм3 · 1 кг/дм3 = 75000 кг;

 m(НNO3) = 75000 кг · 3·10-5   = 2,25 кг

       

       2

 

       1

       1      

4) 2HNO3 + Ca(OH)2 = Ca(NO3)2 + 2H2O

n(HNO3) = 2,25 : 63 = 0, 0357 Кмоль; n(Са(ОН)2 = 0,01786 Кмоль

       1

       1

m(Ca(OH)2) = 0,01786 Кмоль · 74 кг/ Кмоль = 1,322 кг.

m(р-ра) = 1,322 кг : 0,05 = 26,433 кг; V(р-ра) = 26,4 л.

       1

       1

Все элементы ответа записаны неверно

       0

Максимальный балл

      10

Задание 3.

Расставьте коэффициенты в схеме

FeS2 + HNO3 (конц.) → Fe(NO3)3 + H2SO4 + NO + H2O

методом электронного баланса. Укажите процессы окисления и восстановления, назовите окислитель(и) и восстановитель(и).

        Запишите уравнение этого процесса в полной и сокращенной ионной формах.

Решение:

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

1-ый способ.

FeS2 –        S

                  / ׀

              Fe ׀

                  \׀

                   S    

 Fe+2S2-1 + HN+5O3 → Fe+3(NO3)3 + H2S+6O4 + N+2O + H2O

   

     1

     1  

Fe+2 - 1е → Fe+3

2S-1 – 14e → 2S+6     – 15e  - окисление

N+5 + 3e → N+2      ׀   +   3e  - восстановление

_____________________________________________________________________

Восстановители: Fe+2, S-1; окислитель: N+5

______________________________________________________________________

FeS2 + 8HNO3 (конц.) → Fe(NO3)3 + 2H2SO4 + 5NO + 2H2O

______________________________________________________________________

FeS2 + 8Н+ + 8NO3 - (конц.) → Fe3+ + 3NO3 - + 4Н+ + 2SO42- + 5NO + 2H2O

______________________________________________________________________

FeS2 + 4Н+ + 5NO3 - (конц.) → Fe3+ + 2SO42- + 5NO + 2H2O

       

     2    

______    

    1

     

    2

    1

 

   2

Все элементы ответа записаны неверно

     0

Максимальный балл

    10

2-ой способ.

Fe+2S2-1 + HN+5O3 → Fe+3(NO3)3 + H2S+6O4 + N+2O + H2O

FeS2 – 15е → Fe3+ + 2S    1  окисление -  

N+5 + 3e → N+2                 5  - восстановление

   

     4

Восстановитель: FeS2 ; окислитель: N+5 или NO3  или НNO3

     1

FeS2 + 8HNO3 (конц.) → Fe(NO3)3 + 2H2SO4 + 5NO + 2H2O

     2

FeS2 + 8Н+ + 8NO3 - (конц.) → Fe3+ + 3NO3 - + 4Н+ + 2SO42- + 5NO + 2H2O

     1

FeS2 + 4Н+ + 5NO3 - (конц.) → Fe3+ + 2SO42- + 5NO + 2H2O

     2

Задание 4.

        Серебристо-белое легкое простое вещество «А», обладающее хорошей тепло- и электропроводностью, бурно реагирует с темно-фиолетовым простым веществом «В».

После растворения продукта в избытке щелочи и пропускания через образовавшийся раствор газа «С» выпадает белый осадок, растворимый как в кислотах, так и щелочах.

1) Назовите вещества «А», «В» и «С».

2) Напишите уравнения перечисленных реакций.

Решение:

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Вещества: «А» - алюминий, «В» - йод, «С» - СО2

      3      

2Al + 3I2 = 2AlI3 ____________________________________________________________________

AlI3 + 3NaOH = Al(OH)3 + 3NaI

AlI3 + 4NaOH(изб.) = Na[Al(OH)4] + 3NaI

____________________________________________________________________

Na[Al(OH)4] + CO2 = NaHCO3 +  Al(OH)3↓  или

2Na[Al(OH)4] + CO2 = Na2CO3 +  2Al(OH)3↓ +Н2О

      1      ________

      2    

______

   

      2

 Al(OH)3 + 3HCl = 2AlCl3 + 3H2O

      1

 Al(OH)3 + NaOH = Na[Al(OH)4]

      1

Все элементы ответа записаны неверно

      0

Максимальный балл

     10

Задание 5.

В пяти пронумерованных пробирках находятся разбавленные растворы веществ: хлорида натрия, гидроксида бария, карбоната натрия, сульфата натрия, азотной кислоты.  

1) Как, не используя дополнительных реагентов, определить, в какой пробирке находится каждое из веществ?

2) Составьте таблицу мысленного эксперимента.

3) Запишите уравнения реакций в молекулярной и ионной формах.

4) Укажите признаки реакций, используя следующие обозначения:

↓ - осадок, ↑ - газ,  ≠ - нет взаимодействия, ± Q – тепловой эффект.

Решение:

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Ba(OH)2 + Na2CO3 = BaCO3↓ + 2NaOH

Ba2+ + CO32- = BaCO3

      1

     0,3  

Ba(OH)2 + Na2SO4 = BaSO4↓ + 2NaOH

Ba2+ + SO42- = BaSO4↓ _____________________________________________________________________

Ba(OH)2 + 2HNO3 = Ba(NO3)2↓ + 2H2O + Q (без указания теплового эффекта -1балл)

2H+ + 2OH- = 2H2O  или  H+ + OH- = H2O

____________________________________________________________________

Na2 CO3 + 2HNO3 = 2NaNO3 +  CO2↑ + H2O  

 CO32- + 2H+ = CO2↑ + Н2О

      1                   0,3

_____

       2

      0,3    

______

      1

      0,3

 BaCO3 + 2HNO3 = Ba(NO3)2 +  CO2↑ + H2O  

 BaCO3 + 2H+ = Ba2+ + CO2↑ + Н2О

      1

     0,3

 BaSO4 + HNO3 ≠

      1

NaСl не вступает во взаимодействие

      0,5

Таблица

Вещества

NaCl

Ba(OH)2

Na2CO3

Na2SO4

HNO3

Итог

NaCl

-

-

-

-

-

-

Ba(OH)2

-

-

Q

Два↓,Q

Na2CO3

-

-

-

↓, ↑

Na2SO4

-

-

-

-

HNO3

-

Q

-

-

Q, ↑

      1

Все элементы ответа записаны неверно

    0

Максимальный балл

    10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Всероссийская олимпиада по химии.Школьный тур(с ответами)11 класс.2011 г.

Задания Всероссийской олимпиады школьного тура предназначены для повышения уровня и качества знаний учащихся при подготовке к ЕГЭ....

Задания Всероссийской олимпиады по химии.Школьный тур 10 класс.2011 г.(с ответами)

Задания Всероссийской олимпиады школьного тура предназначены для повышения уровня качества и знаний учащихся 10 класса по химии....

ОТЧЕТ О ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЕ ШКОЛЬНИКОВ по физической культуре 2014-2015 среди учащихся 5-10 классов ГБОУ Лицей № 1451

ОТЧЕТ О ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЕ ШКОЛЬНИКОВпо физической культуре 2014-2015 среди учащихся 5-10 классовГБОУ  Лицей № 1451В школе обучаются дети с ТНР, но помимо этого эти дети соматически осл...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по обществознанию в 2014/2015 учебном году

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИпо проведению школьного и муниципального этаповвсероссийской олимпиады школьников по обществознаниюв 2014/2015 учебном году...

Методический материал школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по биологии в 2014/2015 учебном году /10-11 классы/

Методический материал школьного этапа  всероссийской олимпиады школьников по биологии, экологии 2020-2021 уч. год. Содержание пакета: комплекты заданий; пустые бланки ответов на задания (матрицы)...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ЗАДАНИЙ ДЛЯ 1 (ШКОЛЬНОГО) ЭТАПА ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ГЕОГРАФИИ в 2014 – 2015 УЧЕБНОМ ГОДУ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИПО СОСТАВЛЕНИЮ ЗАДАНИЙ ДЛЯ  1 (ШКОЛЬНОГО) ЭТАПА ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ГЕОГРАФИИ в 2014 – 2015 УЧЕБНОМ ГОДУСоставлены на основании методических рекомендаци...

Приказ от 16 июня 2015 года для участия в круглом столе "Всероссийская олимпиада школьников по физической культуре 2014-2015 уч.года.От школьного до заключительного этапа"

Приказ от 16 июня 2015 года для участия в круглом столе "Всероссийская олимпиада школьников по физической культуре 2014-2015 уч.года.От школьного до заключительного этапа"...