Главные вкладки

    Методический материал школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по биологии в 2014/2015 учебном году /10-11 классы/
    методическая разработка по биологии (11 класс) по теме

    Коренюгина Лариса Владимировна

    Методический материал школьного этапа  всероссийской олимпиады школьников по биологии в 2014/2015 учебном году. Содержание пакета: комплекты заданий; пустые бланки ответов на задания (матрицы); ответы на задания. Составители учителя биологии МОУ СОШ №1 Варненского муниципального района : Л.В. Коренюгина, Н.Р. Латыпова, Е.О. Медведева

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zadaniya_10_11_2014.docx342.15 КБ
    Microsoft Office document icon matritsa_10_11_2014.doc60.5 КБ
    Microsoft Office document icon otvety_10_11_2014.doc57.5 КБ
    Файл literatura_2014.docx16.27 КБ

    Предварительный просмотр:

    Школьный этап

    всероссийской олимпиады школьников по биологии

    2014-2015 учебный год

    10 - 11 класс

    ЧАСТЬ 1. Задание включает 60 вопросов, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным. Индексы правильных ответов внесите в матрицу.

    1.  Какой метод генетики используют для определения роли факторов среды в формировании фенотипа человека?

    а) генеалогический;

    б) биохимический;

    в) палеонтологический;

    г) близнецовый.

    2.Клетки бактерий, в отличие от растительных клеток, не имеют:

    1. ядра;

    б) вакуолей;

    в) оболочки;

    г) цитоплазмы.

    3.Чтобы  вырастить культуру бактерий сенной палочки, настой сначала кипятят в течение 20-30 минут. Это делают для того, чтобы:

    а) бактерии активнее размножались;

    б) убить всех, кроме сенной палочки, бактерий;

    в) сенная палочка образовала споры;

         г) повысить жизнеспособность сенной палочки.

    4.Плодовые  тела шляпочных грибов служат для:

    а) образования спор;

           б) вегетативного размножения;

    г) накопления питательных веществ;

           д) переживания неблагоприятных условий.

    5. Растения не образуют  микоризы с:

                а) подосиновиком;

    б) подберезовиком;

    в) лисичками;

    г) трутовиками.

    6.Какая механическая ткань представлена на рисунке?

    а) колленхима;

    б) каменистые клетки;

    в) склеренхима;

    г) нет верного ответа.

    7 . Успешность опыления в наименьшей степени определяется биотическими экологическими факторами у:

    а) анемофильных растений;

    б) энтомофильных растений;

    в) орнитофильных растений;

    г) хироптерофильных растений.

    8.Какой участок (зоны) корня изображены под цифрой 3 на данном                                 рисунке?Описание: http://bio.1september.ru/2003/44/7.gif

    а) роста;

    б) деления;

    в) растяжения;

    г) проведения.

    9. Гетероцеркальный хвостовой плавник имеет:

    а) кета;

    б) белуга;

    в) щука;

    г) лещ.

    10. Среди пресмыкающихся барабанная перепонка отсутствует у:

    а) крокодилов;

    б) черепах;

    в) змей;

    г) ящериц.

    11. Только у хордовых имеется стадия эмбрионального развития, отсутствующая у других типов животных, которая называется:

    а) бластула;

    б) гаструла;

    в) морула;

          г) нейрула.

    12.Личинка циклопа называется: 
    а) науплиус;
    б) церкария;
    в) глохидий;
    г) трохофора

    13. Скелетные мышцы человека в ходе онтогенеза развиваются из:

    а) мезодермы;

    б) эктодермы;

    в) энтодермы;

    г) эндодермы.

    14.Что произойдет с кровью человека, переехавшего с морского побережья в горы?

    а) возрастает количество эритроцитов;

    б) возрастает количество тромбоцитов;

    в) уменьшится количество эритроцитов;

    г) изменений не произойдет.

    15. Какие из ниже перечисленных частей тела человека лишены жировых отложений?

    а) губы;

    б) ступни;

    в) оволосененная часть головы;

    г) ушные раковины.


    16.Какие из клеток кожи не способны к делению?

    а) клетки кожных желез;

    б) клетки верхнего слоя эпидермиса;

    в) клетки волосяной луковицы;

    г) клетки глубокого слоя эпидермиса.

    17. Ланцетник относится к систематической группе: 
    а) беспозвоночных;
    б) безжаберных;
    в) бесчерепных;
    г) безногих.

     18. Впервые представление о виде ввел:

    а) Джон Рей в XVII веке;

    б) Карл Линней в XVIII веке;

    в) Чарлз Дарвин в XIX веке;

    г) Н. И. Вавилов в XX веке

    19. Лишним звеном в составе единой трофической цепи является:

    а) дождевой червь;

    б) мятлик;

    в) волк;

    г) овца.

    20. В настоящее время пестициды не рекомендуются для уничтожения вредителей

    сельского хозяйства, потому что они:

    а) очень дорогостоящие;

    б) разрушают структуру почвы;

    в) снижают продукцию агроценоза;

    г) обладают малой избирательностью действия.

    21. Сера содержится в:
    а) белках;
    б) жирах;
    в) углеводах;
    г) нуклеиновых кислотах.

    22.Для решения задач по выявлению сходства и/или различия у объектов исследования применяют метод:

    а) исторический;

                б) описательный;

    в) сравнительный;

    г) экспериментальный.

    23. Разделить клетки или клеточные структуры по их плотности можно с помощью метода:

    а) микроскопии;

    б) хроматографии;  

    в) авторадиографии;

    г) центрифугирования.

    24. Отсутствие у свиного солитера пищеварительной системы является следствием: 
    а) морфофизиологического прогресса;
    б) морфофизиологического регресса;
    в) биологического регресса;
    в) идиоадаптации.

    25. Биотехнология – это направление материального производства, основанное на применении

    а) продуктов биологического  происхождения (торфа, угля, нефти) для приведения в действие машин и механизмов;        

    б) технических средств (машин, механизмов) в животноводстве и растениеводстве;  

    в) живых организмов  и биологических процессов;  

    г) живых организмов в качестве моделей при создании различных сооружений и механизмов.

    26. Из компонентов растительной клетки вирус табачной мозаики поражает:

    а) митохондрии;

    б) хлоропласты;

    в) ядро;

    г) вакуоли.

    27. Из нижеперечисленных химических превращений выделением наименьшего

    количества энергии сопровождается следующее:
    а) АТФ + Н2О  АДФ + Ф;
    б) С
    6Н12О6  2С3Н6О3;
    в) С
    6Н12О6 + 6О2  6СО2 + 6Н2О;
    г) хлорофилл возбужденный
     хлорофилл.

    28.На первой стадии дыхания:

    а) синтезируется 2 молекула АТФ;

    б) синтезируется 36 молекул АТФ;

    в) энергия не выделяется;  

    г) вся выделяющаяся энергия рассеивается в виде тепла.

    29. Третий закон Менделя нарушается при:

    а) тригибридном скрещивании;

    б) взаимодействии неаллельных генов;

    в) если один из генов находится на Х-хромосоме;

    г) сцепленном наследовании.

    30. У  собак  висячее ухо доминирует над стоячим.  При скрещивании двух собак с висячими ушами получили 14 особей с висячими ушами и 4 со стоячими. Генотипы скрещиваемых особей были:
    а) АА х АА;
    б) Аа х АА;
    в) Аа х аа;
    г) Аа х Аа.

    31.  Наличие центриолей и отсутствие клеточной стенки характерно для клеток:

    а) грибов;                 б) бактерий;                 в) растений;                 г) животных.

    32.  Пример маскировки:

    а) сходство в окраске брюшка у мухи – журчалки и осы;

    б) сходство в окраске и форме тела гусеницы  бабочки – пяденицы с сучком;

    в) зелёная окраска певчего кузнечика;

    г) ярко – красная окраска у божьей коровки.

    33. Определите этапы зародышевого развития позвоночных животных:

    а) бластула – дробление – зигота – гаструла – образование органов;

    б) зигота – дробление – бластула – гаструла – закладка органов;

    в) гаструла – дробление – бластула – зигота – образование органов;

    г) зигота – дробление – гаструла – бластула  – образование органов.

    34.Расположите организмы таким образом, чтобы они образовали пищевую цепь:1) яблоневый цветоед; 2) яблоня; 3) мухоловка; 4) сокол:

    а) 1 → 2 → 3 → 4;                                б) 2 → 1 → 4 → 3;

    в) 4 → 3 → 1→ 2;                                г) 2 → 1 → 3 → 4.

    35.Исследование строения нуклеиновых кислот – это изучение организации жизни на … уровне.

    а) молекулярном;                                        б) организменном;

    в) биогеоценотическом;                                г) популяционно – видовом.

    36. К морфологическим адаптациям относятся:

    а) нахождение насекомыми укрытий от врагов;

    б) объединение рыб в стаи;

    в) наличие хитинизированного покрова у членистоногих;

    г) поддержание постоянной температуры тела птицами.

    37. В состав ДНК может входить:

    а) тимин;                                                        б) рибоза;

    в) фруктоза;                                                        г) остаток азотной кислоты.

    38.К результатам эволюции относятся:

    а) естественный отбор;                    в) наследственность;                        

    б) искусственный отбор;                г) многообразие видов.

            

    39. Окраска цветков у ночной красавицы наследуется по промежуточному типу (красные, розовые и белые цветки), а высокий стебель доминирует над карликовым. Признаки наследуются независимо. Сколько процентов потомков от скрещивания двух гетерозиготных высоких растений с розовыми цветками будут иметь розовые цветки и карликовый рост?

    а) 6, 25 %;                        б) 12,5 %;                        в) 25%        ;                г) 37,5 %.

    40. Главный признак, впервые отделивший в ходе эволюции человека от всех остальных приматов:

            а) прямохождение;                    в) использование огня;

            б) трудовая деятельность;        г) членораздельная речь.

    41. Какие органоиды клетки не имеют мембран:

            а) митохондрии;        в) лизосомы;

            б) рибосомы;              г) пластиды.

    42.  Когда определяется пол у человека:

           а) при образовании гамет;           б) при формировании у плода половых органов;

           в) при рождении ребёнка;           г) при образовании зиготы (слиянии гамет).

    43. Появление на Земле процесса фотосинтеза привело:

           а) к возникновению процесса синтеза белков;

           б) возникновению многоклеточных организмов;

           в) накоплению СО2 в атмосфере;

           г) накоплению органических веществ и обогащению атмосферы О2

    44. Что из перечисленного можно считать примером первичной сукцессии?

           а) мхи – лишайники – семенные растения;

           б) лишайники – семенные растения – мхи;

           в) лишайники – мхи – семенные растения;

           г) семенные растения – мхи – лишайники.

    45. Термин «биология» для обозначения науки о живом был предложен:

           а) Карлом Линнеем;                              б) Жоржом Бюффоном;

           в) Жаном Батистом Ламарком;             г) Чарлзом Дарвином.

    46. Главная заслуга в раскрытии движущих сил эволюции принадлежит:

            а) В.И. Вернадскому;               б) Ж.Б. Ламарку;

            в) Ч. Дарвину;                           г) К. Линнею.

    47. Белок родопсин:

           а) хромопротеид, присутствующий в палочках сетчатки глаза;

           б) участвует в фотосинтезе;

           в) участвует в регуляции углеводного обмена;

           г) белок мышц млекопитающих, связывающий кислород.

    48. Из перечисленных животных межвидовыми гибридами являются:Описание: http://www.womaninternet.ru/modules/edcontent2/contp/0/735.jpg

            а) овцебык;     б) гиеновая собака;      в) гаттерия;         г) хонорик.

    49. Растения рода Росянка (Drosera) получает из пойманных                                     насекомых: 
    а) воду, которая необходима для жизненных процессов при                                              произрастании на сухой почве; 
    б) фосфор, который необходим для синтеза белка;

    в) углеводы, так как они не могут образовываться в достаточном количестве при фотосинтезе;

    г) азот, который необходим для синтеза белка;

    50. Возможность развития пресмыкающихся без метаморфоза обусловлено:
    а) большим запасом питательного вещества в яйце;
    б) распространением в тропической зоне;
    в) преимущественно наземным образом жизни;
    г) строением половых желёз.

    51. Щеки млекопитающих образовались как:
    а) приспособление для собирания большого количества пищи;
    б) результат особенностей строения черепа и, в частности, челюстей;
    в) приспособление для сосания;
    г) приспособление для дыхания.

    52. Для осуществления мышечного сокращения необходимо выделение из саркоплазматического ретикулума ионов:
    а) Са2+;
    б) К
    +;
    в) Na
    +;
    г) P
    3+.

    53.  Известно, что концентрация NaCl в физиологическом растворе составляет 0,9%. Структура эритроцитов, помещенных в физиологический раствор не изменяется, а в гипертоническом растворе:
    а) их объем будет увеличиваться вследствие поступления в них воды из плазмы;
    б) их объем останется неизменным, а  содержание в них гемоглобина уменьшится;
    в) их объем уменьшится, т.к. вода будет выходить из клеток в плазму;
    г) эритроциты лопнут.

    54. Многие виды куликов-песочников (морской, белохвостый, короткопалый и др.) имеют широко перекрывающиеся ареалы, обитают в одних местообитаниях и внешне почти не различимы. Однако гибриды практически неизвестны. Межвидовой гибридизации препятствует изоляция:
    а) морфологическая;
    б) этологическая;
    в) хронологическая;
    г) географическая.

    55. Глюкоза не является мономером следующих полимерных молекул:
    а) целлюлозы;        б) хитина;            в) крахмала;           г) гликогена.

    56. Хемотрофное питание характерно для:

    а) животных;       б) водорослей;            в) грибов;               г) бактерий.

    57. Какие из перечисленных групп растений не относятся к высшим:

    а) красные водоросли;         б) мхи;           в) хвощи;         г) голосеменные.

    58. В молекуле ДНК количество нуклеотидов с цитозином составляет 15% от обще­

    го числа. Какой процент нуклеотидов с аденином в этой молекуле?

    а) 15%;

    б) 30%;

    в) 35%;

    г) 85%.

    59. Верны ли следующие суждения о формах естественного отбора?

    А. Возникновение устойчивости к ядохимикатам у насекомых — вредителей сельскохозяйственных растений — пример стабилизирующей формы естественного отбора.

    Б. Движущий отбор способствует увеличению числа особей вида со средним значением признака:

    а) верно только А;

    б) верно только Б;

    в) верны оба суждения;

    г) оба суждения неверны.

    60. Грибы, в отличие от многоклеточных животных:

    а) имеют органы и ткани;

    б) не имеют клеточного строения;

    в) характеризуются ограниченным ростом;

    г) характеризуются неограниченным ростом.

    Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех

    возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное

    количество баллов, которое можно набрать – 30 (по 2 балла за каждое тестовое задание).

    Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице

    ответов.

    1. Паразитические жгутиковые являются возбудителями болезней:

    1) сонная болезнь; 2) холера; 3) лямблиоз; 4) оспа; 5) «кала-азар».

    а) 1, 2, 3;

    б) 1,3, 5;

    в) 2, 3, 4;

    г) 2, 3, 5;

    д) 2, 4, 5.

    2. В процессе редупликации ДНК в ядре:

    1) синтезируется белок; 2)специальный фермент раскручивает ДНК; 3) водородные связи ДНК разрываются; 4) по принципу комплементарности строится новая цепь ДНК; 5) на одной цепи ДНК строится нова цепь .

    а) 1, 2;

    б) 1, 2, 3;

    в) 1, 2, 4;

    г) 2, 3, 4;

    д) 2, 4, 5.

    3. У таракана органы зрения представлены:

    1) четырьмя парами простых глаз; 2) двумя парами простых глаз; 3) только двумя крупными, сложными фасеточными глазами; 4) двумя крупными, сложными фасеточными глазами; 5) тремя простыми глазами.

    а) 1, 4;

    б) 2, 3;

    в) 2, 5;

    г) 3, 4;

    д) 4, 5.

    4. У  взрослых амфибий газообмен может осуществляться через:

    1) лёгкие; 2) жабры; 3) кожу; 4) выросты слизистой

    оболочки в ротовой полости; 5) пилорические выросты в кишечнике.

    а) 1, 2;

    б) 1, 3;

    в) 1, 4;

    г) 1, 5;

    д) 1, 2, 5.

    5. Птенцовыми птицами являются:

    1) голубь; 2) лебедь; 3) гусь; 4)дятел; 5) утка:

    а) 1, 4;

    б) 2, 4;

    в) 2, 5;

    г) 3, 4;

    д) 3, 5.

    6. Трехкамерное сердце встречается у представителей классов

    1) костные рыбы; 2) земноводные, 3) пресмыкающиеся; 4) птицы; 5)

    млекопитающие.

    а) 1, 2;

    б) 1, 2, 3;

    в) 2, 3;

    г) 2, 3, 4;

    д) 3, 4, 5.

    7. Сократительную функцию мышц обеспечивают:

    1) белок актин; 2) белок кератин; 3)белок миозин; 4) белок коллаген; 5) белок протромбин.

    а) 1, 2, 3;

    б) 2, 3, 4;

    в) 2, 3, 5;

    г) 1, 3, 4;

    д) 2, 4, 5.

    8. К приобретенным формам поведения относятся:                                                                                 1)динамический стереотип; 2) рассудочная деятельность; 3) импринтинг; 4) инстинкты;           5) безусловные рефлексы.

    а) только 1, 2;

    б) только 2, 3;

    в) только 1, 3, 4;

    г) только 3, 4, 5;

    д) 1, 2, 4, 5.

    9. В состав внутреннего уха входит:

    1) молоточек; 2) слуховая (евстахиева) труба; 3) полукружные каналы;

    4) барабанная перепонка; 5) улитка.

    а) 1, 2;

    б) 1, 3;

    в) 2, 5;

    г) 1, 3;

    д) 3, 5.

    10. В каменноугольный периоде палеозойской эры появились первые –

    1) динозавры; 2) котилозавры; 3) рептилии; 4) летающие насекомые;

    5) птицы.

    а) 1, 2;

    б) 1, 3;

    в) 2, 3;

    г) 3, 4;

    д) 4, 5.

    11. Эндоплазматическая сеть участвует:

    1)  в синтезе всех белков; 2) в синтезе липидов; 3) в синтезе углеводов; 4) обеззараживает токсичные для организма вещества; 5) во внутриклеточном переваривании.

    а) 1, 2, 3, 4, 5;

    б) 1, 2, 3, 4;

    в) 1, 2, 3;

    г) 1, 2;

    д) 1.

    12. ДНК в клетках эукариот находится в:

    1) цитоплазме, 2) ядре, 3) митохондриях, 4) лизосомах, 5) рибосомах:

    а) 1, 2, 3, 5;

    б) 1, 2, 4;

    в) 2, 3;

    г) 2, 5;

    д) только 2.

    13. Двухмембранные органоиды, это:

    1) митохондрии; 2) пластиды; 3) лизосомы; 4) комплекс Гольджи; 5) эноплазматическая сеть.

    а) 1, 2;

    б) 2, 3;

    в) 1, 5;

    г) 2, 4;

    д) 1, 4, 5.

    14.  Методы генной инженерии позволяют получить:

    1) генетически модифицированные организмы (ГМО); 2) гормон роста; 3) гормон инсулин; 4) клоны разных животных; 5) клоны растений.

    а) 1, 2, 3;

    б) 1, 3, 4;

    в) 2, 4, 5;

    г) 1, 2, 5;

    д) 2, 3, 4, 5.

    15. К безусловным защитным рефлексам относятся: 1) кашель; 2) глазной нистагм; 3) рвота; 4) чихание; 5) глотание.

     а) 3, 4;

    б) 1, 3, 4;

    в) 1, 2;

    г) 2, 3, 4, 5.

     Часть 3. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых

    следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 25 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

    1.  Основная масса мышц у птиц располагается на брюшной стороне.

    2. Регенерация у полипов происходит благодаря делению кожно — мускульных клеток.

    3. Рибосомы образуются путём самосборки.

    4. У мухи дрозофилы Y хромосома не оказывает существенного влияния в определении пола.

    5. В норме слюны у человека выделяется меньше, чем желудочного сока.

    6. Бесполое размножение хламидомонады происходит при наступлении неблагоприятных условий.

    7. Если число хромосом в клетках двух видов организмов одинаково, то можно говорить о том, что у них одинаковый кариотип.

    8. Основу клеточной мембраны составляет слой липидов, обеспечивающий ее избирательную проницаемость.

    9. Конечными продуктами расщепления жиров являются углекислый газ,   вода и мочевина.

    10. Внедрение чужеродной ДНК в клетку не всегда является для нее летальным.

    11. Освоение новых сред обитания организмами не всегда сопровождается повышением уровня их организации.

    12. Во время отдыха количество сахара в крови уменьшается.

    13. В хлоропластах растительных клеток на свету откладывается первичный крахмал.

    14.  Единственная функция клеточной мембраны — поддержание постоянной формы клетки.

    15. Нервная система медузы устроена сложнее, чем у полипов.

    16. Наиболее вероятно, что эволюция покровов у беспозвоночных шла в направлении развития мерцательного эпителия в плоский эпителий.

    17. Популяционные волны  связаны только с колебаниями численности и не оказывают влияния на генофонд.

    18. Все анаэробы — это микроорганизмы, осуществляющие брожение.

    19. В генетическом коде каждому виду аминокислоты соответствует только один триплет (кодон).

    20. Гены парных признаков при дигибридном скрещивании находятся в разных хромосомах.

    21. К группе кожных желез млекопитающих относятся потовые, сальные и молочные.

    22. На больших глубинах в Мировом океане могут существовать только детритные цепи питания.

    23. Пиноцитоз характерен только для животных клеток.

    24. Парасимпатическая нервная система увеличивает секрецию слюны, симпатическая — останавливает.

    25. Количество принесенного гемоглобином кислорода в тканях зависит от интенсивности протекающих в них процессов катаболизма.

         

     Часть 4. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать — 15. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.

    1. (мах 2,5 балла) Установите соответствие между особенностями обмена веществ и организмами, для которых эти особенности характерны.

                Особенности обмена веществ:                                                            Организмы:

    1. Использование энергии солнечного света для синтеза АТФ;               А) Автотрофы;

    2.  Использование энергии, заключенной в пище для синтеза АТФ;         Б) Гетеротрофы.

    3. Использование только готовых органических веществ;

    4. Синтез органических веществ из неорганических веществ;

    5. Выделение кислорода.

    Особенности обмена веществ

    1

    2

    3

    4

    5

    Организмы

     

    2. (мах 3 балла) Соотнесите характеристику мутации (1 — 5) и ее типом (А — В).

                      Характеристика мутации:                                              Типы мутаций:

    1. Произошло включение двух лишних нуклеотидов в                    А) Хромосомная;

    молекулу ДНК;                                                                                      Б) Генная;

    2. Произошло кратное увеличение числа хромосом в                       В) Геномная.

    гаплоидной клетке;

    3. Следствием стало нарушение последовательности

    аминокислот в молекуле белка;

    4. Произошел поворот участка хромосомы на 180°;

    5. Произошло уменьшение числа хромосом в

    соматической клетке;

    6. Произошел обмен участками ДНК у негомологичных

    хромосом.

    Характеристика мутации

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    Организмы

    3. (мах 4 балла) Определите последовательность процессов.

    Установите в какой последовательности происходит процесс репликации ДНК:

    А) Раскручивание спирали ДНК;

    Б) Воздействие фермента дезоксирибонуклеазы на молекулу;

    В) Отделение одной цепи от другой в гене ДНК;

    Г) Присоединение к каждой цепи ДНК комплементарных нуклеотидов;

    Д) Образование двух молекул ДНК из одной.

    4. (мах 3 балла) Установите соответствие между характеристикой молекулы нуклеиновой кислоты и ее видом.

                Характеристика:                                                        Вид нуклеиновой кислоты:

    1) Имеет форму клеверного листа.

    2) Состоит из двух спирально — закрученных                                 А) ДНК;

    цепей.                                                                                                     Б) тРНК.

    3) Доставляет аминокислоты к рибосоме.

    4) Является хранителем наследственной

    информации.

    5) В длину достигает несколько сотен тысяч

     нанометров.

    6) Имеет самые маленькие размеры из нуклеиновых

    кислот.

    Характеристика

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    Вид нуклеиновой кислоты

    5. (мах 2,5 баллов) Соотнесите систематические группы растений (А — Б) с их признаками (1 — 5).

                        Признаки:                                                               Систематическая группа:

    1. Гаметофит раздельнополый;                                                      А) Покрытосеменные;

    2.Гаметофит обоеполый, на нем развиваются                               Б) Папортниковидные.

    и мужские и женские гаметы;

    3. Гаметофит представлен заростком;

    4. Для оплодотворения необходима водная

    среда;

    5. Для оплодотворения не нужна водная среда.

    Признаки

    1

    2

    3

    4

    5

    Систематическая группа



    Предварительный просмотр:

    Фамилия ___________________  ______                                   Шифр _____________

    Имя         ___________________________

    МОУ    ___________________________

    Шифр     ___________________________                                

    МАТРИЦА ОТВЕТОВ

    на задания школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по биологии

    2014 – 2015уч. г.  10-11 класс

    Общая сумма баллов - 128 баллов

    ЗАДАНИЕ 1. [60 баллов] За каждый  правильный ответ ученик получает 1 балл 

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    1-10

    11-20

    21-30

    31-40

    41-50

    51-60

    ЗАДАНИЕ 2. [30 баллов] За каждый  правильный ответ ученик получает 2 балла 

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    13

    14

    15

    1-10

    ЗАДАНИЕ 3. [25 баллов] За каждый  правильный ответ ученик получает  1 балл.

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    прав. "ДА"

    неправ "НЕТ"

    11

    12

    13

    14

    15

    16

    17

    18

    19

    20

    прав. "ДА"

    неправ "НЕТ"

    21

    22

    23

    24

    25

    прав. "ДА"

    неправ "НЕТ"

    ЗАДАНИЕ 4. [13 баллов] За каждое  правильно установленное соответствие-  0,5балла

    1. [2,5  балла]

    1

    2

    3

    4

    5

    2. [3 балла] 

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    3. [2 балла]

    4. [3 балла]

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    5. [2,5 балла]

    1

    2

    3

    4

    5

    Итого  баллов:

    Задания 1

    Задания 2

    Задания 3

    Задание 4

    Итого

                                                                                                              Проверила_______________________ФИО.   Перепроверила___________________ФИО.



    Предварительный просмотр:

    Ответы
    школьного  этапа
    всероссийской олимпиады школьников по биологии

    2013 - 2014уч. год
    10 - 11 классы

    Общая сумма баллов -  128 балла

    ЗАДАНИЕ 1. [60 баллов] За каждый  правильный ответ ученик получает 1 балл 

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    1-10

    г

    а

    б

    а

    г

    а

    а

    в

    б

    в

    11-20

    б

    а

    а

    а

    г

    б

    в

    а

    а

    г

    21-30

    а

    в

    г

    б

    в

    б

    а

    г

    г

    г

    31-40

    г

    б

    б

    г

    а

    в

    а

    г

    б

    б

    41-50

    а

    б

    г

    г

    в

    б

    а

    г

    в

    а

    51-60

    в

    а

    в

    б

    б

    г

    а

    в

    г

    г

    ЗАДАНИЕ 2. [30 баллов] За каждый  правильный ответ ученик получает 2 балла 

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    13

    14

    15

    1-10

    б

    г

    д

    б

    а

    в

    г

    а

    д

    в

    б

    в

    а

    а

    б

    ЗАДАНИЕ 3. [25 баллов] За каждый  правильный ответ ученик получает  1 балл.

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    прав. "ДА"

    Х

    Х

    Х

    Х

    Х

    неправ "НЕТ"

    Х

    Х

    Х

    Х

    Х

    11

    12

    13

    14

    15

    16

    17

    18

    19

    20

    прав. "ДА"

    Х

    Х

    Х

    Х

    Х

    Х

    неправ "НЕТ"

    Х

    Х

    Х

    Х

    21

    22

    23

    24

    25

    прав. "ДА"

    Х

    Х

    неправ "НЕТ"

    Х

    Х

    Х

    ЗАДАНИЕ 4. [13 балла] За каждое  правильно установленное соответствие ученик получает  0,5

    1. [2,5  балла]

    1

    2

    3

    4

    5

    А

    Б

    Б

    А

    А

    2. [3 балла] 

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    А

    В

    А

    Б

    В

    Б

    3. [2 балла]

    А

    В

    Б

    Г

    Д

    4. [3 балла]

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    Б

    А

    Б

    А

    А

    Б

    5. [2,5 балла]

    1

    2

    3

    4

    5

    А

    Б

    Б

    Б

    А



    Предварительный просмотр:

    Источники информации:

    1. Воронина Г.А. Биология. Школьные олимпиады. 6 – 9 класс -2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008. 176 с.;
    2. Биологические олимпиады школьников В.В.Пасечник. Вопросы и ответы –М.: Мнемозма 2012г;
    3. Биология. 8 класс. Тематические тестовые задания для подготовки к ГИА/авт.-сост.;
    4. С.Б. Циклов. – Ярославль: Академия развития, 2010.-192 с.: ил.- (Государственная итоговая аттестация);
    5. Биология. Интерактивные дидактические материалы. 6 – 11 классы. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением / О. Л. Ващенко. – М.: Планета, 2012. – 576с. – (Качество обучения);
    6. Введение в естественно-научные предметы. Природа. Неживая и живая. 5 кл.: рабочая тетрадь / В.М.Пакулова, Н.В. Иванова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013. – 136, [8]с.: ил.;
    7.  Суховат Т. С. Тесты по биологии. 6-11 кл.: Учебно-метод. пособие.-6-е изд.,  стереотип.-М.: Дрофа, 2002-80 с.;
    8. http://www.arkh-edu.ru/upload/iblock/8e9/biologiia-2013.zip;
    9. http://modernlib.ru/books/benuzh_elena/testi_po_biologii_6_klass/read_1;
    10. Информация о Всероссийской олимпиаде школьников http://vos.olimpiada.ru.

           


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Условия и решения заданий олимпиады школьников по физике в 2014 - 2015 учебном году 7 класс

    Условия и решения заданий олимпиады школьников по физике в 2014 - 2015 учебном году 7 класс...

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по обществознанию в 2014/2015 учебном году

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИпо проведению школьного и муниципального этаповвсероссийской олимпиады школьников по обществознаниюв 2014/2015 учебном году...

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ЗАДАНИЙ ДЛЯ 1 (ШКОЛЬНОГО) ЭТАПА ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ГЕОГРАФИИ в 2014 – 2015 УЧЕБНОМ ГОДУ

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИПО СОСТАВЛЕНИЮ ЗАДАНИЙ ДЛЯ  1 (ШКОЛЬНОГО) ЭТАПА ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ГЕОГРАФИИ в 2014 – 2015 УЧЕБНОМ ГОДУСоставлены на основании методических рекомендаци...

    Требования к организации и проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по физике в 2015-2016 учебном году на территории Советского района.

    Требования к организации и проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по физикев 2015-2016 учебном годуна территории Советского района.отредактированные, с учетом требований в...

    Приказ от 16 июня 2015 года для участия в круглом столе "Всероссийская олимпиада школьников по физической культуре 2014-2015 уч.года.От школьного до заключительного этапа"

    Приказ от 16 июня 2015 года для участия в круглом столе "Всероссийская олимпиада школьников по физической культуре 2014-2015 уч.года.От школьного до заключительного этапа"...

    О проведении муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по биологии в 2017-2018 учебном году.УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА СМОЛЕНСКА П Р И К А З от 15.11.2017 №505

    УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА СМОЛЕНСКА  П Р И К А З от 15.11.2017  №505 О проведении  муниципального этапа всероссийской олимпиады школьни...