ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ЗАНЯТИЙ «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО ХИМИИ»
статья по химии (11 класс) на тему

Постникова Любовь Николаевна

В статье рассматривается вопрос о возможности использования информационно-коммуникационных технологий в системе работы «Психологическая подготовка к ЕГЭ по химии», даются практические рекомендации по организации этой работы с родителями и учащимися.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_postnikova.docx26.64 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ЗАНЯТИЙ «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО ХИМИИ»

Постникова Любовь Николаевна

Аннотация

В статье рассматривается вопрос о возможности использования информационно-коммуникационных технологий в системе работы «Психологическая подготовка к ЕГЭ по химии», даются практические рекомендации по организации этой работы с родителями и учащимися.

Ключевые слова

Информационно-коммуникационные технологии, подготовка к ЕГЭ по химии, Интернет-ресурсы для подготовки к ЕГЭ по химии

Актуальность проблемы обусловлена тем, что с 2009 года сдача ГИА-9 и ЕГЭ в форме тестирования является обязательной процедурой для всех выпускников школ России, она обеспечивает объективную оценку результата обучения  по учебным дисциплинам в соответствии с государственным образовательным стандартом.

В связи с изменением формы итоговой аттестации актуальной стала подготовка участников образовательного процесса к прохождению аттестации. Подготовка к итоговой аттестации включает в себя формирование и развитие психологической, педагогической и личностной готовности у всех субъектов образовательного процесса – обучающихся, учителей и родителей. Для родителей можно разместить на сайте памятки, провести информационную работу на родительских собраниях. Для учащихся поместить информацию на сайте, стенде, провести занятия и консультации.

С этой целью на основе программы М. Ю. Чибисовой разработана  система занятий «Психологическая подготовка к ЕГЭ по химии». Эта система работы позволяет учащимся пройти систематическую психологическую подготовку к этим экзаменам. Оптимальной формой фронтальной психологической подготовки выпускников к Единому государственному экзамену являются психолого-педагогические занятия.

«Содержание занятия включает три блока:

  1. Информационный (сведения о процедуре и правилах экзамена, о тех правах, которые есть у выпускников)
  2. Эмоциональный (какие чувства есть или могут быть у выпускников и как к этому относиться)
  3. Поведенческий (отработка желаемого поведения, освоение техник самоконтроля)» [1, с. 43].

В данном занятии принимают участие  ученики выпускного класса. Продолжительность занятия – 40 минут. Работа в мини-группах.

Начинается оно с разогрева. Это короткое динамичное упражнение, задача которого – повысить энергию группы. Затем следует презентация темы, т.е. краткое объяснение того, о чем пойдет речь на занятии и почему это важно. Задача презентации – повысить мотивацию выпускников. Затем происходит информирование: сообщение  необходимых сведений, которые обязательно должны проигрываться, что и происходит в содержательной части (проигрывание). Завершается занятие рефлексией, т.е. осмыслением новых знаний, и пополнением копилки.

Групповое занятиес выпускниками на тему:

«Индивидуальный способ деятельности».

Цель: познакомить выпускников с  возможными  способами деятельности при сдаче ЕГЭ, помочь им выработать индивидуальный стиль.

Ход занятия:

Разминка«А еще я - …».Участники по кругу говорят сначала хорошее качество своего соседа, затем передают ему мячик. Получивший мячик должен сказать: «Да, а еще я - ….» и назвать свое качество, затем похвалить своего соседа и передать мячик следующему участнику. Упражнение способствует повышению самооценки, доверительных отношений между участниками.

Презентация темы.Отличие ЕГЭ от обычного экзамена заключается в том, что при этой форме экзамена  есть разные варианты получения желаемой оценки. Важно решить для себя, на какую оценку претендовать, и в соответствии с этим планировать свои действия.

Информирование. В ЕГЭ  есть разные задания – простые и трудные. Статистика показала, что тестовые задания  предложены с избытком. Решать все задания для поучения наивысшей оценки необязательно. А для получения более низкой оценки достаточно решить еще меньше. При этом не стоит, даже настроившись на «тройку», бросать тест, уходить с экзамена раньше, вдруг, решив еще одно задание, удастся получить оценку  выше ожидаемой.

При этом важно помнить, что для каждого предмета задания имеют разную «стоимость» в баллах. Например: одно задание по математике типа С  дает примерно в 4 раза больше баллов, чем задания типа А.

Важно, что ежегодно, на основе статистики производится калибровка заданий по трудности, и за более трудные задания дается больше баллов.

Оценка в сертификате ЕГЭ тоже зависит от ежегодной статистики. Например, в предыдущем году на «3» достаточно было набрать 36 баллов, а в этом результат может быть как выше, так и ниже, все на ту же «тройку».

Результаты оценки «ЕГЭ» влияют на оценку, идущую в аттестат. В настоящее время действует правило: при расхождении оценки ЕГЭ и годовой в аттестат идет более высокий балл, при расхождении на два балла – средний.

Если разница между отметками больше одного балла – будут считать среднее арифметическое, так что сдавший ЕГЭ на  «5» троечник может получить в аттестат «4».  

Проигрывание.Упражнение «КИМ».

Оборудование:

1. Конверты с листами КИМ (химия) – для всех групп один вариант, а также «стоимость вопроса» и расчетные баллы на «3», «4», «5» по расчетам на 2015 год[2].

2.

Таблица 1 «Стоимость вопроса»

Вопрос №1-26

1 балл

Вопрос № 27 - 35

1 балл, если одна ошибка,

2 балла без ошибок

Вопрос № 36

3 балла

Вопрос № 37

4 балла

Вопрос № 38

5 баллов

Вопрос № 39

4 балла

Вопрос № 40

4 балла

3.

Таблица 2 «Расчетные баллы»

0-35

2

36-55

3

56-72

4

От 72

5

Варианты проведения:участники делятся на мини-группы (по 4 человека) или каждому из участников выдаются контрольно-измерительные материалы (химия).

 Задача для каждой группы: описать «пути» к различным оценкам, т.е. что нужно сделать для получения  «3», «4», или «5» баллов; спланировать примерное время на выполнение каждого задания, при этом  использовать«расчетные баллы»  и «стоимость вопросов» табл. № 1, 2.

Вы, наверное, замечали, что все мы учимся по-разному, у каждого есть свои особенности, свои сильные и слабые стороны. Нам необходимо найти оптимальные способы подготовки к экзамену, организовать свою деятельность так, чтобы сильные стороны стали нашими ресурсами и помогли компенсировать слабые.

  1. Просмотрите все вопросы КИМа.
  2. Вычеркните все те задания, которые абсолютно не знакомы.
  3. Просмотрите оставшиеся вопросы и определите, на какую оценку их будет достаточно.

Вывод. Рефлексия «Ваши впечатления»

  1. Что оказалось трудно, что легко, с какими неожиданностями Вы столкнулись.
  2. Сформулируйте, какой способ деятельности для Вас оптимален (по желанию).
  3. Сформулируйте основной вывод занятия.
  1. к определенным оценкам можно прийти разными путями и затратить на эту работу разное количество  времени.
  1. даже при пропуске некоторых заданий,  возможно, получить достаточно высокую оценку.
  2.  не существует единственно верного пути, каждый может выбрать свою стратегию решения задач на экзамене).

Рекомендации:

  1. Сначала необходимо определить, к каким экзаменам надо готовиться (кроме обязательных, по выбору – какие,  сколько и на какую оценку).
  2. Познакомиться с контрольно-измерительными материалами по экзаменационным предметам, а также кодификаторами, и спецификациями (на сайте, в сборниках по подготовке к ЕГЭ).
  3. Составить тематический план по каждому из  предметов (знания и умения, по каким разделам понадобятся).
  4. Определить, какие темы знакомы хорошо, какие вызывают затруднения, в тематическом плане их выделить.
  5. Составить календарный план повторения с точностью до недели (так, чтобы в каждый день недели было известно, чем заниматься).
  6. Использовать Интернет-ресурсы:

-http://www1.ege.edu.ru

-http://www.uchmet.ru/library/material/160420/

-www.fipi.ru

- http://4ege.ru/himiya/

Список литературы

  1. М.Ю. Чибисова «Психолого-педагогическая подготовка школьников  к сдаче ГИА и ЕГЭ в условиях ФГОС»: М.: Педагогический университет  «1 сентября», 2014. – 56 с.
  2. Демонстрационная версия  контрольно-измерительных материалов по химии http://www1.ege.edu.ru (дата обращения 15.12.2014).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникационных и здоровьесберегающих технологий на уроках химии

Состояние здоровья учащихся за минувшее десятилетие существенно не изменилось, несмотря на созданную государственную политику в области сохранения и укрепления здоровья нации, вклад образовательных, м...

Использование информационно-коммуникационных развивающих технологий в работе учителя-логопеда

Свою работу на логопункте я строю основываясь на  программы по  коррекции речевого развития разработанные Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой и  Н.В. Нищевой. Данные прог...

Использование информационно – коммуникационных технологий в системе профильного обучения

Одним из приоритетных направлений процесса модернизации общего среднего образования является введение профильного обучения на старшей ступени школы.Учебное заведение должно предоставить ученику ...

Использование Информационно-коммуникационных технологий в развитии проектной компетенции художественного проектирования в системе дополнительного образования.

На протяжении последних десятилетий в системе образования произошли заметные изменения в области внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Это коснулось практически всех областей обра...

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках химии»

Сегодня имеет место тенденция понижения интереса к изучению химии. В последние десятилетие изменилась структура школьного химического образования: вместо линейной системы преподавания предмета введена...

Использование информационно – коммуникационных технологий в процессе обучения химии

В настоящее время к выпускникам средних школ предъявляются большие требования. Ребятам, окончившим школу необходимо адаптироваться в сложном современном мире и, скорее всего,  им не столько нужна...

статья "Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках химии"

В статья рассказывается о том,как повысить интерес учащихся к предмету посредством информационных технологий....