План урока « Реакции ионного обмена”
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

                      План  урока  « Реакции ионного обмена”

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx21.81 КБ

Предварительный просмотр:

                      План  урока  « Реакции ионного обмена”

Этапы  урока

Деятельность  учителя

Деятельность  учащихся

УУД

1.Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Выявление  отсутствующих.

Проверка  химического оборудование и инструктивных  карт  на столах.

2.Мотивация к учебной деятельности.

Цель.

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

1)Многие видные ученые того времени  не понимали и не признавали ТЭД(1887г.)

С.Аррениуса, за которую  и ему в   была присуждена  Нобелевская  премия (1903г.).

  Так, например, академик П.Клеве говорил: «Это чистая фантазия! Возможно ли, чтобы калий самостоятельно существовал в растворе? Ведь любой ученик знает, что калий бурно реагирует с водой».  В  чём заблуждения  академика  П. Клеве?!

1)Вспоминают  заслуги С. Аррениуса в данной теме, анализируют слова академика П. Клеве.  

Личностные: смыслообразование,

самоопределение

3.Актуализация знаний.

Цель.

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

1) Проанализируйте слова  академика П.Клеве и докажите, что ТЭД- это не фантазия?!

2) Проанализируйте  свойства ионов  по таблице №3,  стр. 14  учебника.

3)Обсудите в парах, где можно использовать  знания о  химических свойствах ионов?

1)Изображают  электронные формулы атома и иона калия и делают вывод: « Ионы отличаются от атомов по строению и свойствам».

2) По таблице приходят к выводу: « Ионы отличаются по химическим свойствам»

3) Свойства ионов можно использовать для их определения в  продуктах, в  лекарствах, в ядах

и тд. с помощью качественных реакций.

Познавательные: уметь анализировать

табличную информацию, делать выводы.

Личностные: осознавать полезную  и вредную  роль  качественных  реакций  на ионы   в жизни.

4.Постановка  учебной темы и цели урока.

Цель.

Определение  темы и  цели  урока.

1)Предлагает учащимся проделать  2 опыта  по инструктивной карте ( работа в парах), повторив необходимые правила техники безопасности при работе с хим.веществами.

2) Что наблюдали, сделайте выводы.

3) Сформулируйте  тему  урока.

4) Обсудите проблему  РИО и сформулируйте в парах цель урока.

1) Проговаривают ПТБ при работе с кислотами и щелочами.

2) Проделывают  в парах 2 опыта и делают выводы:

- между  ионами  идут реакции;

- реакции между ионами идут, но не всегда, что можно определить по видимым признакам

 ( выпал осадок или нет).

 3)Тема: «Реакции ионного  обмена (РИО) » (запись в тетради)

4)Цель: « Определить условия протекания  реакций ионного  обмена»

Познавательные: уметь сравнивать, анализировать результаты опытов, определять проблему.

Регулятивные: уметь с помощью  учителя или самостоятельно формулировать тему, цель  урока.

Коммуникативные: уметь  организовывать работу в парах, определять свои цели, функции, принятия решения.

5.Открытия нового знания.

Цель. 

Формирования умения писать ионные уравнения и   определение  всех условий протекания РИО.

1) Предлагает уч-ся написать молекулярные уравнения (МУ) к проделанным  двум  опытам.

2) Осуществите  взаимопроверку МУ в парах.

3) Учитель включает слайд с правильно  написанными  МУ.

4) Предлагает сделать  вывод, ответив на вопрос в инструктивной карте.

 

5) Предлагает учащимся   написать  ещё два  уравнения, используя алгоритм написания ионных уравнений (на слайде).

6) Предлагает проверить правильность написания, включив  следующий слайд с ионными уравнениями (беседа по  затруднениям уч-ся при написании РИО).

7)  Какие ещё  могут быть условия РИО?!

Это вам предстоит  также  выяснить, проделав  остальные   опыты   и выполнив все требования по инструкции.

1) Пишут молекулярные  уравнения.

2) Проверяют друг у друга  правильность МУ, анализируют  ошибки.

3) Самоконтроль  написанных МУ.

4) Вывод: РИО идут в том случае, если выпадет осадок ( ВаSО4↓), без видимых признаков РИО не идут.

5) Один ученик   на доске,  а остальные в тетрадях  пишут по алгоритму  полное  и сокращённое ионные уравнения, используя знания о диссоциации  веществ.

6) Осуществляют  самоконтроль, выявляя свои  ошибки  ( вопросы учителю  или  товарищу по парте).

7)  Учащиеся проводят  лабораторные опыты, самостоятельно пишут уравнения в трёх видах, осуществляют взаимоконтроль в парах.

Регулятивные: уметь осуществлять

самооценку и  взаимооценку  по предложенным критериям.

Коммуникативные: умение общаться, осуществлять контроль.

Познавательные: уметь выполнять лабораторный эксперимент, самостоятельно решать познавательные задачи, анализировать полученную информацию, устанавливать причинно- следственную связь.

6. Закрепление изученного материала.

Цель.

Закрепить  знания о РИО, их условиях протекания.

Подведение результатов

лабораторного эксперимента.

1)Предлагает  ещё раз  осуществить  самопроверку  написанных РИО, используя   § 4.

2) Напоминает  проблемный вопрос, который является  целью урока: при каких условиях идут

РИО? ( стих. для  запоминания - творческое дом.задание ).

3) Предлагает проверить результаты  лабораторной работы.

4) Предлагает  еще раз обобщить: какие вещества не  диссоциируют на ионы в РИО?

1) Осуществляют  самоконтроль по написанным уравнениям ионных реакций, используя данные  учебника - таблицы № 4.

2) Вывод:  РИО протекают до конца, если выполняются  три  условия: 1. выпадает осадок;

2.выделяется газ; 3.образуется малодиссоциирующее  вещество, например, вода (записывают в конспект).

3)Подводят итоги  лабораторной работы :

- результат 3 опыта – выделение  углекислого газа СО2  и воды Н2О, которые не диссоциируют на ионы;

- результат 4 опыта- образование малодиссоциирующего  вещества – воды Н2О;

- результат 5 опыта – признаков химической реакции нет, значит РИО  не идёт.

4) Вывод: на ионы не диссоциируют осадки, газы, слабые электролиты (вода) и неэлектролиты (записывают в конспект).

Познавательные: уметь находить, сопоставлять нужную информацию,

находить, исправлять свои ошибки выделять главное, обобщать, делать выводы.

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и сборе нужной информации, умение выражать свои мысли, слушать, вступать в  диалог.

Личностные: осознавать свой вклад в решении проблемы, цели урока, проявлять  доброжелательность, аргументировано оценивать свои и чужие действия, соблюдать ПТБ для сохранения здоровья.

7. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Цель.

Подвести  итог урока.

Самооценка результатов деятельности.

1)Подводит итог урока и  просит  проанализиро-

вать   и оценить  индивидуальную   работу на уроке,  а также работу  в парах.

 2)Выставление оценок за урок некоторым учащимся.

Обсуждают  проблемные  моменты  в  практической и теоретической  частях  работы , оценивают  свою деятельность.

Личностные: способность к личностной саморефлексии, самооценке  своих результатов.

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности  (выявление слабо усвоенных моментов, определение целей дальнейшей деятельности).

8.Домашнее задание.

Цель.  Дать дифференцированное домашнее задание

1)Задает и комментирует дифференцированное домашнее задание:

1уровень сложности- написать МУ и ионные уравнения для предложенных веществ;

2уровень сложности – написать МУ и ионные уравнения, используя предложенное сокращенное ионное уравнение.

3 уровень сложности – творческое  задание: составить опорную схему, кластер, слайды, стихи и др. по данной теме, например,

Химик «правила обмена»

Не  забудет  никогда:

В  результате – непременно

Будет  газ  или  вода,

Выпадет  осадок-

Вот  тогда  порядок!

1) Осознанно фиксируют домашнее задание и выбирают уровень сложности.

Личностные: мотивация к  обучению,  необходимости выполнения домашней  работы.

Регулятивные: определять уровень усвоения нового знания  и успешности домашней работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест-презентация по теме "Электролитическая диссоциация веществ. Реакции ионного обмена". 9 кл

Один из вариантов теста по электролитической диссоциации веществ и реакциям ионного обмена....

организация самостоятельной работы учащихся на уроке при изучении темы "Реакции ионного обмена"

РОпыт по организации самостоятельной работы учащихся на примере урока усвоения конкретных понятий и развития умений и навыков «Реакции ионного обмена». Почему именно на примере этого урока? Вы з...

"Реакции ионного обмена и условия их осуществления" тест для учащихся 9 класса ГИА

Тест для учащихся 9 класса  ЧАСТЬ А   А8  " Реакции ионного обмена и условия их осуществления " для подготовки к ГИАТЕСТ+ТЕСТ В ТЕСТОВОЙ ОБОЛОЧКЕ (Баженова А.А.)+ИНСТРУКЦИЯВыберите...

Практическая работа"Реакции ионного обмена"

МАТЕРИАЛЫдля урока по химии в 8 классе на тему:«Практическая работа: Реакции ионного обмена»Карточка № 11.    Распределите вещества на электролиты и неэлектролиты: раствор гидрокс...

Реакции ионного обмена химия 9 класс

Интегрированный урок химия - информатика по теме: " Реакции ионного обмена"....

проверочная работа "Реакции ионного обмена"

Тренировочные работы для учащихся 9-х класов помогут им успешнее усвоить данную тему ....

Реакции ионного обмена

В данной методической разработке представлена практическая работа по теме «Реакции ионного обмена», проводимая по инструкции. Такой урок можно проводить при изучении темы «Теория электролитической дис...