Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Оргмомент. | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. | Проверка химического оборудование и инструктивных карт на столах. |
|
2.Мотивация к учебной деятельности. Цель. Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. | 1)Многие видные ученые того времени не понимали и не признавали ТЭД(1887г.) С.Аррениуса, за которую и ему в была присуждена Нобелевская премия (1903г.). Так, например, академик П.Клеве говорил: «Это чистая фантазия! Возможно ли, чтобы калий самостоятельно существовал в растворе? Ведь любой ученик знает, что калий бурно реагирует с водой». В чём заблуждения академика П. Клеве?! | 1)Вспоминают заслуги С. Аррениуса в данной теме, анализируют слова академика П. Клеве.
| Личностные: смыслообразование, самоопределение |
3.Актуализация знаний. Цель. Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» | 1) Проанализируйте слова академика П.Клеве и докажите, что ТЭД- это не фантазия?! 2) Проанализируйте свойства ионов по таблице №3, стр. 14 учебника. 3)Обсудите в парах, где можно использовать знания о химических свойствах ионов? | 1)Изображают электронные формулы атома и иона калия и делают вывод: « Ионы отличаются от атомов по строению и свойствам». 2) По таблице приходят к выводу: « Ионы отличаются по химическим свойствам» 3) Свойства ионов можно использовать для их определения в продуктах, в лекарствах, в ядах и тд. с помощью качественных реакций. | Познавательные: уметь анализировать табличную информацию, делать выводы. Личностные: осознавать полезную и вредную роль качественных реакций на ионы в жизни.
|
4.Постановка учебной темы и цели урока. Цель. Определение темы и цели урока.
| 1)Предлагает учащимся проделать 2 опыта по инструктивной карте ( работа в парах), повторив необходимые правила техники безопасности при работе с хим.веществами. 2) Что наблюдали, сделайте выводы.
3) Сформулируйте тему урока.
4) Обсудите проблему РИО и сформулируйте в парах цель урока. | 1) Проговаривают ПТБ при работе с кислотами и щелочами. 2) Проделывают в парах 2 опыта и делают выводы: - между ионами идут реакции; - реакции между ионами идут, но не всегда, что можно определить по видимым признакам ( выпал осадок или нет). 3)Тема: «Реакции ионного обмена (РИО) » (запись в тетради) 4)Цель: « Определить условия протекания реакций ионного обмена» | Познавательные: уметь сравнивать, анализировать результаты опытов, определять проблему.
Регулятивные: уметь с помощью учителя или самостоятельно формулировать тему, цель урока. Коммуникативные: уметь организовывать работу в парах, определять свои цели, функции, принятия решения. |
5.Открытия нового знания. Цель. Формирования умения писать ионные уравнения и определение всех условий протекания РИО. | 1) Предлагает уч-ся написать молекулярные уравнения (МУ) к проделанным двум опытам. 2) Осуществите взаимопроверку МУ в парах.
3) Учитель включает слайд с правильно написанными МУ. 4) Предлагает сделать вывод, ответив на вопрос в инструктивной карте.
5) Предлагает учащимся написать ещё два уравнения, используя алгоритм написания ионных уравнений (на слайде). 6) Предлагает проверить правильность написания, включив следующий слайд с ионными уравнениями (беседа по затруднениям уч-ся при написании РИО). 7) Какие ещё могут быть условия РИО?! Это вам предстоит также выяснить, проделав остальные опыты и выполнив все требования по инструкции. | 1) Пишут молекулярные уравнения.
2) Проверяют друг у друга правильность МУ, анализируют ошибки. 3) Самоконтроль написанных МУ. 4) Вывод: РИО идут в том случае, если выпадет осадок ( ВаSО4↓), без видимых признаков РИО не идут.
5) Один ученик на доске, а остальные в тетрадях пишут по алгоритму полное и сокращённое ионные уравнения, используя знания о диссоциации веществ. 6) Осуществляют самоконтроль, выявляя свои ошибки ( вопросы учителю или товарищу по парте).
7) Учащиеся проводят лабораторные опыты, самостоятельно пишут уравнения в трёх видах, осуществляют взаимоконтроль в парах. |
Регулятивные: уметь осуществлять самооценку и взаимооценку по предложенным критериям. Коммуникативные: умение общаться, осуществлять контроль.
Познавательные: уметь выполнять лабораторный эксперимент, самостоятельно решать познавательные задачи, анализировать полученную информацию, устанавливать причинно- следственную связь. |
6. Закрепление изученного материала. Цель. Закрепить знания о РИО, их условиях протекания. Подведение результатов лабораторного эксперимента.
| 1)Предлагает ещё раз осуществить самопроверку написанных РИО, используя § 4.
2) Напоминает проблемный вопрос, который является целью урока: при каких условиях идут РИО? ( стих. для запоминания - творческое дом.задание ).
3) Предлагает проверить результаты лабораторной работы.
4) Предлагает еще раз обобщить: какие вещества не диссоциируют на ионы в РИО? | 1) Осуществляют самоконтроль по написанным уравнениям ионных реакций, используя данные учебника - таблицы № 4.
2) Вывод: РИО протекают до конца, если выполняются три условия: 1. выпадает осадок; 2.выделяется газ; 3.образуется малодиссоциирующее вещество, например, вода (записывают в конспект). 3)Подводят итоги лабораторной работы : - результат 3 опыта – выделение углекислого газа СО2 и воды Н2О, которые не диссоциируют на ионы; - результат 4 опыта- образование малодиссоциирующего вещества – воды Н2О; - результат 5 опыта – признаков химической реакции нет, значит РИО не идёт. 4) Вывод: на ионы не диссоциируют осадки, газы, слабые электролиты (вода) и неэлектролиты (записывают в конспект). | Познавательные: уметь находить, сопоставлять нужную информацию, находить, исправлять свои ошибки выделять главное, обобщать, делать выводы. Коммуникативные: сотрудничество в поиске и сборе нужной информации, умение выражать свои мысли, слушать, вступать в диалог.
Личностные: осознавать свой вклад в решении проблемы, цели урока, проявлять доброжелательность, аргументировано оценивать свои и чужие действия, соблюдать ПТБ для сохранения здоровья. |
7. Подведение итогов урока. Рефлексия. Цель. Подвести итог урока. Самооценка результатов деятельности.
| 1)Подводит итог урока и просит проанализиро- вать и оценить индивидуальную работу на уроке, а также работу в парах. 2)Выставление оценок за урок некоторым учащимся. | Обсуждают проблемные моменты в практической и теоретической частях работы , оценивают свою деятельность. | Личностные: способность к личностной саморефлексии, самооценке своих результатов. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности (выявление слабо усвоенных моментов, определение целей дальнейшей деятельности).
|
8.Домашнее задание. Цель. Дать дифференцированное домашнее задание | 1)Задает и комментирует дифференцированное домашнее задание: 1уровень сложности- написать МУ и ионные уравнения для предложенных веществ; 2уровень сложности – написать МУ и ионные уравнения, используя предложенное сокращенное ионное уравнение. 3 уровень сложности – творческое задание: составить опорную схему, кластер, слайды, стихи и др. по данной теме, например, Химик «правила обмена» Не забудет никогда: В результате – непременно Будет газ или вода, Выпадет осадок- Вот тогда порядок! | 1) Осознанно фиксируют домашнее задание и выбирают уровень сложности. | Личностные: мотивация к обучению, необходимости выполнения домашней работы. Регулятивные: определять уровень усвоения нового знания и успешности домашней работы. |