Подготовка к ЭГЕ "Классификация химических реакций в неорганической и органической химии"
план-конспект урока по химии (11 класс)

       Каждый учитель сталкивается с проблемой нехватки учебного времени. Точнее даже не сталкивается, а постоянно работает в условиях его хронического недостатка. Причем с годами последний неуклонно увеличивается вследствие уплотнения учебного материала, сокращения числа часов, отводимых на изучение химии, и усложнения задач обучения, призванного обеспечивать разностороннее развивающее воздействие на личность учащегося.

       Для разрешения этого постоянно усиливающегося противоречия важно, с одной стороны, убедительно раскрыть перед учеником значимость образования, необходимость личностной заинтересованности в нем и перспективности самодвижения в его приобретении. С другой стороны – интенсифицировать осуществляемый в школе учебно – воспитательный процесс (УВП). Первого можно достигнуть в том случае, если обучение будет построено так, что ученик ЗАХОЧЕТ и СМОЖЕТ осознать себя СУБЪЕКТОМ УЧЕНИЯ, то есть таким участником УВП, который понимает и принимает его цели, владеет способами их достижения и стремится к расширению спектра этих способов. Таким образом, ведущими условиями превращения учащегося в субъект учения (в рамках предметного обучения химии) является его компетентность в содержании рассматриваемых учебных вопросов и способах овладения им и ориентация на достижение целостных знаний по предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_k_ege_him_reaktsii.docx29.87 КБ

Предварительный просмотр:

Классификация химических реакций в неорганической и органической химии.

/в помощь молодому учителю/

Цель: систематизировать знания учащихся о подходах к классификации химических реакций. Образовательные задачи: · повторить и обобщить сведения о классификации химических реакций по признаку – числу исходных и полученных веществ;  рассмотреть законы сохранения массы веществ и энергии при химических реакциях как частный случай проявления всеобщего закона природы.

Воспитательные задачи: · доказать ведущую роль теории в познании практики; · показать учащимся взаимосвязь противоположных процессов; · доказать материальность изучаемых процессов;

Развивающие задачи: · развитие логического мышления путем сравнения, обобщения, анализа, систематизации.

Тип урока: урок комплексного применения знаний.

Методы и приемы: беседа, письменная работа, фронтальный опрос.

Ход урока I. Организационный момент

II. Мотивация учебной деятельности учащихся, сообщение темы, цели, задач урока.

 III. Проверка знаний учащимися фактического материала.

 Фронтальная беседа: 1. Какие типы химических реакций вам известны? (реакции разложения, соединения, замещения и обмена). 2. Дайте определение реакции разложения? (Реакции разложения – реакции, при которых из одного сложного вещества образуются два и более новых простых или менее сложных веществ). 3. Дайте определение реакции соединения? (Реакции соединения – реакции, при которых два или несколько веществ образуют одно более сложное вещество).  4. Дайте определение реакции замещения? (Реакции замещения – реакции, при которых атомы простого вещества замещают атомы одного из элементов в сложном веществе). 5 Дайте определение реакции обмена? (Реакции обмена – реакции, при которых два сложных вещества обмениваются своими составными частями). 6. Какова основа этой классификации? (основой классификации является число исходных и образовавшихся веществ)

 IV. Проверка знаний учащимися основных понятий, законов, теорий, умений объяснять их сущность.

  1. Объясните сущность протекания химических реакций. (Сущность химических реакций сводится к разрыву связей в исходных веществах и возникновению новых химических связей в продуктах реакции. При этом общее число атомов каждого элемента остается постоянным, следовательно, масса веществ в результате химических реакций не изменяется.)  
  2.  Кем и когда была установлена эта закономерность? (В 1748 году русским ученым М.В.Ломоносовым – закон сохранения массы веществ).

 V. Проверка глубины осмысления знаний, степени обобщения.

Задание: определите тип химической реакции (соединения, разложения, замещения, обмена). Дайте объяснения сделанным вами заключения. Расставьте коэффициенты. (ИКТ)

     1 ВАРИАНТ

       2 ВАРИАНТ

       3 ВАРИАНТ

1

Mg + O2 =MgO

Fe + CuCl2 =

            Cu + FeCl2

  Cu + O2 = CuO

2

K + H2O =

               KOH + H2 ↑

P +  O2 =  P2O5

Fe2O3 + HCl =                     FeCl3 + H2O

3

Fe + H2SO4 =     FeSO4+H2   ↑

Mg + HCl =

          MgCl2 + H2 ↑

Ba + H2O =   Ba(OH)2 + H2

4

Zn + Cu(NO3)2 =Cu+Zn(NO3)2

Al2O3 + HCl =

            AlCl3 +H2O

SO2 + H2O ↔    H2SO3

5

CaO + H2O =   Ca(OH)2

P2O5 + H2O = H3PO4

CuCl2 + KOH=                   Cu(OH)2+KCl    

6

CaO + H3PO4 =                Ca3(PO4)2 + H2O

Ba(OH)2 + HNO3 =                   Ba(NO3)2 + H2O          

Ca(OH)2 + HNO3 =                   Ca(NO3)2 + H2O          

7

NaOH + H2S =

         Na2S + H2O

Ca + H2O =

           Ca(OH)2 +H2

AgNO3 + NaBr =                       AgBr↓ + NaNO3

8

BaCl2 + Na2SO4 =                 BaSO4↓+ NaCl

AgNO3 + KCl =                        AgCl +KNO3                              

Cu + Hg(NO3)2 =                        Cu(NO3)2 + Hg

9

CO2 + H2O ↔   H2CO3

Fe(OH)3 =

          Fe2O3 + H2O

Mg + HCl =

          MgCl2 + H2 ↑

VI Классификация химических реакций в органической химии.

А:  В неорганической химии реакции соединения, а в органической химии  такие реакции часто называют реакциями присоединения (Реакции, в результате которых две и более молекул реагирующих веществ соединяются в одну) В них обычно участвуют соединения, содержащие двойную или тройную связь. Разновидности реакций присоединения: гидрирование, гидратация, гидрогалогенирование, галогенирование, полимеризация. Примеры данных реакций:

1.Гидрирование – реакция присоединения молекулы водорода по кратной связи:

Н2С = СН2 + Н2 → CН3 – СН3

этилен                          этан

НС ≡ СН + Н2 → CН2 = СН2

ацетилен                 этилен

2.Гидрогалогенирование – реакция присоединения галогеноводорода по кратной связи

Н2С = СН2 + НCl→ CН3─CH2Cl

этилен                          хлорэтан

(по правилу В.В.Марковникова)

Н2С = СН─СН3 + НCl→ CН3─CHCl─СН3

пропилен                          2 - хлорпропан

HC≡CH + HCl → H2C=CHCl

ацетилен               хлорвинил

HC≡C─СН3 + HCl → H2C=CCl─СН3

пропин                         2-хлорпропен

3.Гидратация – реакция присоединения воды по кратной связи

Н2С = СН2 + Н2О→ CН3─CH2ОН (первичный спирт)

этен                              этанол

(при гидратации пропена и других алкенов образуются вторичные спирты)

 HC≡CH + H2О → H3C─CНО                                                                                                          

ацетилен               альдегид – этаналь (реакция Кучерова)

4.Галогенирование – реакция присоединения молекулы галогена по кратной связи

Н2С = СН─СН3 + Cl2→ CН2Cl─CHCl─СН3

пропилен                          1,2 – дихлорпропан

HC≡C─СН3 + Cl2 → HCCl=CCl─СН3

пропин                         1,2-дихлорпропен

5.Полимеризация – реакции, в ходе которых молекулы веществ с  небольшой молекулярной массой соединяются друг с другом с образованием молекул веществ с высокой молекулярной массой.

n СН2=СН2 → (-СН2-СН2-)n

 этилен                  полиэтилен

Б: В органической химии к реакциям разложения (отщепления) относятся: дегидратация, дегидрирование, крекинг, дегидрогалогенирование.

Соответствующие уравнения реакций:

1.Дегидратация (отщепление воды)

С2Н5ОН → C2H4 + Н2O    (H2SO4)

2.Дегидрирование (отщепление водорода)

С6Н14 → С6Н6 + 4Н2

гексан      бензол

3.Крекинг

C8H18 → C4H10 + C4H8

октан      бутан     бутен

4. Дегидрогалогенирование (отщепление галогеноводорода)

C2H5Br → C2H4+ НВг       (NaOH,спирт)

бромэтан   этилен

В: В органической химии реакции замещения понимаются шире, то есть замещать может не один атом, а группа атомов или замещается не атом, а группа атомов. К разновидности реакции замещения можно отнести нитрование и галогенирование предельных углеводородов, ароматических соединений, спиртов и фенола:

С2Н6 + Cl2→ C2H5Cl +HCl

этан                 хлорэтан    

С2Н6 + HNO3→ C2H5NO2 +H2O   (реакция Коновалова)

этан                       нитроэтан  

C6H6 + Br2 → C6H5Br + HBr

бензол           бромбензол

С6Н6 + HNO3→ C6H5NO2 +H2O

бензол           нитробензол

C2H5OH + HCl → C2H5Cl + H2O

 этанол                   хлорэтан

C6H5ОН + 3Br2 → C6H2Br3 + 3HBr

фенол                  2,4,6 - трибромфенол

Г: Реакции обмена в органической химии характерны для спиртов и карбоновых кислот

НСООН + NaOH → HCOONa + Н2O

муравьиная кислота    формиат натрия

(реакция нейтрализации)

CH3COOH + C2H5OH↔  CH3COOC2H5 + H2O

уксусная         этанол    этиловый эфир уксусной кислоты

(реакция этерификации ↔ гидролиз)

VII Закрепление ЗУН

  1. При нагревании гидроксида железа (3) происходит реакция
  2. Взаимодействие алюминия с серной кислотой относится к реакции
  3. Взаимодействие уксусной кислоты с магнием относится к реакции
  4. Определите тип химических реакций в цепочке  превращений:

(использование ИКТ)

А) Si→SiO2→Na2SiO3→H2SiO3→SiO2→Si

Б) СН4→С2Н2→С2Н4→С2Н5ОН→С2Н5Сl

В) Al→Al2O3→AlCl3→Al(OH)3→Al2O3→Al

Г) С2Н6→С2Н5Cl→С2Н5ОН→С2Н4→C2H4Br2

                                                                                   Учитель химии

                                                                  МОУ СОШ № 15 г Лиски

                                                   Решетников Евгений Анатольевич


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Качественные реакции в неорганической и органической химии

Данный материал распечатывается учащимся, как памятка при подготовке к сдаче экзаменов...

Сценарий урока: Химический состав клетки: неорганические и органические вещества

Дорогие коллеги. Я хочу поделиться с вами разработкой урока.В связи с достаточно быстрым темпом жизни в последние десятилетие, с быстро меняющейся обстановкой в стране и мире, в настоящее время на сме...

Контрольная работа для обучающихся 1 курса СПО (11 класс ООО)Тема: Основные понятия неорганической и органической химии. УМК Рудзитис.

Контрольная работа для  обучающихся 1 курса СПО. Или для обучающихся 11 класса ООО. УМК Рудзитис. Тема: Основные понятия неорганической и органической химии.Контрольная работа содержит ...

Модульные уроки по биологии в 5 классе «Химический состав клетки. Неорганические вещества. Органические вещества."

Модульные  уроки  по  биологии  в  5  классе  «Химический  состав  клетки. Неорганические  вещества. Органические  вещества."     ...

Методическая разработка внеурочного занятия по химии по теме: " Классификация химических реакций в неорганической химии ". Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ.

Тема "Классификация химических реакий в неорганической химии"является одной из основополагающих для успешной подготовки и сдачи экзамена по химии. В данном материале рассмотрена теория ...