Программа элективного курса по химии для учащихся 11 класса "Методы химического познания"
элективный курс по химии (11 класс) на тему

Ядрихинская Мария Петровна

Курс способствует систематизации полученных знаний по химии, расширяет и углубляет их. Также способствует качественной подготовке к итоговой аттестации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metody_himicheskogo_poznaniya.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Ядрихинская М.П

–учитель химии

МОУ «СОШ № 18»

г Котлас

 Архангельской области

Методы химического познания

Элективный курс по химии в 11 классе.

Пояснительная записка

В любой науке большое внимание уделяется методологии. В состав методологического компонента курса химии входят: знания о знаниях (о фактах, понятиях, законах, теориях), о методах и способах рациональной организации учебного и научного познания.

В системе естественнонаучного образования занимает важное место в познании законов природы, в материальной жизни общества, в решении глобальных проблем человечества, в формировании научной картины мира. Велика роль химии в воспитании экологической культуры людей.

Химия как учебный предмет призвана вооружить учащихся основами химических знаний, необходимых для повседневной жизни, производственной деятельности, продолжения образования, правильного поведения в окружающей среде.

Программа курса направлена на обобщение и систематизацию знаний по химии. В неё также включены вопросы, на которые на уроках отводится очень мало времени.

Повторение и систематизация знаний по химии выполняются по трем основным направлениям:

  1. Изучение теории и законов, которые являются фундаментальными в формировании химических знаний.
  2.  Химический эксперимент, его научность и значение в познании природы.
  3.  Решение расчетных задач.

 В соответствии с этим в содержании курсе рассматриваются основные химические понятия: атом, вещество, химическая реакция.  Курс составлен по школьной программе 8-11 классов. В содержание курса включены практические и исследовательские работы.

В числе ведущих целей обучения выделены следующие:

1. Вооружение учащихся знаниями основ науки и химической технологии; способами их добывания, переработки и применения.

2. Раскрытие роли химии в познании природы и обеспечении жизни общества; показ значения общего химического образования для правильной ориентации в жизни в условиях ухудшения экологической обстановки

3. Внесение вклада в развитие научного миропонимания ученика, формирование химической картины природы как важного компонента научного мировоззрения

4. Развитие внутренней мотивации учения, повышение интереса к познанию химии

5. Развитие личности учащегося средствами данного химического предмета, содействие адаптации ученика к постоянно изменяющимся условиям жизни

6. Обеспечение химико-экологического образования, развитие экологической культуры учащихся

Обобщение и систематизация знаний поможет заинтересованным учащимся подготовиться к успешной сдаче ЕГЭ.

УМК: Учебники по химии 8, 9, 10, 11 классов Авторы: Габриелян О.С. Кузнецова Н.Е

Тематическое планирование занятий:

Тема занятия

Содержание

1

Общая характеристика методов научного познания

Методы эмпирический и теоретический. Типы расчетных задач

2

История развития химии.

Ученые-химики, их вклад в развитие химической науки

3

Теоретическая химия. Основные понятия.

Атом. Вещество. Химическая реакция.

Формулы и названия веществ. Состав вещества. Решение задач.

4

ПР № 1 « Описание физических свойств веществ».

Характеристика веществ. Справочные материалы. Наблюдение и описание

5

Стехиометрические законы

Закон постоянства состава

Закон сохранения массы и энергии

Закон Гей-Люссака.

Закон Авогадро.

Решение задач.

6

Периодический закон

ПЗ. ПСХЭ. История открытия и значение ПЗ. Виды периодических систем.

7

Строение атома.

Связь строения атома с положением элемента в ПТ.  Изменение свойств элементов. Радиус атома, энергия ионизации, сродство к электрону, электроотрицательность.

8

Теория химического строения.

А.М.Бутлеров. История создания теории. Основные положения. Значение.

ЛР № 1 «Составление моделей молекул органических и неорганических веществ»

9

Электролитическая диссоциация

С Аррениус. Основные положения. Значение

Теория растворов.

10

Химическая лаборатория

Химическое оборудование, химическая посуда. Реактивы. Техника безопасности.

11

Химический эксперимент и его роль в познании природы.

Постановка опыта. Наблюдение, объяснение, выводы.

 

12

Научный эксперимент

ЛР №2 «Разложение пероксида водорода»

Условия возникновения и течения реакции.

13

Химические свойства веществ

Химическое взаимодействие веществ.

Признаки и условия.

14

Кислоты и основания

Протолитическая теория

15

ПР № 2 «Исследование свойств кислот и оснований»

Химические свойства кислот и оснований.

16

Соли

Особый класс веществ. Состав, классификация, название. Получение. Распространение в природе.

17

Химический анализ.

Качественный и количественный анализ вещества. Методы познания. Расчеты.

18

Определение состава веществ.

Расчетные задачи

19

Определение состава веществ.

Качественные реакции и реактивы.

20

ПР № 3 «Анализ исследуемого вещества»

Анализ раствора сульфата меди, карбоната натрия, хлорида натрия.

21

Количественый состав вещества

Массовая доля элементов. Решение задач по формуле по продуктам реакции

22

Решение олимпиадных задач

23

ПР № 4  «Определение неорганических веществ»

Определение трех выданных  неорганических веществ (соль, кислота, щелочь)

24

Решение задач по уравнению реакции

Химические свойства классов неорганических веществ

25

ПР № 5  «Определение органических веществ»

Определение с помощью качественных реакций спирта, альдегида, кислоты.

26

Решение задач по уравнению реакции

Химические свойства классов органических веществ

27

Чистые вещества и смеси

Массовые, объёмные и мольные доли.

28

Решение задач

Массовые, объёмные и мольные доли.

29

Решение задач по растворам

Массовая, мольная доля.

30

Растворы.

Концентрация растворов

ЛР № 3 «Приготовление растворов другой концентрации»

31

Химическое производство

Принципы, технология, проблемы

32

ПР № 6. «Получение некоторых веществ из исходного»

Получение оксида меди(II) из соли

33

ПР № 7 «Анализ полученной информации из разных источников»

Изучение состава и свойств веществ по дополнительной информации.

34

Информация и образование как общечеловеческие ценности в современном обществе

Значение информации. Поиск и достоверность информации.

Планируемые результаты.

  1. Повышение и расширение уровня химических знаний
  2. Систематизация знаний по химии.
  3. Повышение качества подготовки к итоговой аттестации по химии
  4. Развитие интереса к предмету.
  5. Курс способствует определению выпускников в выборе своего дальнейшего образования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по химии для учащихся 10 (общеобразовательных) классов "Пищевые добавки"

У каждого учителя сегодня часто возникает проблема с поиском программ и материалов для элективных курсов. Обучаясь на курсах повышения квалификации курс "Пищевые добавки" представлял нам О.С.Габриелян...

Авторская программа элективного курса по химии для учащихся 9 класса "Химия вокруг нас"

Элективный курс «Химия вокруг нас» предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных  школ и рассчитан на 17 часов.Учебный и вспомогательный материалы – лекции учителя, справочная  лит...

Программа элективного курса по химии в 9 классе «Решение усложненных химических задач».

      Элективный курс «Решение усложненных химических задач» предназначен для учащихся 9 класса основной школы и рассчитан на 34 часа. Он ориентирован на углубление и расширение ...

Программа элективного курса по химии в 9 классе «Решение усложненных химических задач».

      Элективный курс «Решение усложненных химических задач» предназначен для учащихся 9 класса основной школы и рассчитан на 34 часа. Он ориентирован на углубление и расширение ...

Программа элективного курса по химии для учащихся 8 – 9 –х классов «Химическая сторона окружающего мира»

Пособие содержит описания и порядок проведения теоретических и практических занятий по программе «Химическая сторона окружающего мира» (Растворы и растворимость. Чудо природы – крист...

Программа элективного курса по химии для учащихся 9 класса «Решение расчетных и экспериментальных задач по химии»

Курс направлен на отработку навыков решения задач, обеспечивающих закрепление теоретических знаний, которые учат творчески применять их в новой ситуации, логически мыслить, дает возможность углубить и...