Доклад: "Формирование УУД на уроках химии"
презентация к уроку по химии (8 класс) на тему

 создание методического инструментария, который бы позволил формировать УУД на уровне предмета химии в 8 классе и соответствовал требованиям ФГОС;

реализация уровневой дифференциации; 

формирование компетентностей;

формирование предметных и метапредметных результатов.

Таким образом, целенаправленное, планомерное  формирование универсальных учебных действий через выполнение разноуровневых заданий,  выступает  ключевым условием повышения эффективности образовательного процесса в новых социально-исторических условиях развития общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.rar1.24 МБ

Подписи к слайдам:

Выполнила: учитель химии Ондар Н.К.МБОУ Суг-Аксынская СОШ
2015
Стремительное увеличение объема информации;
Учащийся сам становится «архитектором и строителем» образовательного процесса;
Система УУД, построенная на основе современных информационных технологий, способствует самостоятельному и успешному усвоению новых знаний и компетентностей.
создание методического инструментария, который бы позволил формировать УУД на уровне предмета химии в 8 классе и соответствовал требованиям ФГОС;реализация уровневой дифференциации; формирование компетентностей;формирование предметных и метапредметных результатов.Таким образом, целенаправленное, планомерное формирование универсальных учебных действий через выполнение разноуровневых заданий, выступает ключевым условием повышения эффективности образовательного процесса в новых социально-исторических условиях развития общества.
Предлагаю примерные варианты заданий разного уровня по теме «Растворы. Растворение. Электролитическая диссоциация» для уроков химии в 8 классе, которые могут быть использованы : * на уроках, при изучении данной темы; * при проведении предметной недели по химии;* в курсе внеурочной деятельности;* в индивидуальной работе.
Виды заданий для формирования УУД
ЛИЧНОСТНЫЕ − участие в проектах; подведение итогов урока;– творческие задания;– зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;– мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;– самооценка события, происшествия;– дневники достижений
РЕГУЛЯТИВНЫЕ − «преднамеренные ошибки»; – «ищу ошибки»; - диспутпоиск информации в предложенных источниках;– взаимоконтроль; взаимный диктант––заучивание материала наизусть в классе–контрольный опрос на определенную проблему
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ − «Найди отличия» (можно задать их количество);– «На что похоже?»– Поиск лишнего– «Лабиринты»– Упорядочивание– «Цепочки»– Хитроумные решения– Составление схем-опор– Работа с разного вида таблицами– Составление и распознавание диаграмм– Работа со словарями
КОММУНИКАТИВНЫЕ −– составь задание партнеру;– отзыв на работу товарища;– групповая работа по составлению кроссворда;– магнитофонный опрос;– «отгадай, о ком говорим»;– диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);– «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» и т. д.
Задание №1.
Личностные УУД
Познавательные УУД самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
Выбери правильный ответ: Электролитической диссоциацией называют:распад электролита на ионы при растворении;способность веществ проводить электрический ток;- способность  веществ растворяться в воде;- процесс упорядоченного движения ионов.
Контроль, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
аргументировано оценивать свои и чужие поступки
Дистиллиро-ванная вода
Сахароза
Глюкоза
Минеральная вода
Соляная кислота
Нитрат алюминия
Известковая вода
Гидроксид калия
Карбонат кальция
Личностные УУД
Хлорид натрия
Сахароза
Сульфат натрия
Вода, насыщенная кислородом
Серная кислота
Спирт
Дистиллиро-ванная вода
Азотная кислота
Гидроксид натрия
Задание №2. Работа в парах.Игра в «крестики-нолики». Соединив прямой линией три клетки покажите выигрышный путь, состоящий из названий веществ, растворы которых:а) проводят ток
б) не проводят ток
- поиск и выделение информации;- анализ с целью выделения признаков; определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения - на простом и сложном уровне
организовывать работу в паре;корректировать свое мнение;инициативное сотрудничество
выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения
Задание №3. Работа в парах.Заполните пропуски в тексте формулами и выполните задания. В состав гидроксида калия --------- входит анион --------------. Пользуясь таблицей растворимости выбрать из предложенных катион, который образует с этим анионом осадок: К+ ; B a 2+ ; Cu 2+ .Запишите ионное уравнение : ------------ + -------- = --------------- Запишите два молекулярных уравнения, соответствующих составленному ионному.
Личностные УУД
Познавательные УУД - поиск и выделение информации;
Коммуникативные УУДорганизовывать работу в паре;корректировать свое мнение;инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
Регулятивные УУДопределять цель, проблему, выдвигать версии, выбирать средства достижения цели планировать деятельность
аргументировано оценивать свои и чужие поступки
анализ с целью выделения признаков;-синтез, как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты
Задание №3. Работа в парах.Заполните пропуски в тексте формулами и выполните задания. В состав гидроксида калия --------- входит анион --------------. Пользуясь таблицей растворимости выбрать из предложенных катион, который образует с этим анионом осадок: К+ , Ba 2+ , Cu 2+.Запишите ионное уравнение : ------------ + -------- = --------------- Запишите два молекулярных уравнения, соответствующих составленному ионному.
Личностные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
Задание № 4. Сравнить частицы: а)    Li0   и    Li+  б) Cl0 и Cl- оформить таблицу, сделать вывод
Личностные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя.
Регулятивные УУД Определять цель, проблему деятельности
аргументировано оценивать свои и чужие поступки
сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определенным критериямУстанавливать причинно-следственные связи – на простом и сложном уровне

Задание № 5
Личностные УУДформирование понимания необходимости прочных знаний по химии; отражение личного видения проблемы
Познавательные УУД Находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач;самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выбор наиболее эффективного способа решения задач.
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно; контроль и оценка
Закончите уравнения возможных реакций. Запишите уравнения в молекулярном и ионном виде:  а) FeCl3 + NaNO3 -->  б) AgNO3 + BaBr2 -->  в) H2S + Pb(NO3)2 -->  г) Ca(OH)2 + HCl -->  д) ZnSO4 + CuCl2 -->
умения излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами; умения сотрудничать;
готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции;
Личностные УУД аргументировано оценивать свои и чужие поступки
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
Задание № 6. Работа в парах.  С какими из перечисленных веществ – оксид меди (II), хлорид меди (II) (р-р), оксид углерода (IV), соляная кислота, золото, хлорид натрия  (р-р), карбонат кальция  – может взаимодействовать гидроксид натрия? Напишите полные и сокращенные ионные уравнения реакций.
поиск и выделение информации;- анализ с целью выделения признаков; определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения - на простом и сложном уровне, использовать аналогии
инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; организовывать работу в паре;корректировать свое мнение.
определять цель, проблему в деятельности; работать по плану, выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуальноконтроль, коррекция
Личностные УУД аргументировано оценивать свои и чужие поступки
Познавательные УУД Анализ с целью выделения признаков
Коммуникативные УУД контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Регулятивные УУД
Задание №7. Верно ли утверждение: А. Все реакции ионного обмена являются не окислительно-восстановительными реакциями.Б. В реакциях ОВР хотя бы одно вещество меняет значение степени окисления (СО).Верно только А. Верны оба. Верно только Б.Неверны оба.
Задание №8. Синквейн - от французского слова «cing» – пять. Используется как способ синтеза материала. Он предложен как задание для работы в парах. План1 строка – 1 слово- существительное- название темы 2 строка – 2-3 слова – прилагательные - свойства темы 3 строка – 2-3 слова – глаголы – действия темы 4 строка- 4-5 слов – ваше отношение к данной теме 5 строка – 1 –2 слова – философское понятие данной темы, синоним первой строки.Ключевое слово – кислота.Например: Синквейн. Раствор.Разбавленный, водный. Растворять, смешивать, решать.Растворы широко встречаются в быту.Смеси.
Личностные УУД саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий;
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Регулятивные УУД выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально
рефлексия;выделение необходимой информации;представление информации в разных формах

Задание №9. Работа в парах или небольших группах.
Личностные УУД Аргументирова-но оценивать свои и чужие поступки;
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД инициативное сотрудничество, излагать свое мнение, выдвигая контраргументы в дискуссии
Регулятивные УУД выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально
синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;

Морская вода содержит ионы натрия, магния, калия; хлорид, -сульфат- , иодид- , и бромид - ионы. Какие соли необходимо растворить, чтобы приготовить «морскую воду»?Запишите формулы веществ.   
Задание №10
Личностные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД определение цели, функций участников, способов взаимодействия; излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии
Регулятивные УУД
анализ с целью выделения признаков; классифицировать по заданным или самостоятельно выбранным основаниям

Напишите уравнения диссоциации следующих веществ:H2SO4, Na3PO4, Ba(OH)2. Назовите вещества и ионы. К какому типу ионов (по заряду и по составу) относится каждый из них?
аргументировано оценивать свои и чужие поступки
контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона)коррекция
Ответ:
Задание №11.
Личностные УУД Аргументирова-но оценивать свои и чужие поступки;
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, излагать свое мнение, выдвигая контраргументы в дискуссии
Регулятивные УУД выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально
владеть смысловым чтением, анализировать, устанавливать аналогии и использовать их в решении задач

В 100 г 10%-го раствора плавиковой кислоты распалось на ионы 2,408 · 1022 ее молекул. Определите степень диссоциации плавиковой кислоты.Ответ:
Задание №13.
Личностные УУД Формирование понимания необходимости прочных знаний по химии; отражение личного видения проблемы; осознавать целостность мира, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально
поиск и выделение информации;представлять информацию в разных формах

Работа по группам. Краткосрочный проект « Кислоты вокруг нас». Результат оформить в виде групповой презентации.Творческие задания по группам:1 группа: Кислоты в природе.2 группа: Кислоты в продуктах питания.3 группа: Осторожно, кислота! (ТБ)4 группа: Экология и кислоты.
готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции;
определение цели, функций участников, способов взаимодействия;умения излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами ;
работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно используя ИКТ
Личностные УУД аргументировано оценивать свои и чужие поступки
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД развитие умения излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами; умения сотрудничать
Регулятивные УУДвыдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно
Задание №14. Работа в парах. Используя схему получения солей, предложите не менее пяти способов получения:а) хлорида меди (II)б) нитрата меди (II) Составьте уравнения химических реакций, рассмотрите их в свете ТЭД или ОВР.
построение логической цепи рассуждений;устанавливать причинно-следственные связи – на простом и сложном уровне
Задание № 12. При оказании первой медицинской помощи при ожогах белым фосфором применяют 5%-ный раствор питьевой соды. Сколько соды (карбоната натрия) надо взять для приготовления 600 г раствора?
Личностные УУДформирование понимания необходимости прочных знаний по химии; отражение личного видения проблемы.
Познавательные УУД Находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач;самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выбор наиболее эффективного способа решения задач.
Коммуникативные УУД продуктивно взаимодействовать;планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, уметь договариваться
Регулятивные УУД работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно
Задание №15. Для засола огурцов используют 7% водный раствор поваренной соли (хлорида натрия NaCl). Именно такой раствор в достаточной мере подавляет жизнедеятельность болезнетворных микроорганизмов и плесневого грибка, и в то же время не препятствует процессам молочнокислого брожения. Рассчитайте массу соли и массу воды для приготовления 1 кг такого раствора?
Задание №16.
Личностные УУД Формирование понимания необходимости прочных знаний по химии; отражение личного видения проблемы; осознавать целостность мира, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально
поиск и выделение информации;представлять информацию в разных формах

Работа в парах.Осуществить цепочку превращений:а )   FeCl2 --> Fe(OH)2 --> H2O ---> Ca(OH)2б )   Na --> NaOH --> Cu(OH)2 ---> CuO
готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции;
определение цели, функций участников, способов взаимодействия;умения излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами ;
работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно используя ИКТ
Задание № 17. Работа в группах
Личностные УУДформирование понимания необходимости прочных знаний по химии; отражение личного видения проблемы
Познавательные УУД Находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач;самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выбор наиболее эффективного способа решения задач.
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно; контроль и оценка
Экспериментальная задача.Выданы три пронумерованных сосуда с водой, раствором кислоты и раствором щелочи. Определить одним реактивом, что в какой пробирке находится.
умения излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами; умения сотрудничать;
готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции;
Для обучающихся: формирование и совершенствование универсальных учебных действий и метапредметных навыков.
Для обучающихся: формирование и совершенствование универсальных учебных действий и метапредметных навыков.
Для обучающихся: формирование и совершенствование универсальных учебных действий и метапредметных навыков.
Для обучающихся: формирование и совершенствование универсальных учебных действий и метапредметных навыков; личностные, метапредметные и предметные результатыДля педагогов: получение педагогического инструментария для реализации ФГОС и наработка материалов для методической копилки.
1. ФГОС ООО.2. Демидова М. Естественнонаучный цикл: вырабатываем общеучебные умения  // Народное образование. – 2005. –  №9. – с.115-126.3. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – М., 1998.4. Кривых С.В. Методика приобщения учащихся к методам научного познания как средства формирования рефлексивных умений при изучении химии в современной школе (спецкурс для учителей и методические рекомендации). Изд-во ИПК, Новокузнецк, 1998.5. Селевко Г.К .Энциклопедия образовательных технологий. – М., 2006.6. Татьянченко Д, Воровщиков С. Развитие общеучебных умений школьников //Народное образование. – 2003. – № 8. – с.115-126.7. Беркалиев Т.Н. Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса школы. – СПб,  2007.8. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. – М., 1993.9. Шалашова М.М. К методике оценивания химических компетенций // Химия в школе. – 2010. –  № 8. – с.11-15.10. Шамова Т.И, Ильина И.В. Педагогическая рабочая матрица проекта «Лестница учебных достижений: знаю, умею, могу» //Журнал для администрации школ Практика. – 2006. – №2. –  с.112-119.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад Формирование ключевых компетенций на уроках физики

В данной работе автор рассказывает о формировании ключевых компетенций при обучении физики в средней общеобразовательной школе.Цель учебно-воспитательной системы школы - формирование целостной личност...

доклад Формирование ключевых компетенций на уроках математики

В данном докладе раскрыты основные вопросы математики, показывающие связь теории с практикой,указаны основные компетенции, задачи,умения,навыки при изучении математики....

Доклад "Формирование валеологических знаний на уроках химии"

На уроках химии открываются прекрасные возможности для формирования валеологических знаний учащихся....

Доклад "Формирование валеологических знаний на уроках химии"

На уроках химии открываются прекрасные возможности для формирования валеологических знаний учащихся....

доклад "Формирование модели выпускника на уроках социально - бытовой ориентировки"

Доклад для выступления на методическом объединении или педагогическом советеЦель работы по социально – бытовой ориентировке-формирование  у каждого ребенка того необходимого запаса знаний, ...

Презентация к докладу: "Формирование ключевых компетенций на уроках математики".

Эта презентация к докладу: "Формирование ключевых компетенций на уроках математики"....

Доклад "Формирование экологической компетенции на уроках английского языка

Представлен материал доклада на международных педагогических чтениях 2012 года....