Урок по теме "Моль. Количество вещества".
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Назын Айлана Семеновна

Тема изучается в 8 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_mol.docx24.48 КБ

Предварительный просмотр:

Урок химии 8 класс.
Урок-исследование по теме «Количество вещества. Моль. Молярная масса».

Расскажу сегодня, что ли, о зловредной роли моли.
Моль съедает шерсть и мех – просто паника у всех…
Ну а в химии – изволь! Есть другое слово «моль».
Прост, как небо и трава, моль любого вещества.
Но трудна его дорога: в моле так молекул много!

Цели работы:

  1. Продолжить формирование понятий: количество вещества, моль, молярная масса, число Авогадро, молярный объем, закон Авогадро.
  2. Выявить их взаимосвязь, пользоваться ими при решении экспериментальных задач.
  3. Вспомнить правила определения массы вещества и объема с помощью весов и измерительного цилиндра.
  4. Закрепить навыки решения задач по данной теме.


Оборудование: весы с разновесами, мерный цилиндр, химический стакан, столовая ложка, фильтровальная бумага, чашка-Петри, одноразовые стаканчики, салфетки, формулы на магнитной доске, таблицы «Весы» и «Мерный цилиндр».

Вещества: сахар-рафинад, вода, вода газированная (минеральная). 
^ ХОД УРОКА

  1. Поприветствовать класс, объявить тему урока: «Решение экспериментальных задач по теме: количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем».


II. Краткий опрос

  • Что характеризует количество вещества n?
  • Что является единицей измерения количества вещества?
  • Что такое моль?
  • И сколько же структурных единиц содержится в 1 моле?
  • Через какие величины можно определить количество вещества?
  • Что такое Молярная масса, как она обозначается и какие единицы измерения, с чем численно совпадает?
  • Что такое молярный объем?

  1. Практическое исследование


Теперь проведём исследование по практическому применению этих величин. Но для работы возьмем только две величины, определяющие n: это m и N.

Приступаем к работе

Задание №1. Мы каждый день употребляем сахар, например, когда пьем чай. Но вы когда-нибудь задумывались: 1. сколько моль сахара содержится в кусочке рафинада?

2. какое количество сахарозы вы выпиваете с чаем?

Чтобы ответить на эти вопросы мы должны провести соответствующие измерения и расчёты

Все расчёты вы будите делать в таблице, которая так и называется «Таблица расчётов» (показать и прокомментировать, отметить, что не все колонки в первом исследовании нужно заполнять, и на второй вопрос расчеты будут индивидуальны, в зависимости от количества сахара в чае).

Также на каждом столе вы видите ^ Инструкционную карту. В ней отмечены цели работы. Внимательно их прочитайте, выделите основную цель, и именно по ней вы будете делать вывод.

В чашках-Петри несколько (2-3) кусочка рафинада. ^ Какое это вещество? (Жидкое, твердое или газообразное). Для определения n мы должны знать массу, т.е. взвесить его. А все кусочки или один? Прежде чем это проделать, вспомни правила взвешивания (таблица «правила взвешивания» на доске). Для взвешивания в школьной химической лаборатории используют рычажные весы. С ними вы знакомились в 7 классе на уроках физики и научились ими пользоваться. Но кто забыл, вам в помощь Приложение 1. Очень быстро прочитайте и вспомните. После чего приступаем к взвешиванию одного кусочка рафинада. Все данные заносим в Таблицу расчётов. 

(на взвешивание и расчёты 7-10 мин.) 
Задание№2.Вам нужно приготовить сахарный сироп, например, для десерта (он готовится в отношении сахара к воде 2:1). Но с сахаром мы уже работали, теперь поработаем с водой. В каком она состоянии? (жидком, твёрдом или газообразном). И поэтому будем определять её объём. Для этого воспользуемся мерным цилиндром (таблица «определение объёма жидкости» на доске) 

Как говорится «Повторенье - мать ученья», т. к. пользоваться цилиндром, определять цену деления, вы знаете из курса физики 7 класса. Но кто забыл, очень быстро и внимательно читаем Приложение 2. После чего обращаемся к Инструктивной карте, пункт 5. 

В мерный цилиндр отмерьте 12 столовых ложек воды. Определите объём и ответьте на вопрос:

Какое количество моль воды содержится в этом объёме?

Все данные заносим в Таблицу расчётов. 

(на измерение и расчёты 5-7 мин.)
^ Задание №3. Пока вы проводили расчёты, я вам разлила в стаканчики минеральную воду. Вы можете выпить её и ответить на вопрос: Сколько молекул этого напитка вы сейчас проглотили?

Что нужно для этого знать?

Все расчёты делаем в ^ Таблице расчётов.

(на выполнение 10 мин.)

После того, как все расчёты сделаны, вы должны написать вывод по работе.

Вывод: Зная массу вещества и объём, можно найти количество вещества, а по количеству вещества можно определить m, N, V, т.е. все эти величины взаимосвязаны. 
Задание№4. Исследование на закон Авогадро (для газов) мы проделать не сможем, то поработаем в тетрадях на печатной основе (Химия. Рабочая тетрадь к учебнику Габриеляна, стр.64-67). 

У каждого в тетради помечен вариант и номер задания.

Кто выполнит и это задание, есть дополнительные задачи на ^ Инструктивной карте. (Выполняют их на листке Таблице расчётов).

Приводят рабочее место в порядок, сдают тетради и таблицы.

Приложение 1.

Правила взвешивания.

  1. Весы должны быть уравновешены, т. е. стрелка должна быть в нулевом положении.
  2. Взвешиваемое вещество помещают на левую чашку весов, а правая предназначена для разновесов.
  3. Не кладите вещества непосредственно на чашку весов, а используйте для этого фильтровальную бумагу. Обязательно используйте противовес.
  4. Разновесы нельзя брать руками, а специальным пинцетом.
  5. Разновесы нужно ставить на чашку весов по порядку, от большей массы к меньшей.
  6. После того, как будет достигнуто равновесие, посчитайте общую массу гирь и запишите результаты.



Приложение 2.

Измерение объёма с помощью мерного цилиндра

.

  1. Для того чтобы правильно измерить объём жидкости нужно правильно расположить его на столе. Правильно посмотреть на шкалу.
  2. Вспомните, как правильно определить цену деления:


а) найти два ближайших штриха шкалы, возле которых написаны значения величины;

б) вычесть из большего значения меньшее и полученное число разделить на число делений, находящихся между ними.

3. Вода у стенок сосуда немного приподнимается (смачивает стенки), а в средней части сосуда поверхность жидкости почти плоская. Глаз следует направлять на деление, совпадающее с плоской частью поверхности.

4. Запишите результаты измерения.
Приложение 3.

Таблица расчётов.


Название вещества


Масса вещества


Молекулярная формула


Молярная масса


Объём вещества


Плотность вещества


Вычисления


Вывод











Вывод по работе:

Решение задач:

^ Карта исследования по теме:

«Количество вещества. Моль. Молярная масса». 

Цель работы:

  1. Продолжить формирование понятий: количество вещества, моль, молярная масса, число Авогадро.
  2. Выявить их взаимосвязь, пользоваться ими при решении экспериментальных задач.
  3. Вспомнить правила определения массы вещества и объёма с помощью весов и измерительного цилиндра.
  4. Закрепить навыки решения задач по данной теме. 


Оборудование: Весы с разновесами, мерный цилиндр, химический стакан, столовая ложка, фильтровальная бумага. 
Вещества: Вода, сахар рафинад.
Порядок выполнения работы:

  1. Вспомните правила взвешивания (см. Приложение 1).
  2. В таблице расчетов запишите молекулярную формулу сахара, если известно, что в состав её молекулы входят двенадцать атомов углерода, двадцать два атома водорода, и одиннадцать атомов кислорода.
  3. Подсчитайте её молекулярную массу и результат запишите в таблицу.
  4. На весах взвесьте 1 кусочек рафинада, сделайте соответствующие расчёты в таблице и определите, какое количество сахарозы вы выпиваете с чаем.
  5. В мерный цилиндр отмерьте 12 столовых ложек воды. Определите, какое количество моль воды содержится в этом объёме.
  6. Вспомните правила определения объёма жидкости (см. Приложение 2).
  7. Посчитайте количество молекул напитка, если известно, что в стакане 150 мл.
  8. Сделайте вывод по работе. 



Дополнительные задачи:

  1. Сколько стоит 1 моль поваренной соли (хлорида натрия NaCl), если 1кг стоит – 8 руб.?
  2. Каково количество углерода, содержащегося в самом крупном в мире алмазе (аллотропное видоизменение углерода C) Куллинан в 3106 карата, если 1 карат – 0,2грамма?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок решения задач по теме "Количество вещества"

Урок решения задач по теме "Количество вещества. Молярнаяя масса. Молярный объем". Урок-игра....

Конспект урока по химии "Количество вещества"

На данном уроке используется метод укрупнённых едениц, позволяющий ввести понятия: "моль", "число Авогадро", "молярная масса", "молярный объём" на одном уроке....

Методическая разработка урока по теме "Количество вещества"

Изучение нового материала. Химия. 8 класс. Тема урока "Количество вещества". УМК О.С. Габриелян....

Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объём газообразных веществ. Закон Авогадро.

Цель: Научить применять закон Авогадро при решении задач по формулам (исследование и рефлексия).Основное содержание темы: Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объём.Характеристика основ...

Презентация к уроку по теме "Количество вещества" 8 класс

Презентация к уроку по теме "Количество вещества" 8 класс по учебнику О.С. Габриеляна...

Строение газообразных, жидких и твердых тел. Характер движения и взаимодействия частиц вещества.Масса и размеры молекул (атомов). Количество вещества. Постоянная Авогадро.Температура. Тепловое равновесие. Шкала Цельсия.

https://vk.com/wall555604454_3069Презентация Ловцовой А.Ф. по теме."Строение газообразных, жидких и твердых тел. Характер движения и взаимодействия частиц вещества.Масса и размеры молекул (атомов...