Урок химии в 8 классе по теме " Химия- наука о веществах".
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Чернышёва Елена Юрьевна

Данный материал можно использовать молодым педагогам .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon himiya_-_nauka_o_veshchestvahurok_no1.doc110 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока «Химия – наука о веществах, их свойствах и превращениях».

Цели урока:

1.Пробудить интерес к изучению химии.

2. Сформировать представление о химии как об интегрирующей науке.

3. Конкретизировать знания учащихся о веществах  и их свойствах путем актуализации знаний, полученных на уроках биологии, физики, географии, истории и из повседневной жизни.

4. Приобщить к совместному творчеству, используя игровые методы обучения.

5. Обосновать необходимость соблюдения основных правил безопасности при работе в кабинете химии.

Предполагаемые результаты урока:

учащиеся должны знать

  • что веществом называется субстанция, характеризующаяся определённым набором свойств;
  • что выводы о свойствах веществ можно сделать на основании наблюдений и измерений;
  • что вещества могут участвовать в физических и химических процессах
  • основные правила техники безопасности;

понимать:

  • важность и необходимость изучения свойств веществ и правильного применения этих знаний;

различать понятия:

  • «вещество»
  • «тело»
  • «простое вещество»
  • «химический элемент»

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Элементы содержания: химия как часть естествознания. Химия – наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях. Атомы и молекулы. Простые вещества. Сложные вещества. Наблюдение, описание, измерение, эксперимент.

Оборудование: модели молекул, компьютерная презентация темы, проектор, компьютер, изделия из стекла и алюминия, портреты ученых – химиков, таблица Д.И.Менделеева.

План урока:

                                                Ход урока:

1.Организационный момент: учитель  приветствует учеников, сообщает, что для уроков понадобиться:

   1. Учебник. Химия. 8 класс. О.С.Габриелян;

   2.Тетрадь для работы в классе и дома (48 листов в клеточку);

   3. Тетрадь для контрольных и практических работ (12 листов в клеточку).

2.Формулировка  темы урока и  постановка его целей:

    Учитель: Мы начинаем с вами изучение интереснейшей  и важнейшей науки. Это не только моё мнение. Давайте познакомимся с высказываниями великих людей о химии. (На экране портреты учёных и из высказывания о химии).

 

     1-ое: «Химия – это область чудес, в ней скрыто счастье человечества, величайшие завоевания разума будут сделаны именно в этой области» (М.Горький)

     2-ое: «Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие! Куда ни посмотрим, куда ни оглянемся, везде обращаются пред очами нашими успехи её прилежания». (М.Ломоносов, 1751г.)

     3-е: «Ближайший предмет химии составляет изучение однородных веществ, из сложения которых составлены все тела мира, превращений их друг в друга и явлений, сопровождающих такие превращения». (Д.И.Менделеев)

Учитель: обсуждает с учениками высказывания великих людей и предлагает сформулировать тему урока.

(«Химия – наука о веществах и их превращениях»)

Учащиеся, после формулировки темы урока, обсуждают цели урока.

Для формулирования целей можно предложить учащимся следующие глаголы:

  • Узнать
  • Сформулировать
  • Обсудить
  • Проанализировать
  • Сравнить
  • Познакомиться
  • Конкретизировать

Цели, которые могут сформулировать учащиеся:

1.Узнать, откуда произошло слово «химия».

2. Узнать, что изучает химия.

3. Познакомиться с методами изучения  химии.

4.  Конкретизировать понятие «вещество».

5. Узнать, почему одни вещества отличаются от других и в чём причина их многообразия.

3. Изучение нового материала:

Учитель:

                                              Откуда произошло слово "химия"?

Исследователи до сих пор не пришли к единому мнению по поводу происхождения слова "химия". Существует несколько версий.

Согласно первой версии, термин "химия" произошел от египетского слова "Хем" - арабского названия этой страны. В таком случае "химия" можно перевести как "египетская наука".

Это же слово означало "черный" - видимо, по цвету почвы в долине реки Нил, протекающей по территории Египта (в противовес бесплодным пескам пустыни). "Кем", или "Хем" (Khemia - "Черная страна", «страна с черной землей») - так называли в древней Греции Египет; этот термин встречается у Плутарха. В таком варианте слово "химия" переводится как "черная наука" или "наука черной земли", но и в этом случае имеется в виду Египет, то есть смысл такого перевода такой же, как в первом варианте.

Вторая версия выводит слово "химия" из греческого χυμος ("хюмос"), которое можно перевести как "сок растения". Этот термин встречается в рукописях, содержащих сведения по медицине и фармакологии.

Согласно же третьей версии, слово "химия" происходит от другого греческого слова - χυμα ("хюма"), означающего "литье", "сплав". В таком случае "химия" - это искусство литья выплавки металлов, то есть металлургии.

Термин "химия" впервые употребил греческий алхимик Зосима Панополитанский в V веке н. э. Он использовал этот термин в смысле «настаивание», «наливание». Современное слово для обозначения науки химии произошло от позднелатинского chimia и является интернациональным: например, в английском языке - chemistry, в немецком - Chemie, французском - chimie. В русском языке этот термин появился в эпоху Петра I.

Учитель: Химия – наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях.  В настоящее время существует более 15 млн. веществ, причём каждый год появляются (синтезируются) новые вещества, и их число непрерывно растёт. А что такое «вещество»?

Учащиеся: Это то,  из чего состоит физическое тело. (Учащиеся  знают это определение из курса физики).

Учитель:  Что такое физическое тело?

Учащиеся: Физическое тело – это любые предметы, имеющие форму и объём и

отделённые от других объектов внешней границей раздела.

(Учащиеся это знают из курса физики и природоведения).

Учитель: Вы дали правильные определения. Давайте приведём примеры тел и

веществ. Я буду называть тела, а вы – вещества из которых они могут состоять.

(Эт

(Этот  этап  урока можно провести в игровой форме. Обычно,  я использую мячик.

 МННазывая предмет,  я бросаю мячик одному из учеников. Возвращая мне его,

ученик называет вещество). Предупреждаю о мерах безопасности при игре с мячом).

Например:

Тело

Вещество

Стакан

1.Стекло

2.Полиэтилен

3.Фарфор и т.д.

Кольцо

1. Золото

2.Серебро

3.Медь

4.Олово и т.д.

Капля

1.Вода

2.Уксус

3.Спирт и т.д.

И наоборот, учитель называет вещество, а учащиеся тела, которые могут быть изготовлены из этого вещества.

Вещество

Тело

Стекло

1.Ваза

2.Чашка

3.Стакан

4.Блюдце

5.Воронка и т.д.

Медь

1.Самовар

2. Проволока

3.Сковорода

4.Браслет и т.д.

Серебро

1.Серьги

2.Игла

3.Ложка

4.Вилка

5.Бокал

6.Тарелка

7.Чайник и т.д.

Такая маленькая игра повышает настроение учащихся.

Учитель: Но есть тела, которые состоят из многих веществ: автомобиль, компьютер, телевизор, тела живой природы. Назовите вещества, которые  входят в состав живых организмов, например человека.

Учащиеся: Называют вещества: белки, жиры, углеводы, вода, соли и т.д.

Учитель: Чем отличаются друг от друга перечисленные вещества?

Учащиеся: Свойствами.

Учитель: А что такое свойства вещества?

Учащиеся: (Если учащиеся затрудняются ответить на этот вопрос, я предлагаю открыть учебник и прочитать определение).

 Признаки, по которым одни вещества отличаются от других, - это свойства.

Учитель: Изучать химические вещества можно по-разному. Существуют следующие методы исследования веществ и их превращений:

1. Наблюдение -  целенаправленное пассивное изучение предметов, опирающееся в основном на данные органов чувств. Наблюдающий исследователь определяет физические свойства вещества:

А) агрегатное состояние;

Б) цвет;

В) блеск;

Г) вкус;

Д) запах;

Е) растворимость в воде или в других растворителях;  и т.д.

2. Описание – это  познавательная операция, состоящая в фиксировании результатов  наблюдения, опыта или эксперимента  с помощью определенных систем обозначения, принятых в науке (схемы, рисунки, формулы, слова). Например, описание физических свойств сахара:

Агрегатное состояние – твёрдое;

Цвет – белый;

Блеск – есть;

Запах – нет;

Вкус – сладкий и т.д.

3. Измерение - совокупность действий, выполняемых при помощи определенных средств,  с целью нахождения числового значения измеряемой величины в принятых единицах измерения.

Например:

   А) Твёрдость вещества определяется путём царапания его определёнными пластинками (пластинки могут быть стеклянными и даже ногтевая пластинка используется для определения твёрдости вещества).

У ногтя твердость примерно 2, а у стекла - примерно 5. Если ноготь на веществе может оставить царапину, то вещество мягче 2, а если, наоборот, веществом можно поцарапать ноготь, твердость вещества больше 2.

Точно так же со стеклом: если от него на веществе остается царапина, то твердость

вещества от 2 до 5, а если вещество дает царапину на стекле, то твердость его

больше 5.

 Б)  Растворимость вещества в воде проверить очень легко. Нужно положить в стакан

немного этого вещества, долить воды и перемешать все стеклянной палочкой. Если

вещество исчезает или количество его заметно уменьшается, то оно растворимо в

воде. Если же оно остается на дне или всплывает наверх, то оно, скорее всего,

нерастворимо.  (Демонстрация: растворение перманганата калия)

В) Пластичность - это способность вещества изменять форму, если на него, например,

нажать. Пластилин пластичен - он легко меняет свою форму в руках человека. Про

стекло  этого не скажешь, при обычной температуре оно не пластично.

(Демонстрация: изменение формы пластилина)

   Г) Хрупкость – свойство материала разрушаться. Чтобы проверить вещество на хрупкость, завернем кусочек его в бумагу и стукнем молотком.

(Демонстрация: хрупкость сахара).

4. Эксперимент  -   (от лат. experimentum — проба, опыт), в научном методе — метод исследования некоторого явления в управляемых условиях. Отличается от наблюдения активным взаимодействием с изучаемым объектом.

(Демонстрация  действия индикаторов на растворы кислот и щелочей).

5. Анализ  - это метод, в основе которого лежит процесс разложения вещества на составные части для установления химического состава вещества.

(Демонстрация презентации электролиза воды.) 

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/eb17b17a-6bcc-01ab-0e3a-a1cd26d56d67/23530/?interface=teacher&class=50&subject=31

6, Синтез- получение химических соединений химическими и физическими методами.

(Демонстрация презентации получения воды из кислорода и водорода)

Учитель: На уроках физики вы узнали, что вещества бывают не только твёрдыми, но и жидкими и газообразными.

Определение «Вещество – это то,  из чего состоят физические тела» применимо только к твердым веществам, поэтому более точным определением вещества будет следующее:

Вещество – это одна из форм материи, состоящая из частиц, имеющих собственную массу (молекул, атомов и   ионов).

                   Основой изучения курса химии служит атомно-молекулярная теория, основные положения которой вы проходили на уроках физики. Вещества состоят из молекул, а молекулы – из атомов. Атомы чрезвычайно малы и на кончике иглы помещаются миллиарды атомов. Тем не менее, наука достигла такого уровня, что различает атомы по размерам, массе и свойствам. В настоящее время различают 109 видов атомов, из которых и состоят все вещества. Совокупность атомов одного вида называется химическим элементом.

                       Каждый элемент имеет 3 формы существования:

  1. Свободные атомы;
  2. Простые вещества;
  3. Сложные вещества.

(Демонстрация презентации)

          Объясняю учащимся, что атомы могут существовать изолированно друг от друга в виде свободных атомов, а могут объединяться друг с другом в молекулы. Если соединяются одинаковые атомы, то образуются простые вещества, если разные – сложные вещества.

          Например, на Солнце водород существует в виде изолированных атомов из-за высокой температуры. А на Земле – в молекулярном виде, 2 атома водорода соединяются друг с другом, и образуется простое вещество – водород, который является самым лёгким газом. Но элемент водород способен соединяться не только друг с другом, но также и с другими атомами. Если 2 атома водорода соединятся с 1 атомом кислорода, то получится молекула воды.

           Атомы всех химических элементов при очень высоких температурах существуют в виде свободных (изолированных) атомов (на Солнце).

           Простые вещества – водород, кислород, медь, железо, сера, золото, серебро, азот.

            Сложные вещества – вода, сахар, углекислый газ, спирт, бензол.

  1. Закрепление.

Работа в рабочей тетради к учебнику О.С.Габриелян, стр.5, упр.1, стр.8, упр.11..

Установите соответствие между понятием и примером.

Понятие

Пример

А) тело

Б) вещество

1. гвоздь

2. стекло

3. медь

4. монета

5. ваза

6. железо

Ответ:

                          А

                         Б

5а

Ответ:

А

Б

В

4. Домашнее задание: параграф 1, упр.1(устно); упр. 3,5 – письменно.

5. Рефлексия: