Главные вкладки

    внеурочная деятельность по химии "За страницами учебника химии"
    рабочая программа по химии (9 класс) на тему

    Программа по химии для 9 класса для углубленного изучения этого предмета.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vneur._deyat._9_klass_word.docx12.4 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка.

         Решение расчетных задач занимает важное место в изучении основ химической науки. При решении задач происходит более глубокое и полное усвоение учебного материала, вырабатываются навыки  практического применения имеющихся знаний, развиваются способности к самостоятельной работе, происходит формирование умения логически мыслить, использовать приемы анализа и синтеза, находить взаимосвязь между объектами и явлениями. В этом отношении решение задач является необходимым компонентом при изучении такой науки, как химия.

     Для того, чтобы успешно справляться с задачами, необходимо знать основные способы их решения.

        Для того чтобы успешно справляться с задачами, необходимо знать основные способы их решения.

       Данные занятия позволяют  рассмотреть способы решения химических задач по следующим темам:

    • Основные количественные характеристики вещества: количество вещества, масса и объем;
    • Массовая, объемная и молярная доля вещества в смеси; массовая доля элемента в соединении; вывод формул соединений;
    • Расчет количества вещества, массы или объема исходных веществ и продуктов реакции;
    • Расчет массы, объема продукта реакции, если одно из реагирующих веществ дано в избытке;
    • Расчеты, связанные с использованием доли выхода продуктов реакции;
    • Расчеты, связанные со скоростью химической реакции и химическим равновесием;
    • расчеты, связанные с концентрацией растворов, растворимостью веществ, электролитической диссоциацией;
    • Расчеты, связанные с положением металлов в электрохимическом ряду напряжений металлов.

    Большинство задач, решаемых в школе и на различного рода конкурсах и экзаменах, являются комбинированными, т.е. сочетают различные типы вычислений.

    Знание способов решения простейших задач основных формул и законов, по которым проводятся расчеты, является обязательным, но не единственным условием того, чтобы справиться с предложенной задачей. Умение решать задачи складывается из многих факторов.

    Во-первых, для успешного решения задачи необходим прочный теоретический фундамент, т.е. знания о строении веществ, их физических свойствах, способах получении, основных типах превращений. Очень часто затруднения в решении задач связаны с неумением верно написать уравнение реакции, ошибками в формулах соединений, пробелами в знаниях основных закономерностей и т.п.

    Во-вторых, приступая к решению задачи, следует прежде всего внимательно изучить ее условие. Причем обращать внимание следует не только на численные величины, приведенные в задаче, но и на ее текст. Очень часто в тексте задачи содержатся подсказки, без учета которых нельзя добиться верного решения. Очень важно, чтобы решающий задачу четко представлял себе сущность описанных в ней процессов, видел взаимосвязь происходящих химических превращений и изменений численных параметров системы, описанной в задаче.

    В-третьих, уяснив условия задачи, необходимо обдумать способ ее решения, т.е. установить связь между известными величинами и неизвестными. Для этого существует два метода. Первый метод предусматривает решение задачи «с конца». При этом обращают внимание на неизвестную величину, которая является целью решения задачи, выявляют законы и формулы, которые нужно использовать для ее вычисления, а также данные, необходимые для проведения таких вычислений, а если этих данных в условии задачи нет, определяют путь, по которому можно их найти, исходя из приведенных в условии величин. Второй путь предусматривает решение задачи, исходя из известных величин, содержащихся в условии. При этом анализируют исходные данные, определяют величины, которые они позволяют найти, выявляют направления, позволяющие перейти от этих величин к конечному результату. Нередко при решении задач приходится комбинировать описанные методы.

    Программа данного факультатива поможет научиться правильно решать расчетные химические задачи и окажется полезной как для учащихся, интересующихся химией и для подготовки к выпускным экзаменам.

    Цель курса: создать условия для реализации минимума стандарта содержания образования за курс основной школы; систематизация знаний учащихся по химии в процессе обучения основным подходам к решению расчетных задач; отработать навыки решения задач и подготовить школьников к более глубокому освоению химии в старших классах.

    Задачи курса:

    1. обеспечение школьников основной и главной теоретической информацией;

    2. отработать навыки решения простейших задач;

    3.начать формировать связь между теоретическими и практическими знаниями учащихся;

    4. подготовить необходимую базу для решения различных типов задач в старших классах.

    5. способствовать интеграции знаний учащихся, полученных при изучении математики и физики при решении расчетных задач по химии;

    6. развивать учебно-коммуникативные навыки.

                          Общая характеристика курса.

         Курс «За страницами учебника химии» рассчитан на 34 часа. Это курс предусматривает теоретическую, практическую часть, а также решение задач. Практическая часть связана с теоретическим материалом, изучаемым в курсе химии.

           Форма обучения:

    1.Фронтальная.

    2Индивидуальная.

    3Групповая.

    Методы обучения:

    • Словесный (беседа, лекции, рефераты).
    • Наглядный (П/Р).
    • Практический (решение задач).

    Ожидаемые результаты:

    • Успешное обучение в последующих классах;
    • Знание основных законов и понятий химии и их оценивание;
    • Умение проводить не только простейшие расчёты, но и расчеты требующие необходимой базы знаний;
    • Умение ориентироваться среди различных химических реакций, составлять необходимые уравнения, объяснять свои действия;
    • Успешная самореализация школьников в учебной деятельности.

    Учащиеся должны знать:

    • Валентность и с.о. атомов элементов.
    • Признаки протекания химических реакций.
    • Классификацию неорганических веществ и их химические свойства.
    • Основные способы решения задач.
    • Применение теоретических знаний на практике.

    Учащиеся должны уметь:

    • Планировать и проводить эксперимент.
    • Решать задачи.
    • Работать с основной и дополнительной литературой.
    • Писать рефераты.
    • Работать в группах.

    Структура курса. Программа рассчитана на 34 часа. 1 час  в неделю.

    Модуль 1 Введение (1 час)

    Цели и задачи курса описать, Техника безопасности при выполнении практических и лабораторных работ.

    Модуль 2 Важнейшие химические понятия (2 часа)

    Овладение знаниями о веществе, знаках химических элементов, химических формулах, с.о., валентности, химических реакциях, физические явления. Применение теоретических знаний на практике. Решение расчетных задач на вычисление относительной молекулярной массы вещества по формулам. Решение упражнений по составлению химических формул с использованием валентности, определение с.о. элементов.

    Модуль 3 Основные количественные характеристики вещества: количество вещества, масса и объем.  (3 часа)

    Овладение знаниями о количестве вещества, молярном объеме газа. Решение расчетных задач.

    Модуль 4. Массовая, объемная и молярная доля вещества в смеси. Массовая доля элемента в соединении.              (3 часа)

    Понятие массовой доли вещества в смеси или в растворе. Процентное выражение массовой доли. Объемная доля вещества, Массовая доля элемента как отношение этой величины к молярной массе всего соединения.

    Модуль 5. Вывод формул соединений    (3 часа)

    Соотношение числа атомов каждого элемента в молекуле – эмпирическая формула. Точный качественный и количественный состав одной молекулы данного соединения – молекулярная формула.

    Модуль 6. Расчет количества вещества, массы или объема исходных веществ и продуктов реакции      (4 часа)

    Составление уравнений реакции по условию задачи, расстановка коэффициентов. Расчеты с использованием количеств веществ реагирующих и образующихся веществ. Нахождение количества вещества других участников реакции по массе или объему.

    Модуль 7. Расчет массы, объема продукта реакции, если одно из реагирующих веществ дано в избытке     (3 часа)

    Определение вещества взятого в избытке, а какое – в недостатке. Вещество, находящееся в недостатке прореагирует полностью, количество вещества данного реагента будет точно известно.

    Модуль 8. Расчеты, связанные с использованием доли выхода продуктов реакции       (3 часа)

    На практике масса продуктов реакции почти всегда меньше, чем масса тех же продуктов, рассчитанная теоретически. Часто вычисляют долю выхода продукта реакции. Вычисление продукта реакции, используя объем или количество вещества продукта, реально образовавшегося в химическом процессе и теоретически вычисленного по уравнению химической реакции.

    Модуль 9. Расчеты, связанные со скоростью химической реакции и химическим равновесием.    (3 часа)

    Овладение знаниями о скорости химической реакции, химическом равновесии, термохимическом уравнении.  Применение теоретических знаний на практике. Решение расчетных задач. Решение упражнений.

    Модуль 10. Расчеты, связанные с концентрацией растворов, растворимостью веществ, электролитической диссоциацией.  (3 часа)

    Гомогенная система, концентрация. Характеристика содержания растворенного вещества в определенном количестве раствора или растворителя. Массовая доля, молярная концентрация, титр, растворимость, диссоциация, степень диссоциации.

    Модуль 11. Расчеты, связанные с положением металлов в электрохимическом ряду напряжения металлов        (4 часа)

    Электродные потенциалы, отражающие восстановительную способность металлов. Вытеснение металлов из растворов солей другим металлом, стоящим левее.

    Модуль 12. Итоговое занятие    (1 час)

                             Место предмета в учебном плане.

     Общее количество часов – 34.  Количество часов в неделю – 1 час.

    Учебно- методическое и материльно-техническое обеспечение занятий

    • Егоров А. С. Химия. Пособие-репетитор. Ростов-на-Дону. «Феникс» 1997 г.
    • О. С. Габриелян Химия. Дрофа учебник 8-9 кл
    • И. И. Новошинский Н. С. Новошинская Химия Москва ОНИКС Мир и образование 2006г
    • Ахметов Н. С. Общая и неорганическая химия. Москва «Высшая школа» 1981 г.
    • Хомченко Г. П. Пособие по химии для поступающих в ВУЗы. Москва «Новая Волна» 2002 г.
    • Хомченко Г. П, Хомченко И. Г. Сборник задач по химии. Москва «Новая Волна» 2005 г.
    • Корощенко. А. С, Медведев Ю. Н, Добротин Д. Ю. ФИПИ. Москва издательство «Экзамен», 2009 -2012 г.
    • ГИА ФИПИ «Интеллект-Центр» 2012 г
    • Иванова Р. Г. Корощенко А. С. Яшукова А. В. Готовимся к экзаменам ГИА 2011 Москва. Дрофа. 2011г
    • Доронин В. Н. Бережная А. Г. Химия 9 класс подготовка к ГИА – 2012, Легион Ростов -на-Дону 2012 г
    • ГИА ФИПИ Экзамен в новой форме АСТ* Апрель, Москва 2012г

         Тематическое планирование курса, всего 34 часа (1 час в неделю)

    № п.п

    Тема

    Количество

    часов

    Форма проведения

    1

    Введение

    1

    Лекция

    2

    Важнейшие химические понятия

    3

    2.1

    Простые и сложные вещества. Химические формулы. Валентность, степени окисления. Относительные атомная и молекулярная массы

    1

    Лекция

    2.2

    Явления физические и химические. Признаки и условия протекания химических реакций

    1

    Индивидуальная работа

    2.3

    Решение упражнений

    «Химические явления»

    1

    Практическая работа

    3.

    Основные количественные характеристики вещества: количество вещества, масса и объем.

    2

    3.1

    Количество вещества, масса

    1

    Лекция

    3.2

    Молярный объем газов

    1

    Лекция

    3.3

    Решение задач

    1

    Групповая, индивидуальная работа

    4.

    Массовая, объемная и молярная доля вещества в смеси. Массовая доля элемента в соединении.    

    3

    4.1

    Смесь, массовая доля

    1

    Лекция

    4.2

    Объемная и молярная доля вещества в смеси

    1

    Расчеты в группах

    4.3

    Решение задач

    1

    Групповая, индивидуальная работа

    5

    Вывод формул соединений    

    3

    5.1

    Вывод эмпирической формулы

    1

    Групповая, индивидуальная работа

    5.2

    Вывод молекулярной формулы

    1

    Групповая, индивидуальная работа

    5.3

    Решение задач

    1

    Групповая, индивидуальная работа

    6

    Расчет количества вещества, массы или объема исходных веществ и продуктов реакции  

    3

    6.1

    Расчеты по химическим уравнениям

    1

    Лекция

    6.2

    Закон Авогадро. Молярный объем газов.

    1

    Групповая, индивидуальная работа

    6.3

    Решение задач

    1

    Групповая, индивидуальная работа

    7

    Расчет массы, объема продукта реакции, если одно из реагирующих веществ дано в избытке

    3

    7.1

    Расчет массы вещества взятого в избытке

    1

    Групповая, индивидуальная работа

    7.2

    Расчет объема вещества взятого в  избытке

    1

    Групповая, индивидуальная работа

    7.3

    Решение задач

    1

    Групповая, индивидуальная работа

    8

    Расчеты, связанные с использованием доли выхода продуктов реакции    

    3

    8.1

    Доля выхода продукта реакции

    1

    Лекция

    8.2

    Расчет практической доли выхода продукта по массе исходного вещества

    1

    Решение в парах, индивидуально

    8.3

    Решение задач

    1

    Решение в парах, индивидуально

    9

    Расчеты, связанные со скоростью химической реакции и химическим равновесием.

    3

    9.1

    Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость

    1

    Лекция

    9.2

    Химическое равновесие. Принцип Ле-Шателье

    1

    Лекция, в парах

    9.3

    Решение расчетных задач

    1

    Решение в парах, индивидуально

    10

    Расчеты, связанные с концентрацией растворов, растворимостью веществ, электролитической диссоциацией.

    3

    10.1

    Молярная концентрация

    1

    Лекция

    10.2

    Растворимость веществ. ЭТД

    1

    Решение в парах, индивидуально

    10.3

    Расчетные задачи

    1

    Решение в парах, индивидуально

    11

    Расчеты, связанные с положением металлов в электрохимическом ряду напряжения металлов      

    3

    11.1

    Электрохимический ряд металлов

    1

    Лекция

    11.2

    Положение водорода в ЭХР напряжения металлов

    1

    Решение в парах, индивидуально

    11.3

    Решение задач на вытеснение Металлов из растворов

    1

    Решение в парах, индивидуально

    12

    Итоговое занятие

    1

    Подведение итогов


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по внеурочной деятельности 6а класс" За страницами учебника"

    Данная программа продолжает программу для 5 класса. Рассматриваются задачи практического содержания на проценты....

    Рабочая программа внеурочной деятельности по интеллектуальному направлению «Чудеса химии» для обучающихся 5 - 6 классов

    Данный курс внеурочной деятельности «Чудеса химии» был создан с целью формирования интереса к химии, расширения кругозора учащихся. Он ориентирован на учащихся 5-7 классов, то есть такого возраста, ко...

    Рабочая программа внеурочной деятельности 5-6 класс "чудеса химии"

    Рабочая программа внеурочной деятельности для 5-6 классов общеинтеллектуального направления "Чудеса химии"...

    Внеурочная деятельность (кружок) для 9 класса "Химия в задачах и упражнениях."

    Представлена рабочая программа для учащихся 9 класса. Программа разработа для учащихся, которые собираются сдавать химию за курс основной школы....

    Программа кружка "За страницами учебника химии"

    Программа включает в себя обязательный минимум содержания основного общего образования по химии, материал по углублению школьного курса химии по таким темам, на которые следует обратить особое внимани...

    Программа внеурочной деятельности по теме "Введение в химию" 7 класс

    Данный материал содержит личностные, метопредметные и предметные результаты освоения курса; содержание курса; календарно-тематическое планирование; требования к уровню подготовки обучающихся; учебно-м...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «За страницами учебника химии»

    Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправле...