Программа кружка "За страницами учебника химии"
рабочая программа по химии (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Тухватова Рамиля Ахкамовна

Программа включает в себя обязательный минимум содержания основного общего образования по химии, материал по углублению школьного курса химии по таким темам, на которые следует обратить особое внимание (галогены, гидролиз солей, электролиз и ОВР). Каждый раздел включает краткий теоретический материал и систему заданий, способствующих формированию и развитию таких умений и навыков как: работа с учебником и дополнительной литературой, умение анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, систематизировать, обобщать, делать выводы, осуществлять самоконтроль и самооценку. Система заданий разнообразна по форме, содержанию и степени сложности и требует от учащихся активной познавательной деятельности.

Курс рассчитан на ученика увлеченного, желающего получать знания на более высоком уровне. Для успешной работы необходимо, чтобы учащиеся владели прочными знаниями в рамках школьной программы по химии, вычислительными навыками, алгоритмами решения типовых задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_za_stranitsami_uchebnika_himii.docx36.15 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

Программа включает в себя обязательный минимум содержания основного общего образования по химии, материал по углублению школьного курса химии по таким темам, на которые следует обратить особое внимание (галогены, гидролиз солей, электролиз и ОВР). Каждый раздел включает краткий теоретический материал и систему заданий, способствующих формированию и развитию таких умений и навыков как: работа с учебником и дополнительной литературой, умение анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, систематизировать, обобщать, делать выводы, осуществлять самоконтроль и самооценку. Система заданий разнообразна по форме, содержанию и степени сложности и требует от учащихся активной познавательной деятельности.

Курс рассчитан на ученика увлеченного, желающего получать знания на более высоком уровне. Для успешной работы необходимо, чтобы учащиеся владели прочными знаниями в рамках школьной программы по химии, вычислительными навыками, алгоритмами решения типовых задач.

Всего часов – 157,5 (4,5 часа в неделю): теории – 85,5 ч., практических работ – 70 ч.

Ожидаемый результат:

  • знание основных понятий и законов химии (систематизация);
  • умение решать задачи и выполнять тестовые задания повышенного уровня сложности;
  • успешная самореализация школьников в учебной деятельности.

2. Цели и задачи курса

Основной целью данного  курса является введение учащихся в экспериментальную общую химию. Стремясь к достижению поставленной цели, мы решаем следующие задачи:

Образовательные

о углубить и расширить знания учащихся по общей химии;

о раскрыть роль эксперимента в химии;

о сформировать у школьников практические навыки, умение правильно обращаться с  изученными веществами, приборами, проводить несложные химические опыты

Развивающие

о сформировать умение сравнивать, выявлять существенное, устанавливать

причинно-следственные связи, обобщать и систематизировать знания;

о развить познавательный интерес учащихся к химии;

о развить индивидуальные наклонности и возможности учащихся;

о развить самостоятельную поисковую деятельность школьников;

о совершенствовать умения работать с литературой и средствами мультимедиа.

Воспитательные

о сформировать у учащихся диалектическое понимание научной картины мира;

о способствовать их интеллектуальному развитию, воспитанию нравственности,

   гуманистических отношений, готовности к труду;

о подготовить учащихся к сдаче   экзамена, поступлению в вуз;

о подготовить учащихся к сознательному и ответственному выбору жизненного пути;

о развить учебно-коммуникативные умения.

3. Требования к уровню подготовки учащихся

Требования к уровню подготовки сформулированы в соответствии с целями и задачами химического образования, его содержанием, а также особенностями процесса обучения. Представленные требования по общей химии предполагают, что ученики должны:

  • приобрести умения применять знания - теоретические (понятия, законы и теории химии) и фактологические (сведения о неорганических веществах и процессах);
  • овладеть определенными способами деятельности (составление химических формул, уравнений, определение степени окисления химических элементов, осуществление расчетов по формулам и уравнениям и другое);
  • уметь проводить химические эксперименты в строгом соответствии с правилами техники безопасности.

Требования к выполнению химического эксперимента:

  • Уметь грамотно проводить химические эксперименты;
  • Наблюдать, анализировать и обобщать полученные данные;
  • Знать правила техники безопасности при работе в химической лаборатории.

Требования к решению расчетных задач:

  • Грамотно анализировать текст задачи, предлагать различные варианты ее решения;
  • Уметь решать расчетные задачи различных типов и уровней сложности.

Методы и формы обучения

Формы проведения занятий: лекция, семинар, конференция, практическая работа. Формы организации работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая, парная. Методы обучения: репродуктивный, реконструктивный, частично-поисковый, творческий.

4. Содержание учебной программы

Тема 1: Введение (4,5 часа)

Правила техники безопасности при работе с химическими веществами и оборудованием в кабинете химии. Знакомство с оборудованием, посудой. Порядок выполнения опытов и составления отчетов.

Тема 2: Первоначальные понятия и законы (13,5 часов)

Предмет химии. Роль химии в обществе. Основные понятия химии (атом, молекула, химический элемент, молекулярная и молярная массы, молярный объем, валентность, степень окисления). Химическая символика, уравнения химических реакций, подбор коэффициентов. Основные законы химии: закон постоянства состава, закон сохранения массы, газовые законы. Закон постоянства состава. Дальтониды и бертоллиды. Закон сохранения массы веществ и его применение. Газовые законы (Гей-Люссака, Авогадро и его следствия). Относительная плотность газов. Классификация химических реакций.

Уравнения химических реакций и расчеты по ним. Алгоритмы решения задач. Усложненные задачи.

Тема 3: Термодинамика (9 часов)

Тепловые эффекты химических реакций. Закон Гесса. Скорость химической реакции. Понятие об энергии активации. Зависимость скорости химической реакции. Понятие о катализе.

Химическое равновесие. Смещение химического равновесия при изменении температуры, давления, концентрации. Принцип Ле-Шателье.

Тема 4: Основные классы веществ (18 часов)

Основные классы неорганических веществ в свете теории электролитической диссоциации. Оксиды, кислоты, основания, соли. Классификация и номенклатура каждого класса. Способы получения и химические свойства. Генетическая связь между классами неорганических веществ.

Тема 5: Строение атома (13,5 часов)

Ядерная модель строения атома. Строение электронных оболочек атомов (постулаты Бора, принцип Паули, правило Гун да). Строение ядра. Понятие о ядерных реакциях. Свойства атомов (радиус, энергия ионизации, сродство к электрону, электроотрицательность, типы кристаллических решеток). Типы химической связи (ионная, ковалентная, металлическая, водородная). Периодический закон (история, значение, развитие, формулировка). Зависимость химических свойств элементов и их соединений от строения атомов. Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева.

Тема 6: Теория растворов (18 часов)

Классификация растворов. Растворимость и ее зависимость. Процесс растворения. Химическая теория растворов Д.И.Менделеева. Концентрация растворов и способы ее выражения (процентная, молярная, нормальная).

Основные положения теории электролитической диссоциации. Диссоциация кислот, солей, щелочей. Сила электролита, степень диссоциации. Понятие о рН раствора, произведение растворимости. Условия необратимости химических реакций. Составление ионных уравнений реакций.

Гидролиз солей. Примеры ступенчатого и необратимого гидролиза.

Тема 7: Электрохимия и ОВР (22,5  часов)

Электролиз как окислительно-восстановительный процесс. Электролиз расплавов и растворов электролитов. Практическое значение электролиза.

Окислительно-восстановительные реакции (ОВР). Окислители, восстановители. Классификация окислительно-восстановительных реакций, примеры. Порядок составления уравнений ОВР и подбор коэффициентов методами электронного баланса и полуреакций.

Контрольная работа. Проверка контрольной работы и индивидуальное собеседование. Подведение итогов и анализ ошибок.

Тема 8: Неметаллы (36 часов)

Строение атома водорода. Изотопы водорода, их нахождение в природе. Получение водорода в промышленности и лабораторных условиях. Химические свойства водорода. Восстановительные и окислительные свойства.

Общая характеристика галогенов. Строение атома и химические свойства. Хлор. Получение, физические и химические свойства. Важнейшие соединения хлора. Хлороводород. Элементы подгруппы халькогенов (положение в периодической системе химических элементов, строение, аллотропия). Кислород. Получение, свойства Горение простых и сложных веществ. Озон. Сера. Получение, свойства. Соединения серы (сероводород, соли). Серная кислота. Общая характеристика элементов главной подгруппы V группы периодической системы химических элементов. Азот. Строение, получение, свойства. Аммиак и его соли. Строение, свойства, получение, качественная реакция на катион аммония. Азотная кислота и ее соли. Строение, свойства, получение. Взаимодействие азотной кислоты с металлами в зависимости от концентрации кислоты и активности металла. Качественная реакция на нитрат ион. Фосфор. Положение в периодической системе химических элементов, строение, свойства, получение, аллотропия. Соединения фосфора (оксиды, кислоты, соли). Фосфорные удобрения. Общая характеристика элементов IV группы главной подгруппы. Строение атома, аллотропия. Химические свойства углерода и кремния в сравнении. Оксида углерода и кремния в сравнении. Угольная и кремневая кислоты. Качественные реакции на их соли.

Тема 9: Металлы (9 часов)

Положение металлов в периодической системе химических элементов. Строение электронных оболочек, зависимость свойств металлов от их строения. Общие способы получения металлов. Химические свойства металлов. Щелочные и щелочноземельные металлы. Алюминий. Способы получения и свойства (амфотерность) оксида и гидроксида алюминия.

Хром. Железо. Строение атомов, получение, свойства, нахождение в природе. Наиболее важные соединения. Коррозия металлов, ее виды. Способы защиты от коррозии. Сплавы.

Тема 10: Дополнительный курс (9 часов)

Дисперсные системы. Дисперсные фазы. Основные типы дисперсных систем. Значение дисперсных систем.

Комплексные соединения. Комплексообразователи. Строение комплексных соединений. Типы комплексных соединений. Номенклатура. Значение комплексных соединений.

Тема 11: Обобщение (4,5часа)

Тестирование. Сдача проектов. Проверка и оценка знаний по курсу химии. Выявление пробелов в знаниях.

Методы и формы обучения

Формы проведения занятий: лекция, семинар, конференция, практическая работа. Формы организации работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая, парная. Методы обучения: репродуктивный, реконструктивный, частично-поисковый, творческий.


5. Список литературы

Литература для учителя:

  1. Е.Н. Зубович «Решение задач повышенной сложности»
  2. Н.Е. Кузъменко, В.В. Еремин «Начала химии»
  3. А. А Каверина «Оценка качества подготовки выпускников основной школы»
  4. О.В. Ковальчукова «780 тестов по химии для поступающих в вузы»
  5. Н.Е. Кузъменко, В.В. Еремин «1000 вопросов и ответов»
  6. Г.Л. Маршанова «500 задач по химии»
  7. В. И. Резяпкин «700 задач по химии»
  8. Б.Д. Степин, Л.Ю. Аликбекова «Занимательные задания и эффективные опыты по химии»

Литература для учеников:

  1. Н.Е. Кузъменко, В.В. Еремин «Общая химия. Пособие для учащихся 8-11 классов».
  2. Н.Е. Кузъменко, В.В. Еремин «Неорганическая химия. Пособие для учащихся 8-11 классов».
  3. Н.Е. Кузнецова и др. «Химия 8-11».
  4. НЕ. Кузнецова, А.Н Левкин «Задачник по химии 9-11 класс».

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

часы

1

Правила техники безопасности при работе в кабинете химии. Ознакомление с      химическим оборудованием, посудой и правилами обращения с ними. Порядок выполнения опытов и составление отчета.

Лабораторные работы «Очистка веществ. Анализ почвы»; «Физические и химические явления»; «Типы химических реакций» Выбор проектов к НОУ.                                                  

4,5

2

Основные понятия и законы химии.                                                                                  

Практическая работа по теме «Закон сохранения массы».                                              

4,5

3

Основные законы химии. Вывод формул по данным анализа. Закон Авогадро.        

Практическая работа «Установление формулы кристаллогидрата»                                                                                                                                    

4,5

4

Уравнения химических реакций и расчеты по ним.        

Практическая работа по теме «Генетическая связь».                                                      

4,5

5

Закономерности протекания химических реакций.

Практическая работа «Исследование скорости химической реакции уксусной кислоты с металлами»

4,5

6

Основные классы неорганических веществ в свете теории электролитической

диссоциации. Оксиды.                                                                                                                                                 Практическая работа «Реакции обмена между СиО и H2S04»                                        

4,5

7

Основные классы неорганических веществ в свете теории электролитической

диссоциации. Кислоты.

Практическая работа «Получение НС1 и опыты с ней».                                                  

4,5

8

Основные классы неорганических веществ в свете теории электролитической диссоциации. Основания. Практическая работа «Получение амфотерного гидроксида и изучение его свойств».

4,5

9

Основные классы неорганических веществ в свете теории электролитической                 диссоциации. Соли. Практическая работа «Получение солей из предложенных веществ».        

4,5

10

Периодическая система химических элементов. Строение атома.

 Практическая работа  «Окислительно-восстановительные реакции».    

4,5

11

Химическая связь. Строение молекул. Практическая работа «Кристаллы».  

4,5

12

Периодическая система химических элементов. Степень окисления. Валентность.      

Теория электролитической диссоциации. Растворы. Вода. Концентрация растворов и способы ее выражения. Практическая работа «Массовая доля вещества в растворе».        

4,5

14

15

Электролитическая диссоциация. Реакции ионного обмена. Электропроводность        

растворов.              

9

16 17

Гидролиз. Практическая работа "Гидролиз эфира. Изменение окраски индикатора"        

9

18 19

Электролиз.  Практическая работа "Электролиз сульфата меди. Электролиз рассола"          

9

20 21

Окислительно-восстановительные реакции. Практическая работа «Движение ионов. Определение рН растворов».  

9

22

Растворы. Основные понятия электрохимии. Практическая работа «Катализ».          

4,5

23

Неорганическая химия. Неметаллы. Водород. Практическая работа «Получение водорода».                

4,5

24

Хлор. Практическая работа "Получение хлора и опыты с ним".

4,5

25

Сера и кислород. Практическая работа «Получение кислорода».

4,5

26

Кислородные соединения серы, серная кислота.  Практическая работа  «Взаимодействие серной кислоты в зависимости от концентрации».

4,5

27

Азот. Аммиак и его соли. Практическая работа «Получение аммиака и качественная реакция на NH4+».                

4,5

28

Азотная кислота.         Практическая работа «Взаимодействие азотной кислоты с металлами».                            

4,5

29

Фосфор и его соединения. Практическая работа «Качественная

4,5

30

Углерод и кремний.        

Практическая работа «Получение углекислого газа и опыты с ним».                  

4,5

31

Металлы. Общие свойства.  Щелочные металлы. Щелочноземельные металлы. Алюминий. Практическая работа «Взаимодействие металлов с водой»              

4,5

32

Хром. Железо. Коррозия металлов. Сплавы.        Практическая работа «Генетическая связь. Сплавы».                                                            

4,5

33

Дисперсные системы. Практическая работа «Получение коллоидных частиц»                                                        

4,5

34

Комплексные соединения. Практическая работа «Получение комплексных соединений»                                              

4,5

35

Тестирование. Сдача проектов.

4,5

ИТОГО

157,5

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа «ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКА МАТЕМАТИКИ»

Программа «За страницами учебника математике» строится на следующих концептуальных принципах:Принцип успехаПринцип динамики.Принцип демократии.Принцип доступности.Принцип наглядности. Принцип сис...

внеурочная деятельность по химии "За страницами учебника химии"

Программа по химии для 9 класса для углубленного изучения этого предмета....

Рабочая программа "За страницами учебника математики" 9 класс

Данную рабочую программу можно использовать для кружковой работы, факльтативных занятий и элективного курса...

7 класс Рабочая программа "За страницами учебника Алгебра"

рабочая программа "За страницами учебника Алгебра"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «За страницами учебника химии»

Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправле...

Рабочая программа За страницами учебника литературы

Данная рабочая программа составлена в соответствии с программой «Литература» (авт. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин и др. -Москва, Просвещение 2009 г.)....

Программа курса внеурочной деятельности "За страницами учебника химии"

Данный курс внеурочной деятельности позволяет закрепить, обобщить, расширить и углубить знания учащихся по всем основным разделам школьного курса химии основной школы: первоначальные химические поняти...