Рабочая программа За страницами учебника литературы
календарно-тематическое планирование по русскому языку (6 класс)

Татьяна Петровна Грачёва

Данная рабочая программа составлена в соответствии с программой «Литература» (авт. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин и др. -Москва, Просвещение 2009 г.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл za_stranitsami_uchebnika_literatury_6.docx167.06 КБ

Предварительный просмотр:

F:\191007134309\img-191007134309-002.jpg

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

        Данная рабочая программа составлена в соответствии с программой «Литература» (авт. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин и др. -Москва, Просвещение 2009 г.).

        Интерес к урокам за страницами учебника ( т.е. внеклассное чтение) возникает у учащихся потому, что

  • книги, предлагаемые для обсуждения, не входят в обязательный список для изучения;
  • обстановка на занятиях  по внеклассному чтению непринужденная, здесь много спорят, здесь можно высказать свою точку зрения и аргуументировать ее, можно самому предложить книгу для обсуждения, иллюстрировать ее, участвовать в инсценировке отдельных эпизодов и т.д.;
  • успех занятий по внеклассному чтению зависит от мастерства учителя, богатства его методической  палитры, от того, насколько удастся сделать эти занятия яркими, неприглаженными, дающими простор искренности суждений без страха получить «двойку» даже за явно несуразное мнение о книге или герое;
  • успех этих занятий зависит от того, насколько удачно они будут оформлены эстетически, как дополнит и проявит слово мир музыки и живописи, удачны ли будут занятия в композиционном и логическом отношении

             Уроки внеклассного чтения на всех этапах обучения несут одну идею – привитие интереса к книге, к чтению, поэтому целесообразнее проводить однотемные занятия. Это позволяет сделать программный материал интересным, так как темы занятий в разных классах перекликаются.  Кроме этого необходимо ввести занятия по изучение произведений писателей Архангельской  области. Литература Русского Севера – это творчество писателей, которые здесь родились и выросли; это и произведения писателей, которые здесь жили, бывали, путешествовали.

         Цель занятий: обеспечивать полноценное литературное развитие школьников через

  • формирование привычки у детей, а затем потребности самостоятельно и осмысленно выбирать и по всем правилам читать  книги;
  • углубленное знакомство учащихся с детской и юношеской литературой;
  • воспитание вдумчивых. творческих читателей, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и культуре русского Севера, людям и традициям северного края;
  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения и понимания авторской позиции, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений
  • развитие  нравственно-эстетических ценностей, духовной культуры учащихся, культуру чувств и общения.

 

     Задачи факультативного курса:

  1. Знакомить с книгами классической и современной детской  и юношеской литературы, художественными произведениями по всем темам детского чтения.
  2. Побуждать детей к самостоятельному  чтению.
  3. Создавать учебную ситуацию для того, чтобы учащиеся смогли обменяться сообщениями о самостоятельно найденных и прочитанных книгах.
  4. Формировать умения сознавать свои мысли и чувства, доказательно высказывать свои суждения.
  5. Формировать навыки применения  учащимися  читательских знаний, умений и навыков в общешкольном аспекте.
  6. Воспитывать привычки обращаться к  книге как источнику знаний.
  7. Воспитывать  у детей интереса к учению как средства успешного обучения в среднем звене школы.

Количество часов занятий по данному факультативу – 1 час в неделю в  классах, в год 35 учебных часа

Организационно – методическая структура урока внеклассного чтения: 

1.        Решение задач по ориентировке в книгах. Дополнение, расширение, уточнение читательского опыта детей учителем и углубление читательского кругозора.

2.    Чтение учителем произведений илли отрывков из произведений вслух.

3.    Беседа-рассуждение о прочитанном, анализ художественного произведения, характеристика героев.

4.      Самостоятельное знакомство учащихся с новой книгой, которую предстоит читать.

5.      Чтение учащимися названного произведения про себя.

6.     Рекомендации ко внеурочной деятельности с книгой на текущую неделю. 

СОДЕРЖАНИЕ   КУРСА «ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКА ЛИТЕРАТУРЫ»  В 6 КЛАССЕ

1.Гомер «Илиада», «Одиссея»

2. Б.В.Шергин «Миша Ласкин», «Евграф»

3.А.С.Пушкин «Повести Белкина»: «Выстрел», «Метель», «Гробовщик»; «роман «Дубровский»

4.Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством»

5.Ф.А.Абрамов «В Питер за сарафаном», «Пролетали лебеди»

6. Н.С.Лесков «Человек на часах»

7.А.С.Грин «Алые паруса»

8. Л.Н.Андреев «Ангелочек»

9. К.М.Станюкович «Максимка»

10.М.М.Пришвин «Море»

11. А.А.Лиханов «Последние холода»

12. К.Г.Паустовский «Растрепанный воробей», «Стальное колечко»

13. Ю.П.Казаков «Арктур – гончий пес»

14. О.Генри «Вождь краснокожих»

15.Дж.Лондон «Любовь к жизни»

16.Э.Сетон-Томсон «Снап»

17. .М.Сааведра «Дон Кихот»

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения данного факультативного курса ученик должен знать:

  • содержание литературных произведений для дополнительного и самостоятельного чтения;
  • основные факты жизненного и творческого пути писателей;
  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • работать с книгой
  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

Перечень учебно-методического обеспечения

1.Книжные фонды школьной и сельской библиотек.

2.Фонотека, видеотека, медиатека.

3.Книжные выставки.

4.Проектная деятельность ( мультимедийные презентации)

Календарно – тематическое планирование

по факультативу  «За страницами учебника литературы»

           

Классы 6

Планирование составлено на основе по литературе под ред. В.Я.Коровиной

                                                   

5 класс

№ п/п

Дата

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Устное  народное творчество

3

1. М.Д.Кривополенова. Северные варианты русских народных сказок «Череп-терем», «Горшочек лихо мыть» и др.

2.Русские народные сказки и сказки народов мира

3.Малые формы фольклора. Пословицы и поговорки, частушки и загадки.

1

1

1

3

Басня

2

1. Басни русских и зарубежных писателей

2.Басни И.А.Крылова

1

1

4

Литературные сказки

4

1. А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке»

2.А.С.Пушкин «Руслан и Людмил

5.Б. В. Шергин. Сказки о Шише.

6. А.Платонов «Волшебное кольцо»

1

1

1

5

Н.В.Гоголь

2

1.Н.В.Гоголь «Майская ночь, или Утопленница»

2.Фантастика и юмор в повести Н.В.Гоголя «Майская ночь, или Утопленница»

1

1

6

Л.Н.Толстой

2

1.Л.Н.Толстой и Кавказ.

2. Л.Н.Толстой «Севастопольские рассказы»

1

1

7

А.И.Куприн. Рассказы

2

1.А.И.Куприн «Булый пудель»

2.А.И.Куприн «Чудесный доктор»

1

1

8

П.П.Бажов. Сказы

1

1.П.П.Бажов «Малахитовая шкатулка», «Серебряное копытце», «Горный мастер», «Каменный цветок»

1

1

10

Рассказы В.П.Астафьева

1

1.В.П.Астафьев «Зачем я убил коростеля?»

 «Белогрудка»

1

Итого:

16

6 класс

№ п/п

Дата

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Гомер

2

1. Гомер «Илиада»

2.Гомер «Одиссея»

1

1

2

Б.В.Шергин

2

1.  Б.В.Шергин «Миша Ласкин»,

2. Б.В.Шергин «Евграф»

1

1

3

 А.С.Пушкин «Повести Белкина»

3

1.А.С.Пушкин «Выстрел»,

2. А.С.Пушкин «Метель»,

3. А.С.Пушкин «Гробовщик»;

1

1

1

4

Н.В.Гоголь

1

1. Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством»..Реальное и фантастическое в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»

1

5

Ф.А.Абрамов

2

1. Ф.А.Абрамов «В Питер за сарафаном»

3. Ф.А.Абрамов  «Пролетали лебеди»

1

1

6

Н.С.Лесков

1

1Н.С.Лесков «Человек на часах»

1

7

А.С.Грин

1

1. Сказочная феерия «Алые паруса»

.Ассоль и Грей

1

8

Л.Н.Андреев

1

1. Л.Н.Андреев «Ангелочек»

1

9

К.М.Станюкович

1

1. К.М.Станюкович «Максимка (просмотр видеофильма, сопоставит. анализ)

1

10

М.М.Пришвин

1

1.М.М.Пришвин «Море»

1

11

А.А.Лиханов

1

2.А.А.Лиханов «Последние холода»

1

12

К.Г.Паустовский «Растрепанный воробей», «Стальное колечко»

1

13

Ю.П.Казаков «Арктур – гончий пес»

1

14

М.Сааведра «Дон Кихот»

1

15

О.Генри

1

1.О.Генри «Вождь краснокожих».Юмор и ирония в произведении О.Генри

1

16

Э.Сетон-Томсон «Снап»

1

17

Дж.Лондон

2

1.Дж.Лондон: биография и творчество

2.Дж.Лондон «Любовь к жизни»

1

1

Итого:

34

7 класс

№ п/п

Дата

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Устное народное творчество

3

1. Северные сказаители и собиратели былин 2.Северные былины.

3. «Калевала» - карело-финский  мифологический эпос.

1

1

1

2

Древнерусская литература.

3

1.  «Моление Даниила Заточника»

2. «Хождение за три моря Афанасия Никитина»

3.Жанровое своеобразие древнерусской литературы

1

1

1

3

М.Ю.Лермонтов

1

1. М.Ю.Лермонтов «Боярин Орша»

1

4

Н.В.Гоголь

2

1. Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»

2.Сопоставительные анализ: худ. фильм и повесть Н.В.Гоголя

1

1

1

5

Б.В.Шергин

1

1. Б.В.Шергин «Для увеселения»

1

6

И.С.Тургенев  

2

1.И.С.Тургенев  Рассказы из сборника «Записки охотника»

2. И.С.Тургенев «Хорь и Калиныч», «Малиновая вода»

1

1

7

Е.С.Коковин

1

1. Е.С.Коковин «Вожак санитарной упряжки»

1

8

А.Каверин

6

1.А.Каверин: жизнь и творчество

2.Знакомство с главными героями романа «Два капитана»

3. «Мечты сбываются ...» в романе «Два капитана»

4.Жизненные перепитии Кати и Саньки

5.Военные годы в романе «Два капитана»

6.Разгадка тайны экспедиции в романе А.Каверина «Два капитана»

1

1

1

1

1

1

9

А.Беляев

3

1. А.Беляев: жизнь и творчество

2. А.Беляев «Человек-амфибия»

3. Фантастика в произведениях А.Беляева

1

1

10

Ф.А.Абрамов

2

1. Ф.А.Абрамов «Жила-была семужка»

2. Ф.А.Абрамов «Потомок Джима»

1

1

11

Б.Васильев

4

1. Б.Васильев6 жизнь и творчество.

2.Б.Васильев «А зори здесь тихие»

3. Жизненные пути главных героев повести

4.Тема ВОВ в творчестве Б.Васильева

1

1

1

1

12

Р.Фраерман

3

1.Знакомство с Р. Фраерманом

2. Р.Фраерман «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви»

3.Первая любовь в произведении Р.Фраермана

1

1

1

13

В.Железников

3

1. В.Железников «Чучело»

2.Сопоставительный анализ худ. произведения и  худ. фильма

3.Тема взаимоотношений подростков в худ. литературе

1

1

2

Итого:

35

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Программы общеобразовательных учреждений: литература 5-11 классы. (Базовый уровень). Под ред . В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева и др. – М.: Просвещение, 2009.
  2. Уроки внеклассного чтения. Сост. Картавцева М.И. Практическое пособие. – Воронеж: ТЦ «Учитель». 2003г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая тетрадь "За страницами учебника математики"

Рабочая тетрадь по математике «За страницами учебника математики» является составляющей программы факультативного курса «За страницами учебника математики». Факультативный курс направлен на расширение...

Дополнительная образовательная программа «ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКА МАТЕМАТИКИ»

Программа «За страницами учебника математике» строится на следующих концептуальных принципах:Принцип успехаПринцип динамики.Принцип демократии.Принцип доступности.Принцип наглядности. Принцип сис...

Рабочая программа "За страницами учебника математики" 9 класс

Данную рабочую программу можно использовать для кружковой работы, факльтативных занятий и элективного курса...

7 класс Рабочая программа "За страницами учебника Алгебра"

рабочая программа "За страницами учебника Алгебра"...

Игра-викторина по страницам учебника литературы 5 класса

Во время игры ребята подведут итоги совместной работы за год, обобщат и повторят знания, полученные в ходе изучения литературы в 5 классе....

электив «За страницами учебника литературы» 9 класс

электив  «За страницами учебника литературы»  9 класс, 2022...