Внеаудиторная самостоятельная работа
методическая разработка по химии (10, 11 класс) на тему
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающизся по химии для ОУ СПО. Включает в себя пояснительную записку, темы, виды работ, критерии оценки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vsr.doc | 130.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СПб ГБП ОУ «ИПЛ»
ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ХИМИИ
Для обучающихся 1 и 2 курсов
Преподаватель Е.С.Миронова
1. ВВЕДЕНИЕ
В связи с введением в образовательный процесс нового ФГОС НПО всё более актуальной становится задача организации самостоятельной работы обучающихся.
Согласно требованиям ФГОС НПО и плана учебного процесса каждый обучающийся обязан выполнить по предмету «химия» 41 часа внеаудиторной самостоятельной работы на 1 курсе, 19 часов на 2 курсе. По дисциплине «химия» практикуются следующие виды и формы самостоятельной работы обучающихся:
- Подготовка к лабораторным и практическим работам;
- индивидуальные задания (решения задач, подготовка доклада);
- подготовка к контрольным работам;
- обработка изучаемого материала по конспектам лекций;
- тестирование заданий, разработанных преподавателем;
- работа над выполнением наглядных пособий (схем, таблиц);
- решение органических переходов
Целями внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «химия» являются:
- овладение фундаментальными знаниями;
- систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;
- формирование общепрофессиональных и профессиональных компетенций;
- побуждение и развитие познавательных интересов;
- развитие самостоятельности, ответственности и организованности.
2. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С УМР ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимися по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
2.1. Виды самостоятельной работы.
Видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы являются:
- для овладения знаниями: чтение текста учебника, дополнительной литературы;
- для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекций, подготовка доклада к выступлению на семинаре;
- для формирования умений: решение задач по образцу.
Внеаудиторная самостоятельная работа осуществляется индивидуально в зависимости от цели, объема, конкретной темы.
2.2. Требование к обучающимся по подготовке и презентации доклада на занятиях химии.
Доклад – это сообщение по заданной теме, с целью внести знания из дополнительной литературы, систематизировать материал, проиллюстрировать примерами, развивать навыки самостоятельной работы.
Обучающийся обязан подготовить доклад и выступить с ним в строго отведенное время преподавателем и в срок.
Необходимо помнить, что выступление состоит из трех частей: вступление, основная часть, заключение.
Вступление помогает обеспечить успех выступления по теме.
Вступление должно содержать:
- название доклада;
- сообщение основной цели;
- краткое перечисление рассматриваемых вопросов;
- живую, интересную форму изложения;
- акцентирование оригинальности подхода.
Основная часть, в которой выступающий должен глубоко раскрыть суть затронутой темы, обычно строится по принципу отчета. Задача основной части – представить достаточно данных для того, чтобы слушатели и заинтересовались темой и захотели ознакомиться с материалами.
Заключение – это ясное, четкое обобщение и краткие выводы, которых всегда ждут слушатели.
3.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВСР
Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся может проходить в письменной, устной или смешанной форме, с представлением изделия или продукта творческой деятельности обучающихся. Итог внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся проводится в виде отметки, которая выставляется в журнале теоретических занятий.
Критерии оценки результатов ВСР.
Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающегося являются:
- уровень освоения учебного материала;
- умение обучающегося использовать теоретические знания при выполнении расчетных задач;
- сформированность общеучебных умений;
- обоснованность и четкость изложения доклада;
- оформление материала в соответствии с требованиями.
4. СПИСОК ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
- Н.М.Бажин. Кислотные дожди. Соросовский образовательный журнал, том 7, №7, 2001г.
- Л.Г.Валынова. Химия. Волгоград: Учитель, 2007г.
- О.С.Габриелян. Химия. Москва, 2009г.
- Ю.М.Ерохин. Химия. Москва, 2007г.
- А.А.Журин, Л.С.Левшин. Теория химического строения. Москва: Издательство гимназии «Открытый мир», 1995г.
- М. Пак. Алгоритм в обучении химии. Книга для учителей. Москва: Просвещение, 1993 г
- В.С.Рянжин. Экологический букварь. Санкт-Петербург, 1994г.
- Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. Химия. Москва, 2006г.
- М.П.Сергеева. Внеклассная работа по химии. Москва, 2001г.
- И.А.Соколова. Химия. Москва, 2009г.
- Г.И.Штремплер. Методика решения расчетных задач по химии. Москва: Просвещение, 2001г.
- Издания журнала «Химия и жизнь».
- Материалы с сайта: http://elementy.ru/
Задания самостоятельных работ для обучающихся I курса.
Тема 1 Повторение курса 8 и 9 классов.
Цель: развитие навыков работы с периодической системой химических элементов.
Самостоятельная работа №1.
Срок выполнения 3 часа.
Составить электронные паспорта элементов 2, 3, 4 периода. Описать свойства этих элементов
Формат выполнения: письменная работа в тетради.
Критерии оценки: умение правильно составлять электронные паспорта химических элементов.
Контроль выполнения: защита письменной работы на уроке.
Тема 2 Введение в курс органической химии
Самостоятельная работа №2
Срок выполнения: 2 часа
Составить структурные формулы изомеров
Цель: развивать у обучающихся навыки составления структурных формул изомеров.
Содержание работы: алгоритм поиска всех возможных изомеров алканов.
Как написать формулы всех возможных изомеров гексана С6Н14?
Можно так:
- Расположим все шесть атомов углерода линейно друг за другом и пронумеруем их:
1 2 3 4 5 6
С―С―С―С―С―С − изомер №1.
- Укоротим цепь на один атом:
1 2 3 4 5
С―С―С―С―С
и присоединим «оторванный» атом ко второму атому углерода:
1 2 3 4 5
С―С―С―С―С − изомер №2.
6|
С
- Передвинем шестой атом к третьему
1 2 3 4 5
С―С―С―С―С − изомер №3.
6 |
С
- Передвинуть шестой атом к четвертому можно, но нужно ли? Сравните:
1 2 3 4 5 5 4 3 2 1
С―С―С―С―С − изомер №2 и С―С―С―С―С − …………
6| 6|
С С
(нумерация цепи слева направо) (нумерация цепи справа налево)
«Оторвем» ещё один атом углерода и два оставшихся присоединим ко второму:
5С
|
1С―2С―3С―4С − изомер №4.
|6
С
- Пятый атом углерода оставим на месте, а шестой передвинем к третьему:
5С
|
1С―2С―3С―4С − изомер №5.
|6
С
Мы рассмотрели все варианты соединения атомов углерода друг с другом.
Задание:
Напишите формулы всех структурных изомеров гептана С7Н16 (девять формул изомеров) или октана С8Н18 (18 изомеров)
Формат выполнения: письменная работа в тетради.
Критерии оценки: умение правильно изображать структурные формулы изомеров.
Контроль выполнения: защита письменной работы на уроке.
Тема 3 Алканы и циклоалканы.
Самостоятельная работа №3
Срок выполнения 4 часа
Выучить номенклатуру алканов и радикалов.
Решение задач
Цель: формирование умений решать задачи на вывод молекулярной формулы вещества.
Выведите молекулярную формулу углеводорода, если массовая доля водорода в нем составляет 14,29%, углерода – 85,71%. Относительная плотность по азоту равна 3.(С6Н12).
Выведите молекулярную формулу углеводорода, если массовая доля водорода в нем составляет 17,25%, углерода – 82,75%. Относительная плотность вещества по воздуху равна 2. (С4Н10).
Определите молекулярную формулу углеводорода, если массовая доля водорода в нем составляет 14,3%, углерода – 85,7%. Относительная плотность углеводорода по водороду равна 21.( С2Н6 )
Формат выполнения: письменная работа.
Критерии оценки: за правильное решение трёх задач – оценка «5», двух задач – оценка «4», одной задачи – оценка «3».
Контроль выполнения: работа выполняется в письменном виде в тетради для внеаудиторных самостоятельных работ.
Тема 4 Непредельные углеводороды
Самостоятельная работа №4
Срок выполнения 5 часов
Цель: развивать у обучающихся навыки составления структурных формул изомеров.
1.Составить структурные формулы изомеров гептена С7Н14 и октена С8Н18.
2. Решение органических переходов.
Этен->этан->хлорэтан->этанол->этен
Бутан->бутен->хлорбутан->октан->бутен
3. Решение задач.
Определите структурную формулу углеводорода, массовая доля углерода в котором составляет 88,9%. Известно, что углеводород взаимодействует с аммиачным раствором оксида серебра. Плотность паров углеводорода по воздуху составляет 1,862. (CH=C-CH2-CH2.)
Химическое соединение – газ, содержащий углерод (массовая доля 85,7%) и водород (массовая доля 14,3%). Образец этого соединения массой 5,25 г занимает (н. у.) объем 2,8 л. Определите структурную формулу этого соединения, если известно, что оно обесцвечивает бромную воду. (CH2=CH-CH3.)
Формат выполнения: письменная работа в тетради.
Критерии оценки: умение правильно изображать структурные формулы изомеров.
Контроль выполнения: защита письменной работы на уроке
Тема 5. Ароматические углеводороды
Самостоятельная работа №5
Срок выполнения 3 часа
Цель: развивать у обучающихся навыки составления уравнений реакций.
1.Решение органических переходов
бензол->хлорбензол ->фенол->фенолят натрия->фенол
метан->этан->ацетилен->этен->этанол->этен
2. Рассмотреть на примере толуола взаимное влияние атомов в молекулах.
Формат выполнения: письменная работа в тетради.
Критерии оценки: умение правильно решать уравнения реакций.
Контроль выполнения: защита письменной работы на уроке
Тема 6. Спирты. Фенолы. Альдегиды.
Самостоятельная работа №6
Срок выполнения 4 часа
Цель: развивать у обучающихся навыки составления уравнений реакций и работы с источниками информации.
1.Подготовка рефератов и презентаций по теме: «Спирты и альдегиды в природе, их использование»
2.Решение органических переходов
- Карбид кальция->ацетилен->уксусный альдегид->уксусная кислота-> уксусный альдегид
- пропан->пропен->пропано-1->пропаналь-> пропановая кислота
- карбид кальция → ацетилен → ацетальдегид → уксусная кислота → метилацетат
Формат выполнения: письменная работа в тетради.
Критерии оценки: умение правильно решать уравнения реакций, обоснованность и четкость изложения доклада.
Контроль выполнения: защита письменной работы на уроке
Тема 7. Карбоновые кислоты. Сложные эфиры.
Самостоятельная работа №7
Срок выполнения 4 часа
Цель: развивать у обучающихся навыки составления уравнений реакций и работы с источниками информации
1.Дать сравнительную характеристику карбоновых кислот и неорганических кислот по плану: строение, вид химической связи, физические, химические свойства, применение.
2. Решение органических переходов.
Ацетальдегид → ацетат калия → этановая кислота → этилацетат → ацетат кальция → ацетон
ацетат калия → этан → X → этанол → диэтиловый эфир
метан→ ацетилен→ -этаналь→ этановая кислота→ ацетат натрия→ метан
этан→ хлорэтан→ этанол→ -этаналь→ -уксусная кислота→ хлоруксусная кислота
Формат выполнения: письменная работа в тетради.
Критерии оценки: умение правильно решать уравнения реакций.
Контроль выполнения: защита письменной работы на уроке
Тема 8. Углеводы.
Самостоятельная работа №8
Срок выполнения 3часа
Цель: развивать у обучающихся навыки работы с источниками информации
Подготовить сообщения, презентации про сахарозу, фруктозу, гликоген, их нахождение в природе. Роль углеводов в жизнедеятельности человека
Формат выполнения: письменная работа в тетради.
Критерии оценки: обоснованность и четкость изложения доклада.
Контроль выполнения: защита письменной работы на уроке
Тема 9. Амины. Аминокислоты. Белки.
Цель: развивать у обучающихся навыки составления уравнений реакций и работы с источниками информации
Самостоятельная работа №9
Срок выполнения 5 часов
1.Решение задач
- Рассчитайте массу алкоголята, которая образуется при взаимодействии калия массой 6 г с пропанолом-1 массой 15 г. Ответ: 15,07 г.
- Рассчитайте массу азотной кислоты, затраченную на нитрование фенола массой 18,8 г, считая, что образуется 2, 4, 6-тринитрофенол. Ответ: 37,8 г
- Определите массу уксусной кислоты (СН3СООН), которая потребуется для синтеза этилацетата (СН3СООС2Н5) массой 140,8 г. Выход эфира примите равным 80% от теоретически возможного.
- Вычислите массу эфира, который образуется при взаимодействии этилового спирта (С2Н5ОН) массой 18,4 г. с уксусной кислотой (СН3СООН) массой 150 грамм, если выход эфира составит 80%.
2. Подготовить сообщение по теме: «Значение аминокислот в жизнедеятельности человека»
3. Подготовить сообщение по теме: «Биологическое значение белков».
Формат выполнения: письменная работа в тетради.
Критерии оценки: умение правильно решать уравнения реакций, обоснованность и четкость изложения доклада.
Контроль выполнения: защита письменной работы на уроке
Тема 10. Полимеры.
Самостоятельная работа №10
Срок выполнения 2 часа
Подготовить рефераты и презентации по теме: «Полимеры в жизни человека»
Формат выполнения: письменная работа в тетради.
Критерии оценки: умение правильно решать уравнения реакций, обоснованность и четкость изложения доклада.
Контроль выполнения: защита письменной работы на уроке
Общая химия. Тема 1. Строение вещества
Самостоятельная работа №11 2 часа
Решение задач на расчет количества теплоты по термохимическим уравнениям реакций.
Цель: формирование умений решать задачи на определение количества теплоты выделенной или поглощенной в результате химической реакции.
Содержание работы:
1. Пример задачи и алгоритм её решения
Задача. При взаимодействии 1,8 г алюминия с кислородом выделилось 54,7 кДж теплоты. Вычислите тепловой эффект реакции.
Решение.
1,8 г 54,7 кДж
4Al + 3O2 = 2Al2O3 + Q
m 108 г
Mr(4Al) = 4 · 27 = 108
M(4Al) = 108 г/моль
m(4Al) = 108 г.
Из уравнения реакции следует:
1,8 г Al выделяет 54,7 кДж
108 г Al выделяет Q кДж
Q = = 3282 кДж.
О т в е т: тепловой эффект реакции равен 3282 кДж.
2. Обучающийся должен решить 5 задач
Задачи.
Задача 1. При сгорании 14 г этилена выделяется 700 кДж теплоты. Определите тепловой эффект этой реакции..
Задача 2. При взаимодействии железа из 50 г оксида железа (III) алюминием выделилось 238 кДж теплоты. Определить тепловой эффект этой реакции.
Задача 3. Дано термохимическое уравнение реакции
HCl + NaOH = NaCl + H2O + 57кДж
Сколько теплоты выделится при взаимодействии 7,3 г хлороводорода с гидроксидом натрия?
Задача 4. Дано термохимическое уравнение реакции
Zn + H2SO4 = ZnSO4 + H2 + 152,4 кДж
Сколько теплоты выделится при взаимодействии 130 г цинка с серной кислотой?
Задача 5. Дано термохимическое уравнение реакции
3Mg + N2 = Mg3N2 + 462 кДж
В результате реакции выделилось 770 кДж теплоты. Какова масса магния (в граммах) прореагировавшего с азотом?
Формат выполнения: письменная работа.
Критерии оценки: за правильное решение трёх задач – оценка «5», двух задач – оценка «4», одной задачи – оценка «3».
Контроль выполнения: работа выполняется в письменном виде в тетради для внеаудиторных самостоятельных работ.
Тема 2. Химические реакции.
Самостоятельная работа №12
Срок выполнения: 3 часа
Цель: развивать у обучающихся навыки составления уравнений реакций и определение степени окисления.
- Решение неорганических переходов
гидроксид железа (III) ->оксид железа (III) ->железо-> хлорид железа (III) -> гидроксид железа (III)
натрий->гидроксид натрия->карбонат натрия ->хлорид натрия-> нитрат натрия
железо->хлорид железа (II) ->гидроксид железа (II) ->сульфат железа (II) -> хлорид железа (II)
Карбонат кальция->оксид кальция->гидроксид кальция ->хлорид кальция-> карбонат кальция
- Определить степени окисления в соединениях: NaNO3, CuCl2, Mg3(PO4)2, K2CO3, Ca(NO3)2, CaOHCl, NaHCO3.
Формат выполнения: письменная работа в тетради.
Критерии оценки: умение правильно решать уравнения реакций, определение степени окисления в соединениях.
Контроль выполнения: защита письменной работы на уроке.
Самостоятельная работа №2.
Тема: Вода.
Цель: Расширить представление обучающихся о значении воды в живых организмах, быту, технике. Актуализировать знания обучающихся о растворимости, о растворах. Закрепить знания о круговороте воды в природе.
Содержание работы: Просмотрев фильм «Великая тайна воды», подготовить сообщение и нарисовать схему: круговорот воды в природе.
Срок выполнения: 3 часа.
Формат выполнения: письменная работа.
Критерии оценки: грамотность с литературной точки зрения, четкость исследуемой проблемы, изложение выводов.
Контроль выполнения: работа выполняется письменно в виде сообщения на бумаге формата А4.
Задания самостоятельных работ для обучающихся II курса.
Тема1.Металлы.
Самостоятельная работа №1
Срок выполнения: 5 часов.
Цель: Расширить представление обучающихся о значении металлов, актуализировать знания обучающихся о сплавах металлов.
Подготовка сообщений по темам:
1. Металлы главных подгрупп. Металлы побочных подгрупп (по выбору).
- Сплавы металлов.
- Роль металлов в нашей жизни
Формат выполнения: письменная работа.
Критерии оценки: грамотность с литературной точки зрения, четкость исследуемой проблемы, изложение выводов.
Контроль выполнения: работа выполняется письменно в виде сообщения на бумаге формата А4.
Тема 2. Неметаллы.
Самостоятельная работа №2
Срок выполнения:3 часа.
Цель: развитие навыков составления уравнений реакций.
Составить уравнения всех возможных реакций для серы, фосфора и углерода.
Формат выполнения: письменная работа в тетради.
Критерии оценки: умение правильно решать уравнения реакций.
Контроль выполнения: защита письменной работы на уроке.
Тема 3. Неорганические соединения.
Самостоятельная работа №2
Срок выполнения: 4часа.
Цель: развитие навыков составления уравнений реакций.
- Решение неорганических переходов
FeCl3 -->X -->Y -->Fe(OH)3
Э -->Э2О3 -->Э(ОН)3
Калий->оксид калия->гидроксид калия->cульфат калия-> сульфат бария
цинк->оксид цинка->хлорид цинка->гидроксид цинка-> нитрат цинка
- Составить неорганические переходы дл магния, хлора, меди.
- Составить полные и сокращенные уравнения реакций между растворами:
А) соляной кислоты и нитратом серебра
Б) серной кислоты и хлоридом бария
В) гидроксидом натрия и сульфатом цинка
Г) оксидом магния и азотной кислотой
Д) соляной кислоты и гидроксидом меди (II).
Формат выполнения: письменная работа в тетради.
Критерии оценки: умение правильно решать уравнения реакций.
Тема 4. Обобщающие уроки по курсу общей химии.
Самостоятельная работа №3
Срок выполнения: 3 часа.
Цель: Расширить представление обучающихся о скорости химических реакций.
Подготовить сообщения по темам:
- Привести примеры зависимости скорости реакций от различных факторов.
- Биологические катализаторы.
Формат выполнения: письменная работа.
Критерии оценки: грамотность с литературной точки зрения, четкость исследуемой проблемы, изложение выводов.
Контроль выполнения: работа выполняется письменно в виде сообщения на бумаге формата А4.
Самостоятельная работа №4.
Срок выполнения: 4 часа.
Подготовка рефератов по темам:
1.Химия цвета.
2. Качественные реакции обнаружения катионов и анионов.
Формат выполнения: письменная работа.
Критерии оценки: грамотность с литературной точки зрения, четкость исследуемой проблемы, изложение выводов.
Контроль выполнения: работа выполняется письменно в виде сообщения на бумаге формата А4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задание для проведения внеаудиторной самостоятельной работы студентов с применением ИКТ
Данная разработка занятия может быть использована преподавателем для подготовки обучающихся к выполнению задания внеаудиторной самостоятельной работы по физике с применением ИКТ...
Организация внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся при перехода на ФГОС
Описаны возможности и способы организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся в БОУ НПО ПУ № 22...
Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов по иностранному языку в системе СПО
Самостоятельная работа по иностранному языку организуется с целью научить студентов использовать иностранный язык как средство получения, расширения и углубления системных знаний по специальности, а т...
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по профессии "Повар, кондитер" МДК "Технология приготовления супов и соусов" ПМ.03." Приготовление супов и соусов"
Методические рекомендации для внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по профессии "Повар, кондитер" МДК "Технология приготовления супов, соусов" ПМ.03. "Приготовление супов и соусов"...
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ
Методическая рекомендация по внеаудиторной самостоятельной работе по специальности 130440 Подземная разработка полезных ископаемыхДанная методическая рекомендация предназначена...
Сборник внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине "Информатика и ИКТ"
В данном учебном материале представлен фрагмент сборника: обоснована актуальность применения внеаудиторной самостоятельной работы, даны методические рекомендации для студентов, характеристика одного з...
Методические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе студентов дисциплины: История 19.01.17 «Повар. Кондитер» 08.01.07 «Мастер общестроительных работ»
Методические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе студентов дисциплины: История 19.01.17 «Повар. Кондитер» 08.01.07 «Мастер общестроительных работ»...