Внеаудиторная самостоятельная работа
методическая разработка по химии (10, 11 класс) на тему

Миронова Елена Сергеевна

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающизся по химии для ОУ СПО. Включает в себя пояснительную записку, темы, виды работ, критерии оценки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vsr.doc130.5 КБ

Предварительный просмотр:

СПб ГБП ОУ «ИПЛ»

ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ХИМИИ

Для обучающихся 1 и 2 курсов

Преподаватель                                                          Е.С.Миронова


1. ВВЕДЕНИЕ

В связи с введением в образовательный процесс нового ФГОС НПО всё более актуальной становится задача организации самостоятельной работы обучающихся.

Согласно требованиям ФГОС НПО и плана учебного процесса каждый обучающийся обязан выполнить по предмету «химия» 41 часа внеаудиторной самостоятельной работы на 1 курсе, 19 часов на 2 курсе. По дисциплине «химия» практикуются следующие виды и формы самостоятельной работы обучающихся:

  • Подготовка к лабораторным и практическим работам;
  • индивидуальные задания (решения задач, подготовка доклада);
  • подготовка к контрольным работам;
  • обработка изучаемого материала по конспектам лекций;
  • тестирование заданий, разработанных преподавателем;
  • работа над выполнением наглядных пособий (схем, таблиц);
  • решение органических переходов

Целями внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «химия» являются:

  • овладение фундаментальными знаниями;
  • систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;
  • формирование общепрофессиональных и профессиональных компетенций;
  • побуждение и развитие познавательных интересов;
  • развитие самостоятельности, ответственности и организованности.

2. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С УМР ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимися по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

2.1. Виды самостоятельной работы.

Видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы являются:

  • для овладения знаниями: чтение текста учебника, дополнительной литературы;
  • для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекций, подготовка доклада к выступлению на семинаре;
  • для формирования умений: решение задач по образцу.

Внеаудиторная самостоятельная работа осуществляется индивидуально в зависимости от цели, объема, конкретной темы.

2.2. Требование к обучающимся по подготовке и презентации доклада на занятиях химии.

Доклад – это сообщение по заданной теме, с целью внести знания из  дополнительной литературы, систематизировать материал, проиллюстрировать примерами, развивать навыки самостоятельной работы.

Обучающийся обязан подготовить доклад и выступить с ним в строго отведенное время преподавателем и в срок.

Необходимо помнить, что выступление состоит из трех частей: вступление, основная часть, заключение.

Вступление помогает обеспечить успех выступления по теме.

Вступление должно содержать:

  • название доклада;
  • сообщение основной цели;
  • краткое перечисление рассматриваемых вопросов;
  • живую, интересную форму изложения;
  • акцентирование оригинальности подхода.

Основная часть, в которой выступающий должен глубоко раскрыть суть затронутой темы, обычно строится по принципу отчета. Задача основной части – представить достаточно данных для того, чтобы слушатели и заинтересовались темой и захотели ознакомиться с материалами.

Заключение – это ясное, четкое обобщение и краткие выводы, которых всегда ждут слушатели.


3.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВСР

Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся может проходить в письменной, устной или смешанной форме, с представлением изделия или продукта творческой деятельности обучающихся. Итог внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся проводится в виде отметки, которая выставляется в журнале теоретических занятий.

Критерии оценки результатов ВСР.

Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающегося являются:

  • уровень освоения учебного материала;
  • умение обучающегося использовать теоретические знания при выполнении расчетных задач;
  • сформированность общеучебных умений;
  • обоснованность и четкость изложения доклада;
  • оформление материала в соответствии с требованиями.

4. СПИСОК ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Н.М.Бажин. Кислотные дожди. Соросовский образовательный журнал, том 7, №7, 2001г.
  2. Л.Г.Валынова. Химия. Волгоград: Учитель, 2007г.
  3. О.С.Габриелян. Химия. Москва, 2009г.
  4. Ю.М.Ерохин. Химия. Москва, 2007г.
  5. А.А.Журин, Л.С.Левшин. Теория химического строения. Москва: Издательство гимназии «Открытый мир», 1995г.
  6. М. Пак. Алгоритм в обучении химии. Книга для учителей. Москва: Просвещение, 1993 г
  7. В.С.Рянжин. Экологический букварь. Санкт-Петербург, 1994г.
  8. Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. Химия. Москва, 2006г.
  9. М.П.Сергеева. Внеклассная работа по химии. Москва, 2001г.
  10. И.А.Соколова. Химия. Москва, 2009г.
  11. Г.И.Штремплер. Методика решения расчетных задач по химии. Москва: Просвещение, 2001г.
  12. Издания журнала «Химия и жизнь».
  13. Материалы с сайта: http://elementy.ru/

Задания самостоятельных работ для обучающихся I курса.

Тема 1 Повторение курса 8 и 9 классов.

Цель: развитие навыков работы с периодической системой химических элементов.

Самостоятельная работа №1.

Срок выполнения   3  часа.

Составить электронные паспорта элементов 2, 3, 4 периода. Описать свойства этих элементов

Формат выполнения: письменная работа в тетради.

Критерии оценки: умение правильно составлять электронные паспорта химических элементов.

Контроль выполнения: защита письменной работы на уроке.

Тема 2 Введение в курс органической химии

Самостоятельная работа №2                

Срок выполнения: 2 часа

Составить структурные формулы изомеров

Цель: развивать у обучающихся навыки составления структурных формул изомеров.

Содержание работы: алгоритм поиска всех возможных изомеров алканов.

Как написать формулы всех возможных изомеров гексана С6Н14?

Можно так:

  1. Расположим все шесть атомов углерода линейно друг за другом и пронумеруем их:

1          2        3        4        5        6

С―С―С―С―С―С                 изомер №1.

  1. Укоротим цепь на один атом:

1         2         3        4         5

С―С―С―С―С

и присоединим «оторванный» атом ко второму атому углерода:

 1        2         3        4        5

С―С―С―С―С                         изомер №2.

6|

С

  1. Передвинем шестой атом к третьему

1         2        3        4        5

С―С―С―С―С                         изомер №3.

6 |

 С

  1. Передвинуть шестой атом к четвертому можно, но нужно ли? Сравните:

 1         2         3        4       5                                                 5        4         3         2        1

С―С―С―С―С                 изомер №2        и        С―С―С―С―С      …………

6|                                                                                6|

С                                                                                С

(нумерация цепи слева направо)                                          (нумерация цепи справа налево)

«Оторвем» ещё один атом углерода и два оставшихся присоединим ко второму:

5С

|

1С―2С―3С―4С                 изомер №4.

|6

 С

  1. Пятый атом углерода оставим на месте, а шестой передвинем к третьему:

5С

|

1С―2С―3С―4С                 изомер №5.

|6

 С

Мы рассмотрели все варианты соединения атомов углерода друг с другом.

Задание:

Напишите формулы всех структурных изомеров гептана С7Н16 (девять формул изомеров) или октана С8Н18 (18 изомеров)

Формат выполнения: письменная работа в тетради.

Критерии оценки: умение правильно изображать структурные формулы изомеров.

Контроль выполнения: защита письменной работы на уроке.

Тема 3 Алканы и циклоалканы.

Самостоятельная работа №3              

 Срок выполнения 4  часа

Выучить номенклатуру алканов и радикалов.

Решение задач

Цель: формирование умений решать задачи на вывод молекулярной формулы вещества.

Выведите молекулярную формулу углеводорода, если массовая доля водорода в нем составляет 14,29%, углерода – 85,71%. Относительная плотность по азоту равна 3.(С6Н12).

Выведите молекулярную формулу углеводорода, если массовая доля водорода в нем составляет 17,25%, углерода – 82,75%. Относительная плотность вещества по воздуху равна 2. (С4Н10).

Определите молекулярную формулу углеводорода, если массовая доля водорода в нем составляет 14,3%, углерода – 85,7%. Относительная плотность углеводорода по водороду равна 21.( С2Н6 )

Формат выполнения: письменная работа.

Критерии оценки: за правильное решение трёх задач – оценка «5», двух задач – оценка «4», одной задачи – оценка «3».

Контроль выполнения: работа выполняется в письменном виде в тетради для внеаудиторных самостоятельных работ.

Тема 4 Непредельные углеводороды

Самостоятельная работа №4                

Срок выполнения 5 часов

Цель: развивать у обучающихся навыки составления структурных формул изомеров.

1.Составить структурные формулы изомеров гептена С7Н14 и октена С8Н18.

2. Решение органических переходов.

Этен->этан->хлорэтан->этанол->этен

Бутан->бутен->хлорбутан->октан->бутен

3. Решение задач.

 Определите структурную формулу углеводорода, массовая доля углерода в котором составляет 88,9%. Известно, что углеводород взаимодействует с аммиачным раствором оксида серебра. Плотность паров углеводорода по воздуху составляет 1,862.                                                (CH=C-CH2-CH2.)  

 Химическое соединение – газ, содержащий углерод (массовая доля 85,7%) и водород (массовая доля 14,3%). Образец этого соединения массой 5,25 г занимает (н. у.) объем 2,8 л. Определите структурную формулу этого соединения, если известно, что оно обесцвечивает бромную воду.        (CH2=CH-CH3.)          

Формат выполнения: письменная работа в тетради.

Критерии оценки: умение правильно изображать структурные формулы изомеров.

Контроль выполнения: защита письменной работы на уроке

Тема 5. Ароматические углеводороды

Самостоятельная работа №5              

 Срок выполнения 3 часа

Цель: развивать у обучающихся навыки составления уравнений реакций.

1.Решение органических переходов

бензол->хлорбензол ->фенол->фенолят натрия->фенол

метан->этан->ацетилен->этен->этанол->этен

2. Рассмотреть на примере толуола взаимное влияние атомов в молекулах.

Формат выполнения: письменная работа в тетради.

Критерии оценки: умение правильно решать уравнения реакций.

Контроль выполнения: защита письменной работы на уроке

Тема 6. Спирты. Фенолы. Альдегиды.

Самостоятельная работа №6              

Срок выполнения 4 часа

Цель: развивать у обучающихся навыки составления уравнений реакций и работы с источниками информации.

1.Подготовка рефератов и презентаций по теме: «Спирты и альдегиды в природе, их использование»

2.Решение органических переходов

  • Карбид кальция->ацетилен->уксусный альдегид->уксусная кислота-> уксусный альдегид
  • пропан->пропен->пропано-1->пропаналь-> пропановая кислота
  • карбид кальция → ацетилен → ацетальдегид → уксусная кислота → метилацетат

Формат выполнения: письменная работа в тетради.

Критерии оценки: умение правильно решать уравнения реакций, обоснованность и четкость изложения доклада.

Контроль выполнения: защита письменной работы на уроке

Тема 7. Карбоновые кислоты. Сложные эфиры.

Самостоятельная работа №7              

Срок выполнения 4 часа

Цель: развивать у обучающихся навыки составления уравнений реакций и работы с источниками информации

1.Дать сравнительную характеристику карбоновых кислот и неорганических кислот по плану: строение, вид химической связи, физические, химические свойства, применение.

2. Решение органических переходов.

Ацетальдегид → ацетат калия → этановая кислота → этилацетат → ацетат кальция → ацетон

ацетат калия → этан → X → этанол → диэтиловый эфир

метан→ ацетилен→ -этаналь→ этановая кислота→  ацетат натрия→ метан

этан→ хлорэтан→ этанол→ -этаналь→ -уксусная кислота→ хлоруксусная кислота

Формат выполнения: письменная работа в тетради.

Критерии оценки: умение правильно решать уравнения реакций.

Контроль выполнения: защита письменной работы на уроке

Тема 8. Углеводы.

Самостоятельная работа №8                

Срок выполнения 3часа

Цель: развивать у обучающихся навыки работы с источниками информации

Подготовить сообщения,  презентации про сахарозу, фруктозу, гликоген, их нахождение в природе. Роль углеводов в жизнедеятельности человека

Формат выполнения: письменная работа в тетради.

Критерии оценки: обоснованность и четкость изложения доклада.

Контроль выполнения: защита письменной работы на уроке

Тема 9. Амины. Аминокислоты. Белки.

Цель: развивать у обучающихся навыки составления уравнений реакций и работы с источниками информации

Самостоятельная работа №9              

Срок выполнения  5   часов

1.Решение задач

  • Рассчитайте массу алкоголята, которая образуется при взаимодействии калия массой 6 г с пропанолом-1  массой  15 г.  Ответ: 15,07 г.  
  • Рассчитайте массу азотной кислоты, затраченную на нитрование фенола массой 18,8 г, считая, что образуется  2, 4, 6-тринитрофенол.                  Ответ: 37,8 г
  • Определите массу уксусной кислоты (СН3СООН), которая потребуется для синтеза этилацетата (СН3СООС2Н5) массой 140,8 г. Выход эфира примите равным 80% от теоретически возможного.
  • Вычислите массу эфира, который образуется при взаимодействии этилового спирта (С2Н5ОН) массой 18,4 г. с уксусной кислотой (СН3СООН) массой 150 грамм, если выход эфира составит 80%.

2. Подготовить сообщение по теме: «Значение аминокислот в жизнедеятельности человека»

3. Подготовить сообщение по теме: «Биологическое значение белков».

Формат выполнения: письменная работа в тетради.

Критерии оценки: умение правильно решать уравнения реакций, обоснованность и четкость изложения доклада.

Контроль выполнения: защита письменной работы на уроке

Тема 10. Полимеры.

Самостоятельная работа №10              

Срок выполнения 2 часа

Подготовить рефераты и презентации по теме: «Полимеры в жизни человека»

Формат выполнения: письменная работа в тетради.

Критерии оценки: умение правильно решать уравнения реакций, обоснованность и четкость изложения доклада.

Контроль выполнения: защита письменной работы на уроке

Общая химия. Тема 1. Строение вещества

Самостоятельная работа №11                2  часа

Решение задач на расчет количества теплоты по термохимическим уравнениям реакций.

Цель: формирование умений решать задачи на определение количества теплоты выделенной или поглощенной в результате химической реакции.

Содержание работы:

1.          Пример задачи и алгоритм её решения

Задача. При взаимодействии 1,8 г алюминия с кислородом выделилось 54,7 кДж теплоты. Вычислите тепловой эффект реакции.

Решение.

1,8 г                         54,7 кДж

4Al + 3O2 = 2Al2O3 + Q

m 108 г

Mr(4Al) = 4 · 27 = 108

M(4Al) = 108 г/моль

m(4Al) = 108 г.

Из уравнения реакции следует:

1,8 г  Al  выделяет  54,7 кДж

108 г  Al  выделяет  Q кДж

Q =  = 3282 кДж.

О т в е т: тепловой эффект реакции равен 3282 кДж.

2.          Обучающийся должен решить 5 задач

Задачи.

Задача 1.         При сгорании 14 г этилена выделяется 700 кДж теплоты. Определите тепловой эффект этой реакции..

Задача 2.         При взаимодействии железа из 50 г оксида железа (III) алюминием выделилось 238 кДж теплоты. Определить тепловой эффект этой реакции.

Задача 3.         Дано термохимическое уравнение реакции

HCl + NaOH = NaCl + H2O + 57кДж

Сколько теплоты выделится при взаимодействии 7,3 г хлороводорода с гидроксидом натрия?

Задача 4.         Дано термохимическое уравнение реакции

Zn + H2SO4 = ZnSO4 + H2 + 152,4 кДж

Сколько теплоты выделится при взаимодействии 130 г цинка с серной кислотой?

Задача 5.         Дано термохимическое уравнение реакции

3Mg + N2 = Mg3N2 + 462 кДж

В результате реакции выделилось 770 кДж теплоты. Какова масса магния (в граммах) прореагировавшего с азотом?

Формат выполнения: письменная работа.

Критерии оценки: за правильное решение трёх задач – оценка «5», двух задач – оценка «4», одной задачи – оценка «3».

Контроль выполнения: работа выполняется в письменном виде в тетради для внеаудиторных самостоятельных работ.

Тема 2. Химические реакции.

Самостоятельная работа №12              

Срок выполнения: 3 часа

Цель: развивать у обучающихся навыки составления уравнений реакций и определение степени окисления.

  1. Решение неорганических переходов

гидроксид железа (III)  ->оксид железа (III) ->железо-> хлорид железа (III) -> гидроксид железа (III)

натрий->гидроксид натрия->карбонат натрия  ->хлорид натрия-> нитрат натрия

железо->хлорид железа (II) ->гидроксид железа (II)  ->сульфат железа (II) -> хлорид железа (II)

Карбонат кальция->оксид кальция->гидроксид кальция  ->хлорид кальция-> карбонат кальция

  1. Определить степени окисления в соединениях: NaNO3,  CuCl2, Mg3(PO4)2,  K2CO3, Ca(NO3)2, CaOHCl, NaHCO3.

Формат выполнения: письменная работа в тетради.

Критерии оценки: умение правильно решать уравнения реакций, определение степени окисления в соединениях.

Контроль выполнения: защита письменной работы на уроке.

Самостоятельная работа №2.

Тема: Вода.

Цель: Расширить представление обучающихся о значении воды в живых организмах, быту, технике. Актуализировать знания обучающихся о растворимости, о растворах. Закрепить знания  о круговороте воды в природе.

Содержание работы: Просмотрев фильм «Великая тайна воды», подготовить сообщение и нарисовать схему: круговорот воды в природе.

Срок выполнения: 3 часа.

Формат выполнения: письменная работа.

Критерии оценки: грамотность с литературной точки зрения, четкость исследуемой проблемы, изложение выводов.

Контроль выполнения: работа выполняется письменно в виде сообщения на бумаге формата А4.

Задания самостоятельных работ для обучающихся II курса.

Тема1.Металлы.

Самостоятельная работа №1              

Срок выполнения: 5 часов.

Цель: Расширить представление обучающихся о значении металлов, актуализировать знания обучающихся о сплавах металлов.

Подготовка сообщений по темам:

1. Металлы главных подгрупп. Металлы побочных подгрупп (по выбору).

  1. Сплавы металлов.
  2.  Роль металлов в нашей жизни

Формат выполнения: письменная работа.

Критерии оценки: грамотность с литературной точки зрения, четкость исследуемой проблемы, изложение выводов.

Контроль выполнения: работа выполняется письменно в виде сообщения на бумаге формата А4.

Тема 2. Неметаллы.

Самостоятельная работа №2              

Срок выполнения:3 часа.

Цель: развитие навыков составления уравнений реакций.

Составить  уравнения всех возможных реакций для серы, фосфора и углерода.

Формат выполнения: письменная работа в тетради.

Критерии оценки: умение правильно решать уравнения реакций.

Контроль выполнения: защита письменной работы на уроке.

Тема 3. Неорганические соединения.

Самостоятельная работа №2              

Срок выполнения: 4часа.

Цель: развитие навыков составления уравнений реакций.

  1. Решение неорганических переходов

FeCl3 -->X -->Y -->Fe(OH)3

Э -->Э2О-->Э(ОН)3

Калий->оксид калия->гидроксид калия->cульфат калия-> сульфат бария

цинк->оксид цинка->хлорид цинка->гидроксид цинка-> нитрат цинка

  1. Составить неорганические переходы дл магния, хлора, меди.
  2. Составить полные и сокращенные уравнения реакций между растворами:

А)  соляной кислоты и нитратом серебра

Б) серной кислоты и хлоридом бария

В) гидроксидом натрия и сульфатом цинка

Г) оксидом магния и азотной кислотой

Д) соляной кислоты и гидроксидом меди (II).

Формат выполнения: письменная работа в тетради.

Критерии оценки: умение правильно решать уравнения реакций.

Тема 4. Обобщающие уроки по курсу общей химии.

Самостоятельная работа №3            

Срок выполнения: 3 часа.

Цель: Расширить представление обучающихся о скорости химических реакций. 

Подготовить сообщения по темам:

  1. Привести примеры зависимости скорости реакций от различных факторов.
  2. Биологические катализаторы.

Формат выполнения: письменная работа.

Критерии оценки: грамотность с литературной точки зрения, четкость исследуемой проблемы, изложение выводов.

Контроль выполнения: работа выполняется письменно в виде сообщения на бумаге формата А4.

Самостоятельная работа №4.

Срок выполнения: 4 часа.

Подготовка рефератов по темам:

1.Химия цвета.

2. Качественные реакции обнаружения катионов и анионов.

Формат выполнения: письменная работа.

Критерии оценки: грамотность с литературной точки зрения, четкость исследуемой проблемы, изложение выводов.

Контроль выполнения: работа выполняется письменно в виде сообщения на бумаге формата А4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задание для проведения внеаудиторной самостоятельной работы студентов с применением ИКТ

Данная разработка занятия может быть использована преподавателем для подготовки обучающихся к выполнению задания внеаудиторной самостоятельной работы по физике  с применением ИКТ...

Организация внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся при перехода на ФГОС

Описаны возможности и способы организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся в БОУ НПО ПУ № 22...

Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов по иностранному языку в системе СПО

Самостоятельная работа по иностранному языку организуется с целью научить студентов использовать иностранный язык как средство получения, расширения и углубления системных знаний по специальности, а т...

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по профессии "Повар, кондитер" МДК "Технология приготовления супов и соусов" ПМ.03." Приготовление супов и соусов"

Методические рекомендации для внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по профессии "Повар, кондитер" МДК "Технология приготовления супов, соусов" ПМ.03. "Приготовление супов и соусов"...

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ

Методическая рекомендация по внеаудиторной самостоятельной работе  по  специальности  130440 Подземная разработка полезных ископаемыхДанная методическая рекомендация  предназначена...

Сборник внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине "Информатика и ИКТ"

В данном учебном материале представлен фрагмент сборника: обоснована актуальность применения внеаудиторной самостоятельной работы, даны методические рекомендации для студентов, характеристика одного з...

Методические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе студентов дисциплины: История 19.01.17 «Повар. Кондитер» 08.01.07 «Мастер общестроительных работ»

Методические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе студентов дисциплины: История 19.01.17 «Повар. Кондитер» 08.01.07 «Мастер общестроительных работ»...