Внеаудиторная самостоятельная работа
методическая разработка по химии (10, 11 класс) на тему

Миронова Елена Сергеевна

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающизся по химии для ОУ СПО. Включает в себя пояснительную записку, темы, виды работ, критерии оценки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vsr.doc130.5 КБ

Предварительный просмотр:

СПб ГБП ОУ «ИПЛ»

ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ХИМИИ

Для обучающихся 1 и 2 курсов

Преподаватель                                                          Е.С.Миронова


1. ВВЕДЕНИЕ

В связи с введением в образовательный процесс нового ФГОС НПО всё более актуальной становится задача организации самостоятельной работы обучающихся.

Согласно требованиям ФГОС НПО и плана учебного процесса каждый обучающийся обязан выполнить по предмету «химия» 41 часа внеаудиторной самостоятельной работы на 1 курсе, 19 часов на 2 курсе. По дисциплине «химия» практикуются следующие виды и формы самостоятельной работы обучающихся:

  • Подготовка к лабораторным и практическим работам;
  • индивидуальные задания (решения задач, подготовка доклада);
  • подготовка к контрольным работам;
  • обработка изучаемого материала по конспектам лекций;
  • тестирование заданий, разработанных преподавателем;
  • работа над выполнением наглядных пособий (схем, таблиц);
  • решение органических переходов

Целями внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «химия» являются:

  • овладение фундаментальными знаниями;
  • систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;
  • формирование общепрофессиональных и профессиональных компетенций;
  • побуждение и развитие познавательных интересов;
  • развитие самостоятельности, ответственности и организованности.

2. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С УМР ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимися по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

2.1. Виды самостоятельной работы.

Видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы являются:

  • для овладения знаниями: чтение текста учебника, дополнительной литературы;
  • для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекций, подготовка доклада к выступлению на семинаре;
  • для формирования умений: решение задач по образцу.

Внеаудиторная самостоятельная работа осуществляется индивидуально в зависимости от цели, объема, конкретной темы.

2.2. Требование к обучающимся по подготовке и презентации доклада на занятиях химии.

Доклад – это сообщение по заданной теме, с целью внести знания из  дополнительной литературы, систематизировать материал, проиллюстрировать примерами, развивать навыки самостоятельной работы.

Обучающийся обязан подготовить доклад и выступить с ним в строго отведенное время преподавателем и в срок.

Необходимо помнить, что выступление состоит из трех частей: вступление, основная часть, заключение.

Вступление помогает обеспечить успех выступления по теме.

Вступление должно содержать:

  • название доклада;
  • сообщение основной цели;
  • краткое перечисление рассматриваемых вопросов;
  • живую, интересную форму изложения;
  • акцентирование оригинальности подхода.

Основная часть, в которой выступающий должен глубоко раскрыть суть затронутой темы, обычно строится по принципу отчета. Задача основной части – представить достаточно данных для того, чтобы слушатели и заинтересовались темой и захотели ознакомиться с материалами.

Заключение – это ясное, четкое обобщение и краткие выводы, которых всегда ждут слушатели.


3.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВСР

Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся может проходить в письменной, устной или смешанной форме, с представлением изделия или продукта творческой деятельности обучающихся. Итог внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся проводится в виде отметки, которая выставляется в журнале теоретических занятий.

Критерии оценки результатов ВСР.

Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающегося являются:

  • уровень освоения учебного материала;
  • умение обучающегося использовать теоретические знания при выполнении расчетных задач;
  • сформированность общеучебных умений;
  • обоснованность и четкость изложения доклада;
  • оформление материала в соответствии с требованиями.

4. СПИСОК ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Н.М.Бажин. Кислотные дожди. Соросовский образовательный журнал, том 7, №7, 2001г.
  2. Л.Г.Валынова. Химия. Волгоград: Учитель, 2007г.
  3. О.С.Габриелян. Химия. Москва, 2009г.
  4. Ю.М.Ерохин. Химия. Москва, 2007г.
  5. А.А.Журин, Л.С.Левшин. Теория химического строения. Москва: Издательство гимназии «Открытый мир», 1995г.
  6. М. Пак. Алгоритм в обучении химии. Книга для учителей. Москва: Просвещение, 1993 г
  7. В.С.Рянжин. Экологический букварь. Санкт-Петербург, 1994г.
  8. Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. Химия. Москва, 2006г.
  9. М.П.Сергеева. Внеклассная работа по химии. Москва, 2001г.
  10. И.А.Соколова. Химия. Москва, 2009г.
  11. Г.И.Штремплер. Методика решения расчетных задач по химии. Москва: Просвещение, 2001г.
  12. Издания журнала «Химия и жизнь».
  13. Материалы с сайта: http://elementy.ru/

Задания самостоятельных работ для обучающихся I курса.

Тема 1 Повторение курса 8 и 9 классов.

Цель: развитие навыков работы с периодической системой химических элементов.

Самостоятельная работа №1.

Срок выполнения   3  часа.

Составить электронные паспорта элементов 2, 3, 4 периода. Описать свойства этих элементов

Формат выполнения: письменная работа в тетради.

Критерии оценки: умение правильно составлять электронные паспорта химических элементов.

Контроль выполнения: защита письменной работы на уроке.

Тема 2 Введение в курс органической химии

Самостоятельная работа №2                

Срок выполнения: 2 часа

Составить структурные формулы изомеров

Цель: развивать у обучающихся навыки составления структурных формул изомеров.

Содержание работы: алгоритм поиска всех возможных изомеров алканов.

Как написать формулы всех возможных изомеров гексана С6Н14?

Можно так:

  1. Расположим все шесть атомов углерода линейно друг за другом и пронумеруем их:

1          2        3        4        5        6

С―С―С―С―С―С                 изомер №1.

  1. Укоротим цепь на один атом:

1         2         3        4         5

С―С―С―С―С

и присоединим «оторванный» атом ко второму атому углерода:

 1        2         3        4        5

С―С―С―С―С                         изомер №2.

6|

С

  1. Передвинем шестой атом к третьему

1         2        3        4        5

С―С―С―С―С                         изомер №3.

6 |

 С

  1. Передвинуть шестой атом к четвертому можно, но нужно ли? Сравните:

 1         2         3        4       5                                                 5        4         3         2        1

С―С―С―С―С                 изомер №2        и        С―С―С―С―С      …………

6|                                                                                6|

С                                                                                С

(нумерация цепи слева направо)                                          (нумерация цепи справа налево)

«Оторвем» ещё один атом углерода и два оставшихся присоединим ко второму:

5С

|

1С―2С―3С―4С                 изомер №4.

|6

 С

  1. Пятый атом углерода оставим на месте, а шестой передвинем к третьему:

5С

|

1С―2С―3С―4С                 изомер №5.

|6

 С

Мы рассмотрели все варианты соединения атомов углерода друг с другом.

Задание:

Напишите формулы всех структурных изомеров гептана С7Н16 (девять формул изомеров) или октана С8Н18 (18 изомеров)

Формат выполнения: письменная работа в тетради.

Критерии оценки: умение правильно изображать структурные формулы изомеров.

Контроль выполнения: защита письменной работы на уроке.

Тема 3 Алканы и циклоалканы.

Самостоятельная работа №3              

 Срок выполнения 4  часа

Выучить номенклатуру алканов и радикалов.

Решение задач

Цель: формирование умений решать задачи на вывод молекулярной формулы вещества.

Выведите молекулярную формулу углеводорода, если массовая доля водорода в нем составляет 14,29%, углерода – 85,71%. Относительная плотность по азоту равна 3.(С6Н12).

Выведите молекулярную формулу углеводорода, если массовая доля водорода в нем составляет 17,25%, углерода – 82,75%. Относительная плотность вещества по воздуху равна 2. (С4Н10).

Определите молекулярную формулу углеводорода, если массовая доля водорода в нем составляет 14,3%, углерода – 85,7%. Относительная плотность углеводорода по водороду равна 21.( С2Н6 )

Формат выполнения: письменная работа.

Критерии оценки: за правильное решение трёх задач – оценка «5», двух задач – оценка «4», одной задачи – оценка «3».

Контроль выполнения: работа выполняется в письменном виде в тетради для внеаудиторных самостоятельных работ.

Тема 4 Непредельные углеводороды

Самостоятельная работа №4                

Срок выполнения 5 часов

Цель: развивать у обучающихся навыки составления структурных формул изомеров.

1.Составить структурные формулы изомеров гептена С7Н14 и октена С8Н18.

2. Решение органических переходов.

Этен->этан->хлорэтан->этанол->этен

Бутан->бутен->хлорбутан->октан->бутен

3. Решение задач.

 Определите структурную формулу углеводорода, массовая доля углерода в котором составляет 88,9%. Известно, что углеводород взаимодействует с аммиачным раствором оксида серебра. Плотность паров углеводорода по воздуху составляет 1,862.                                                (CH=C-CH2-CH2.)  

 Химическое соединение – газ, содержащий углерод (массовая доля 85,7%) и водород (массовая доля 14,3%). Образец этого соединения массой 5,25 г занимает (н. у.) объем 2,8 л. Определите структурную формулу этого соединения, если известно, что оно обесцвечивает бромную воду.        (CH2=CH-CH3.)          

Формат выполнения: письменная работа в тетради.

Критерии оценки: умение правильно изображать структурные формулы изомеров.

Контроль выполнения: защита письменной работы на уроке

Тема 5. Ароматические углеводороды

Самостоятельная работа №5              

 Срок выполнения 3 часа

Цель: развивать у обучающихся навыки составления уравнений реакций.

1.Решение органических переходов

бензол->хлорбензол ->фенол->фенолят натрия->фенол

метан->этан->ацетилен->этен->этанол->этен

2. Рассмотреть на примере толуола взаимное влияние атомов в молекулах.

Формат выполнения: письменная работа в тетради.

Критерии оценки: умение правильно решать уравнения реакций.

Контроль выполнения: защита письменной работы на уроке

Тема 6. Спирты. Фенолы. Альдегиды.

Самостоятельная работа №6              

Срок выполнения 4 часа

Цель: развивать у обучающихся навыки составления уравнений реакций и работы с источниками информации.

1.Подготовка рефератов и презентаций по теме: «Спирты и альдегиды в природе, их использование»

2.Решение органических переходов

  • Карбид кальция->ацетилен->уксусный альдегид->уксусная кислота-> уксусный альдегид
  • пропан->пропен->пропано-1->пропаналь-> пропановая кислота
  • карбид кальция → ацетилен → ацетальдегид → уксусная кислота → метилацетат

Формат выполнения: письменная работа в тетради.

Критерии оценки: умение правильно решать уравнения реакций, обоснованность и четкость изложения доклада.

Контроль выполнения: защита письменной работы на уроке

Тема 7. Карбоновые кислоты. Сложные эфиры.

Самостоятельная работа №7              

Срок выполнения 4 часа

Цель: развивать у обучающихся навыки составления уравнений реакций и работы с источниками информации

1.Дать сравнительную характеристику карбоновых кислот и неорганических кислот по плану: строение, вид химической связи, физические, химические свойства, применение.

2. Решение органических переходов.

Ацетальдегид → ацетат калия → этановая кислота → этилацетат → ацетат кальция → ацетон

ацетат калия → этан → X → этанол → диэтиловый эфир

метан→ ацетилен→ -этаналь→ этановая кислота→  ацетат натрия→ метан

этан→ хлорэтан→ этанол→ -этаналь→ -уксусная кислота→ хлоруксусная кислота

Формат выполнения: письменная работа в тетради.

Критерии оценки: умение правильно решать уравнения реакций.

Контроль выполнения: защита письменной работы на уроке

Тема 8. Углеводы.

Самостоятельная работа №8                

Срок выполнения 3часа

Цель: развивать у обучающихся навыки работы с источниками информации

Подготовить сообщения,  презентации про сахарозу, фруктозу, гликоген, их нахождение в природе. Роль углеводов в жизнедеятельности человека

Формат выполнения: письменная работа в тетради.

Критерии оценки: обоснованность и четкость изложения доклада.

Контроль выполнения: защита письменной работы на уроке

Тема 9. Амины. Аминокислоты. Белки.

Цель: развивать у обучающихся навыки составления уравнений реакций и работы с источниками информации

Самостоятельная работа №9              

Срок выполнения  5   часов

1.Решение задач

  • Рассчитайте массу алкоголята, которая образуется при взаимодействии калия массой 6 г с пропанолом-1  массой  15 г.  Ответ: 15,07 г.  
  • Рассчитайте массу азотной кислоты, затраченную на нитрование фенола массой 18,8 г, считая, что образуется  2, 4, 6-тринитрофенол.                  Ответ: 37,8 г
  • Определите массу уксусной кислоты (СН3СООН), которая потребуется для синтеза этилацетата (СН3СООС2Н5) массой 140,8 г. Выход эфира примите равным 80% от теоретически возможного.
  • Вычислите массу эфира, который образуется при взаимодействии этилового спирта (С2Н5ОН) массой 18,4 г. с уксусной кислотой (СН3СООН) массой 150 грамм, если выход эфира составит 80%.

2. Подготовить сообщение по теме: «Значение аминокислот в жизнедеятельности человека»

3. Подготовить сообщение по теме: «Биологическое значение белков».

Формат выполнения: письменная работа в тетради.

Критерии оценки: умение правильно решать уравнения реакций, обоснованность и четкость изложения доклада.

Контроль выполнения: защита письменной работы на уроке

Тема 10. Полимеры.

Самостоятельная работа №10              

Срок выполнения 2 часа

Подготовить рефераты и презентации по теме: «Полимеры в жизни человека»

Формат выполнения: письменная работа в тетради.

Критерии оценки: умение правильно решать уравнения реакций, обоснованность и четкость изложения доклада.

Контроль выполнения: защита письменной работы на уроке

Общая химия. Тема 1. Строение вещества

Самостоятельная работа №11                2  часа

Решение задач на расчет количества теплоты по термохимическим уравнениям реакций.

Цель: формирование умений решать задачи на определение количества теплоты выделенной или поглощенной в результате химической реакции.

Содержание работы:

1.          Пример задачи и алгоритм её решения

Задача. При взаимодействии 1,8 г алюминия с кислородом выделилось 54,7 кДж теплоты. Вычислите тепловой эффект реакции.

Решение.

1,8 г                         54,7 кДж

4Al + 3O2 = 2Al2O3 + Q

m 108 г

Mr(4Al) = 4 · 27 = 108

M(4Al) = 108 г/моль

m(4Al) = 108 г.

Из уравнения реакции следует:

1,8 г  Al  выделяет  54,7 кДж

108 г  Al  выделяет  Q кДж

Q =  = 3282 кДж.

О т в е т: тепловой эффект реакции равен 3282 кДж.

2.          Обучающийся должен решить 5 задач

Задачи.

Задача 1.         При сгорании 14 г этилена выделяется 700 кДж теплоты. Определите тепловой эффект этой реакции..

Задача 2.         При взаимодействии железа из 50 г оксида железа (III) алюминием выделилось 238 кДж теплоты. Определить тепловой эффект этой реакции.

Задача 3.         Дано термохимическое уравнение реакции

HCl + NaOH = NaCl + H2O + 57кДж

Сколько теплоты выделится при взаимодействии 7,3 г хлороводорода с гидроксидом натрия?

Задача 4.         Дано термохимическое уравнение реакции

Zn + H2SO4 = ZnSO4 + H2 + 152,4 кДж

Сколько теплоты выделится при взаимодействии 130 г цинка с серной кислотой?

Задача 5.         Дано термохимическое уравнение реакции

3Mg + N2 = Mg3N2 + 462 кДж

В результате реакции выделилось 770 кДж теплоты. Какова масса магния (в граммах) прореагировавшего с азотом?

Формат выполнения: письменная работа.

Критерии оценки: за правильное решение трёх задач – оценка «5», двух задач – оценка «4», одной задачи – оценка «3».

Контроль выполнения: работа выполняется в письменном виде в тетради для внеаудиторных самостоятельных работ.

Тема 2. Химические реакции.

Самостоятельная работа №12              

Срок выполнения: 3 часа

Цель: развивать у обучающихся навыки составления уравнений реакций и определение степени окисления.

  1. Решение неорганических переходов

гидроксид железа (III)  ->оксид железа (III) ->железо-> хлорид железа (III) -> гидроксид железа (III)

натрий->гидроксид натрия->карбонат натрия  ->хлорид натрия-> нитрат натрия

железо->хлорид железа (II) ->гидроксид железа (II)  ->сульфат железа (II) -> хлорид железа (II)

Карбонат кальция->оксид кальция->гидроксид кальция  ->хлорид кальция-> карбонат кальция

  1. Определить степени окисления в соединениях: NaNO3,  CuCl2, Mg3(PO4)2,  K2CO3, Ca(NO3)2, CaOHCl, NaHCO3.

Формат выполнения: письменная работа в тетради.

Критерии оценки: умение правильно решать уравнения реакций, определение степени окисления в соединениях.

Контроль выполнения: защита письменной работы на уроке.

Самостоятельная работа №2.

Тема: Вода.

Цель: Расширить представление обучающихся о значении воды в живых организмах, быту, технике. Актуализировать знания обучающихся о растворимости, о растворах. Закрепить знания  о круговороте воды в природе.

Содержание работы: Просмотрев фильм «Великая тайна воды», подготовить сообщение и нарисовать схему: круговорот воды в природе.

Срок выполнения: 3 часа.

Формат выполнения: письменная работа.

Критерии оценки: грамотность с литературной точки зрения, четкость исследуемой проблемы, изложение выводов.

Контроль выполнения: работа выполняется письменно в виде сообщения на бумаге формата А4.

Задания самостоятельных работ для обучающихся II курса.

Тема1.Металлы.

Самостоятельная работа №1              

Срок выполнения: 5 часов.

Цель: Расширить представление обучающихся о значении металлов, актуализировать знания обучающихся о сплавах металлов.

Подготовка сообщений по темам:

1. Металлы главных подгрупп. Металлы побочных подгрупп (по выбору).

  1. Сплавы металлов.
  2.  Роль металлов в нашей жизни

Формат выполнения: письменная работа.

Критерии оценки: грамотность с литературной точки зрения, четкость исследуемой проблемы, изложение выводов.

Контроль выполнения: работа выполняется письменно в виде сообщения на бумаге формата А4.

Тема 2. Неметаллы.

Самостоятельная работа №2              

Срок выполнения:3 часа.

Цель: развитие навыков составления уравнений реакций.

Составить  уравнения всех возможных реакций для серы, фосфора и углерода.

Формат выполнения: письменная работа в тетради.

Критерии оценки: умение правильно решать уравнения реакций.

Контроль выполнения: защита письменной работы на уроке.

Тема 3. Неорганические соединения.

Самостоятельная работа №2              

Срок выполнения: 4часа.

Цель: развитие навыков составления уравнений реакций.

  1. Решение неорганических переходов

FeCl3 -->X -->Y -->Fe(OH)3

Э -->Э2О-->Э(ОН)3

Калий->оксид калия->гидроксид калия->cульфат калия-> сульфат бария

цинк->оксид цинка->хлорид цинка->гидроксид цинка-> нитрат цинка

  1. Составить неорганические переходы дл магния, хлора, меди.
  2. Составить полные и сокращенные уравнения реакций между растворами:

А)  соляной кислоты и нитратом серебра

Б) серной кислоты и хлоридом бария

В) гидроксидом натрия и сульфатом цинка

Г) оксидом магния и азотной кислотой

Д) соляной кислоты и гидроксидом меди (II).

Формат выполнения: письменная работа в тетради.

Критерии оценки: умение правильно решать уравнения реакций.

Тема 4. Обобщающие уроки по курсу общей химии.

Самостоятельная работа №3            

Срок выполнения: 3 часа.

Цель: Расширить представление обучающихся о скорости химических реакций. 

Подготовить сообщения по темам:

  1. Привести примеры зависимости скорости реакций от различных факторов.
  2. Биологические катализаторы.

Формат выполнения: письменная работа.

Критерии оценки: грамотность с литературной точки зрения, четкость исследуемой проблемы, изложение выводов.

Контроль выполнения: работа выполняется письменно в виде сообщения на бумаге формата А4.

Самостоятельная работа №4.

Срок выполнения: 4 часа.

Подготовка рефератов по темам:

1.Химия цвета.

2. Качественные реакции обнаружения катионов и анионов.

Формат выполнения: письменная работа.

Критерии оценки: грамотность с литературной точки зрения, четкость исследуемой проблемы, изложение выводов.

Контроль выполнения: работа выполняется письменно в виде сообщения на бумаге формата А4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задание для проведения внеаудиторной самостоятельной работы студентов с применением ИКТ

Данная разработка занятия может быть использована преподавателем для подготовки обучающихся к выполнению задания внеаудиторной самостоятельной работы по физике  с применением ИКТ...

Организация внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся при перехода на ФГОС

Описаны возможности и способы организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся в БОУ НПО ПУ № 22...

Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов по иностранному языку в системе СПО

Самостоятельная работа по иностранному языку организуется с целью научить студентов использовать иностранный язык как средство получения, расширения и углубления системных знаний по специальности, а т...

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по профессии "Повар, кондитер" МДК "Технология приготовления супов и соусов" ПМ.03." Приготовление супов и соусов"

Методические рекомендации для внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по профессии "Повар, кондитер" МДК "Технология приготовления супов, соусов" ПМ.03. "Приготовление супов и соусов"...

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ

Методическая рекомендация по внеаудиторной самостоятельной работе  по  специальности  130440 Подземная разработка полезных ископаемыхДанная методическая рекомендация  предназначена...

Методические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе студентов дисциплины: История 19.01.17 «Повар. Кондитер» 08.01.07 «Мастер общестроительных работ»

Методические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе студентов дисциплины: История 19.01.17 «Повар. Кондитер» 08.01.07 «Мастер общестроительных работ»...

ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОФЕССИИ 19.01.17 ПОВАР, КОНДИТЕР Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по МДК 01-08

Методические рекомендации предназначены для преподавателей и масте­ров п/о , СПО по профессии 19.01.17  «Повар, кондитер» .Состоят из восьми  разделов: методические рекомендации по организац...