статья. Здоровьесберегающие технологии на уроках химии для учащихся с ОВЗ.
статья по химии на тему

 Волохович Алефтина Геннадьевна

Концепция модернизации российского образования предполагает разработку новой модели школы, которая отвечает актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Одна из них – здоровье подрастающего поколения. Это важный показатель благополучия общества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Здоровьесберегающие технологии на уроках химии

для учащихся с ОВЗ.

Учитель химии

Волохович А.Г.

                Концепция модернизации российского образования предполагает разработку новой модели школы, которая отвечает актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Одна из них – здоровье подрастающего поколения. Это важный показатель благополучия общества. Еще в 1805 году великий педагог просветитель И.Т. Песталоцци оповестил мир о том, что при традиционных книжных формах обучения происходит «удушение» развития детей, «убийство их здоровья». И это было сказано в эпоху, когда родители были и сами здоровые, и у них рождались здоровые дети. Когда дети до 3-х лет еще питались материнским молоком. Когда они ели здоровую пищу, пили чистую воду, дышали совершенно чистым воздухом. Когда школьные программы были менее информационно нагружены.         

                В уставе Всемирной организации здравоохранения сказано, что  здоровье – это состояние полного физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. Сегодня общество окончательно убедилось в том, что молодые люди постепенно теряют интерес к самим себе, к своему развитию, к своей судьбе и жизни в целом. Они не всегда задумываются о своем здоровье даже тогда, когда болеют и не серьезно относятся  к любым внезапным проявлениям того или иного недуга. Темпы современной жизни, социальные проблемы, неблагополучная экологическая среда, гиподинамия, вредные привычки (наркомания, табакокурение, алкоголизм) - все эти факторы ухудшают  состояния  здоровья школьников. Кроме того, фитодефицит, дисбаланс в воде (недостаток  I, Ca, P, избыток других элементов) отрицательно действуют на состояния здоровья учащихся. Поэтому здоровьесберегающие технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы.

        Под здоровьесберегающими технологиями понимают различные приемы и критерии. К основным  критериям здоровьесберегающей организации урока относятся:

  1. Санитарно -  гигиенические условия в классе: чистота, хорошее освещение кабинета и доски, оптимальная температура воздуха в помещении.
  2. Разнообразные виды  учебной деятельности детей: опрос учащихся, беседа, рассказ, показ наглядных пособий, работа с дополнительным материалом и литературой, постановка проблемных вопросов,  решение задач  и выполнение упражнений.

     и преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный (через технические средства обучения), самостоятельная работа, комбинированный.

  1. Место и длительность применения ТСО.
  2. Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; формирование потребности в ЗОЖ.
  3. Плотность урока, т.е. количество времени, затраченного детьми на учебную деятельность.  (Норма - не мене 60% и не более 80%.)
  4. Темп урока и заключительная часть урока

        Негативно действуют на здоровье детей:

- быстрый темп, «скомканность» конца урока, практически без комментариев записывание домашнего задания;

- задержка детей в классе после звонка.

      И напротив, позитивное воздействие оказывает:

- спокойное завершение урока, когда учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы и он может прокомментировать задание на дом, попрощаться с детьми.

7. Психологический климат на уроке.

8. Качества учителя, которые по-разному воздействуют на психологическое здоровье учащихся. Их можно поделить на 2 группы:

          1 группа – качества  оказывающие негативное влияние на здоровье учеников:

  • Авторитарность и категоричность
  • Несдержанность, вспыльчивость, раздражительность, непредсказуемость поступков и реакций учителя
  • Равнодушие, безразличие
  • Недоброжелательность, злость, враждебность

         2 группа – качества, которые и формируют здоровый психологический климат на уроке:

  • Способность к сочувствию, сопереживанию (эмпатии)
  • Способность к рефлексии
  • Умение владеть своими эмоциями, быстро приводить себя в оптимальное психофизиологическое состояние.
  • Умение  слушать.
  • Толерантность, способность терпимо относиться к различным проявлениям жизни

                Исследования ИВФ РАО выявили школьные факторы риска силы влияющие на здоровье учащихся (по убыванию):

  1. Стрессовая педагогическая тактика;
  2. Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
  3. Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
  4. Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
  5. Провалы в существующей системе физического воспитания;
  6. Интенсификация учебного процесса;
  7. Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
  8. Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
  9. Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

                Один из самых травматических факторов для здоровья школьников является общая стрессогенная система организации образовательного процесса и проведения уроков. От уровня рациональности урока во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное утомление. Я работаю в особой школе, где учатся дети с ОВЗ, и к  своей работе стараюсь подходить дифференцированно. Составляю задания по степени сложности и  задания, требующие разнообразных видов деятельности. Обучающимся с высоким уровнем, хорошей работоспособностью, сильным типом нервной системы предлагаются более сложные, творческие задания. Школьникам со средним интеллектуальным уровнем и слабым типом нервной системы предлагаются задания средней  или низкой сложности. Школьники с  неуравновешенным характером не в состоянии долго сосредотачиваться  на одном виде деятельности. Таким детям необходимо предлагать больше разных нетрудных  заданий и вести постоянный контроль за их выполнением. То есть для каждого ученика на уроке необходимо создать ситуацию успеха. Важным компонентом эффективного урока является благоприятный эмоциональный фон. Это могут быть нестандартные  слова- приветствия, расслабленная поза, глубокое дыхание, использование музыки, слайды природы, воды. Для создания приятного эмоционального фона, сохранения глубокого понимания сущности предмета использую межпредметные связи, т. е. привлечение материала из смежных дисциплин: из историии, биологии, географии, экологии. Учащиеся с удовольствием не только слушают эту информацию, но и сами находят и рассказывают ее.

   Эмоциональный климат урока во многом зависит от юмористической составляющей педагогического общения. О том, что «хороший смех дарит здоровье», сказано немало. Учитель без чувства юмора и умения проявить его в необходимый момент и в подходящей форме лишается большей части своей педагогической и личностной привлекательности. Не случайно чувство юмора - один из приоритетов, который показывают в перечне качеств желательного собеседника. Постоянная серьезность - признак психологического нездоровья. Улыбка, с позиции здоровьесбережения, значит не меньше физкультминутки. Это мощный противовес подкрадывающемуся  утомлению, который приведет к более полному пониманию учебного материала.

                Обязательным на уроках у детей с ОВЗ проходят физкультминутки, которые позволят им размять свое тело, расслабиться. Также используется  гимнастика для глаз, рук, различные упражнения, которые улучшают кровообращение головы. После этого ребята становятся более работоспособными, их внимание активизируется, проявляется интерес к дальнейшему усвоению знаний. Например для расслабления рук можно с детьми сделать упражнение «Капуста»:

Мы капусту рубим.

Мы капусту трём.

Мы капусту солим.

Мы капусту жмём.

«Скалка»-покатать ручку между ладонями.

                Отдых - это смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока нужно не допускать однообразной работы. Чередование видов деятельности:  проведение эксперимента, при его недоступности использование виртуальной лаборатории, работа с упражнением, решение задач, работа с текстом, таблицами. Немало важную роль в сбережении здоровья  детей имеет процесс правильного использования на уроках химии применяемого для демонстрации опытов и анализов химической посуды и оборудования, наглядных пособий и образцов. Оптимальное их применение в учебном процессе  дает возможность снизить учебную нагрузку и теоретический материал сделать более аргументированным и полезным в повседневной жизни. Это очень повышает интерес к предмету, помогает лучше усвоить изучаемый материал.

                Для решения проблемы переутомления учащихся с ОВЗ на уроках  предлагаются разные по сложности задания, дифференцируется время на их выполнение. Особое значение имеют уроки-экскурсии, уроки практикумы, где важными целями являются  уменьшение психологической нагрузки на ученика, двигательная активность учащихся.

                Одним из эффективных методов эдоровьесбережения и формирования знаний у учащихся с ОВЗ по курсу химии, это решение  вопросов направленных на здоровый образ жизни. Решая такие задачи, учащиеся невольно становятся  сопричастны к проблеме формирования здорового образа жизни. В задачи по курсу химии целесообразно и необходимо  включать следующие проблемы:

- влияние некоторых неорганических  веществ и органических соединений  на здоровье человека и окружающую среду;

- влияние отходов  промышленной переработки и химической промышленности на все живое;

- состав пищевых продуктов и  влияние ингредиентов пищи на здоровье людей;

- применение бытовых химических средств в повседневной жизни, их влияние на природу и здоровье человека.

                 При изучении тем «Спирты и фенолы», «Ароматические углеводороды», «Жиры» рассматриваются вопросы о влиянии этой группы на здоровье человека и природу. Хорошие результаты по данным темам дает  показ фильмов по антитабачной,  антинаркотической и антиалкогольной пропаганде. После просмотра фильма, учащиеся готовы к диалогу и беседе, и большая часть подростков задумывается о вреде и ущербе который наносят себе сами курением, употреблением алкоголя и наркотиков. Что является положительным результатом в качестве обучения. При ознакомлении учащихся со свойствами и применением  альдегидов и кетонов особое  внимание  следует уделить вопросу о вредном воздействии  на природу и организм человека нитрокрасок, ацетона и других растворителей, рассказать об их кумулятивном свойстве и последующих рецидивах, о влиянии этих соединений на озоновый слой. Альдегиды раздражают слизистую оболочку глаз и дыхательных путей, воздействует на нервную систему. Источником формальдегида  могут стать мебель, фанера, ДСП и др. Синтетические моющие средства  при правильном использовании не представляют опасности, но нарушение инструкции по применению может вызвать для  организма последствия. Не рекомендуется использовать для ручной стирки препараты, предназначенные для машинной стирки. Необходимо хранить СМС в плотно закрытой упаковке.

 Особая роль на теоретических уроках химии, для учащихся с ОВЗ, отводится изучению  химического состава пищи и влиянию компонентов пищи на здоровье человека. Учащиеся должны знать, что любимый сахар, вездесущая соль, масло к чаю тоже не являются безвредными. А также, что  уважаемая многими детьми сублимированная лапша, сухие завтраки, супы из пакетиков содержат консервант  - глютомат натрия, превышение допустимой нормы которого вызывает в организме  ребенка  изменения – боль в желудке, сонливость, тошноту. Допустимая суточная норма  данного вещества для взрослого человека составляет 1, 5 грамма, а для детей  в 2 раза меньше. При изучении данной темы   можно предложить  учащимся задачу на расчет количества глютомата натрия в сублимированном картофеле или другом продукте. Например: задача  «Рассчитать количество консерванта в 3 тоннах сублимированного картофеля, если известно, что на 1 килограмм продукта добавили по 17 грамм глютомата натрия. Определить превышена норма или нет, сделать вывод».

                 Один из эффективных методов формирования грамотной заботы о своем здоровье - решение задач валеологической направленности. Они позволяют материал аргументированными и полезным в повседневной жизни.

                  Таким образом цель здоровьесберегающих технологий в обучении химии - это   формирование из учащегося   здорового полноправного члена общества, с правильным представлением о жизни, со своими взглядами и принципами. Человек, не знающий  о возможности негативного влияния на него химических соединений, поступающих в нашу жизнь в виде технических, хозяйственных и бытовых препаратов, перестает быть хозяином своего здоровья. Любые методики обучения и воспитания можно отнести к здоровьеберегающим, если их систематическое использование  не приводит к снижению здоровья и заболеваемости, способствует профилактике  заболеваний, воспитанию культуры здоровья. Но  разумеется, одним здоровьесберегающими технологиями  вопрос о сохранении и укреплении здоровья не решать. Необходима целенаправленная работа по формированию ценности здоровья в структуре личности ученика.

Источники:

  1. Информационно-публицистический бюллетень «Просвещение», №8 (15), декабрь, 2007.
  2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии М.: «ВАКО», 2004, 296 с. - (Педагогика. Психология. Управление.)
  3. Научно – методический журнал «Классный руководитель» №6 М.,2013.
  4. Журнал «Народное образование» М., №9 2006.
  5. Павлова М.А., Гришанова О.С., Серякина А.В. Методическое сопровождение здоровьесберегающих технологий в школе - Саратов: Министерство образования Саратовской области, ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2009. - 36 с.
  6. Интернет «Здоровьесберегающие технологии».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по здоровьесберегающим технологиям на уроках химии

ЦЕЛЬ  ПРОГРАММЫ :Создание оптимальных благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся школы ; формирование у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному и...

Методика применения здоровьесберегающих технологий на уроках химии

Систематическое включение в урок элементов здоровьесберегающей технологии, делает процесс обучения интересным и занимательным , создает у детей бодрое , рабочее настроение , облегчает преодолени...

Здоровьесберегающие технологии на уроках химии и во внеурочной деятельности.

Из опыта работы учителя химии высшей категории МОУ СОШ №2 ГП Терек Балкаровой Светланы Николаевны...

Здоровьесберегающие технологии на уроках химии

Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем вра...

Здоровьесберегающие технологиии на уроках химии

Материал является выступлением на психолого-педагогическом семинаре в училище...

Здоровьесберегающие технологии на уроках химии как фактор повышения мотивации обучения учащихся

Доклад на городскую конференцию по здоровьесберегающим технологиям. Доклад сопровождается презентацией. Здоровье ребёнка, его социально - психологическая адаптация, нормальный ...

Статья "Здоровьесберегающие технологии на уроках химии"

Здоровьесбережение на уроках химии....