Главные вкладки

    Конспект урока «Закон сохранения массы веществ. Уравнения реакций»
    план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

    Алексеева Галина Ивановна

    Урок формирования знаний, умений, навыков с использованием технологии проблемного обучения,  игровых, информационно-коммуникативные технологий.  

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_zakon_sohraneniya_massy_veshchestv_.doc73.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    План-конспект урока по учебнику «ХИМИЯ 8 КЛАСС »  Авторы:  О.С. Габриелян

    Тема: «Закон сохранения массы веществ. Уравнения реакций»

    Технологическая карта урока.

    Предмет, класс,

    дата проведения

    Химия, 8 класс,

    3.02.15 . МБУ СОШ №13

    Учитель

    Алексеева Галина Ивановна

    Тема урока,

    № урока по теме,

    Закон сохранения массы веществ. Уравнения реакций.

    Тема: Изменения, происходящие с веществами, урок № 36

    Цель урока

    формирование знания о законе сохранения массы веществ как одном из основных законов, его значении для развития химии как науки, умений применять закон сохранения массы для решения задач; формирование отношения к человеку и его здоровью как  к ценности.

    Задачи урока

    обучающие

    развивающие

    воспитательные

    экспериментально доказать закон сохранения массы веществ.

    на основе этого закона сформировать понятие о материальном балансе химической реакции. сформировать понятие об уравнении химической реакции как об условной записи, отображающей превращения веществ.

     развивать умения ставить несложные проблемы, формулировать гипотезы и проводить их опытную проверку;

    развивать умения работать с лабораторным оборудованием и реактивами,

    развивать способность к адекватному само- и взаимоконтролю.

    продолжить формирование научного мировоззрения учащихся; воспитывать коммуникативную компетентность, а также наблюдательность, внимание, инициативу, интерес к самостоятельному приобретению знаний, культуры работы в лаборатории, общества,  на примере жизни и деятельности М. В. Ломоносова воспитывать патриотизм.

    Тип урока: 

    урок формирования знаний, умений, навыков.

    Используемые

    технологии

    технология проблемного обучения,  игровые, информационно-коммуникативные технологии.

    Используемые учебники

    Габриелян О.С. Химия. 8 класс. М., Дрофа, 2013

    Используемое оборудование и реактивы: 

    компьютер, проектор, экран, весы с разновесами, химические стаканы, пробирки,

     CuSO4, NaOH, Cu(OH)2.  HCl, фенолфталеин, CaCO3, H2SO4

    Организационная структура урока

    Этапы урока

    Время, мин

    Содержание учебного материала

    Методы,
    приемы  и технологии

    обучения

    Деятельность учителя

    Деятельность

    учеников

    Организацион

    ный

    момент

    1-2

    Организация учащихся на усвоение новых знаний.

    Здоровье -сберегающие

    Напоминание учащимся, как сидеть во время работы за партой, чтобы сохранить здоровье, красоту тела, повысить работоспособность.

    Управляют  своим поведением и деятельностью

    Актуализация

    знаний

    3

    Активизировать ранее изученные понятия «физические и химические явления, химическая реакция», разграничить эти понятия, чтобы подготовить учащихся к восприятию нового материала. определить цели и задачи урока.

    Дидактичес

    кая задача

    Компьютер

    ные технологии

    Игровые технологии

    Совсем недавно вы начали открывать для себя новую науку – химию. Давайте вспомним вместе, что такое химия?

    Ранее мы узнали с вами что все явления в природе можно разделить на две группы.  Какие это группы?

    Давайте вспомним с вами, чем одни явления отличаются от других и приведем примеры

      Что такое физическое явление?

     Что такое химическое явление?

    Высказывают свою точку зрения  и аргументируют  её.

    Химия – наука о веществах и их превращении.

    Физическое явление -это явление которое сопровождается изменением формы или агрегатного состояния вещества

    Химическое явление – превращение одних веществ в другие.

    Игра «Крестики — нолики».  Следует указать выигрышный путь, который составляют только химические явления

    (Приложение 1)

    Постановка

    проблемы

    4

    Проблемная задача ставится в форме демонстрационного опыта:

     в замкнутой системе взвешиваются вещества, вступающие в реакцию, растворы сульфата меди (II) и гидроксида калия  

    и образующиеся в результате реакции вещества, гидроксид меди (II) и раствор сульфата калия  Учащиеся стоят перед решением проблемной задачи: почему m1=m2? 

    Проблемное обучение

    Здоровье -сберегающие

    Все явления, происходящие вокруг нас, все объекты живой и неживой природы существуют по законам, которые вам предстоит узнать и постичь. Мир и природа едины, поэтому существуют законы, общие для всех наук.

    Совместно с учеником проводит опыт, соблюдая технику безопасности.

    Осуществляют поиск и выделение необходимой информации.

    Строят логические цепи рассуждений 

    Повторяют технику безопасности

     Ученик проводит опыт

    По одному из признаков протекания реакций учащиеся убеждаются в том, что химическая реакция прошла - выпал осадок голубого цвета

    Изучение

    нового

    материала

    18

    Решение проблемной задачи - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач.

    Правила подбора коэффициентов в уравнениях химических реакции, используя алгоритм.

    Компьютер

    ные технологии

    Информационные технологии

    Организует обсуждение результатов.

     Вспомним, что представляют собой химические реакции с точки зрения атомно-молекулярного учения?

    Что происходит с веществами во время химических реакций?

    Из чего состоят вещества?

    К какому  результату мы пришли опытным путем?

    Данное утверждение является законом сохранения массы веществ.

     (Формулировка на слайде)

    К такому же выводу еще в 18 веке независимо друг от друга пришли русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов и француз Антуан Лавуазье.

    Зная закон сохранения массы веществ, мы с вами можем отражать суть химических реакций  с помощью химических формул

    Составляет уравнения реакции

    и объясняет алгоритм действий

    (приложение 3)

    формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

    составляют план и последовательность действий 

    Благодаря актуализации ранее полученных знаний о строении веществ, учащиеся приходят к следующему выводу: m1=m2, так как  атомы и их количество в результате химических превращений не изменяются, а только соединяются по-другому с образованием новых веществ.

    Вывод: Масса веществ до  реакции равна массе веществ после реакции

     записывают формулировку закона в тетрадь

    сообщения учащихся о

    А.Лавуазье и

    М. В. Ломоносове.

    (Приложение 2)

    записывают уравнения в тетрадь

    Закрепление

    нового

    материала

    8

    Лабораторные опыты с целью доказательства закона

    Давайте потренируемся составлять уравнения химической реакции и определим признаки химических реакций

    Выполняют учебно-познавательные действия

    Один  ученик проводит реакции, а другой ученик у доски составляет уравнение химической реакции

    Называют  признаки химических реакции

    Подведение

    итогов

    Домашнее задание

    2

     Подведение

    итогов

    Записывается на доске  и комментируется

    домашнее задание.

    Организует обсуждение результатов,

    оценивает работу учащихся, комментирует домашнее задание

     

    Обобщают результаты своей деятельности по достижению цели

    Рефлексия

    3

    Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

    - Чему был посвящен сегодняшний урок?  Как звучала тема урока?  Какие цели были нами поставлены и удалось ли их достигнуть?

    - Где мы сможем применить полученные сегодня знания?

    - Какие возникали затруднения? Удалось ли их преодолеть?

     Что осталось непонятным?

    - Чью работу на уроке вы бы отметили? Как оцениваете свою работу?

    Выражают собственное мнение о работе  и полученном результате.

    Используемая литература:

    Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П.,  Яшукова А.В. Настольная книга учителя. Химия. 8 класс – М.: Дрофа, 2002. - 416с.

    Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений - 2-е изд., дораб.- М. : Просвещение, 2011. – 223  с.

    Примерные программы по учебным предметам. Химия.8-9 классы: проект.-2-е изд., дораб. - М. - :Прсвещение, 2011.-44с. -(Стандарты второго поколения)

    https://sites.google.com/site/konstruktorurokovtehkarta/konstruktory-urokov-tehnologiceskaa-karta

     

    Приложение 1

    Совместно с учителем ученик показывает  опыты в пробирках.

    Ученики называют наблюдаемые признаки, которые одновременно  появляются на слайде.

    - образование осадка  (  CuSO4  и NaOH)

    - растворение осадка ( Cu(OH)2 и HCl)

    - изменение окраски (NaOH  и фенолфталеин)

    - выделение газа ( CaCO3 и H2SO4)

              - выделение тепла, света (реакция горения)

    Приложение 2

    Экспериментальный метод в химии начал широко использоваться после исследований Р. Бойля в 17 в. Английский естествоиспытатель прокаливал металлы в незапаянных сосудах – ретортах и обнаружил, что после прокаливания масса металла становилась больше.

    Основываясь на этих опытах, он не учитывал роль воздуха и сделал неправильный вывод, что масса веществ в ходе химических реакций изменяется.

    М.В. Ломоносов, в отличие от Р. Бойля, прокаливал металлы не на открытом воздухе, а в запаянных ретортах и взвешивал их до и после прокаливания. Он доказал, что масса веществ до и после реакции остается неизменной и что при прокаливании к металлу присоединяется воздух (кислород в то время не был еще открыт). Но Ломоносов не опубликовал результаты своих исследований.

    В 1774 г. опыты Р. Бойля повторил А. Лавуазье с совершенно такими же результатами, как и Ломоносов. Но он сделал новое, очень важное, наблюдение, а именно, что только часть воздуха запаянной реторты соединилась с металлом и что увеличение веса металла, перешедшего в окалину, равно уменьшению веса воздуха в реторте. Вместе с тем часть металла осталась в свободном виде.

    Таким образом, независимо друг от друга, М.В. Ломоносов и А. Лавуазье подтвердили справедливость предположения о сохранении массы веществ в результате химической реакции.

    Это предположение стало законом лишь после десятилетнего исследования немецкого химика Г. Ландольта в начале 20 века.

    Сегодня закон сохранения массы веществ формулируется так:

    Масса веществ, участвующих в реакции, равна массе продуктов реакции.

    Приложение 3

    Алгоритм расстановки коэффициентов в уравнении химической реакции.

    1.   Подсчитать количество атомов каждого элемента в правой и левой части.

    2.   Определить, у какого элемента количество атомов меняется, найти Н.О.К.-наименьшее общее кратное.

    3.  Разделить Н.О.К. на индексы – получить коэффициенты. Поставить коэффициенты перед формулами.

    4.  Пересчитать количество атомов, при необходимости действия повторить.

    5.  Начинать лучше с атомов О или любого другого неметалла (если только О не находится в составе нескольких веществ).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка урока "Закон сохранения массы веществ"

    Разработка содержит презентацию урока и технологическую карту...

    Конспект урока химии в 8 классе. Тема: Закон сохранения массы веществ. Уравнения химической реакции.

    Традиционный урок с использованием магнитной доски и демонстрационного эксперимента, доказывающего Закон сохранения массы веществ....

    Урок по теме "Закон сохранения массы веществ.Уравнения химических реакций"

    Урок химии в 8 классе по теме "Закон сохранения массы веществ.Уравнения химических реакций" ...

    Физические и химические явления, закон сохранения массы веществ, химические уравнения, типы химических реакций.(слайды к урокам)

    Слайды к урокам: Физические и химические явления, закон сохранения массы веществ, химические уравнения, типы химических реакций....

    Технологическая карта проблемно-диалогического урока химии в 8 классе. Тема урока "Закон сохранения массы веществ. Уравнения химических реакций"

    Содержание урока позволяет сформировать понятие закона сохранения масс, научить составлять уравнения реакций. Использование проблемно-диалогического метода, обеспечивает творческое усвоение знаний уча...

    конспект урока химии в 8 классе ( ФГОС) Закон сохранения массы веществ. Химическое уравнение.

    Урок открытия новых знаний! Который учит ребят ставить цели и задачи, анализировать и делать выводы. применять полученные знания в новой ситуации....