план урока по теме Кремний
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему

Разработка урока по теме "Кремний"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_teme_kremniy.docx28.25 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме «Кремний»

9 класс

«Кремний  вырисовывается  в мироздании как элемент,обладающий исключительным  значением.»

                (В.И.Вернадский)

Задачи урока:

Образовательные:

  • Обеспечить усвоение знаний о строении кремния , свойствах физических и химических значений кремния и его практическом применении
  • Познакомить с историей применения человеком природных силикатов.

Развивающие:

  • Развивать умения анализировать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, исходя из строения и свойств, умение владеть химической терминологией, четко формулировать и высказывать мысли.

Воспитательные:

  • Формирование умения ставить цели, выделять главное.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, штатив с пробирками, раствор силиката натрия, соляная кислота.

Тип урока: комбинированный

Используемые учебники и учебные пособия:

  1. Габриелян О.С. Химия 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.Дрофа.2011
  2. Горковенко М.Ю. Поурочные разработки по химии 9 класс. М.Вако. 2010
  3. Интернет-ресурсы.

Ход урока

I. Вводная часть. Организационный момент. Приветствие учителя и учащихся.

II.Повторение.

На предыдущих уроках мы начали знакомство с элементами подгруппы углерода.

Пятеро их. Все особого сорта.

Все элементы группы четвертой.

Их коллектив удивительно дружен,

Каждый из них очень важен и нужен.

Не менее важными являются и их соединения. Давайте проверим, знаем ли  мы , какой состав имеют следующие вещества:

Диктант

  1. Мел
  2. Метан
  3. Пищевая сода
  4. Карбид кальция
  5. Кальцинированная сода

 А теперь я буду диктовать характеристики вещества ,а вы указываете  какое это  вещество:

1)бесцветный  газ ,без запаха

2)тяжелее воздуха

3)проявляет кислотные свойства

4)проявляет восстановительные свойства

5)проявляет  окислительные свойства

6)ядовит

7)соединяется с гемоглобином  крови

8)получается при разложении карбонатов

9)используется  при   тушении пожаров

На доске необходимо написать несколько способов получения углекислого газа

  1.                          =C
  2.                          = C
  3.                           = C
  4.                                    = C

Подсказкой для выполнения задания будут такие строки:

Чтоб появиться я сумел,

Прокаливают белый мел

Меня дает огонь в печи

И пламя маленькой свечи,

И стоит только сделать вздох,

Чтоб я на свет явиться мог.

Ребята, давайте обсудим , почему углерод- царь живой природы? Соседом углерода по подгруппе является кремний. Его называют царем неживой природы. Обратите ваше внимание еще раз на эпиграф к уроку. Сегодня мы на уроке должны пояснить этот факт .Как бы вы  сформулировали

цель сегодняшнего урока?(Учащиеся сами формулируют цель урока.)

Итак, мы знакомимся со вторым по распространенности элементом земной коры- кремнием. Запишите тему урока «Кремний» (Слайд 1)

III.Изучение нового материала        

1.Кремний как элемент

Сообщение учащегося  ,,Кремний –главный  элемент каменного века “                                                                  

Опишите положение кремния в периодической системе, составьте схему строения атома и электронную формулу кремния, предположите возможные степени окисления  и валентность кремния. Проверка- слайд 2

2.Кремний- простое вещество

Кристаллическая решетка кремния- атомная . Аналогия  с кристаллической  решеткой  алмаза.

В природе кремний в свободном виде не встречается , поэтому его получают восстановлением оксида кремния (IV) магнием или углем.

Закончить уравнения реакций:

Si +C=

Si+C=

Какие ассоциации у вас возникают при слове «Кремний»? Подтверждаем высказывания учащихся: «Прочный, твердый».Возможно, кто-то вспомнит выражение «не человек, а кремень». Название «кремний» произошло от латинского «ляпис креманс», что означает «камень , дающий огонь», или кремень.

Кремний- самый распространенный элемент земной коры. После кислорода он занимает второе место  по массе. В.И.Вернадский говорил, что «никакой организм не может существовать без кремния». У кремния особая  роль. Кремний может превращать один вид энергии в другой : механическую в электрическую, световую  в тепловую  и др. При недостатке кремния в организме человека нарушается баланс обмена веществ, т.к. более 70 других элементов просто не усваивается. Кремний – полупроводник.

Кремний может иметь разновидности:

  1. Кристаллический (темно-серое вещество со  стальным блеском)
  2. Аморфный порошок – белый порошок (без примесей) или коричневый (с примесями).

Как называется явления , когда один химический элемент имеет несколько         видоизменений?

(Слайд 3)

3.Химические свойства.

Сравниваем окислительный и восстановительные свойства кремния и углерода.

Типичный неметалл, инертен.

Кремний- восстановитель.

Все реакции протекают при нагревании:

  1. +=
  2. +2=(хлорид кремния)
  3. +S=(карбид кремния  или карборунд)
  4. +2O(пар)= +
  5. +2NaOH (конц)+O= +

Кремний-окислитель

+2Ca= (силицид кальция)

В отличие  от углерода, кремний напрямую не соединяется с водородом. Силан получают косвенно, действуя на силициды металлов водой или кислотами:

Si+4O= Mg↓+ Si

4.Соединения кремния

Si-  кремнезем. К какой группе оксидов относится? Давайте на опыте проверим, образует ли он кислоту при растворении в воде? Насыпьте немного речного песка в  пробирку , прилейте воды, взболтайте. Что вы наблюдаете? Прилейте к полученной смеси фиолетовый лакмус. Произошли ли изменения . Почему? Оксид кремния, хоть и является кислотным, не растворяется в воде. Это объясняется тем, что он имеет атомную кристаллическую решетку, сходную с алмазом. Но со щелочами и основными оксидами может реагировать  при нагревании.

Учащиеся составляют таблицу  по сравнительной характеристике  СО2 и SiO2(Работа  с опорой  на знания свойств  кислотных оксидов  и оксида углеродаОсобым свойством кремнезема является его способность реагировать с плавиковой кислотой (фтороводородной):

(слайд 10)

Кремниевая кислота- Si

Предлагаем учащимся охарактеризовать её Характеристика  с опорой на имеющиеся знания  и умения пользоваться таблицей растворимости. Отмечаем, что кремниевая кислота  в воде не растворяется , поэтому кремниевую кислоту можно  получать только из ее солей.

Проводится демонстрационный опыт получения кремниевой кислоты, действуя на раствор силиката натрия соляной кислотой. Составляем молекулярное и ионное уравнение реакции.

(слайд 12)

При нагревании она разлагается

Si Si+O

Кремний и его соединения очень важны для человека.( Значение кремния и  его применении учащиеся разрабатывают  самостоятельно) .О применении соединений кремния  будем говорить на следующем уроке. А сейчас хочется сказать:

Сосед углерода привык к работе,

Замену ему нигде не найдете.

Если бы этот пропал элемент,

Где бы мы взяли кирпич и цемент,

Чем бы стеклили окно, и куда

Делись бы кварц, и фарфор , и слюда?

Пляжи песчаные, толщи подземные

Где бы все это было без кремния?

Закрепление

1)Выполнение теста.

2)Составить уравнения реакций для следующих переходов:

Si→Si→Si→Si→SiSiSi

Домашнее задание

§31, упр 4, подготовить доклады:

«Производство стекла»

«Производство цемента»

«Производство керамики»

Давайте ребята посмотрим ,с каким настроением  вы сегодня работали.

У вас на партах есть рисунки .В зависимости от настроения  выбираете либо песчаные часы ,если ваше время безвозвратно утекло; либо спутник ,если  настроение было нормальным; либо  песчаный  пляж  на лазурном берегу,если настроение было хорошим .Учащиеся  наклеивают один из соответствующих рисунков на доску.

Учащиеся  сами подводят  итог урока и  формулируют выводы.

И как всегда уходя с урока , продолжите фразу «Уходя с урока, я хочу сказать…»  Выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме "Кремний"

Урок разработан  с использованием технологии критического мышления....

Презентация к уроку по теме "Кремний"

Презентация составлена к уроку по теме "Кремний" с использованием технологии критического мышления.презентация содержит материал:открытие кремния,кремний в природе,физические и химические свойства,пол...

Урок по теме Кремний

Открытый урок по теме: "Кремний. Силикатная промышленность в Марий Эл"...

Конспект урока по теме "Кремний и его соединения"

Конспект урока по теме "Кремний и его соединения"...

Разработка урока по теме "Кремний"

Разработка урока по теме "Кремний" с использованием технологии критического мышления...

открытый урок по теме: «Кремний и его соединения».

В 9 классе проведен урок химии по теме: «Кремний и его соединения». Цель урока: объяснять области применения кремния и его значение в качестве полупроводника; описать тип кристалличес...