Урок по химии на тему: "Признаки химических реакций"
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Открытый урок в 8 классе на тему"Признаки химических реакций". Урок изучения новой темы. Урок построен с использованием различных видов учебной   деятельности: демонстрация опытов, лабораторная работа, работа с учебником, проверка знаний по новой теме. Урок сопровождается слайдами презентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkr_8.doc293.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Признаки химических реакций.

Цели:

 Образовательная:

  • Обеспечить восприятие и осмысление учащимися  понятий « химическое явление», «признаки химических явлений»;
  • Закрепить опорные знания понятий «вещество», «физические свойства вещества», «физическое явление»;
  • Познакомить с признаками и условиями течения химических реакций;
  • Дать первоначальные понятия о классификации химических реакций по признаку выделения или поглощения теплоты;
  • Опытным путем доказать и сформулировать закон сохранения массы.

Развивающая:

  • Создать условия для развития у учащихся умения анализировать результаты лабораторных  исследований, практических умений работать с реактивами, оборудованием в соответствии с правилами ТБ

Воспитательная:

  • Развивать познавательную активность, умение наблюдать, задумываться над сутью происходящего, причинами изменений;
  • Подвести учащихся к осознанию практической значимости знаний о химических явлениях и их признаках посредством ознакомления  с областями применения этих знаний.

Реактивы и оборудование:

Набор реактивов для демонстрационных опытов, 15 наборов для экспериментальной работы учащихся, спиртовка, держатель, газоотводная трубка, стаканчик с водой, весы.

Эпиграф: «Высокая цель человека науки – проникать в самую сущность наблюдаемых явлений, постигать их сокровенные силы, их законы и течения, чтобы управлять ими» .

                                               Р. Ролан

Ход урока.

1. Мотивационно-ориентационный этап.

Учащимся демонстрируются набор предметов ( кусочек кожи, набор ручек, изделий из пластмассы и т.д.)

Вопрос: Что объединяет все эти предметы?

2. Операционно-исполнительский этап.

Дайте описание физических свойств следующих веществ:

1-й ряд – вода

2-й ряд – поваренная соль

3-й ряд – сахара

Ответы учащихся. Заполнение схемы:

………….                                                                                       ……………

                               ……………                            ……………..

                                                         ……………

Вопрос: Что происходит с веществом при физических явлениях?

                (изменяются некоторые его свойства: форма, агрегатное состояние)

  1. А сегодня на уроке мы с вами познакомимся с химическими явлениями, их признаками. А самое главное – мы должны будем понять – а что происходит с веществом при химическом явлении.
  2. Главный итоговый признак химической реакции  -  это превращение веществ, т.е. образование новых веществ из исходных. Новые же вещества – это новые свойства их, которыми не обладали исходные вещества.

     Сейчас мы с вами познакомимся  с признаками химических реакций. Вы должны будете внимательно наблюдать за моими действиями и, сделав соответствующие выводы, вставить в тексты пропущенные слова.

Опыт 1. « Растворение мела» (Взаимодействие карбоната кальция с раствором соляной кислоты)

«К белому кристаллическому веществу (мелу) добавили кислоту, при этом наблюдается бурное выделение ___________ .

Вывод. Признак превращения – выделение _________. Значит это ___________ явление.»

Опыт 2. «Взаимодействие растворов» (сульфата меди,  гидроксида натрия  и соляной кислоты)

«К раствору ___________ цвета добавили ____________раствор. Выпал ___________  _____________ цвета. При дальнейшем добавлении __________ раствора, осадок _________________ .

Вывод. Признак превращения – выпадение и растворение ____________ . Значит это  ________________ явление»

Опыт 3. «Появление запаха» (взаимодействие хлорида аммония и щелочи при нагревании)

« К белому кристаллическому веществу добавили щелочи и подогрели.В результате появился резкий ____________.

Вывод. Признак превращения – появление ____________. Значит это - ________________ явление.»

Опыт 4.  «Вулкан на столе» (бихромат аммония)

« При поджигании сыпучего кристаллического вещества _____________ цвета происходит выделение ____________ и _____________. В результате образуется вещество ____________ цвета.

Вывод. Признак превращения - _________ , ___________ . Значит это - __________ явление.

Реакции горения – это частный случай большой группы реакций, в результате которых выделяется теплота, - экзотермических реакций. («Экзо» - наружу)

Выделяют еще одну группу реакций – эндотермические («Эндо» - внутрь)

 Опыт 5. (нагревание перманганата калия)

Обратите внимание на течение  этой реакции.

3. Этап закрепления полученных знаний.

1. Учащимся предлагается самостоятельная экспериментальная работа:

  1. Уксус (раствор уксусной кислоты) и пищевую соду используют в хлебопечении для улучшения качества выпечки. При добавлении в тесто этих веществ изделия становятся пышными, хорошо пропекаются. Добавьте к пищевой соде раствор уксусной кислоты, определите признак, сопровождающий этот процесс. Запишите наблюдения (заполните пропуски в предложениях). Какое это явление?

Наблюдения. При добавлении к пищевой соде раствора уксусной кислоты наблюдается бурное выделение ___________ с шипение.

Вывод. Это ____________ явление.

  1. Пятна от йодной настойки трудно удалить. Избавиться от них помогает раствор тиосульфата натрия. Капните этот раствор на пятно, нанесенное на ткань. Запишите свои наблюдения (заполните пропуски в предложениях). Определите признак этого процесса, сделайте вывод.

Наблюдения. При нанесении раствора тиосульфата натрия на пятно йодной настойки оно __________________. Признак этого явления – изменение _____________.

Вывод. Это ______________ явление.

2.Заполнение структурно-логической схемы «Признаки химических реакций»:

  1. Беседа « Условия возникновения и течения химических реакций»

Вопросы:

  • Что необходимо для начала химической реакции?
  • Как добиться того, чтобы реакция протекала быстрее?
  • Что необходимо для начала экзотермической реакции? Для эндотермической ?
  1. Закон сохранения массы веществ. Объяснение материала.

Проблемный вопрос: Изменится ли масса реагирующих веществ по сравнению с массой исходных веществ?

Давайте обратимся к опыту.

Опыт 1.  На платформе весов  два стаканчика (хлорид бария и серная кислота).

Отметить маркером значение показаний стрелки. Слить растворы. Взвесить.

Как вы узнали о том, что реакция прошла?

Какой вывод можно сделать?  (Атомы никуда не исчезают, а только перегруппировываются)

Опыт 2. На платформе весов два стаканчика (карбонат натрия и соляная кислота)

Отметить маркером значение показаний стрелки. Слить растворы. Взвесить.

Почему масса веществ стала меньше?

М.В. Ломоносов, А. Лавуазье

Закон сохранения массы: «Масса веществ, вступивших в реакцию равна массе веществ, образующихся в результате реакции»

(При условии замкнутой системы)

  1. Итоговый контроль знаний:

Выберите правильный ответ.

1.Из перечисленных ниже явлений к химическим относятся:

а) образование зеленого налета на медных монетах

б) превращение кусочка бесцветного стекла при сильном измельчении в белый порошок

в) превращение воды в пар при нагревании

2. «Твердым бензином», представляющим собой летучие горючие жидкости

     заключенные в пластмассовые упаковки, как мед  в соты , охотно пользуются геологи, полярники, альпинисты, охотники, туристы. Когда брикет поджигают спичкой, он горит ровным пламенем в любую погоду, давая в 15 раз больше теплоты, чем сухой спирт. Признак описанного явления:

     а) выпадение осадка

     б) выделение газа

     в) появление запаха

     г) выделение света и тепла.

3.Высота Эйфелевой башни в Париже в солнечный день увеличивается по сравнению с дождливым днем на 12 см. В основе этого:

а) физическое явление

б) химическое явление

в) физико-химическое явление

Этап организации домашнего задания.

Параграф 26, упражнения 1, 2, 3

Оценочно-рефлексивный этап.

Подведение итогов (возвращение к эпиграфу)

Рефлексия – осмысление учащимися своей деятельности.

Министерство Образования Республики Башкортостан

ГОУ «Сибайская гимназия- интернат»

Урок на тему: «  Признаки химических реакций.»

 

                                       

                                                                                     Проведён в   8  классе

Провела учитель химии

                                                                                Кускарбекова Л.С.

                                           

                                                    2009 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока химии по теме: "Типы химических реакций.Реакции обмена"

Методическая разработка урока химии по теме: " Типы химических реакций. Реакции обмена" Учитель:Шумаков Дмитрий Алексеевич,МБОУ " Вышне-Дубовецкая ООШ "...

Проект урока по химии в 8 классе "Химические реакции "

Проект урока по химии с использованием интерактивного оборудования и Интернет-ресурсов...

Технологическая карта проблемно-диалогического урока химии в 8 классе. Тема урока "Закон сохранения массы веществ. Уравнения химических реакций"

Содержание урока позволяет сформировать понятие закона сохранения масс, научить составлять уравнения реакций. Использование проблемно-диалогического метода, обеспечивает творческое усвоение знаний уча...

Разработка урока по химии, 9 класс: "Типы химических реакций на примере свойств воды"

Цель урока: закрепление и углубление знаний о типах химических реакций на примере свойств воды....

Урок по химии 8 класс "Типы химических реакций"

В рамках изучения темы "Типы химических реакций", реакции замещения занимают связующие звено между реакциями соединения, разложения и реакциями обмена. Механизм реакции отрабатывается на эле...

Технологическая карта урока по химии на тему «Типы химических реакций на примере свойств воды»

Технологическая карта урока по химии в 8 классе на тему «Типы химических реакций на примере свойств воды» Техники и технологии: технология проблемного обучения, здоровьесбер...

Методическая разработка внеурочного занятия по химии по теме: " Классификация химических реакций в неорганической химии ". Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ.

Тема "Классификация химических реакий в неорганической химии"является одной из основополагающих для успешной подготовки и сдачи экзамена по химии. В данном материале рассмотрена теория ...