Проект урока по химии в 8 классе "Химические реакции "
проект по химии (8 класс) на тему

Воробьева Людмила Викторовна

Проект урока по химии с использованием интерактивного оборудования и Интернет-ресурсов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon khimicheskie_reaktsii.doc107.5 КБ

Предварительный просмотр:

Практическое занятие №2  «Примеры проектов уроков с использованием интерактивного оборудования и Интернет-ресурсов»

Проект урока химии урока в 8 классе

Тема

 Химические реакции

Цель

Задачи

 Сформировать понятие о признаках и условиях протекания химических реакций

 - сформировать представления о химических явлениях, признаках и условиях протекания химических реакций;  

 - развитие умений объяснять зависимость протекания химических реакций от внешних условий

Основное содержание темы, термины и  понятия

Содержание темы предполагает изучение  признаков и условия  протекания химических реакций  

Основные понятия: реакция горения, эко-и –эндотермические реакции

Планируемые результаты

Личностные

- проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме;

- проявление творческого отношения к процессу обучения.

Метапредметные

Познавательные:

- умение находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию;

- умение вести наблюдение;

- умение прогнозировать ситуацию.

Регулятивные:

- умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- умение соотносить учебные действия с известными правилами;

- умение выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативные:

- умение формулировать высказывание;

- умение согласовывать позиции и находить общее решение;

- умение адекватно использовать речевые средства и  символы для представления результата.

Предметные

 обеспечить усвоение учащимися признаков  и условий протекания химических реакций; обеспечить усвоение учащимися понятий экзо-  и эндотермические реакции; закрепить знания о правилах техники безопасности в кабинете химии; продолжать формирование умений и навыков химического эксперимента

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

  Физика (физические явления)

 

Персональный компьютер для каждого ученика или пары обучающихся, выход в ресурсы сети Интернет на сайт «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school–collection.edu.ru., мультимедийный проектор (интерактивная доска), химические реактивы и химическая посуда для выполнения демонстрационного опыта.

фронтальная  -

индивидуальная –

в паре  -

 

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

I этап. Самоопределение к деятельности (целеполагание)

Цели деятельности

Учитель: 

Учащиеся:

Планируемый результат

- организация самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности на уроке

-актуализировать имеющиеся знания:   Чем отличаются физические явления от химических?

- мотивировать обучающихся к изучению темы.

-Предлагает обучающимся оценить их готовность к уроку.

Настраивает на плодотворную работу.

-Какие явления называются физическими?  Приведите примеры физических явлений.

Графический диктант по вариантам. Предлагаем учащимся указать графически «∩» - да, «_» - нет. Вариант 1 – фильтрование, вариант 2 – выпаривание, вариант 3 – отстаивание.

1) соль + песок + вода;

2) нефть + соль + вода;

3) песок + вода;

4) древесные опилки + вода;

5) вода + сахар;

6) бензин + вода;

7) вода + металлические опилки;

8) соль + песок + древесные опилки + вода;

9) бензин + вода + соль;

10) песок + древесные опилки + вода.

Ответы: вариант 1 (∩_∩∩__∩∩_∩); вариант 2 (∩∩__∩__∩∩_);

вариант 3 (∩∩∩∩_∩∩∩∩∩).

-Жук-бомбардир защищается от нападающих на него муравьев с помощью струи жидкости. Эта жидкость на воздухе образует газ, который взрывается, выделяя много теплоты.

– Как вы считаете, как это явление связано с темой урока?

-Дайте определение химическим явлениям. Чем отличаются между собой понятия химическая реакция и химическое явление?

 

 

-Выполняют самооценку готовности по критериям: правильность выбора учебных принадлежностей (тетрадь,  пишущие принадлежности, линейка), самостоятельность подготовки, настрой на урок

- отвечают на вопросы, выполняют графический диктант

Взаимопроверка

 Коммуникативные

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

 Регулятивные 

- волевая саморегуляция. 

Личностные

- Мотивирует учащихся на работу.

- Настрой на положительные эмоции и плодотворную работу на уроке.

Коммуникативные

- уметь вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию

Познавательные  

-устанавливают причинно-следственную связи и делают выводы

Регулятивные

- прогнозировать ситуацию будущих событий.

- определение,  каких знаний не хватает, где и как их добыть (открыть).

II этап. Учебно-познавательная деятельность (изучение нового содержания)

Цели деятельности

Учебные задания

и методы работы с информацией

Планируемый результат

 

Обеспечить восприятия осмысления и первичного запоминания знаний

Знать  понятие «Химическая реакция», признаки химических реакций, условия образования и протекания химических реакций

Уметь:  определять тип реакции по тепловому эффекту

 

 -Главным итогом химических реакций является образование новых веществ, которые, конечно, обладают другими свойствами, отличными от свойств исходных веществ.  Давайте узнаем, какие признаки указывают, что произошла химическая реакция.  

 http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/d05469af-69bd-11db-bd13-0800200c9c08/75668/?interface=catalog&class=50&subject=31

1. Выделение газа - признак химической реакции (взаимодействие хлората калия с гидросульфитом натрия)

2. Изменение цвета - признак химической реакции (колебательная реакция Бриггса- Раушера) 

 3. Выделение света - признак химической реакции (свечение люминола)

 

Демонстрационный опыт №1    

Демонстрационный опыт №2

4.Физические и химические явления - взаимодействие соды с соляной кислотой

  Привожу примеры химических явлений:

 - варка картофеля,

 - скисание молока,

- брожение варенья,

-пожелтение листвы осенью.    

5. Химические реакции

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/d05469af-69bd-11db-bd13-0800200c9c08/75668/?interface=catalog&class=50&subject=31

  

Химических реакций известно великое множество, но все их можно разделить на две группы: - реакции протекающие с выделением теплоты и света    

 - реакции протекающие с поглощением теплоты.

Демонстрационный опыт №3

 Диктую определения экзо- и эндотермических реакций

6. Горение фосфора в кислороде

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/d05469af-69bd-11db-bd13-0800200c9c08/75668/?interface=catalog&class=50&subject=31

http://files.school- collection.edu.ru/dlrstore/f83 beda5-449d-d3dc-442c- a474a89eeca6/index.htm    Обращаю внимание учащихся на то, что реакции горения частный случай экзотермических реакций  

  Прошу учащихся привести примеры экзотермических реакций

-Задаю вопрос учащимся: всегда ли протекают реакции?  Например, ранее в видеофрагменте мы видели, что сода и соляная кислота бурно реагируют между собой. Почему же, когда каждое вещество находится в своей склянке, реакция не происходит?

-Предлагаю проделать опыт заменив соду на мел Демонстрационный опыт №4 -Прошу учеников объяснить почему реакция с порошком мела протекает быстрее, чем с целым куском            

-Демонстрирую лист бумаги и спрашиваю у учеников почему бумага не загорается, хотя и соприкасается с кислородом воздуха? Что необходимо сделать, чтобы бумага загорелась?  Обращаю внимание учащихся на то, что эндотермические реакции требуют   постоянного нагревания (варка мяса, жарка картофеля и т. д., причем при измельчение продуктов процесс происходит быстрее), большинство экзотермических реакций протекает без нагревания или при нагревании на начальном этапе реакции.    

-Демонстрирую видеофрагменты и прошу уч-ся указать условия и признаки реакций    

7. Качественная реакция на йод

 8 Горение железа в кислород

 9 Взаимодействие брома с алюминием

   

     http://videouroki.net/

-Слушают учителя, наблюдают, описывают увиденные опыты    

Записывают в тетрадь признаки химических реакций  

-Указывают признаки химических реакций.

-Просматривают анимацию и проверяют правильность записей в тетради

Указывают признаки химических реакций при просмотре опыта и видеофрагмента  

 

Записывают в тетрадь определения экзо-  и эндотермических реакций

Учащихся приводят примеры экзотермических реакций

Уч-ся указывают на то что, соду и соляную кислоту необходимо смешать  

Учащиеся объясняют почему реакция с порошком мела протекает быстрее, чем с целым куском и делают вывод, что чем сильнее измельчено твердое вещество, тем быстрее протекает реакция Уч-ся указывают на то что, для загорания бумаги необходимо еще и нагревание  

Учащиеся указывают условия и признаки увиденных реакций, указывая экзо или эндотермическ ой реакцией она является.

Познавательный:

Регулятивный - умение выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Коммуникативный - умение выполнять учебные задания в паре.

Предметный - умение давать определение основным понятиям темы

Коммуникативные

- сотрудничество в поиске информации

-использование грамотной монологической речи

 Познавательные

- поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания.

Регулятивные

 – планирование, прогнозирование

                                                       Диагностика качества освоения темы

Цель – установить степень усвоения темы «Химические реакции».

-закрепить полученные знания, организовать работу по закреплению умений и навыков применять полученные знания

  На основании перечисленных ниже признаков определите, к физическим или к химическим явлениям относятся указанные ниже превращения.

   а) при нагревании в колбе небольшого количества кристалликов йода серо-фиолетового цвета колба заполняется газом фиолетового цвета;

   б) при сливании двух бесцветных прозрачных растворов выпал осадок белого цвета;

   в) при горении дров образуется уголь;

   г) при нагревании минеральной воды выделяются пузырьки углекислого газа;

   д) при опускании в стакан с водой голубых кристалликов медного купороса раствор постепенно окрашивается в голубой цвет;

   е) при внесении в колбу с кислородом раскаленной стальной проволоки она ярко светится и разбрызгивает в разные стороны раскаленные искры.

Ответы: Ф, Х, Х, Ф, Ф, Х.

   2. Рассмотрите рисунок. Укажите для каждого случая признак химической реакции.

http://www.home-edu.ru/user/uatml/00000542/Chemistry/picture/10-2.JPG

Ответы: изменение окраски, появление запаха, образование осадка, выделение газа, излучение света и теплоты.

   3. Перечислите признаки реакций, происходящих при следующих явлениях:

   а) гниение листьев;

   б) действие раствора уксусной кислоты на мрамор;

   в) прогоркание сливочного масла при долгом хранении на воздухе.

   4. Объясните, какие явления (физические или химические) происходят:

   а) при варке картофель, подвергшийся действию низких температур, приобретает сладкий вкус;

   б) при действии ферментов глюкоза превращается в спирт;

   в) при действии раствора йода на крахмал наблюдается синее окрашивание;

   г) при открытии бутылки с минеральной водой происходит бурное выделение пузырьков газа.

   5. Вопросы из черного ящика.

   а) Почему медная монета покрывается черным налетом по истечении длительного времени, а медная монета при нагревании – быстро?

   б) При каких условиях в зеленых растениях из углекислого газа и воды образуется глюкоза и крахмал? Как называется этот процесс?

   в) Почему могут находиться рядом открытые пробирки с растворами соды и уксусной кислоты, ведь вам известно, что эти вещества вступают в химическую реакцию?

http://videouroki.net/

Планируемый результат 

Предметный:

- умение  определять  по признакам, к физическим или к химическим явлениям относятся   превращения

  Личностный:

- творческое отношение к процессу выбора и выполнения заданий.

Познавательный:

- умение использовать методы наблюдения и прогнозирования для выполнения задания

Коммуникативные

- уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами;

Регулятивные

– выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.  .

IV этап. Рефлексивная деятельность

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка

ученика

Результат деятельности

научить школьников:

- соотносить полученный результат с поставленной целью;

- оценивать результат своей деятельности;

- оценивать результат учебной деятельности.

Самоанализ

I. Задание на самоанализ.

Составьте синквейн на тему «Химические реакции».

Самооценка

II. Задание на самооценку. Закончите предложения:

Я доволен(льна) тем, что сегодня самостоятельно смог(ла) ………………..

Я не доволен(льна) тем, что сегодня …………………

*Заполняется учителем после освоения темы учащимися.

Итог урока.             Домашнее задание                                        

I уровень: § 26, упр. 1 – 4;

          II уровень: тоже + упр. 5, 6.

Коммуникативные

-формировать умения слушать и понимать речь других людей

 - Познавательные 

–рефлексия.

Личностные 

-смыслообразование

Демонстрационный опыт №1 в фарфоровой ступке смешиваем твердые хлорид аммония и гидроксид кальция,  растираем их. Демонстрационный опыт №2 К раствору сульфата меди (+2) добавляем раствор гидроксида натрия, наблюдаем выпадение голубого осадка, который исчезает при добавлении соляной кислоты.

Демонстрационный опыт №3 На небольшую тонкую деревянную доску (10см Х 10см Х 1см) кладем смоченный водой бумажный фильтр. На него ставим  стакан, в который кладем 4,5 грамма нитрата калия, 37 грамма нитрата аммония и 50 грамм измельченного льда – шпателем тщательно перемешиваем. Демонстрационный опыт №4 В два стакана наливаем одинаковый объем соляной кислоты, в один из них добавляем порошок мела, в другой – целый кусок мела.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Готовимся к ЕГЭ по химии - окислительно - восстановительные реакции

Окислительно - восстановительные реакции - задания С1...

План - конспект урока по химии "Типы химических реакций"

План - конспект урока по химии "Типы химических реакций"...

урок химии "Скорость химических реакций"

Материал будет интересен учителям химии....

Урок химии по теме: "Реакции обмена"

Урок химии в 8 классе по теме: "Реакции обмена"...

Обобщающий урок по химии "Типы химических реакций" 8 класс.

Обобщающий урок по химии "Типы химических реакций" 8 класс....