Обобщающий урок по химии "Типы химических реакций" 8 класс.
методическая разработка по химии (8 класс) по теме

Хайрутдинова Гульнара Рашитовна

Обобщающий урок по химии "Типы химических реакций" 8 класс. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТИПЫ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ.

Слайд 2

Цель урока: Обобщить и систематизировать знания о типах химических реакций.

Слайд 3

Без химических реакций невозможна жизнь и всё многообразие веществ.

Слайд 4

Изменение окраски Появление запаха Образование (растворение) осадка Выделение газа Выделение или поглощение энергии

Слайд 5

Ситуация №1 Мама решила побелить квартиру, пошла в магазин за известью, а её там не оказалось. Что делать? Тут она вспомнила, что сосед предлагал ей негашеную известь (СаО) но её надо залить водой, т.е. загасить. Попробуйте сделать то же самое .

Слайд 6

СОЕДИНЕНИЯ 1. АВ + СД = АД + СВ ЗАМЕЩЕНИЯ 2. А + В = АВ ОБМЕНА 3. АВ = А + В РАЗЛОЖЕНИЯ 4. АВ + С = СВ + А .

Слайд 7

СОЕДИНЕНИЯ 1. АВ + СД = АД + СВ ЗАМЕЩЕНИЯ 2. А + В = АВ ОБМЕНА 3. АВ = А + В РАЗЛОЖЕНИЯ 4. АВ + С = СВ + А .

Слайд 8

Ситуация №2 Чтобы запаять чайник, папе для обработки поверхности металла понадобилась «травленая» соляная кислота. Для её приготовления он взял кусочек цинка и опустил его в раствор соляной кислоты. Попробуйте сделать то же самое при помощи имеющихся реактивов.

Слайд 9

СОЕДИНЕНИЯ 1. АВ + СД = АД + СВ ЗАМЕЩЕНИЯ 2. А + В = АВ ОБМЕНА 3. АВ = А + В РАЗЛОЖЕНИЯ 4. АВ + С = СВ + А .

Слайд 10

СОЕДИНЕНИЯ 1. АВ + СД = АД + СВ ЗАМЕЩЕНИЯ 2. А + В = АВ ОБМЕНА 3. АВ = А + В РАЗЛОЖЕНИЯ 4. АВ + С = СВ + А .

Слайд 11

Ситуация №3 Члены кружка «Юный химик» помогали учителю готовить на следующий урок лабораторную работу. Случайно капля соляной кислоты попала на кусочек мела (карбонат кальция). Послышалось шипение, ребята испугались, подумав, что сейчас произойдет что-нибудь страшное. Опасно ли то, что случилось?

Слайд 12

СОЕДИНЕНИЯ 1. АВ + СД = АД + СВ ЗАМЕЩЕНИЯ 2. А + В = АВ ОБМЕНА 3. АВ = А + В РАЗЛОЖЕНИЯ 4. АВ + С = СВ + А .

Слайд 13

СОЕДИНЕНИЯ 1. АВ + СД = АД + СВ ЗАМЕЩЕНИЯ 2. А + В = АВ ОБМЕНА 3. АВ = А + В РАЗЛОЖЕНИЯ 4. АВ + С = СВ + А .

Слайд 14

Ситуация №4 Светлана Леонидовна получила осадок гидроксида меди (II)(С u ( OH ) 2 ( при взаимодействии раствора сульфата меди (СuSO 4 ) и избытка гидроксида натрия( NaOH )) для проведения лабораторного опыта с соляной кислотой. А ребята, невнимательно прочитав задание, взяли и нагрели его, ничего туда не добавляя. Вместо растворения голубого осадка выпал осадок другого цвета. Что произошло? Попробуйте сделать то же самое при помощи имеющихся реактивов.

Слайд 15

СОЕДИНЕНИЯ 1. АВ + СД = АД + СВ ЗАМЕЩЕНИЯ 2. А + В = АВ ОБМЕНА 3. АВ = А + В РАЗЛОЖЕНИЯ 4. АВ + С = СВ + А .

Слайд 16

СОЕДИНЕНИЯ 1. АВ + СД = АД + СВ ЗАМЕЩЕНИЯ 2. А + В = АВ ОБМЕНА 3. АВ = А + В РАЗЛОЖЕНИЯ 4. АВ + С = СВ + А .

Слайд 17

вариант №1 вариант №2 часть А 1.Б 2.Б 3.А часть Б А) 4 Li + O 2 = 2 Li 2 O соединение Б) Fe 2 O 3 + 2 Al = Al 2 O 3 + 2 Fe замещение В) 2 Al + 3 Cl 2 = 2 AlCl 3 соединение часть А 1.В 2.А 3.Б часть Б А) CuO + 2 HCl = CuCl 2 + H 2 O обмена Б) 2 NH 3 = N 2 + 3 H 2 разложение В) Fe 2 O 3 + 3 H 2 =2 Fe + 3 H 2 O Замещение

Слайд 18

10 - 12 баллов «5» 8 - 9 баллов «4» 6 - 7 баллов «3»

Слайд 19

Химические реакции Соединения Разложения Замещения Обмена A + B → AB AB → A + B AB + C→ A + CB AB + CD→ AD + CB



Предварительный просмотр:

Тема: «ТИПЫ  ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ».

Цель урока : обобщить и систематизировать знания о типах химических реакций.

Задачи:

Образовательные: научить учащихся применять полученные знания о типах химических реакций на практике, продолжить формирование умений наблюдать, записывать уравнения и предвидеть продукты химических реакций, продолжить формирование умения при написании реакций обмена.

Развивающие: совершенствовать умения учащихся сравнивать и обобщать; устойчивое внимание, самостоятельное мышление, умение слушать и слышать другого человека; развивать аналитическое мышление.

Воспитательные: продолжить формирование взаимопомощи, доброжелательного отношения друг к другу, умения выслушать других при работе в классе, в группе.

Форма учебного процесса: классный урок.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний учащихся.

Эпиграф.

Без химических реакций невозможна жизнь и все многообразие веществ.

Ход урока

1. Мотивационный этап  (3минуты)

 

Вы уже изучили типы химических реакций и  цель нашего урока обобщить и систематизировать знания о типах химических связей.

Эпиграфом к уроку  я взяла слова «Без химических реакций невозможна жизнь и всё многообразие веществ»

Любой живой организм представляет собой огромный химический завод, где каждую секунду происходит множества реакций.  Обязательным условием существования всех живых организмов, в том числе и человека, является постоянный обмен веществами и энергией с внешней средой.

Что поступает в организм человека из окружающей среды?

 Из окружающей среды в организм человека поступают питательные вещества, кислород, вода. В результате сложных реакций окисления выделяется энергия, необходимая для поддержания постоянной температуры тела, для движения, для мышления, т.е для жизни . поэтому подходит эпиграф к нашему уроку? Да без химических реакций невозможна жизнь.

2. Актуализация опорных знаний.

    Вопросы:    (5 минут)

1.Что такое химическая реакция?

       Химическая реакция – процесс, при котором происходит превращение одних веществ    в другие.

 2.  В чем заключается сущность химической реакции?

             Атомы не разрушаются, а перегруппировываются.

     3.Укажите известные вам признаки химических реакций?

              Изменение цвета

               Выпадение осадка

               Выделение(растворение) газа.

               Выделение(поглощение) тепла или света

               Изменение запаха

    4.Каковы условия течения химических реакций?

                 Соприкосновение

                   Нагревание

                  Действие электрического тока, света

                  Применение катализатора

3. Изучение нового материала.

 Какие вы знаете типы химических реакций, и по каким признакам можно их классифицировать?

(по числу и составу исходных и образовавшихся веществ)

Работа в опорных конспектах (приложение №1)

СИТУАЦИЯ №1

Мама решила   побелить квартиру. Пошла в магазин за известью, а её там не оказалось. Что делать? Тут она вспомнила, что  сосед предлагал ей негашеную известь (СаО) но  её  ,      надо залить водой, т.е. загасить. Что мама и сделала, когда пришла домой.

Попробуйте сделать то же самое.

Можно ли произошедшее явление назвать химической реакцией?

Если можно назвать химической реакцией, то, что на это указывает?

Какое вещество в результате образовалось?

Заполните предложенную таблицу(запишите уравнение реакции и схему подтверждающую тип реакции).

СИТУАЦИЯ №2.

Чтобы запаять чайник, папе для обработки поверхности металла понадобилась «травленая» соляная кислота. Для её приготовления он взял кусочек цинка и опустил его в раствор соляной кислоты.

Попробуйте сделать то же самое при помощи имеющихся реактивов. Можно ли произошедшее явление назвать химической реакцией?

Если можно назвать химической реакцией, то, что на это указывает?

Какие вещества в результате образовались?

Какое вещество имеет название «травленая кислота»?

Заполните предложенную таблицу(запишите уравнение реакции и схему подтверждающую тип реакции).

СИТУАЦИЯ №3

Члены кружка «Юный химик» помогали учителю готовить на следующий урок лабораторную работу. Случайно капля соляной кислоты попала на кусочек мела (карбонат кальция). Послышалось шипение, ребята испугались, подумав, что сейчас произойдет что-нибудь страшное. Опасно ли то, что случилось?

Попробуйте сделать то же самое при помощи имеющихся реактивов.

Можно ли произошедшее явление назвать химической реакцией?

Если можно назвать химической реакцией, то, что на это указывает?

Какие вещества в результате образовались?

Заполните предложенную таблицу.

 Составьте общую формулу этой реакции.

СИТУАЦИЯ №4.

 Светлана Леонидовна получила осадок гидроксида меди (II)(Сu(OH)2( при взаимодействии раствора сульфата меди (СuSO4) и избытка гидроксида натрия( NaOH))  для проведения лабораторного опыта с соляной кислотой. А ребята, невнимательно прочитав задание, взяли и нагрели его, ничего туда не добавляя. Вместо растворения голубого осадка выпал осадок другого цвета. Что произошло?

Попробуйте сделать то же самое при помощи имеющихся реактивов.

Можно ли произошедшее явление назвать химической реакцией?

Если можно назвать химической реакцией, то, что на это указывает?

Какие вещества в результате образовались?

СИТУАЦИЯ №5

На пришкольном участке учитель с ребятами решили обработать парники и теплицу раствором медного купороса (СuSO4). Для этого порошок сульфата меди (II) развели в воде в железном чане. Дали раствориться, пришли поливать, а раствор вместо голубого стал бесцветным, стенки чана покрылись красным налетом. Что же произошло? Можно ли теперь использовать этот раствор для обработки? Какую ошибку допустили работники?

Попробуйте сделать то же самое при помощи имеющихся реактивов.

Можно ли произошедшее явление назвать химической реакцией?

Если можно назвать химической реакцией, то, что на это указывает?

Какие вещества в результате образовались?

Заполните предложенную таблицу.

 

ЗАКРЕПЛЕНИЕ:

А теперь, для того, чтобы закрепить полученные знания вы выполните тестовую работу (приложение№2)  (7 минут)

Проверка своих работ (правильные ответы на слайде)

 

Кто набрал от 10 до 12 баллов поднимите руки. Молодцы, можете поставить себе оценку «5» .Кто набрал 8-9 баллов – «4» , 6-7 баллов «3»     передайте свои работы.

 Сегодня на уроке мы систематизировали ваши знания о  химических реакций , их типах и условиях протекания, и я думаю, что в дальнейшем вам не составит труда описывать химические свойства веществ, а также предсказывать возможности их получения, ведь нас с вами окружают вещества и постоянно происходящие с ними изменения, кроме того,  хорошо овладев этой темой, для вас не составит труда осуществлять цепочки химических превращений, решать всевозможные химические задачи.

  Д.З:  Вам дана ситуация: при сливании хлорида бария и серной кислоты образуется раствор, напоминающий молоко. Можно ли это «молоко» употреблять в пищу?

Можно ли произошедшее назвать химической реакцией, если можно, то, что на это указывает? Какие вещества в результате образовались? Заполните предложенную таблицу.

Рефлексия:

Задаются вопросы, побуждающие учащихся к рефлексии урока.

 Что было интересным?

Что нового сегодня узнали?

Чему научились?

Что вызвало затруднения?

На один и тот же вопрос могут ответить несколько учеников. Учитель наравне со всеми высказывает свое мнение.

Завершается урок выставлением оценок с комментариями.

 



Предварительный просмотр:

                                                                                                                            (Приложение №1)

                               Без химических реакций невозможна жизнь и всё многообразие веществ.

Тема урока:  Типы химических реакций.

Цель: обобщить и систематизировать знания о типах химических реакций.

ситуация

Ход работы

Уравнения реакций

Наблюдения, выводы.

Схема.

1.Мама решила   побелить квартиру. Пошла в магазин за известью, а её там не оказалось. Что делать? Тут она вспомнила, что  сосед предлагал ей негашеную известь (СаО) но её, надо залить водой, т.е. загасить. Что мама и сделала, когда пришла домой.

2. Чтобы запаять чайник, папе для обработки поверхности металла понадобилась «травленая» соляная кислота. Для её приготовления он взял кусочек цинка и опустил его в раствор соляной кислоты

3.Члены кружка «Юный химик» помогали учителю готовить на следующий урок лабораторную работу. Случайно капля соляной кислоты попала на кусочек мела (карбонат кальция). Послышалось шипение, ребята испугались, подумав, что сейчас произойдет что-нибудь страшное. Опасно ли то, что случилось?

4. Светлана Леонидовна получила осадок гидроксида меди (II)(Сu(OH)2( при взаимодействии раствора сульфата меди (СuSO4) и избытка гидроксида натрия( NaOH))  для проведения лабораторного опыта с соляной кислотой. А ребята, невнимательно прочитав задание, взяли и нагрели его, ничего туда не добавляя. Вместо растворения голубого осадка выпал осадок другого цвета

5.На пришкольном участке учитель с ребятами решили обработать парники и теплицу раствором медного купороса (СuSO4). Для этого порошок сульфата меди (II) развели в воде в железном чане. Дали раствориться, пришли поливать, а раствор вместо голубого стал бесцветным, стенки чана покрылись красным налетом. Что же произошло? Можно ли

Домашнее задание:  Вам дана ситуация. Можно ли произошедшее назвать химической реакцией, если можно, то, что на это указывает? Какие вещества в результате образовались? Заполните предложенную таблицу.

ситуация

Ход работы

Уравнения реакций

Наблюдения, выводы.

Схема.

При сливании хлорида бария и серной кислоты образуется раствор, напоминающий молоко. Можно ли это «молоко» употреблять в пищу?



Предварительный просмотр:

                                                                                                                     (Приложение 2)

ВАРИАНТ № 1

Часть А – задания с выбором ответа.

1. (1 балл) Из нескольких простых или сложных веществ образуется одно более сложное   вещество в реакции:

а) замещение

б) обмена

в) разложение

г) соединение.

2. (2 балла) Уравнение реакции обмена:

а) CaO + SiO2 = CaSiO3

б) FeS + 2 HCl = FeCl2 + H2S

в) 2 KClO3 = 2 KCl + 3O2

3. (3 балла) Даны исходные реагенты реакции:  CuO + H2SO4 = … Выбрать продукты реакции.

а) CuSO4 + H2O

б) Cu H2 + OSO4

в) CuSO4 + H2

Часть Б – уравняйте атомы в схемах реакций с помощью коэффициентов, укажите тип реакции.

4.(6 баллов)    а) Li + O2=  Li2O

                        б) Fe2O3 + Al = Al2O3 + Fe

                        в) Al +Cl2   =  AlCl3 

ВАРИАНТ № 2

Часть А – задания с выбором ответа.

1. (1 балл) Из одного сложного вещества образуется два или более новых веществ в реакции:

а) замещение

б) обмена

в) разложение

г) соединение

2. (2 балла) Уравнение реакции соединения:

а) CaO + SiO2 = CaSiO3

б) FeS + 2 HCl = FeCl2 + H2S

в) 2 KNO3 = 2 KNO2 + O2

3.(3 балла) из предложенных веществ выберите исходные реагенты, при взаимодействии которых образуются:  … = CuCl2 + 2 H2O.

а) Cu + 2 HCl

б) Cu(OH)2 + 2 HCl

в) CuO + 2 HCl

Часть Б – уравняйте атомы в схемах реакций с помощью коэффициентов, укажите тип реакции.

4.(6 баллов)    а) CuO + HCl = CuCl2 + H2O

                        б) NH3=  N2 + H2

                        в) Fe2O3 +  H2 = Fe + H2O


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по биологии в 7 классе по теме: " Класс Млекопитающие".

Урок по теме: Класс Млекопитающие проводится после изучения всей темы, способствует развитию познавательной деятельности учащихся. Форма: урок -игра "Счастливый случай" . также используется  при ...

Конспект обобщающего урока английского языка в 4 классе по теме "Уроки здоровой еды"

Открытый урок в 4 классе по УМК Биболетовой М.З. "Enjoy English"....

Обобщающий урок по теме "Химический состав клетки", 10 класс.

Основная задача урока систематизировать знания учащихся о химическом составе и функциях веществ клетки, используя электронный учебник «Биология 6-11 класс, лабораторный практикум», Республикански...

Презентация к обобщающему уроку по теме "Химические реакции"

Презентация  подготовлена для урока-обобщения по теме"Химические реакции"....

Технологическая карта обобщающего урока по биологии в 5 классе "Химический состав клетки"

Технологическая карта обобщающего урока по биологии в 5 классе "Химический состав клетки"...

Повторительно-обобщающий урок по истории в 6 классе на тему "Древняя Русь" (конспект урока и презентация к уроку)

Древняя РусьПовторительно-обобщающий урок  по истории. 6 классС презентацией Разработка Алексеевой В.И., учитель истории и обществознания МБОУ «Орининская СОШ»  Моргаушского...