Технологическая карта урока по органической химии
методическая разработка по химии (10 класс) на тему

Дружинина Галина Евгеньевна

Технологическая карта урока по органической химии по теме "А л к и н ы. Ацетилен, его получение" включает все этапы урока с учетом требований ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема урока

А л к и н ы. Ацетилен, его получение.

Цели

Образовательные:

Развивающие:

Воспитательные:

Продолжить формирование представлений учащихся об изомерии и номенклатуре органических веществ, умений составлять структурные формулы веществ, давать им названия на примере алкинов, изучить физические свойства и способы получения алкинов.

Образовательные: изучить строение, гомологический ряд, изомерию и номенклатуру алкинов на примере ацетилена и его гомологов.

Развивающие: создать условия для развития логического мышления через сравнение и установление взаимосвязи строения и свойств веществ с учетом зоны ближайшего развития; формирование умений переносить полученные знания в новую ситуацию.

Воспитательные: формирование научного мировоззрения через познаваемость химических явлений; формирование умений осуществлять самоконтроль хода и результатов своего труда; развитие коммуникативности личности.

Целеполагание от ученика

Личностные цели:  реализовать конкретные индивидуальные способности; уметь самовыражаться через материал предмета.
Предметные цели: сформировать положительное отношение к изучаемому предмету; выработать умения пользоваться простейшими приборами.

Когнитивные цели:  уметь провести опыты.
Оргдеятельностные цели:  овладеть навыками самоорганизации учебной деятельности; планировать деятельность.

Личностная значимость изучаемого для школьника

Обучающийся знает: употребляемые термины; конкретные факты; основные понятия.
Обучающийся понимает факты, правила, принципы; преобразует словесный материал в другие формы выражения.
Обучающийся применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях, демонстрирует правильное применение метода, использует понятия и принципы в новых ситуациях.
Обучающийся выделяет скрытые (неясные) предположения, оценивает значимость данных.
Обучающийся оценивает логику построения материала в виде письменного текста, оценивает соответствие выводов имеющимся данным.

Обучающийся выполняет заданную преподавателем работу, участвует в обсуждении вопросов, проявляет интерес к учебной дисциплине.

Планируемые результаты

Знать отличие алкинов по составу и строению от других углеводородов ; уметь составлять структурные и электронные формулы; указывать изомеры из предложенного перечня веществ и называть их; записывать формулы гомологов ацетилена и называть их.

План урока

Организационный  момент.

Актуализация знаний

Переход к изучению нового материала

1 этап изучения новых знаний  и способов деятельности

Первичная проверка понимания изученного

Лабораторный опыт. Получение ацетилена карбидным способом.

Закрепление

Запись домашнего задания

Подведение итогов.

Рефлексия

Метод обучения,

технологии

Рассказ

Демонстрация

Лабораторная работа

Групповая работа

-развивающее обучение;

-информационно-коммуникационные технологии;

-здоровьесберегающие технологии

Формы организации учебной деятельности

Работа в парах

-комбинированный урок

Приемы деятельности учителя

  • интонационное выделение учителем логически важных моментов изложения;
  • демонстрация учащимся таблиц, схем с целью иллюстрирования отдельных выводов;
  • задание учащимся на описание какого-либо объекта по образцу;
  • наводящие вопросы учащимся, побуждающие к актуализации знаний и способов действия.
  • обсуждение учителем возможных последствий, сделанных из неверных предположений;
  • организация конкретных наблюдений ученика, побуждающих к формулированию проблемы;

задание учащимся на обобщение фактов, изложенных учителем в специальной последовательности;

демонстрация объекта, явления, побуждающая к вычленению

сущности.

Познавательные вопросы и задания

Какие соединения называют алкинами? Назовите их особенности строения, тип гибридизации, угол между гибридными облаками, расстояние между атомами С≡С, типы связей в молекулах алкинов, пространственное строение простейшей молекулы алкинов.

Составьте структурную формулу 3-метилбутина-1. Напишите молекулярную формулу этого вещества и составьте структурные формулы трех его изомеров, назовите их.

Закончите схему превращении, указав формулы веществ, образующихся в указанных условиях:
1200ºC   HCl   Na   600ºC   KMnO4
СH4 → C2H4 → C2H5Cl → C4H10 → C4H8 → CH3COOH 

Вычислите массу уксусного альдегида, который образуется в результате гидратации ацетилена массой 3,12 г, если выход продукта составит 90% от теоретически возможного.

Организация деятельности учащихся

изучают строение молекулы ацетилена (наличие тройной связи);

выясняют отличие алкинов по составу и строению от других углеводородов

составляют структурные и электронные формулы; указывают изомеры из предложенного перечня веществ и называть их; записывают формулы гомологов ацетилена;

называют  ацетилен по международной номенклатуре;

проводят лабораторную работу по получению ацетилена.

Место в структуре темы

Тема 2. Углеводороды и их природные источники.

9-ый урок темы, изучение нового материала.

Развиваемые УУД

Называть, определять, распознавать, идентифицировать информацию, полученную в процессе обучения.

Применять информацию в выполнении конкретных действий.

Структурировать информацию, разбивать её на составляющие части, устанавливая специальные связи между ними.

Работать с источниками информации, использовать и структурировать имеющиеся знания, прогнозировать, обосновывать точку зрения, работать в заданном темпе, адекватно воспроизводить информацию.

Средства обучения, оборудование

Прибор для получения ацетилена, карбид кальция, вода, бромная вода, раствор перманганата калия. Масштабные модели молекул этана, этилена, ацетилена. Таблицы «Строение этана», «Строение этилена», «Строение ацетилена», «Гибридизация атомов водорода».

Модуль ФЦИОР «Получение и применение алкинов»

Текст учебника

ТСО

Лабораторное оборудовании

Видеоролик «Получение ацетилена»

Презентация «Ацетилен»

Основные понятия и термины урока

Общая формула алкинов, ацетилен, тройная связь. Ацетилен, его получение пиролизом метана и карбидным способом. Гомологический ряд, изомерия (цепи, положения тройной связи, межклассовая между алкинами и диеновыми), номенклатура. Физические свойства ацетилена.

Домашнее задание

§ 6, вопросы 1-3 после параграфа, выучить ключевые понятия темы.

Индивидуальные задания по карточкам для сдающих ЕГЭ.

Оценки за урок

За промежуточный и итоговый, за активные ответы.

Источники информации

Учебная литература:

Тематические тестовые задания для подготовки к ЕГЭ.

2) А.А. Каверина, Д.Ю. Добротин. ЕГЭ-2013. Химия: самое полное издание типовых вариантов заданий. М.:  Астрель, 2013

3) А.Э Антошин. ЕГЭ 2013. Сдаем без проблем М.: ЭКСМО, 2012

4) В.Н. Доронькин, А.Г. Бережная. Химия. Подготовка к ЕГЭ. Тематические тесты. Базовый и повышенный уровни. 10-11 клссы. Ростов-на-Дону: Легион, 2013

5) Р.А.Лидин. Химия: справочник. М.: АСТ: Астрель, 2014

6) Н.Е. Кузнецова, А.Н. Лёвкин. Задачник по химии. 10 класс. М: Издательский центр «Вентана-Граф», 2013

7) А.А. Каверина. ЕГЭ 2012. Химия. Актив-тренинг. Решение заданий А, В, С. М: Национальное образование, 2011

Электронный ресурс:

1) Сборник демонстрационных опытов для средней общеобразовательной школы. Школьный химический эксперимент. Органическая химия, часть 1. Современная гуманитарная академия, 2004

2) Образовательная коллекция 1С. Органическая химия. 10-11 классы. Лаборатория систем мультимедиа МарГТУ, 2000-2003.

3) Демонстрационное поурочное планирование. Органическая химия. В помощь учителю. Издательство «Учитель», 2007.

4) 1С: Репетитор. Химия. Теоретическая химия, неорганическая химия, органическая химия. ЗАО «1С»,1997-2001.

5) Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Репетитор по химии Кирилла и Мефодия. ООО «Кирилл и Мефодий», 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологические карты уроков химии в 10 классе по органической химии

Технологические карты уроков химии в 10 классе по органической химии составлены согласно требованиям ФГОС. Технологические карты уроков составлены по теме "Углеводороды"....

Технологическая карта урока по химии "Химия - часть естествознания. Предмет химии. Вещества"

Теннологическая карта урока по химии в 8 классе  "Химия - часть естествознания. Предмет химии. Вещества", УМК Габриелян О.С...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА «Виды изомерии в органической химии».

Цели для ученика1.Углубить знания об изомерии, изомерах, гомологии, гомологах.2. Отработать навыки конструирования молекул веществ.3. Закрепить знания о химической номенклатуре органических веществ.Це...

Технологическая карта урока химии в 10 классе "Основы номенклатуры органических соединений"

Технологическая карта урока химии в 10 классе по теме "Основы номенклатуры органических соединений". Программа - О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, С.Ю. Пономарев "Химия. 10 класс. Углубленный уровень" (...

Технологическая карта урока химии «Возникновение и развитие органической химии - химии соединений углерода. Классификация и номенклатура углеводородов».

Технологическая карта урока химии в 9 классе УМК Н.Е.Кузнецова, И.М.Титова, Н.Н.Гара по теме «Возникновение и развитие органической химии - химии соединений углерода. Классификация и номенк...

Технологическая карта урока «Реакционные частицы в органической химии. Взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений". 10 класс (профильный уровень).

Технологическая карта урока  « Реакционные частицы в органической химии. Взаимное влияние атомов в молекулах органических соединени"    была разработана  ...