Урок по органической химии на тему биополимеры-аминокислоты и белки для 9 и 10 классов
план-конспект урока по химии (10 класс) по теме

        Главный акцент на уроке делается на создание условий для выработки умений и навыков по успешному освоению химического содержания материала.

         Содержание учебного материала и виды работы направляются на возникновение желания открытого выражения собственного мнения, чтобы ученик был заинтересован, внутренне акти-вен,«выкладывался», все время находился в общении а не при своих интересах, не имеющих отношения к уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_po_organicheskoy_himii_v_10_klasse.docx20.89 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по органической химии на тему аминокислоты и белки для 9 и      

                                                 10 классов

Тема урока:  Биополимеры-аминокислоты и белки (УМК – Габриелян О.С.)

Тип урока: Закрепления знаний и умений  

                                                                    Зухбая Русудан, учитель химии

                                                                     и биологии ГБОУ школа №1331    

                                                                              «Молодая Иверия»    

                                                                     

      Цели урока:

      1.Обучения (предметные) – Обеспечение условий для деятельности учащихся по изучению предложенной темы. Актуализация опорных знаний о биополимерах, аминокислотах и белковых веществах. Построение структуры урока и логики подачи материала для определения степени привязанности темы к природе, к жизни, как высшей ценности на Земле.

      2. Развития (метапредметные) -  Создание условий для развития способности получения от учебного материала идей, ощущений , образов. Выработка умений  определять перспективные прикладные аспекты предоставляемого информационного поля. Развитие самостоятельности в добывании и использовании знаний и информации.

      3.Воспитания ( личностные) – Создание предпосылки для запуска у учащихся процессов саморазвития, самоопределения, приобретения индивидуальной образовательной системы и вектора. Стимулирование успеха учеников и создание условий для формирования устойчивой позитивной мотивации. Воспитание системы мировоззренческих убеждений , взглядов и отношении к окружающему миру, природе и обществу.

   

      Этапы урока:

                    I  ЭТАП - Организационный.

      1.Основные дидактические задачи (ОДЗ) – Определение направленности образовательного процесса. Создание условий для формирования мотивации по получении личных впечатлений и опыта от учебного материала. Создание положительного эмоционального и волевого тонуса на уроке. Обсуждение конкретного плана урока, определение приоритетов при изучении учебного материала.

      2.Формы организации деятельности учащихся -  (ФОД) – Общеклассная.

      3.Методы и приемы обучения (МО)- Общие, объяснение, эвристическая беседа, провоцирование дискуссии.

      4. Средства обучения (СО) – УМК, ТСО, таблицы, схемы, компьютерный терминал, кни-

ги, тетради.

      5.Примерное время (ПВ) – 5 минут.

                  II ЭТАП - Проверка выполнения домашнего задания.

      1.(ОДЗ) – Выявление пробелов в знаниях, способах добывания предметной компетенции. Примерные вопросы:

  • Сформулируйте определение биополимеров.
  • Какие биополимеры вам известны?
  • Что является мономером белковых веществ?
  • Какие функциональные группы входят в состав аминокислот?
  • Докажите двойственную природу аминокислот?
  • По каким параметрам можно классифицировать аминокислоты?

      2.(ФОД) – Определение причин отсутствия д/з или возникших при выполнении

затруднений. Принятие мер по их устранений.

      3.(МО) – Сочетание контроля и самоконтроля.

      4.(СО) -  Раздача карточек с ответами на затруднительные вопросы и их анализ. Отметить учащихся,которые хорошо справились с выполнением д/з., или хорошо

проанализировали причину возникших проблем.

      5. (ПВ) – 8 минут.

                      III ЭТАП – Подготовка к работе на основном этапе (актуализация).

  1. (ОДЗ) – Создание условий для актуализации знаний, для формирования предмет-

ной компетенции с помощью моделирования опорных знаний (концептуальных или формальных), для логического и интуитивно-образного мышления. Достижение высокой репродуктивности путем построения причинно - следственных взаимоотношении по изучаемому материалу.

      2.(ФОД) -  Групповая, индивидуальная.

3.(МО) – Словесно-наглядные, монологическая речь, дифференциально – диагностический опрос, работа у доски. Создание из классного сообщества 5 групп с неконтрастной компетентностью и погружения группы в соответствующие ситуации для эффекта умножения знаний. Создание условий для кооперирования в группу, ведения дискуссии, выработки коллективного решения. Защиты точки зрения:

а) группа 1-я: « химический дайджест» - обзор предварительно подготовленных медия- новостей  о биотехнологических промышленных  способах получения амино-

кислот и белков из различных продуцентов, об искусственных белковых молекулах.

б) группа 2-я: Соревновательный марафон по знанию терминов и выстраиванию иерархии понятий. Составление синквеинов на ключевые понятия для усовершенствования обучения на русском языке с учетом степени языкового барьера

учащихся этнокультурной школы (ГОУ СОШ №1331 с этнокультурным грузинским и азербайджанским компонентом). Примерный синквеин:

  • Аминокислоты
  • Заменимые, незаменимые
  • Растворяются, поликонденсируются, используются
  • Вступают  в пептидные химические связи
  • Образуют молекулы белковых веществ
  • Используются во многих отраслях
  • интересно

     в) группа 3-я: соревнование – кто быстрее составит схему образования полипептидов из  трех конкретных аминокислот (работа у доски).

     г) работа с картами на соотношение понятяи определения, заполнения пропущенных слов в тексте, завершения интеллект карты:    

                            \          /                                                                              \        /

                       оптические  изомеры                                        функциональные группы          

                                                                  \  аминокислоты /

                       образование пептид-   /                                \      химические свойства

                       ной связи

                                /         \                                                                            /         \  

д) группа 5–я: Творческая задача – провести мини пресс-конференцию на тему –конкретные отрасли использования аминокислот, а что если мы не выучим эту тему?

Подведение итогов работы  групп.

      4. (СО) – УМК, таблицы, компьютер.

      5.(ПВ) – 12 минут.

       IV ЭТАП– закрепление новых знаний и умений.

      1.(ОДЗ) – Создание условий для закрепления в памяти полученных знаний и повышения уровня осмысления изученного материала о структуре  белков, о фолдинге

белков,о роли русского биохимика А.Я. Данилевского в расшифровке структур белковых молекул, о химических свойствах белков. Обеспечение условий для реализации практических навыков и умений для проведения практической работы.

     Рассмотрение вопроса о специфическом процессе биосинтеза белков в клеточных структурах – рибосомах. Обсуждение кейса по вопросу – «геном человека содержит только20-30 тысяч генов, тогда как число различных белков около 100 тысячи.» (Осуществлениемежпредметной связи с биологией в рамках естественно - научного цикла.)

     Распознавание белков с помощью цветных реакций: а) Ксантопротеиновая реакция – в результате воздействия концентрированной азотной кислоты на белок образуется характерное желтое окрашивание. б) Биуретовая реакция – со свежеосажденным гидроксидом меди , белок окрашивается в красно – фиолетовый цвет. Проведение данного исследования и на базе медия – лаборатории (виртуальный опыт в компютере) и таким образом защита своих результатов. Учащиеся в тетрадях отмечают внешние эффекты.

         2.(ФОД) - Общеклассная, индивидуальная, работа у доски, проведение химического опыта.

         3.(МО) Объяснительно –иллюстративный, частично поисковый. Закрепление умения формулировать вопрос, аргументировать ответ, соотносить факты. Формирование оценочных навыков  и умений преодолевать трудности, использовать знания и способы действия в различных ситуациях, генерировать альтернативные решения.

      4.(СО) -  УМК, ТСО, ИКТ.

      5.(ПВ) – 10 минут.

       V ЭТАП – подведение итогов.

      1.(ОДЗ) – Подведение итогов урока с учетом охваченного информационного массива.

Создание условий для развития умения логически завершить обсуждения. Выработать коллективные и индивидуальные решения. Приобретать умения определять химические риски по изучаемой теме. Иметь ответ на вопрос – Для чего мы изучаем данную тему, а что если не будем его изучать? Актуализация вопросов понятих и изученных хорошо или не очень. Создать условия чтобы возникло желание более глубокого изучения данных вопросов и рассмотрения в свете выбора будущей профессии. Озвучивание темы следующего урока и определение круга интересов вокруг него.

      2.(ПВ) – 6 минут.

       VI ЭТАП – Информация о домашнем заданий.

Логическое продолжение содержания урока. Задание на расширение образовательного

пространства. Формирование умений структурировать, выделять главное, делать краткую запись, мини сообщение, задавать вопросы, строить схему, таблицу.

(ПВ) – 4 минуты.

     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-лекция по органической химии на тему: "Углеводы, их состав и классификация. моносахариды"

Углеводы - полифункциональные органические кислородосодержащие  соединения. Дана классификация углеводов по традиционной схеме. Особое внимание уделено особенностям строения моносахаридов и...

Методика проведения уроков по органической химии в 10 классе блоками и организация учебной деятельности учащихся в условиях адаптивной системы обучения.

В связи с нехваткой учебного времени для  изучения материала органической химии в полном объеме и закрепления учащимися полученных знаний, я делюсь опытом преподавания органической химии блоками ...

Методическая разработка урока по дисциплине химия по теме «Углеводороды и кислородосодержащие органические соединения»

Данная разработка содержит урок-викторину по химии по темам: предельные и непредельные углеводороды, кислородосодержащие органические соединения....

Открытый урок по органической химии.Тема: «Природные источники углеводородов».

Задачи:1.     Изучить  состав  нефти,  природного  и  попутного  газов,  сущность  и  значение  их  переработки,  област...

Методическая разработка урока по органической химии «Качественное определение углерода, водорода и хлора в органических соединений"

В данной методической разработке представлена поэтапная работа на уроке химии в 10 классе....

презентация к уроку по органической химии тема "Предельные углеводороды - алканы"

Предельные углеводороды являются первым классом органических веществ, с которым знакомятся учащиеся. Презентация содержит понятия о составе, строении, номенклатуре, изомерии и свойствах алканов.Предст...

Обобщающий урок по органической химии 10 кл " Кислородосодержащие органические соединения"

Запах цветов,вкус пряностей,запах духов,новогодние зеркальные игрушки, феромоны и многое другое о чем можно узнать на уроке связаны с кислородосодержащими веществами.Исследование качественного состава...