Урок по химии "Реакция соединения", 8 класс.
учебно-методический материал по химии (8 класс) на тему

Барабанова Надежда Дмитриевна

Данный урок проводился в 8 классе. Тип урока: изучения нового материала. На данном уроке использовались различные методы и приемы, формы организации познавательной деятельности обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teh_karta_na_otkr_urok.doc78.5 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku.pptx1.09 МБ

Предварительный просмотр:

        

Технологическая карта урока

по теме «Типы химических реакций.

Реакции соединения».

Разработала: Барабанова Н.Д.

                                                                                                                                             учитель химии

                                                                                                                                               

Технологическая карта урока

Предмет: химия

Класс: 8 класс

Автор учебника: Габриелян О. С.

Тема урока: «Типы химических реакций. Реакции соединения».

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.

Дидактическая цель: создание условий для усвоения  учащимися знаний о реакциях соединения.

Задачи урока:

  1. Способствовать усвоению понятий «реакции соединения», научить учащихся писать уравнения реакций соединения, отличать реакции соединения среди других типов химических реакций (предметный результат).
  2. Продолжить развивать  внимательность, наблюдательность,  пытливость, инициативу,  выявлять причинно-следственные связи, искать аналогии и работать в команде (метапредметный результат).
  3. Формировать умения управлять своей учебной деятельностью (личностный результат).

Методы обучения: проблемный, эвристический, экспериментальный.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальная, парная,

Средства обучения: учебник, хим.реактивы: оксид кальция, вода, индикатор-фенолфталеин; химическая посуда- химические станы, стеклянные палочки, компьютер, презентация,  видеоролик

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Средства

Этап 1. Организационный

 - Добрый день, ребята! Мы как всегда рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе.

Психологический настрой.

Организация познавательной деятельности

1) В чем  отличие физического явления от химического?

2) По каким признакам можно определить, что произошла химическая реакция?

3) Какому закону, связанному с массой веществ, подчиняются все химические реакции?

Приветствуют учителя, настраиваются на урок.

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы т.1

Личностные

(смыслообразование)

Регулятивные (оценка, саморегуляция)

Познавательные анализ явлений с целью выделения признаков

Слайд №1

Этап 2. Актуализация субъектного опыта

Предлагает выполнение упражнений по теме «Химические  уравнения».

       Выполняют задание у доски и в раб тетради

H2 + O2 → H2O

  Al(OH)3  →Al2O3 + H2O

 цинк + соляная кислота →   хлорид цинка +водород

 Карбонат кальция = оксид кальция + оксид углерода (4)

Личностные (самоопределение)

Регулятивные 

(оценка, саморегуляция)

Коммуникативные (взаимоконтроль по ходу выполнения задний)

.

Создание проблемной ситуации.

Из уравнений  химических реакций выделить ту, которая является «антонимом» реакции разложения

Учащиеся  выделяют из предложенных УХР  реакцию соединения

.

Познавательные

(анализ химических реакций с целью выявления отличий)

Этап 3. Этап изучения новых знаний и способов деятельности

С     - Учитель подводит учащихся к определению темы урока, 

- просит учащихся  сформулировать задачи урока.

Предлогает, используя прием противопоставления ,  дать определение понятия «Реакция соединения».

Создание проблемной ситуации:

Что необходимо прибавить к кальцию, чтобы получить его оксид?

 Как из оксида получить гидроксид7

Как доказать, что получили основание(щелочь)?

Лабораторный опыт.

Проводит краткий инструктаж по технике безопасности.

Пример на шарико-стержневых моделях, моделирование на учениках класса

Составляют цепь превращения:

Ca      CaO     Ca(ОH)2

Взаимодействие оксида кальция с водой, действие индикатора на раствор щелочи  наблюдение  изменение окраски

Записывают уравнения  химических реакций.

Познавательные

(постановка и решение проблемы, логические универсальные действия, наблюдение, проведение эксперимента)

Коммуникативные

(сотрудничество в поиске и сборе информации)

Регулятивные

 ( формирование умения слушать собеседника, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве)

шарико-стержневые модели

Реактивы и оборудование  к  лабораторному  опыту: оксид кальция, вода, индикатор-фенолфталеин, химическая посуда

Этап 4.Первичная проверка понимания изученного материала

 Предлагает творческая задачу,

 организует самопроверку

Выполняют задания, составляют в тетрадях ухр, определяют  тип реакции,

. 4Al + 3O2 = 2Al2O3

2Mg + O2  = 2MgO

Осуществляют  самопроверку , сравнивая с эталоном

Познавательные- анализ явлений, описанных в тексте явлений. Составление ухр на  основе проведенного анализа

Слайд 11

 

Этап 5. Закрепление изученного материала

Учитель предлагает выполнить тестовое задание №, стр

Организует коллективную проверку выполненного задания

Выполняют задания с целью самооценки, обсуждают результаты

Познавательные

( анализ объектов с целью выделения признаков)

Регулятивные

 ( контроль и коррекция)

Ким,

тест№12, вариант2, задания№1,3, В1В2

Этап 6. Информация о домашнем задании

Предлагает разноуровневые домашние задания по выбору,

1 уровень:  § 30 упр.1 на с. 159

2 уровень

Ученики выбирают задания по уровням

Личностные (самоопределение)

Регулятивные (оценка, саморегуляция)

учебник

Этап 7 Подведение итогов учебного занятия Рефлексия

Подводит итоги, предлагает уч  высказать свое мнение о раскрытии темы урока и достижение его цели.

Выставляет оценки.  

Делают вывод о  необходимости умения наблюдать, проводить эксперимент, изучать вещества и происходящие с ними явления.

Регулятивные (оценка, саморегуляция)

Учитель инициирует рефлексию  (Приложение 3.

Анкета для учеников.

Учитель благодарит за урок.

Для самооценки работы учащиеся заполняют  карточку №

Регулятивные (оценка,)

После таблицы

Приложение 3.

                                                        Слайд № 1.

Задание: Среди данных явлений определите, какие явления относятся к физическим, а какие к химическим.

1) При нагревании вода превращается в пар.

2) При сильном измельчении кусочек мела превращается в белый порошок.

3) Плавление металла.

4) Многие металлы в чистом виде хорошо отражают свет и блестят.

5) Горение природного газа.

6) После прокаливания медной проволоки на ней появился черный налет.

7) Перегонка нефти.

8) Ржавление железа.

Приложение 1.

Анкета для учеников.

  1. Твое отношение к сегодняшнему уроку (выбери вариант ответа):

А) отличный, интересный, захватывающий;

Б) Хороший, содержательный, заставляющий работать;

В) нормальный, обычный;

Г) Скучный, работал без интереса;

Д) Бесполезный, совсем не интересный;

Е) твой вариант ответа ---------------------------------------------------------------------------------.

  1. Вспомни тему урока -----------------------------------------------------------------------------------------.
  2. Какая цель стояла перед тобой на уроке? ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------.
  3. Какие события, факты, явления, формулы, правила ты усвоил на уроке?---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------.
  4. Чему новому ты научился на уроке? ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------.
  5. Какую оценку за работу на уроке ты бы поставил себе? ---------------------------------------
  6. Какую оценку за работу на уроке ты бы поставил учителю? ---------------------------------


Типы реакций

        Определение:                                                Определение:

           Примеры:                                                         Примеры:  

           

                                     


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В явленьях частных общее найти» (Д. Байрон)

Слайд 2

Карточка № 1. Явления. Из приведённого перечня явлений выпишите цифры тех, которые относятся к химическим: 1. При нагревании вода превращается в пар 2. При сильном измельчении кусочек мела превращается в белый порошок 3. Плавление металла 4. Многие металлы в чистом виде хорошо отражают свет и блестят 5. Горение природного газа 6. После прокаливания медной проволоки на ней появился черный налет 7. Перегонка нефти 8. Ржавление железа

Слайд 3

Ответим на вопросы 1) В чем отличие физического явления от химического? 2) По каким признакам можно определить, что произошла химическая реакция? 3) Какому закону, связанному с массой веществ, подчиняются все химические реакции

Слайд 5

Уравнения химических реакций 2 H 2 + O 2 → 2 H 2 O 2 Al ( OH ) 3 → Al 2 O 3 +3 H 2 O цинк + соляная кислота → хлорид цинка +водород Zn + 2 HCL = ZnCL 2 + H 2 Карбонат кальция = оксид кальция + оксид углерода (4) CaCO3 = CaO + CO 2 Из уравнений химических реакций выделить ту, которая является «антонимом» реакции разложения

Слайд 6

Реакции соединения

Слайд 7

Определяем цель урока Ключевые слова Изучить ----------------, Научиться---------------------, уметь применять закон ------------------к этим реакциям

Слайд 8

используя прием противопоставления , дать определение понятия «Реакция соединения».

Слайд 9

Составляем цепь превращения: (элемент № 20) Составляем цепь превращений для элемента № 20

Слайд 11

Лабораторный опыт Получение гидроксида кальция Как из оксида получить гидроксид ? Как доказать, что получили основание(щелочь)? Составить уравнение химической реакции Определить тип химической реакции

Слайд 12

Проблемная ситуация. ( творческая задача) Многие ваши сверстники в военные годы во время налетов дежурили на крышах домов. Одной из основных задач была борьба с зажигательными бомбами. Начинкой таких бомб была смесь порошков алюминия и магния. При ударе бомбы о землю срабатывал детонатор, воспламеняющий зажигательный состав и все вокруг начинало гореть. Напишите уравнения реакций, происходящих при взрыве такой бомбы, расставьте коэффициенты, определите тип реакции

Слайд 13

Творческая задача. 4 Al + 3O 2 = 2Al 2 O 3 2Mg + O 2 = 2MgO

Слайд 14

ким Стр 40, вариант № 2 Вопросы № А1 А3 В1 В2

Слайд 15

Домашнее задание 1 уровень:§ 30 упр. 2 на с. 159 2 уровень: составить тест по изученной теме. 3 уровень:

Слайд 16

Рефлексия Анкета для учеников. Твое отношение к сегодняшнему уроку (выбери вариант ответа): А) отличный, интересный, захватывающий; Б) Хороший, содержательный, заставляющий работать; В) нормальный, обычный; Г) Скучный, работал без интереса; Д) Бесполезный, совсем не интересный; Е) твой вариант ответа ---------------------------------------------------------------------------------. Вспомни тему урока -----------------------------------------------------------------------------------------. Какая цель стояла перед тобой на уроке? ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------. Какие события, факты, явления, формулы, правила ты усвоил на уроке?---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------. Чему новому ты научился на уроке? ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------. Какую оценку за работу на уроке ты бы поставил себе? --------------------------------------- Какую оценку за работу на уроке ты бы поставил учителю? --------

Слайд 17

Спасибо за урок!

Слайд 18

Список источников изображений http://chemistry.phillipmartin.info/ http://lazafrabilingue12.wikispaces.com/Physics http://www.sunhome.ru/cards/17257 http://portal.rin.ru/news/81193/ http://no-chemistry.ru/1811


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок химии в 8 классе "Обобщающий урок по теме "Соединения химических элементов"

Данный урок является обобщающим уроком по теме "Соединения химических элементов",...

Урок по теме "Важнейшие классы бинарных соединений – оксиды и летучие водородные соединения."

Открытый урок по химии  по теме "Важнейшие классы бинарных соединений - оксиды и летучие водородные соединения". с применением интерактивной приставки MIMIO...

План-конспект урока химии в 11 классе "Обобщение по теме "Основные классы неорганических соединений. Генетическая связь между классами неорганических соединений."

Цель урока: обобщение, систематизация и углубление знаний по основным классам неорганических соединений, генетической связи между ними; подготовка учащихся к контрольной работе. Нетрадиционная форма у...

Конспект урока с презентацией к обобщающему уроку по химии 8 класса на тему "Соединения химических элементов"

Обобщающий урок по теме "Соединения химических элементов" по химии 8 класс. Урок проводится в форме игры-путешествия. Такая форма способствует качественному закреплению материала. Цель урока: выявить ...

Технологическая карта урока биологии в 8 классе. Тема урока «Скелет. Строение, состав и соединение костей»

Технологическая карта урока биологии в 8 классе.Тема урока «Скелет. Строение, состав и соединение костей»...

Конспект урока по химии, 9 класс на тему "Соединения алюминия. Применения алюминия и его соединений."

Обеспечить в ходе урока усвоения знаний о соединениях алюминия: оксидах и гидроксидах.Продолжить формирование умений составлять уравнения реакций с участием амфотерных соединений....