Разработка урока "Простые вещества -металлы" 8 класс
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Ицкович Татьяна Яковлевна
Это урок изучения нового материала с использованием компьютерных технологий. и элементами системно-деятельностного подхода. .Цели урока: Обучающие - Повторить особенности строения металлов. Ознакомиться с общими физическими свойствами металлов и их значением. Воспитательные - воспитывать культуру общения через работу в парах. Развивающие - развивать умение вести наблюдение, анализировать информацию, выделять главное, способствовать развитию познавательного интереса .Тип урока: Комбинированный Оборудование: Презентация в PowеrPoint. Проектор.Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.Учебник: О. С. Габриелян, Химия, 8 класс, Инструктивная карточка для проведения данного урока Реактивы и оборудование и реактивы: наборы коллекций металлов, инструктивная карта для проведения лабораторной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prostye_veshchestva_-_metally_ur.docx33.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование город Краснодар

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

муниципального образования город Краснодар

основная общеобразовательная школа №81

Урок химии в 8 классе

(С элементами системно-деятельностного подхода).

 

Открытый урок    

для учащихся 8 «А» классов.

Учитель:  Ицкович Татьяна Яковлевна

Тема: Простые вещества – металлы.

Цели урока:

Обучающие - Повторить особенности строения металлов. Ознакомиться с общими физическими свойствами металлов и их значением.

Воспитательные - воспитывать культуру общения через работу в парах.

Развивающие - развивать умение вести наблюдение, анализировать информацию, выделять главное, способствовать развитию познавательного интереса.

Методы обучения:

- словесные (беседа, рассказ);

-практические; (выполнение лабораторной)

-наглядные (презентации)

-частично-поисковые (проектная деятельность, инструктивные карточки)

методические приемы – работа с текстом, лабораторная работа, самостоятельная работа с текстом учебника и со слайдами презентации, взаимопроверка результатов, работы в паре.

Тип урока: Комбинированный

Оборудование:

Презентация в PowеrPoint. Проектор.Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.Учебник: О. С. Габриелян, Химия, 8 класс,

Инструктивная карточка для проведения данного урока

Реактивы и оборудование и реактивы: наборы коллекций металлов, инструктивная карта для проведения лабораторной работы.

Интернет – ресурсы.

Ход урока.

II. Организационный момент урока.

II. Актуализация знаний.

III. Изучение физических свойств металлов.

IV.Проектная деятельность по теме «Значение металлов»

  Учитель: Обратите внимание, на ваших столах лежит карточка-тест по теме «Металлы» Посмотрите, прочтите и отложите в сторонку. (Стадия  осмысления)

Карточка-тест.

Закончите предложения.

1. У металлов на внешнем энергетическом уровне ……….электрона.                            

2.  У всех металлов имеется  ………………………….блеск.

3. Все металлы по агрегатному состоянию……………….., за исключением…………

4. Все металлы……………………………цвета, за исключением металлов ……………...

5. Все металлы проводят……………………………….

6. Общность физических свойств металлов объясняется наличием у них………………связи.

7.  Определите тип химической связи: Н2,  Na,  K Cl, H Cl

Учитель. Прежде чем мы запишем тему урока, я попрошу вас послушать мой рассказ. (Формируем потребность в знании)

В одном Менделеевском царстве, периодическом государстве в семиэтажном дворце поселились коренные жители. Называли их в зависимости от местожительства в занимаемых комнатах.

Впрочем, догадайтесь сами. Одни жители в этом дворце были бедны, но беспечны. Хотя в карманах у большинства из них было мало монет, никто не горевал по этому поводу. Если же заводилась хоть одна лишняя монета, то характер их портился, они становились агрессивными и даже опасными, поэтому скорее хотели от неё избавиться, чтобы стать опять добрыми и веселыми.

Другие жители - «знать» этой страны отличалась от простых граждан своей скупостью. Свои монеты они неохотно одалживали и при малейшей возможности стремились забрать еще. Не смотря на разное материальное благополучие – бедные жители и знать были уверенны в себе и жили под девизом «мой дом - моя крепость».

Учитель. (Подвожу к осознанию темы)

Скажите, о каких жителях царства идёт речь? (Металлы и неметаллы).

С какими простыми веществами мы познакомились на прошлом уроке? (Неметаллами)

Какие вещества называются простыми?

Значит тема нашего урока (Формулируют сами учащиеся )

 «Простые вещества-металлы» (запись в тетрадь) (Слайд№1)

Учитель. Давайте вместе спланируем нашу работу.

Вспомним ,что обозначает термин – химия?

Учащиеся. Химия – это наука о веществах, их свойствах и превращениях.

Учитель. Поработаем с определением. Что мы можем узнать о металлах, исходя из определения? Дискуссия. ( Планируем совместную  деятельность с учениками.) (Слайд№2)

План изучения темы.

1.Повторить особенности строения металлов и металлическую связь.

2.Познакомиться с общими физическими свойствами металлов.

3.Выяснить значение металлов.

Учитель. И так повторим особенности строения атомов металлов и связь, которая для них характерна, а на основании знаний о связи познакомимся с физическими свойствами металлов. Запишем в тетрадь информацию для запоминания(Слайд№3). Вернёмся к рассказу. (Слайд№4).

Работаем в парах по инструктивной карте№1. Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяются групповые методы) (Приложение 1). Время на выполнение заданий -5 минут.

Учитель. Учащиеся осуществляют контроль. Проверяем задание №1.(Работа по периодической системе) с классом. Двое учащихся представляют схему на доске. (Обсуждение).

Делаем вывод о положении металлов согласно, предложенных схем. Переносим схемы на периодическую таблицу ( Слайд №5).

Учитель. Ребята, какая схема более правильная и почему?

Учитель. Трое учащихся у доски готовят к проверке (Задание №2,№3 инструктивная карта-приложение 1.)

 Проверяем. Работаем по заданию№4.Делаем вывод о строении металлов и наличии металлической связи.

Учитель. Внимание видеосюжет. Старинная легенда. (Простые вещества металлы и неметаллы – кадр №2)

http://fcior.edu.ru/card/11249/prostye-veshestva-metally-i-nemetally.html

Учитель: Почему царь назвал кузнеца главным? (проблемный вопрос)

Изучение физических свойств металлов.

Учитель. Ребята, давайте вспомним строение кристаллической решётки металлов.

  1. Какие частицы находятся в узлах кристаллической решётки? (положительные ионы и атомы металлов)
  2. Какие частицы перемещаются между положительными ионами и атомами металлов. (Электроны)
  3. Почему эти электроны называются свободными?

Учитель Внимание-видеосюжет. (Общая  характеристика металлов. Значение металлов в природе и жизни человека. Кадр№3)

 Презентация «Простые вещества – металлы»

Какие физические свойства обуславливают свободные электроны? Запишите их в тетрадь в процессе просмотра видеосюжета.

Учитель. Теоретически с физическими свойствами металлов мы познакомились. А теперь давайте познакомимся на практике. Для этого проведём лабораторную работу. Работаем по инструктивной карте. (Приложение 2). Время-5 минут.

Не забываем правила работы по ТБ : (Вспоминаем в процессе беседы)

Учитель: Сделаем вывод. Какие физические свойства характерны для металлов?

 Какие физические свойства обуславливают свободные электроны?

Вернёмся к проблемному вопросу.  Почему кузнеца, царь назвал главным? (Дискуссия)

Ответы учащихся, основанные на строении металлов (Кристаллическая решётка, металлическая связь, характерные физические свойства)

Учитель (Работа с учебником) (страница 87)

 На основании данных таблицы ,сравните физические свойства металлов и неметаллов).Учащиеся делают вывод, сравнивая агрегатное состояние, виды химической связи и физические свойства).

Учитель. Скажите, пожалуйста ,а зачем нам нужны знания о металлах?

Учащиеся выступают с проектами по темам. (Презентации прилагаются)

1. презентация - металлы в нашей жизни.

2.презентация - металлы в медицине.

3.презентация - металлы в организме человека.

 Учащиеся дают оценку деятельности учащиеся (оценивание результатов деятельности товарищей)

Возвращаемся к вопросу. Учащиеся делают вывод о значении металлов в быту, медицине, в организме человека.

Учитель: Вернёмся к тестам – карточкам. (Работа с тестами) Передайте для проверки соседу по парте. Оцените работы, подпишите и передайте на первую парту.(  взаимопроверка)

Рефлексия: Продолжите фразу:

Сегодня на уроке я узнал……

Было интересно, потому что…..

Учитель: Домашнее задание на выбор. (Творческие задания) (Слайд№8)

 Всем спасибо за урок.

Приложение 1.

Инструктивная карта к уроку на тему «Простые вещества-металлы»

Работа в группах.

В одном Менделеевском царстве, периодическом государстве в семиэтажном дворце поселились коренные жители. Называли их в зависимости от местожительства в занимаемых комнатах. Впрочем, догадайтесь сами. Одни жители в этом дворце были бедны, но беспечны. Хотя в карманах у большинства из них было мало монет, никто не горевал по этому поводу. Если же заводилась хоть одна лишняя монета, то характер их портился, они становились агрессивными и даже опасными, поэтому скорее хотели от неё избавиться, чтобы стать опять добрыми и веселыми.

        Другие жители - «знать» этой страны отличалась от простых граждан своей скупостью. Свои монеты они неохотно одалживали и при малейшей возможности стремились забрать еще. Не смотря на разное материальное благополучие – бедные жители и знать были уверенны в себе и жили под девизом «мой дом - моя крепость».

1.Укажите местожительство металлов в периодическом государстве?( Составьте схему)

2.Докажите с точки зрения строения атомов различия между жителями царства.

Строение атомов химических элементов.

Металлы

Неметаллы

№2

№6

№11

№17

Вывод: количество электронов на последней оболочке.

3.Докажи, что бедные жители были уверены в себе? Механизм образования связи на примере лития и хлора. Как данная связь называется?

Приложение2.

Инструктивная карта по выполнению лабораторной работы
"Физические свойства металлов"

Лабораторная работа «Физические свойства металлов»

Цель: Познакомиться с физическими свойствами металлов.

Оборудование: Набор металлов (алюминиевая проволока, медная проволока).

Внимательно рассмотрите образцы и установите: твердыми или жидкими являются металлы. Зафиксируйте результат.

Рассмотрите образцы металлов и определите цвет каждого из них. Зафиксируйте результат.

Рассмотрите образцы металлов и определите есть ли у них блеск.

Несколько раз перегните образцы металлов и, установите,  пластичны ли они? Зафиксируйте результат.

Определите из жизненного опыта тепло и электропроводность металлов.

Металл

Твёрдость

цвет

Блеск

пластичность

Теплопроводность

Электро-

провод-ть

AL

Си

Fe

Zn


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по химии в 8 классе на тему «Простые вещества - металлы»

Методическая разработка урока по химии в 8 классе на тему «Простые вещества - металлы»Учитель химии...

Простые вещества-металлы. 9 класс.Презентация.

урок-игра по теме : положение металлов в периодической системе и их физические свойства...

Конспект урока по химии в 8 классе по теме "Простые вещества - металлы"

Урок разработан с применением учебных структур Сингапурской методики...

Конспект урока по химии в 8 классе по теме "Простые вещества - металлы"

Урок разработан с применением учебных структур Сингапурской методики...

урок химии в 8-ом классе по теме "Простые вещества - металлы и неметаллы"

Класс: 8Тема урока: Простые вещества металлы и неметаллыБазовый учебник (название, автор): Химия 8 класс Габриелян О.С.Цель урока: создать условия для самостоятельной работы учащихся по определению со...

Урок по теме: "Простые вещества - металлы и неметаллы" 8 класс

Презентация к уроку в 8 классе по теме: "Простые вещества - металлы и неметаллы". ознакомление тс физическими свойствами, аллотропные видоизменения металлов и неметаллов....

Открытый урок по теме "Металлы- простые вещества" 8 класс.

Урок по теме "Металлы- простые вещества"-8 класс с элементами системно-деятельностного подхода. Инновационность данного урока заключается в отборе материала по принципу целостности ,практического знач...